1 Царств 7 глава

Первая книга Царств
Библейской Лиги ERV → Толковая Библия Лопухина

Библейской Лиги ERV

1 Жители Кириаф-Иарима пришли в Вефсамис, забрали ковчег Господа и принесли его на холм в дом Авинадава. Они провели особую церемонию, чтобы подготовить Елеазара, сына Авинадава, охранять ковчег Господа.
2 И ковчег простоял в Кириаф-Иариме двадцать лет. Народ Израиля стал снова следовать за Господом.
3 Самуил обратился к израильтянам с такими словами:
«Если вы всем сердцем своим повинуетесь Господу, вы должны избавиться от иноземных богов. Вы должны выбросить идолов богини Астарты. Вы полностью должны отдаться Господу и служить только Ему, тогда Господь спасёт вас от филистимлян».
4 Израильтяне выбросили идолов лжебога Ваала и Астарты и стали служить лишь Господу.
5 Самуил сказал:
«Все израильтяне должны собраться в Мицфе. Я помолюсь о вас Господу».
6 Израильтяне собрались в Мицфе. Они черпали воду и проливали её перед Господом (так они начинали время поста). Они постились в тот день и исповедовались в своих грехах. Они говорили:
«Мы согрешили перед Господом».
Самуил был судьёй над израильтянами в Мицфе.
7 Филистимляне услышали, что народ Израиля собрался в Мицфе, и филистимские правители пошли против израильтян. Израильтяне, услышав об этом, очень испугались.
8 Они сказали Самуилу:
«Не переставай молиться о нас Господу, Богу нашему, чтобы Он спас нас от филистимлян!»
9 Самуил взял ягнёнка, принёс его в жертву всесожжения Господу и молился Господу об Израиле. И Господь услышал его молитву.
10 Когда Самуил приносил жертву, филистимляне вышли на битву с Израилем. Но Господь разразился сильным громом над филистимлянами и привёл их в ужас и смятение. Так израильтяне победили филистимлян в битве.
11 Израильтяне выступили из Мицфы, и преследовали филистимлян, и убивали их до самого Вефхора.
12 После этого Самуил взял камень и поставил его между Мицфой и Сеном. Он назвал этот камень «Камнем Помощи» и сказал:
«Господь помогал нам на протяжении всего пути, вплоть до этого места!»
13 Филистимляне были побеждены, и поэтому они больше не ходили в Израильскую землю. И пока был жив Самуил, Господь был против филистимлян.
14 Филистимляне забрали у Израиля города от Екрона до Гефа, но израильтяне отвоевали у них эти города и их окрестности. Между израильтянами и аморреями тоже был мир.
15 Самуил вёл за собой Израиль всю свою жизнь.
16 Он ходил с места на место и судил народ Израиля. Каждый год он обходил страну: Вефиль, Галгал, Мицфу — и судил израильский народ во всех этих городах.
17 Но дом Самуила был в Раме, и поэтому он всегда возвращался туда. В этом городе Он построил алтарь Господу и судил там народ.

Толковая Библия Лопухина

Пребывание Ковчега Завета в Кириаф-Иариме. Правление судии и пророка Самуила.

1Цар 7:1. И пришли жители Кириаф-Иарима, и взяли ковчег Господа, и принесли его в дом Аминадава, на холм, а Елеазара, сына его, посвятили, чтобы он хранил ковчег Господа.

На основании 1Пар 15:10−11 полагают, что «Аминадав» и его сын «Елеазар» принадлежали к колену Левия. В г. Кириаф-Иарим Ковчег Завета находился до времен царя Давида, который перенес его в новоустроенную им иерусалимскую скинию (2Цар 6:1). Что же касается самой скинии, находившейся в Силоме, то она была перенесена сначала в Номву (1Цар 26:1), затем — в Гаваон (1Пар 16:39:21.29; 2Пар 1:3) и, наконец, разобрана и сложена в одном из помещений Соломонова храма в Иерусалиме, совместно со скинией Давидовой.

1Цар 7:2. С того дня, как остался ковчег в Кириаф-Иариме, прошло много времени, лет двадцать. И обратился весь дом Израилев к Господу.

«И обратился весь дом Израилев к Господу»: под внешним влиянием филистимского гнета (1Цар 7:3) евреи раскаялись в своих увлечениях язычеством соседей и обратились сердцем к исполнению благого и совершенного закона Господня.

1Цар 7:4. И удалили сыны Израилевы Ваалов и Астарт и стали служить одному Господу.

«Ваал и Астарта» — языческие божества, чествовавшиеся в Ханаане, Финикии, Месопотамии и других странах Передней Азии. Культ Ваала говорил преимущественно о грозном могуществе божества; культ Астарты — о его производительной силе. Последний сопровождался различного рода распутством, возведенным до степени священного служения богине. (Подробнее см. в соч. М. Пальмова «Идолопоклонство у древних евреев». Спб. 1897, с. 217−246, 295−335).

1Цар 7:5. И сказал Самуил: соберите всех Израильтян в Массифу и я помолюсь о вас Господу.

«Массифа» Самуилова — город на северо-западе от Иерусалима, на юг от Гаваона.

1Цар 7:6. И собрались в Массифу, и черпали воду, и проливали пред Господом, и постились в тот день, говоря: согрешили мы пред Господом. И судил Самуил сынов Израилевых в Массифе.

«Черпание воды и поливание ею пред Господом» служило символом глубокого сокрушения о грехах и вместе покаянной жертвы еврейского народа. В Плач 2:19 кн. «Плач Иеремии» встречается выражение: «Изливай, как воду, сердце твое пред лицем Господа»!

«Судил» — в смысле разбирал дела и тяжбы народа, наставляя его в истинном законе.

1Цар 7:7. Когда же услышали Филистимляне, что собрались сыны Израилевы в Массифу, тогда пошли владетели Филистимские на Израиля. Израильтяне, услышав о том, убоялись Филистимлян.

Филистимлянам представилось, что евреи сосредоточились в Массифе не иначе как с враждебной к ним целью.

1Цар 7:9. И взял Самуил одного ягненка от сосцов, и принес его [со всем народом] во всесожжение Господу, и воззвал Самуил к Господу о Израиле, и услышал его Господь.

В отношении особенностей религиозного и общественного быта евреев период Судей может быть рассматриваем как период патриархальной реакции в жизни народа. Закон о единстве богослужебного пункта и исключительности богослужебных лиц не был соблюдаем с большой строгостью даже лучшими из евреев того времени. Помимо скинии, жертвы Истинному Богу приносились и там, где то или другое лицо ощущало потребность в их принесении; и приносились нередко людьми, не имевшими священного сана. (Подробнее см. в соч. И. Троицкого «Религиозное, общественное и государственное состояние евреев во время Судей». Спб., 1885).

«Ягненка от сосцов» — жертвенный агнец должен быть по закону (Лев 22:27) не моложе семи дней.

1Цар 7:11. И выступили Израильтяне из Массифы, и преследовали Филистимлян, и поражали их до места под Вефхором.

По мнению епископа Гервея, между евреями и аморреями был заключен оборонительный союз, направленный главным образом против филистимлян (Английская Комм. Библия).

1Цар 7:17. потом возвращался в Раму; ибо там был дом его, и там судил он Израиля, и построил там жертвенник Господу.

См. примеч. к 1Цар 7:9.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.