Екклесиаста 8 глава

Книга Екклезиаста
Библейской Лиги ERV → Толкование Мэтью Генри

Библейской Лиги ERV

1 Никто не поймёт и никто не объяснит так, как это сделать может мудрый. Мудрость делает его счастливым, и грустное лицо становится радостным.
2 Я наказываю тебе всегда подчиняться повелениям царя, делай так, потому что ты обещал это Богу.
3 Не бойся царя, лучше уйди. Не медли, когда пришла беда, ведь царь поступает так, как ему нравится.
4 У царя есть власть повелевать, и никто не может говорить ему, что делать.
5 Если человек подчиняется повелениям царя, он будет в безопасности. Мудрый знает, какой поступок уместен и в какое время его можно совершить.
6 Всякому делу есть подходящее время и правильный способ, даже если оно станет причиной многих бед.
7 Люди не знают, что с ними случится в будущем, потому что никто не может их предупредить об этом.
8 Ни у кого нет власти удержать дух, и никто не властен остановить свою смерть. Во время войны солдат не может идти когда и куда угодно, и зло также не позволяет человеку быть свободным.
9 Я видел всё это и долго думал над тем, что случается в мире. Я видел людей, правящих другими и причиняющих им зло.
10 Видел я великие похороны злых людей, и слышал, как по дороге домой люди говорили добрые слова об умерших. Такое случалось даже в том городе, где эти нечестивые сотворили много зла. И это всё бессмысленно.
11 Не всегда люди получают быстрое наказание за свои дурные дела, и это вызывает также и у других желание делать плохое.
12 Грешник может совершить сотни дурных поступков и будет долго жить, но я знаю, что лучше почитать Бога.
13 Злые люди, не почитающие Бога, ничего хорошего не дождутся. Они не будут долго жить, их жизни не будут удлиняться словно тени при заходе солнца.
14 Есть и другая несправедливость на земле: плохое должно случаться с плохими людьми, а хорошее — с хорошими, но, порой, плохое случается с хорошими людьми, а хорошее случается с плохими. И это бессмысленно.
15 И поэтому решил я, что важнее всего получать удовольствие в жизни, так как лучшее, что человек может делать, — это есть, пить и радоваться жизни. Это, по крайней мере, поможет человеку наслаждаться его непосильным трудом, который Бог ему дал на время земной жизни.
16 Я внимательно изучал всё, что делают люди во время своей жизни на земле; я видел, как заняты они, работая днём и ночью, и как они почти никогда не спят.
17 Я видел и многое из того, что совершает Господь, а также то, что люди не могут постичь всего, что делает на земле Господь. Человек может пытаться понять, но не поймёт, и даже если мудрый человек утверждает, что понимает, это не так, никто не может этого постичь.

Толкование Мэтью Генри

В этой главе Соломон рекомендует нам мудрость как сильное противоядие против искушений и томления, которое возникает из-за суетности этого мира. Здесь автор:

(I) Говорит о выгоде и славе, которые сопутствуют мудрости (ст. 1).

(II) Приводит некоторые требования мудрости.

1. Мы должны подчиняться руководству, которое Бог установил над нами (ст. 2−5).

2. Мы должны быть готовы к тому, что зло может внезапно обрушиться на нас, особенно к внезапной смерти (ст. 6−8).

3. Мы должны вооружить себя против искушений со стороны притесняющей власти и не считать это странным (ст. 9−10). Безнаказанность угнетателей делает их более дерзкими (ст. 11), но в конце все благополучно закончится для праведных, и плохо — для нечестивых (ст. 12−13). Поэтому нынешнее процветание нечестивых и страдания праведных не должны быть для нас камнем преткновения (ст. 14).

4. Мы должны радостно использовать дары Божьего провидения (ст. 15).

5. Мы должны с полным удовлетворением согласиться с волей Бога и, не притворяясь, что достигли глубин, смиренно и безгласно восхищаться глубиной Его неисследимых советов, храня уверенность, что все они мудры, справедливы и благи (ст. 16−17).

Стихи 1−5. Здесь звучит:

I. Восхваление мудрости (ст. 1), то есть истинного благочестия, которая во всех своих проявлениях руководствуется благоразумием и осмотрительностью. Мудрый — это благочестивый человек, который знает Бога и славит Его, который знает себя и делает себе хорошо; мудрость для него — великое счастье, ибо (1) она возвышает его над соседями и делает более совершенным, чем они: «Кто — как мудрый?» Отметьте: небесная мудрость делает человека несравненным. Ни один человек без благодати, даже если он образованный, благородный и богатый, не сравнится с тем, кто имеет истинную благодать и поэтому угоден Богу.

(2) Это делает его полезным для ближних: «…кто, кроме мудрого, понимает значение вещей?», то есть понимает время, когда они происходят, суть событий и их взаимосвязь, чтобы направлять, что когда надлежало делать Израилю (1Пар 12:32).

(3) Она украшает человека в глазах его друзей и просветляет лицо его, как у Моисея, когда он сошел с горы; она облачает человека славой и сиянием на протяжении всей его жизни, привлекает к нему внимание и уважение (как к Иову, Иов 29:7 и далее). Она делает его привлекательным и дружелюбным; он становится любимцем страны и ее благословением. Сила лица его или, как понимают некоторые, суровость и строгость лица его изменяется мудростью, и оно становится приятным и любезным. Даже характер людей, по своей природе суровых и угрюмых, непонятным образом изменяется мудростью: они становятся мягкими и кроткими, их вид становится привлекательным.

(4) Она делает человека смелее в столкновениях с противником, когда они насмехаются и нападают: бесстрашие лица его (англ. пер.) удваивается мудростью; она прибавит ему смелости и поможет сохранить непорочность: он не только будет знать, что его дело справедливое, но мудрость поможет ему правильно вести дело и покажет, где можно найти смысл сказанного. Он не останется в стыде, когда будет говорить с врагами в воротах.

II. Автор приводит особый пример мудрости — подчинение властям; мы должны быть исполнительными, миролюбивыми и сохранять верность правительству, которое учредило над нами проведение. Обратите внимание:

1. Как здесь описаны обязанности подчиненных.

(1) Мы должны соблюдать законы: всегда, когда о себе заявляет гражданская власть, то ли законодательная, то ли судебная, мы должны подчиняться ее повелениям и постановлениям: «Я говорю тебе…»; эти слова вполне можно воспринять как «Я требую от тебя» не только как царь, но и как проповедник — он был и тем и другим; «я рекомендую тебе подобное поведение как пример мудрости; что бы ни говорили те, кто любит перемены, но я говорю: «слово царское храни»; в чьих бы руках ни находилась власть, подчиняйся ей. Наблюдай за устами царя» (есть такое выражение). «Говори, как он говорит; делай, как он велит; пусть его слово будет законом, или, скорее, пусть закон будет его словом». Некоторые понимают данное повеление как ограничение этого послушания: «Слово царское храни, но делай это ради клятвы перед Богом, то есть чтобы сохранить добрую совесть и не нарушить свои обязательства перед Богом, которые важнее и превосходнее твоих обязательств перед царем. Отдавайте кесарево кесарю, а то, что предназначено и посвящено Богу, отдавайте Ему».

(2) Мы не должны стремиться найти ошибки в государственном руководстве и оспаривать все, что нам кажется несправедливым; мы не должны оставлять свое служение правительству и отказываться от него всякий раз, когда им недовольны (ст. 3): «Не спеши уходить от лица его, когда он недоволен тобой (Еккл 10:4) или когда ты недоволен им. Не убегай поспешно, придя в ярость, и не одобряй подозрительные мысли о нем, которые искушают тебя отказаться от двора или покинуть царство». Как только Соломон был похоронен, его подчиненные поступили наоборот: в ответ на грубую реакцию Ровоама они поспешили уйти от лица его, не дав ему возможности вторично обдумать и принять предложенное соглашение, воскликнув: «…по шатрам своим, Израиль!» Может быть справедливый повод уйти от лица его, но мы не должны торопиться сделать это и поступать обдуманно».

(3) Мы не должны упорствовать в своей ошибке, когда она показана нам: «…не упорствуй в худом деле; в любой ситуации, когда твой князь оскорбил тебя, смирись и не оправдывай себя, ибо из-за этого обида станет еще оскорбительнее. Если в результате недовольства в тебе зародились плохие намерения в адрес твоего князя, то не воплощай их, ибо если ты в заносчивости своей сделал глупость и помыслил злое, то положи руку на уста» (Притч 30:32). Отметьте: хотя внезапно мы можем оказаться вовлеченными в злое дело, но в то же время не должны упорствовать в нем, а отказаться от него, как только осознали, что это зло.

(4) Мы должны благоразумно приспосабливаться к ситуациям, чтобы облегчить свое положение, если считаем себя ущемленными, и загладить обиду (ст. 5): сердце мудрого знает и время и устав. Мудрость подчиненных проявляется, когда, обращаясь к начальствующим, они задумываются, в какое время и в какой манере лучше всего обратиться к ним, чтобы добиться желаемого, чтобы усмирить их гнев, обрести благоволение или добиться отмены предписанного тяжкого средства. Есфирь, обращаясь к Артаксерксу, приложила значительные усилия, чтобы определить время и устав, и соответственно действовала. Мы должны согласиться с основным правилом мудрости, гласящим, что все нужно делать в определенное время; а наши действия тогда будут успешны, когда мы найдем для них подходящую возможность.

2. Какие аргументы приводятся, чтобы побудить нас подчиняться верховной власти; это те же аргументы, которые использует св. Павел (Рим 13:1 и далее).

(1) Нам надобно повиноваться… по совести — это самый главный принцип подчинения. Мы должны быть послушны ради клятвы пред Богом, ради клятвы верности, которую дали властям, ради завета между всем народом и царем (2Пар 23:16). Давид заключил завет, или договор, со старейшинами Израиля, хотя стал царем по Божьему указанию (1Пар 11:3). «Слово царское храни, ибо он поклялся руководить тобою в страхе Божьем, и ты поклялся в страхе быть верным ему». Это названо клятвой пред Богом, потому что Он был свидетелем и отомстит за ее нарушение.

(2) Нам надобно повиноваться из страха, так как князь носит меч и ему вверена власть, которая делает его грозным; что захочет, все может сделать; он обладает огромной силой и большими возможностями, чтобы поддержать свою власть (ст. 4): «Где слово царя, дающее приказ схватить человека, там власть; у него есть много людей, исполняющих его приказы, и это делает гнев царя, или верховной власти, подобным рыкающему льву и посланнику смерти. Кто скажет ему: «что ты делаешь?» Кто противоречит ему, тот губит себя. Цари не любят, когда их приказы обсуждаются, а ожидают, что они будут исполняться. Вкратце: опасно соперничать с верховной властью, и многие пожалели об этом. Подчиненный — не ровня князю. Тот может повелевать мною, у кого в распоряжении легион.

(3) Ради собственного утешения: соблюдающий заповедь и живущий спокойной и мирной жизнью не испытает никакого зла. Этим словам соответствует ответ апостола (Рим 13:3): «Хочешь ли не бояться власти царя? Делай добро, что приличествует исполнительному и верному подчиненному, — и получишь похвалу от нее». Кто не делает зла, тот не испытает зла, и ему нечего бояться.

Стихи 6−8. Соломон сказал (ст. 5), что сердце мудрого знает и время и устав, то есть благодаря благословениям Божьим человеческая мудрость пройдет великий путь в нравственном предвестии, но здесь он показывает, что лишь немногие обладают этой мудростью и даже наимудрейшие могут удивиться непредвиденным бедствиям, и поэтому мы поступим мудро, если будем готовы к внезапным переменам. Отметьте:

(1) Все касающиеся нас события происходят в определенное для них время и предназначены советом и предвидением Бога; все они от мудрости. Для всякой вещи есть определенное время, и это наилучшее время, ибо это время и устав, определенные мудростью и правдой. То, что определено, нельзя обвинить в безрассудстве и беззаконии.

(2) Мы пребываем в неведении относительно будущих событий и времени их свершения (ст. 7): человек не знает, что будет, и кто скажет ему, когда или как это будет? Он сам не может предвидеть события, и никто не сможет предсказать их ему; звезды не могут предсказать человеку будущее, как и любое искусство гадания. Бог в Своей мудрости скрыл от нас знание будущих событий, чтобы мы всегда были готовы к переменам.

(3) Наше несчастье и бедственное положение заключается в том, что из-за невозможности предвидеть зло мы не знаем, как избежать его или быть готовыми к нему; а так как мы не осведомлены о благоприятном успешном периоде событий, то теряем возможности и свой путь: «Потому что для всякой вещи есть лишь один путь, один метод, одна своевременная возможность, поэтому человеку великое зло от того; ему очень сложно попасть в цель, и тысяча к одному, что он промахнется. Большинство бедствий, которые сопутствуют человеку, можно было бы предотвратить, если бы он мог их предвидеть, имел счастливое время, чтобы раскрыть и избежать их. Люди несчастны из-за того, что недостаточно благоразумны и внимательны.

(4) Какое бы зло нам ни удалось избежать, но всем надлежит умереть (ст. 8).

[1] Когда душа востребуется, то этому нужно покориться; нет никакого смысла обсуждать это с помощью оружия или аргументов с самим собой или с друзьями: человек не властен над своим собственным духом, чтобы удержать дух, когда он призывается вернуться к Богу, который дал его. Он находится во власти смерти и может отправиться лишь туда, куда ему выдано предписание. Он не может скрыться от глаза смерти, хотя сокрыт от глаз всех живущих. У человека нет власти отложить день своей смерти, он не может с помощью молитв и взяток получить отсрочку; никакие гаранты не будут приняты, никакие оправдания, протекции или конференции не допускаются. Человек не властен над духом друга, чтобы удержать его; князь, при всей его власти, не может продлить жизнь своих самых ценных подданных, как и ни один врач благодаря своим лекарствам и методикам, ни один солдат благодаря своей силе, ни один оратор благодаря своему красноречию, ни один самый лучший святой благодаря своему ходатайству. Удар смерти никакими средствами нельзя отложить, когда наши дни исчислены и назначенный час пришел.

[2] Смерть — это враг, в чей список рано или поздно все мы попадем: «…нет избавления в этой борьбе, от нее нет освобождения ни для людей, занятых бизнесом, ни для малодушных, как это было у евреев (Втор 20:5, 8). Пока мы живем, мы боремся со смертью, и не отложим доспехи, пока не лишимся тела; мы никогда не получим избавления, пока смерть не получит власть; младенец не освобождается от нее, равно как новобранец и старейший — как miles emeritus — солдат, чьи заслуги дали право на увольнение. Смерть — это борьба, которая должна состояться. Никто не посылает на эту войну (читают некоторые), никто другой не может пойти на эту войну вместо нас, как и никакой чемпион не может выступить за нас. Мы сами должны принять в ней участие и соответственно подготовиться к этой битве.

[3] Нечестие людей, с помощью которого они часто уклоняются или дерзко встречают справедливый приговор владыки, не сможет спасти их от лап смерти; даже самые упорные грешники не могут ожесточить свое сердце, чтобы оно противостояло этим ужасам. Даже для того, кто укреплялся в злодействе своем (Пс 50:9), смерть окажется слишком сильной. Самое коварное нечестие не сможет перехитрить смерть, как и самый дерзкий грешник — храбро противостоять ей. Более того, порочность, которой отдаются люди, не только не избавит их от смерти, но и передаст их смерти.

Стихи 9−13. В начале главы Соломон предупредил нас, чтобы мы не имели дел с мятежными подданными; а в этих стихах он ободряет нас, ссылаясь на зло, причиняемое тиранами и угнетателями, на которых жаловался ранее (Еккл 3:16; Еккл 4:1).

1. Он наблюдал за многими правителями (ст. 9). Во время наблюдений и размышлений о сынах человеческих и их положении он обратил внимание, что часто один человек властвует над другим человеком во вред ему; то есть (1) во вред подчиненному (как понимают многие). В то время как он должен быть служителем Божьим для своих подчиненных ради их блага (Рим 13:14), творить правду, хранить гражданский мир и порядок, он использует свою власть во вред им, чтобы захватить их имущество, посягнуть на их свободу и покровительствовать проявлениям несправедливости. Печально, когда люди, чья обязанность — защищать религию и права других, стремятся разрушить и то и другое.

(2) Во вред правителям (как понимаем мы), во вред им самим, для их чувств гордости и алчности, так как они потакают своим страстям и мстительности и таким образом наполняют чашу своих грехов, ускоряя и усугубляя свою гибель. Agens agendo repatitur — зло, причиняемое другим, в конце вернется, во вред им самим.

2. Он увидел, что они процветают и преуспевают, злоупотребляя своей властью (ст. 10): «Видел я нечестивых правителей, что приходили и уходили от святого места, что приезжали в великолепии и уезжали с пышностью с места суда, которое называется святым местом, ибо суд — дело Божие (Втор 1:17); Он среди богов произнес суд (Пс 81:1) и Он с вами в деле суда (2Пар 19:6). Все свои дни они проводят на работе, где у них никто не спрашивает отчет за плохое ведение дел, но умирают в чести, и их величественно хоронят; они исполняли свои обязанности durante vita — на протяжении всей жизни, но не всегда quamdiu se bene gesserint — вели себя достойно. И они забываемы были в городе, где они так поступали; люди не вспоминали их нечестивые дела, чтобы обличить и опозорить их после ухода. Или, скорее, здесь подразумевается суетность их должности и власти, ибо в конце этого стиха добавлено замечание: «И это — суета!» Они гордятся своим здоровьем, силой и славой, ибо сидят на святом месте; но все это не защитит (1) их тела от погребения во прахе. «Видел я, что хоронили их в могиле, и великолепие, сопровождавшее их, куда бы они ни отправились, не пошло за ними» (Пс 48:18).

(2) Их имена от забвения, ибо они забываемы были, словно их никогда не было.

3. Он увидел, что процветание ожесточает их в нечестии (ст. 11). Обо всех грешниках в целом, особенно о нечестивых правителях, можно справедливо сказать, что так как не скоро совершается суд над худыми делами, то они думают, что он так никогда и не совершится, и бросают вызов закону, а их сердце не страшится делать зло. Они осмеливаются делать все больше зла, расширяя пределы для своих злых планов; они уверены и бесстрашны, совершая беззаконие дерзко. Обратите внимание:

(1) Приговор вынесен против худых дел и злодеев праведным Судьей неба и земли, даже против худых дел правителей и великих людей, а не только низших по званию.

(2) Исполнение этого приговора часто откладывается на какое-то время, и грешник продолжает грешить, оставаясь не наказанным, а процветающим и успешным.

(3) Безнаказанность ожесточает грешников в нечестивости; терпением Бога бесстыдно злоупотребляют те, кто вместо того чтобы благодаря ему прийти к покаянию, из-за него утверждается в своем нежелании раскаяться.

(4) Таким образом грешники обманывают сами себя, ибо хотя не скоро совершается суд, но в конце он будет более суровым. Отмщение приходит медленно, но неотвратимо, и в это время грешник собирает гнев на день гнева.

4. Он предвидел подобный конец для подобных дел и считал, что этого предостережения достаточно, чтобы удержать нас от споров с божественным провидением о его проявлениях. Он полагал, что нечестивый правитель может сто раз делать зло, но его наказание отложится, а терпение Бога к нему будет продлено намного дольше, чем он ожидал; продлятся также дни его власти, и он продолжит угнетать людей; но в то же время мы не должны огорчаться.

(1) Народ Божий — счастливый народ, хотя и притесняемый: «Благо будет боящимся Бога, — говорю я лишь тем, которые благоговеют пред лицом Его». Отметьте:

[1] Народ Божий характеризует то, что они боятся Бога, благоговеют перед Ним своими сердцами, сознательно исполняют свой долг перед Ним и поступают так потому, что всегда видят Его глаз над собой и заботятся, чтобы угодить Ему. Когда они оказываются предоставленными милости гордых притеснителей, то боятся Бога больше, чем их. Они не оспаривают провидение Бога, а подчиняются ему.

[2] Блаженство боящихся Бога в том, что в наихудшие времена им будет благо; ничто не может нанести вред их блаженству, когда они наслаждаются Его благоволением, и никакие беды не смогут прервать их общение с Богом. Их ситуация хорошая, так как, находясь в бедах, они пребывают в хорошем расположении, а в конце счастливым образом избавятся от них и получат щедрое вознаграждение за свои бедствия. Поэтому «я твердо знаю, что согласно обетованию Бога и опыту всех святых, как бы там ни было с другими, но им будет благо». Все хорошо, что хорошо заканчивается.

(2) Нечестивые люди несомненно несчастны; хотя какое-то время они процветают и главенствуют, но проклятие обязательно коснется их, как благословение придет к праведным: нечестивому не будет добра, хотя другие, судящие по внешним характеристикам, и они сами надеются обрести блага; а беззаконнику — горе, ибо будет ему возмездие (Ис 3:10−11). Им воздастся за все совершенное ими зло; все, что обрушится на них, принесет им горе. Nihil potest ad malos pervenire quod prosit, imo nihil quod non noceat — ни одно событие, коснувшееся нечестивых, не будет им во благо, почти каждое из них нанесет им вред (Сенека). Отметьте:

[1] Дни нечестивцев подобны тени; они не только неопределенны и угасают, как все дни человека, но и не приносят пользы. Дни хорошего человека имеют некое содержание; он живет ради хорошей цели. А дни нечестивого подобны тени, они пусты и бесполезны.

[2] Эти дни недолго продержатся, вопреки его надеждам; он не доживет и до половины дней своих (Пс 54:24). Хотя они могут быть продлены (ст. 12, англ. пер.) превыше ожиданий других, но день его погибели придет. Он не достигнет вечной жизни, и тогда его долгая жизнь на земле будет малостоящей.

[3] Бог соперничает с нечестивцами, потому что они не благоговеют перед Ним; это является основой их нечестия и лишает всякого блаженства.

Стихи 14−17. Мудрые и благочестивые люди с давних времен приходили в недоумение, сталкиваясь с этой трудностью: как процветание нечестивых и беды праведных можно примирить со святостью и милостью Бога, управляющего этим миром. По этому вопросу в этих стихах Соломон дает нам совет.

I. Он не хочет, чтобы мы удивлялись этому, как чему-то непонятному, ибо сам наблюдал это в свои дни (ст. 14).

1. Он видел, что праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых; несмотря на свою праведность, они много и долго страдали, словно были наказуемы за великое нечестие.

2. Он видел нечестивых, с которыми бывало то, чего заслуживали бы дела праведников: они процветали и благоденствовали, словно награждались за добрые дела от Бога и от людей. Мы видим праведных в бедствии и недоумении, а нечестивых — спокойными, бесстрашными и уверенными; справедливые страдали от божественного провидения, а нечестивые процветали, преуспевали и смеялись; праведных осуждали, обвиняли и угнетали высшие власти, а нечестивых они предпочитали и одобряли.

II. Он хочет, чтобы в связи с этим мы не обвиняли Бога в беззаконии, а обвиняли мир за суету. Никакой ошибки нельзя найти у Бога; что же касается этого мира, то и это суета на земле. И вновь: «И это — суета!»; то есть это служит несомненным доказательством того, что все блага этого мира не являются наилучшими, как и никогда не предназначались, чтобы стать нашей частью и блаженством; ибо если бы было так, то Бог никогда не допустил бы, чтобы такое количество мирского богатства принадлежало Его наихудшим врагам, и так много бедствий этого мира выпало на долю Его наилучших друзей. Следовательно, должна быть другая жизнь после этой, радости и скорби которой должны быть реальны и существенны и в состоянии сделать человека истинно счастливым или истинно несчастным, ибо этот мир не может сделать ни того, ни другого.

III. Он хочет, чтобы мы не раздражались и не удивлялись этому, чтобы не переживали, а радовались тому, что Бог дает нам в этом мире, чтобы были удовлетворены им и извлекали из него наилучшее, хотя у других, которых мы считаем недостойными, дела обстоят лучше: «И похвалил я веселие, святую уверенность и спокойствие разума, вытекающие из уверенности в Боге, Его силе, провидении и обетовании, потому что нет лучшего для человека под солнцем (хотя для благочестивого существуют намного лучшие блага над солнцем), как есть и пить, то есть умеренно и с благодарностью использовать блага этой жизни, соответственно своему положению, и веселиться, что бы ни случилось, ибо это сопровождает его в трудах. Это и есть все плоды, которые он имеет, трудясь в этом мире. Поэтому он должен вкушать их, и это будет для него благом. Пусть не отказывает себе в этом из-за раздражительного недовольства миром, который движется не так, как ему хочется. Это сопровождает его во все дни жизни его, которые дал ему Бог под солнцем. Наша нынешняя жизнь — жизнь под солнцем, но мы надеемся на жизнь в грядущем мире, который начнется и будет продолжаться, когда солнце превратится во тьму и не будет сиять более. Эта жизнь должна исчисляться днями, она дана нам, и нам позволено иметь эти дни благодаря намерениям Бога; поэтому, пока они длятся, мы должны приспосабливаться к воле Бога и учиться соответствовать целям жизни.

IV. Он хочет, чтобы мы не пытались обосновать, для чего Бог так делает, ибо путь Его в море, и стезя Его в водах великих, поэтому его невозможно найти; а мы должны благочестиво смириться с собственным невежеством и не пытаться разобраться в значении Божьих действий, с помощью которых Он управляет миром (ст. 16−17). Здесь автор показывает, (1) что он сам и многие другие очень усердно изучали вопрос об основаниях для процветания нечестивцев и страданиях праведных. Он со своей стороны обратил сердце свое на то, чтобы постигнуть мудрость и обозреть дела, которые делаются на земле божественным провидением, чтобы определить, нет ли какой-либо схемы, постоянного правила или метода, с помощью которого управляют делами этого нижнего мира. Ни одно правительство не имеет такого же стабильного и постоянного курса, как ход природы, чтобы по нынешнему состоянию дел мы могли с уверенностью предсказать, что последует дальше, как, например, с помощью изменений луны мы можем предсказать, когда она будет полной; он с удовольствием обнаружил бы это. Другие также принимали решение исследовать это, прилагая столько усердия, что не могли найти времени для сна ни днем, ни ночью; их сердца отказывались от сна, исполненные стремления исследовать это. Некоторые считают, что здесь Соломон говорит о себе: он так хотел исследовать этот вопрос, что не мог ни спать, ни думать о сне.

(2) Это был напрасный труд (ст. 17). Когда мы видим все дела Божии, дела Его провидения и сравниваем одно с другим, то находим, что нет какого-то определенного метода, с помощью которого дела делаются под солнцем. Мы не можем определить ключ, с помощью которого могли бы разобраться в характере, как не можем, консультируясь по поводу предыдущих событий, познать практику этого суда или узнать, каким будет приговор.

[1] Каким бы трудолюбивым ни был человек, он трудится в исследовании.

[2] Даже если он изобретателен и мудр в другом деле, он не может измерить намерения царей и проследить за ними по их шагам.

Более того, [3] даже если он уверен в успехе и думает, что знает, он не может постигнуть этого. Божьи пути недоступны нашему пониманию, Он не привязан к Своим предыдущим путям; судьбы Его — бездна великая!



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.