К Филиппийцам 1 глава

Послание к Филиппийцам
Библейской Лиги ERV → Новый Библейский Комментарий

Библейской Лиги ERV

1 От Павла и Тимофея, слуг Христа Иисуса, ко всем Божьим людям во Христе Иисусе, живущим в Филиппах, а также к старейшинам и особым слугам.
2 Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа.
3 Я благодарю моего Бога каждый раз, когда думаю о вас.
4 При каждом моём молении за вас всегда молюсь с радостью,
5 потому что вы участвовали в Благовестии с самого первого дня и до сих пор.
6 Я убеждён в том, что тот, кто начал такой благотворный труд среди вас, будет продолжать его до того Дня, когда Христос Иисус явится и завершит его.
7 И правильно, что я так думаю о вас, потому что храню вас в моём сердце. И не только когда я нахожусь в тюрьме, но и когда защищаю и непоколебимо доказываю истину Благовестия, все вы разделяете со мной благодать Божью.
8 Бог мне свидетель в том, что я томлюсь по вас и люблю вас всех любовью Христа Иисуса.
9 И вот какова моя молитва: чтобы ваша любовь всё время возрастала вместе с полным познанием и глубоким пониманием,
10 чтобы вы умели отличать добро от зла и выбирать добро и оставались чистыми и непорочными ко Дню, когда явится Христос,
11 и чтобы с помощью Иисуса Христа вы совершили многие добрые дела во славу и хвалу Божью.
12 Братья и сёстры, я хочу довести до вашего сведения тот факт, что все события, произошедшие со мной, способствовали распространению Благой Вести.
13 В результате этих событий всей дворцовой страже и другим людям стало ясно, что я нахожусь в темнице за служение Христу.
14 К тому же большинство братьев в Господе укрепились духом из-за моего заключения и стали более откровенно и без страха проповедовать слово Божье.
15 Правда, некоторые из них проповедуют Христа из соперничества и зависти, но другие делают это по доброй воле.
16 Эти люди поступают так из любви, так как знают, что Бог обязал меня защищать Благую Весть.
17 Другие же, однако, проповедуют Христа из самовлюблённого честолюбия, а не от искренности, так как думают, что смогут причинить мне неприятности, пока я закован в цепи.
18 Да разве это важно? Важно то, что так или иначе, из добрых или корыстных побуждений и те, и другие провозглашают Христа, и я этому рад. И радость моя будет продолжаться,
19 так как я знаю, что это принесёт мне освобождение благодаря молитвам вашим и поддержке Духа Иисуса Христа.
20 Я с нетерпением жду этого и надеюсь, что я не опозорю себя никоим образом, а буду смел, и сейчас, как всегда, прославлю Христа всем моим существом, несмотря на то буду ли я жить или умру.
21 Потому что для меня жизнь — Христос, а смерть — приобретение.
22 Но если я буду продолжать жизнь в этом теле, то порадуюсь плодам своих трудов. Так что я не знаю, что избрать.
23 Мне приходится поневоле делать выбор между двумя возможностями. У меня есть желание расстаться с жизнью и быть с Христом, так как это было бы во много раз лучше.
24 Но более важно для вашего спасения, чтобы я оставался здесь в своём теле.
25 И так как я убеждён в этом, то знаю, что останусь здесь и буду продолжать оставаться с вами ради вашего духовного процветания и счастья, приносимого верой,
26 чтобы у вас было ещё больше оснований гордиться мной во Христе Иисусе, когда я снова буду среди вас.
27 В любом случае, однако, ведите себя так, чтобы быть достойными Благовестия Христа. Тогда, независимо от того, приду ли я повидать вас или находясь вдалеке, я буду слышать о вас только хорошее и знать, что вы тверды в своём единстве духа и одном общем намерении. Мне будет также известно, что вы все вместе боретесь за ту веру, которая провозглашена в Благовестии,
28 и что вы ни в чём не устрашились тех, кто против вас. Ваша храбрость станет Божьим доказательством тому, что они будут уничтожены, а вы спасены.
29 Через Христа вам было даровано не только верить в Него, но и пострадать за Него.
30 Вы вовлечены в ту же борьбу, через которую, как вы знаете, прошёл и я, и, как вам известно, прохожу сейчас.

Новый Библейский Комментарий

1:1−11 Введение

По обычаю новозаветного времени в начале каждого письма назывались имя его автора и имена тех, к кому оно обращено, затем шли приветствия, за которыми, как правило, следовали слова благодарности и молитва (см. статью «Читая послания»). Таков был общепринятый образец письма, но превыше этих условностей, требовавших указания автора и адресатов, для Павла была мысль об их жизни во Христе. Затем апостол произносит благодарность, хвалу за присутствие Бога в жизни людей и молитву о благословениях, в которых всегда и повсюду так нуждаются христиане.

1:1−2 Приветствия

Ст. 1 Хотя это личное послание Павла, о чем свидетельствует местоимение первого лица единственного числа, со ст. 3 апостол благородно присоединяет к своему имени имя Тимофея (как и в 2 Кор., Кол., 1 и 2 Фес). Тимофей был рядом с Павлом, когда апостол впервые проповедовал Евангелие в Филиппах, после чего продолжал поддерживать тесную связь с филиппийскими христианами (см.: коммент. к 2:19−23). Оба — рабы Иисуса в полном смысле этого слова, поскольку они считали, что все их мысли, тело и дух принадлежат Христу, и стремились повиноваться Ему во всем. Адресаты названы святыми, что подразумевает особое посвящение Богу, отделение от мира, призвание жить в святости (ср.: 1:7) и стремление иметь жизнь во Христе Иисусе. Эта фраза или ее эквивалент много раз повторяется в данном послании, указывая, что Христос составляет самую сердцевину жизни христиан. Верующие живут и движутся в орбите Его воли, Его благодати, Его присутствия. Наша жизнь соединена верой с Ним, и мы не можем жить вне Его (ср.: Ин 15:1−11). Павел подчеркивает, что пишет всем христианам в Филиппах, и этот постоянный акцент (см.: 1:4, 7, 8, 25; 2:17, 26; 4:21) позволяет полагать, что между ними была некая разобщенность (ср.: 2:1−4). Он упоминает, в частности, их епископов и диаконов, возможно, в связи с существующей опасностью проявления непозволительного равнодушия с их стороны (ср.: 1Фес 5:12, 13), или в связи с тем, что они организовали сбор средств в пользу Павла (4:14−18). Титулы епископ (блюститель) и пресвитер иногда используются в Новом Завете по отношению к одному и тому же лицу (см.: Деян 20:17 — пресвитеры, 28 — блюстители [в синодальном переводе Библии]; Тит 1:5−7), при этом слово «пресвитер» относилось к их положению в общине, а «блюститель» (епископ) — к их надзорным функциям; о диаконах говорится редко (см.: 1Тим 3:8, 12, 13), хотя греч. слово diakonos часто используется в более общем смысле для обозначения «служителя». Возможно, обязанности дьяконов описаны в Деян 6:2, где говорится об избрании семи дьяконов, назначенных на служение (греч. diakonein), которое можно сопоставить с аналогичными обязанностями дьяконов в более позднее время.

Ст. 2 Приветствие, как и в ряде других посланий Павла (напр.: Рим 1:7; 1Кор 1:3), представлено в виде комбинации традиционных греч. и евр. приветствий, наполненных, однако, христианским звучанием. Благодать, т. е. незаслуженная милость Божья, которая примирила нас с Богом через Христа (Еф 2:4−9), обеспечивает все наши нужды (2Кор 12:9) и дарует нам привилегию служить Ему (Еф 3:8). Мир в Библии означает не просто отсутствие конфликта, это состояние благоденствия, в том числе, примирения с Богом и со своими ближними (приходит от Бога Отца нашего, Еф 2:14−18) и состояние внутреннего покоя (4:7). Подобно благодати, он приходит от Бога Отца нашего, через Господа Иисуса Христа.

1:3−7 Благодарности и заверения в верности

Ст. 3, 4 Павел присовокупляет хвалу и молитву, призывая и других к ней (ср.: 4:6). Он говорит обо всех филиппинских христианах и о радости молитвы.

Ст. 5 Его радость велика, он благодарит Бога за тех, кто участвовал вместе с ним в благовествовании с тех самых пор, когда Лидия открыла двери своего дома для него и его помощников (Деян 16:14, 15). Участие — это слово нередко используется в Новом Завете для обозначения братского единения, но не просто для описания общего опыта христиан, разделяющих радость во Христе. В данном случае речь идет о выполнении поручения — участии в благовествовании (ср.: Мк 8:35) и в христианском пожертвовании (см.: 4:10, 14−18 и 2Кор 8:4; 2Кор 9:13). Это должно быть свойственно и всем нам, всем, кто пришел узнать радостную весть о Христе, — участвовать в работе тех, кто несет ее окружающему миру.

Ст. 6 Павел уверен: когда он молится, то полагается не на личные способности и прошлые достижения и успехи, но на силу и любовь Бога, он может положиться на Бога также и в деле благовествования. Когда мы видим, что Бог начал благодатную работу в жизни человека, то можем быть уверены: продолжение этой работы входит именно в Его замысел, — что всегда должно лежать в основе нашей доверительной молитвы за своих христианских собратьев. Обратите внимание, как здесь (и в других посланиях) Павел рассматривает свою жизнь и работу в свете грядущего дня Иисуса Христа. Время Его пришествия неизвестно, но для нас это означает, что наша жизнь и служение проявятся, когда мы увидим Господа лицом к лицу. Постоянные мысли Павла сосредоточены на том, чтобы он и его собратья-христиане могли предстать перед Богом зрелыми духовно и не быть посрамленными в этот день (ср.: 2Кор 1:14; 2Кор 5:9, 10; Еф 5:27; Кол 1:28).

Ст. 7 То, что было сказано в ст. 5 об участии в проповеди Евангелия, выражено в определенной мере и здесь. Речь идет о соучастии в благодати Божьей в процессе благовествования, в сотрудничестве с Павлом в узах за проповедь Евангелия, и это включает одновременно и защиту и утверждение Благой вести. Задача защиты Благой вести составляет непреложную обязанность христиан быть готовыми «всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет 3:15), а также уметь помочь людям утвердиться в истине и познать ее силу (ср.: Лк 1:4; 1Кор 1:6).

1:8−11 Молитва

Многое можно узнать из молитв Павла (ср.: Еф 1:17−23; Еф 3:14−21; Кол 1:9−12). Из того, что он просит в молитве, филиппийские христиане (и мы в равной мере) могли узнать о величайших дарах, которые они должны были испрашивать для себя. Это дар любви, различения, жизненной чистоты и праведности.

Ст. 8 В подтверждение истинности своих слов Павел приводит свидетельство Бога: Бог говорит (ср.: Рим 1:9; 2Кор 1:23; 1Фес 2:5). Апостол сообщает не о своей собственной любви к ним, но о не поддающейся описанию любви Иисуса Христа, которая живет в нем.

Ст. 9 Они знали о любви Божьей к ним и в них, но Павел молится о том, чтобы их любовь еще более и более возрастала (ср.: 2Кор 9:8; 1Фес 3:12). Любовь, однако, требует большего, чем слепое обожание. Она нуждается в познании и всяком чувстве (ср.: Кол 1:9), «даре различения истины» (NEB), тонком восприятии истины Божьей и потребностей других людей, а также в понимании ситуации другого человека.

Ст. 10 Познавая лучшее — здесь речь идет об умении различать и верно распознавать веши. В любом случае, способность отличать одно от другого нельзя назвать истинной мудростью, поскольку настоящая мудрость — это не просто свойство ума, но то, что оказывает влияние на жизнь и характер человека. Идеал и цель христианской жизни — предстать чистыми и непорочными (чисты и непреткновенны) (ср.: 2:15) перед Богом, в день Христов (снова Павел упоминает «день Христов»). Первое прилагательное, «чистый», указывает на «искренность» или «открытый характер», второе же, «непреткновенный», подразумевает «непорочность» (ср.: Деян 24:16) или «сопротивление соблазну» (ср.: 1Кор 10:32), возможны и оба значения одновременно.

Ст. 11 Христианская жизнь заключается не только в плодотворной деятельности, но в характере (ср.: Гал 5:22, 23), и данный стих напоминает нам, что все заключено в жизни Господа Иисуса Христа, и наша цель — жить в славу и похвалу Божию (ср.: Еф 1:6, 12, 14).

1:12−26 Ситуация, в которой находился Павел

Павел знал, что филиппийские христиане беспокоятся о нем, а потому послал им весточку о себе. Он мог рассказать о том, что его заточение способствует распространению Благой вести, что, находясь в тюрьме, он проповедует Христа (разнообразными способами), предвидя возможный исход своего заточения — освобождение и продолжение служения или смерть. Павел, озираясь на прошлое и рассуждая о настоящем и будущем, преисполнен при этом радости.

1:12−14 Заточение Павла привело к большему успеху благовествования

Ст. 12, 13 За словами обстоятельства мои кроется все, что можно рассказать о человеке, который способствует все более широкому распространению Евангелия, находясь в темнице, днем и ночью охраняемой римскими воинами. Он не углубляется в собственные страдания, но радуется процессу все более широкого распространения Благой вести. Слово «претория», переведенное как «дворцовая охрана» (NIV), первоначально означало «палатка претора в лагере», но позднее стало использоваться для описания резиденции управителя провинции (как в Иерусалиме, Мф 27:27). (Претория, возможно, была также в Эфесе и в Кесарии [Деян 23:35], из чего следует, что Павел мог написать свое послание в любом из этих городов.) Мы можем вообразить, что римские воины, охранявшие Павла, вернулись, чтобы сообщить другим, что он находится в узах о Христе и, несомненно движимый Духом, стойко переносит заточение.

Ст. 14 Пример Павла побудил его собратьев с еще большей решимостью проповедовать слово Божие.

1:15−18 Разные мотивы проповеди Христа

Ст. 15−17 После всего того, что Павел с благодарением сказал о более широком распространении проповеди Евангелия благодаря его заточению, апостолу было печально осознавать, что есть люди, которые благовествуют лишь из зависти и соперничества, даже из желания усложнить его пребывание в темнице. Мы не знаем, о чем конкретно идет речь в данном случае, но ясно одно: Павел не подвергал сомнению содержание проповеди, но осуждал ее побудительные мотивы. Возможно, это были руководители церкви в том месте, где апостол находился в заточении, и теперь они завидовали эффективности его служения, стремились подорвать его авторитет, были готовы причинить ему боль.

Ст. 18 Но Павел решительно не поддавался на такого рода провокации и не позволял себе переходить на личности — важнее всего было то, что они проповедовали Христа.

1:19−26 Христос превознесен Своей жизнью и смертью

Ст. 19 Пребывая в заточении, Павел столкнулся с угрозой смерти, испытал на себе зависть и подвергся провокации со стороны своих братьев-христиан, но при этом он не сомневался в благоприятном исходе дела (ср.: Рим 8:28). С человеческой точки зрения, он полагался на молитвы друзей и в ответ на них — на неизменную помощь («содействие») Святого Духа. Греч. слово, переведенное как содействие, заключает в себе и щедрое провидение, и неодолимую силу. Уверенность в спасении — сродни той, что описана Павлом в 2Тим 4:18: «И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства». Вероятно, эти строки — отклик на текст из Книги Иова (Иов 13:16 и контекст). «Павел не доверял свою судьбу земному суду. Подобно Иову, он полагался на оправдание лишь тогда, когда его случай будет представлен в аппеляционном Небесном суде» (Caird G. В., Paul's letters from Prison [OUP, 1976]).

Ст. 20 При уверенности и надежде — в греч. подчеркивает отрешенность от всего ненужного, постороннего (apokapadokia — страстное желание, букв. «устремиться вперед головой»). Все амбиции Павла сводятся к одному — возвеличить Христа в теле своем, жизнью ли то, или смертью; дать возможность другим более ясно узреть Христа и Его истинное величие.

Ст. 21−23 Павел может быть преисполнен радости в обоих случаях, и он выбирает, что предпочесть, потому что его влечет... и то и другое, «наподобие того, как если бы две внешние равные силы воздействовали на него с двух сторон» (Hawthorne G. F, Philippians [Word Books, 1983]). Жить в этом мире — значит постоянно радоваться во Христе и плодотворно трудиться на ниве благовестия. Умереть — означает несомненное приобретение, поскольку для верующего нет ничего между смертью и осознанием неотложного присутствия Христа. Нет никакого противоречия между тем, что смерть рассматривается как сон (как в 1Фес 4:13−15) и как возможность быть с Христом. Именно наше ограниченное мышление в рамках пространства и времени не позволяет нам понять во всей полноте, что лежит за пределами врат смерти. Греч. слово, переведенное как отбытие, «отшествие» в англ. (в русской синодальной Библии — «разрешиться»), используется для описания «отчаливания», «отправления» лодки, корабля после поднятия якоря; то же слово используется в ориг. 2Тим 2:6 («отшествие» в русской синодальной Библии).

Ст. 24−26 Павел размышляет над тем, какой вариант предпочтительнее, и хотя не говорит, что знает, какой выбрал бы Бог, склоняется к тому, что останется и пребудет в мире для дальнейшего служения. Для него более благоприятный вариант — уйти к Господу, для других же предпочтительнее, чтобы он остался с ними в этой жизни. Успех, возрастание в вере и преизбыточная радость — все, что он искал для других (ср.: 1Тим 4:15), и что определил в качестве своих приоритетов (ср.: 3:12−14). В заключение Павел говорит о своем желании видеть, дабы похвала их во Христе Иисусе умножилась через него. Для всех нас, христиан, величайшей радостью и гордостью должна быть похвала во Христе Иисусе (ср.: 1Кор 1:31).

1:27 — 2:18 Наставления о христианской жизни и братском единстве

Павел рассказал о ситуации, в которой находится. Теперь он обращается к важным вещам, которые должны послужить для коринфян наставлением в повседневной жизни. Он призывает их рассматривать страдания не как наказание, а как привилегию, и стойко переносить их. Во всех жизненных испытаниях и во всех сферах общения с ближними они должны стойко держаться вместе. Гордость препятствует единению и нормальному братскому общению, и единственное средство отрешиться от своего эгоизма и тщеславия — непрестанно взирать на Христа, до тех пор, пока в своих мыслях и делах они не уподобятся Ему. Он — их идеал и их Спаситель, но спасение возможно лишь в жизни, полной послушания, в жизни, которая способна светить миру, а это и будет радостью для апостола в день Христов.

1:27−30 Призыв жить достойно Евангелия

Ст. 27 Возможно, Павел вновь обращается к филиппийцам. Он подчеркивает, что они должны жить достойно благовествования. Во все века — и нынешнее время не исключение — самым большим препятствием для распространения Евангелия была недостойная жизнь христиан. Наибольшее воздействие Благой вести на людей наблюдается, когда христиане воплощают евангельские принципы в жизнь, и это возлагает на каждого из нас особую ответственность. Греч. слово (politeumai — «вести чью-л. жизнь») дало начало слову «политика», которое часто сопряжено с понятием выполнения гражданских обязанностей. В Филиппах, как уже указывалось, высоко ценилось римское гражданство, но филиппийские христиане должны стремиться к небесному гражданству, являя уже в этой жизни образцовые личные и общественные взаимоотношения (ср.: 3:20). Павел часто говорит о необходимости стойко переносить разного рода противостояния и трудности (ср.: 1Кор 16:13; Гал 5:1; Еф 6:11−14; 1Фес 3:8; 2Фес 2:15).

Ст. 28 Не страшиться противников можно, если полагаться на силу Божью. Бесстрашие, однако, покажет врагам, что христиане не прикрываются лишь человеческой смелостью, а потому противостоять им — значит бороться против Бога (ср.: Деян 5:39) и вступать на путь, ведущий к погибели (ср.: 2Фес 1:4−8). Возможно, Павел воскресил в своей памяти голос Божий, вспоминая время, когда он сам преследовал христиан (Деян 26:10−14). В то же время, явное присутствие Бога среди них должно убедить филиппийцев, что они — дети Божьи и благословлены Его спасением.

Ст. 29 Дано ради Христа — за этими словами скрыта мысль о даре благодати; для христиан это — великая честь верить, но также (с точки зрения противоречивых стандартов окружающего мира) и страдать за Христа (ср.: Мф 5:11, 12; Деян 5:41).

Ст. 30 Из греч. слова, которое переведено в ст. 27 как подвизаясь, происходит современное слово «атлет»; здесь же слово подвиг навевает ассоциации, связанные с Рим 15:30; Кол 1:29; Кол 2:1; 1Фес 2:2. Весть к филиппийским христианам остается актуальной и для нас. И мы обязаны помнить о трудолюбии и борьбе, которые были характерны для жизни апостола.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.