Revelation 19 глава

Revelation
King James Bible → Толкование Далласской семинарии

King James Bible

Rejoicing in Heaven

1 And after these things I heard a great voice of much people in heaven, saying, Alleluia; Salvation, and glory, and honour, and power, unto the Lord our God:
2 For true and righteous are his judgments: for he hath judged the great whore, which did corrupt the earth with her fornication, and hath avenged the blood of his servants at her hand.
3 And again they said, Alleluia. And her smoke rose up for ever and ever.
4 And the four and twenty elders and the four beasts fell down and worshipped God that sat on the throne, saying, Amen; Alleluia.
5 And a voice came out of the throne, saying, Praise our God, all ye his servants, and ye that fear him, both small and great.
The Marriage of the Lamb

6 And I heard as it were the voice of a great multitude, and as the voice of many waters, and as the voice of mighty thunderings, saying, Alleluia: for the Lord God omnipotent reigneth.
7 Let us be glad and rejoice, and give honour to him: for the marriage of the Lamb is come, and his wife hath made herself ready.
8 And to her was granted that she should be arrayed in fine linen, clean and white: for the fine linen is the righteousness of saints.
9 And he saith unto me, Write, Blessed are they which are called unto the marriage supper of the Lamb. And he saith unto me, These are the true sayings of God.
10 And I fell at his feet to worship him. And he said unto me, See thou do it not: I am thy fellowservant, and of thy brethren that have the testimony of Jesus: worship God: for the testimony of Jesus is the spirit of prophecy.
The Rider on the White Horse

11 And I saw heaven opened, and behold a white horse; and he that sat upon him was called Faithful and True, and in righteousness he doth judge and make war.
12 His eyes were as a flame of fire, and on his head were many crowns; and he had a name written, that no man knew, but he himself.
13 And he was clothed with a vesture dipped in blood: and his name is called The Word of God.
14 And the armies which were in heaven followed him upon white horses, clothed in fine linen, white and clean.
15 And out of his mouth goeth a sharp sword, that with it he should smite the nations: and he shall rule them with a rod of iron: and he treadeth the winepress of the fierceness and wrath of Almighty God.
16 And he hath on his vesture and on his thigh a name written, KING OF KINGS, AND LORD OF LORDS.
Defeat of the Beast and False Prophet

17 And I saw an angel standing in the sun; and he cried with a loud voice, saying to all the fowls that fly in the midst of heaven, Come and gather yourselves together unto the supper of the great God;
18 That ye may eat the flesh of kings, and the flesh of captains, and the flesh of mighty men, and the flesh of horses, and of them that sit on them, and the flesh of all men, both free and bond, both small and great.
19 And I saw the beast, and the kings of the earth, and their armies, gathered together to make war against him that sat on the horse, and against his army.
20 And the beast was taken, and with him the false prophet that wrought miracles before him, with which he deceived them that had received the mark of the beast, and them that worshipped his image. These both were cast alive into a lake of fire burning with brimstone.
21 And the remnant were slain with the sword of him that sat upon the horse, which sword proceeded out of his mouth: and all the fowls were filled with their flesh.

Толкование Далласской семинарии

М. Песня хвалы и славы на небе (19:1−10)

1. МНОГОЧИСЛЕННЫЙ НАРОД НА НЕБЕСАХ СЛАВИТ БОГА (19:1−3)

Главы 4−18 в основном посвящены описанию событий, которые будут происходить на земле в годину великой скорби. Начиная с 19 главы, тема заметно меняется. Великая скорбь подходит к концу, и теперь в фокусе видения Иоанна происходящее на небе — второе пришествие Христа на землю. Для святых и для ангелов наступает время радости, время победы.

Откр 19:1. На известную последовательность описываемых событий указывают слова «После сего», которыми начинается 19 глава. Они явно относятся к происходившему в 18 главе. Итак, после «увиденных» им событий великой скорби Иоанн услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, хвалившего и славившего Бога, по-видимому, за суд, совершившийся над Вавилоном. (Заметим, что окончание 1 стиха надо понимать в том смысле, что спасение и слава, и честь и сила принадлежат Господу нашему, исходят от Него.) В богословской литературе, к сожалению, немало путаницы по части порядка событий, «происходящих» в главах 19−20; поэтому важно подчеркнуть, что славословие в 19:1 следует именно за разрушением Вавилона, описанным в 18 главе.

Словами «громкий голос» переданы по-русски греческие слова «мегален фонен» — буквально «сильный звук»; он исходил от многочисленного народа (сравните с Откр 7:9, где речь идет о верующих, замученных в дни великой скорби). Для них суд над Вавилоном — особый повод для радости. Греч, слово халлелуиа произошло от схожего еврейского слова, употребляемого в Ветхом Завете. В Новом Завете оно встречается всего четыре раза, и только в книге Откровения (19:1, 3−4, 6).

Откр 19:2−3. В выражении хвалы Богу слава и сила Его, которые есть причина и результат совершенного Им акта спасения, упоминаются наряду с истинностью и праведностью судов Его. Осуждение Им великой любодейцы (сравните 17:1, 4) — это праведный акт воздаяния за растление ею земли и убийство рабов Божиих (17:6). Однако наказанием блудницы лишь ознаменовано начало вечного наказания нечестивых, на что указывают слова …и дым ее восходил во веки веков.

2. ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ СТАРЦА ПОЮТ «АЛЛИЛУЙЯ» (19:4−5)

Откр 19:4−5. К хору множества людей, поющему «Аллилуйя», присоединяются двадцать четыре старца и четыре животных. Это еще одно свидетельство (и напоминание) в пользу того, что 24 старца представляют собой Церковь настоящего времени, в отличие от святых времени великой скорби, которые в стихе 1 представлены как «великое множество». Четыре «животных», впервые появляющиеся на страницах Откровения в 4:6−8, по всей вероятности, суть Ангелы, прославляющие Бога. И еще один голос слышит Иоанн, видимо, исходящий от Ангела, стоящего у престола, который призывает всех рабов Его и боящихся Его хвалить Бога (19:5).

3. ПРОРОЧЕСКОЕ ВОЗВЕЩЕНИЕ О БРАКОСОЧЕТАНИИ АГНЦА (19:6−9)

Откр 19:6−8. Последний, четвертый, раз аллилуйя, согласно свидетельству Иоанна, исходила как бы от многочисленного народа, и это было подобно шуму вод многих и громам сильным. Можно думать, что мощные и торжественные звуки эти неслись как с небес, так и с земли, т. е. что в этом славословии участвовали и праведники, пережившие великую скорбь.

Однако радость эта была не по поводу уже совершившегося, а по поводу того, что вот-вот должно было произойти. (Об этом свидетельствуют слова, которые в англ. переводе Библии переданы в настоящем времени: Ибо воцаряется Господь Бог Вседержитель.) Слово «Вседержитель» (пантократор) употреблено Иоанном в 1:8; 4:8; 11:17; 15:13; 16:7, 14; 19:15; 21:22.

За призывом «радоваться» следует возвещение, что наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя.

Понятие «брака» в Библии часто употребляется для описания взаимоотношений между святыми и Богом. В Ветхом Завете, в книге Осии, например, Израиль представлен неверной женой Иеговы, «статус» которой будет восстановлен в грядущем царстве. И в Новом Завете взаимоотношения Христа и Церкви характеризуются как брачный союз, но, в отличие от Ветхого Завета, здесь Церковь предстает как непорочная дева, ожидающая прихода своего небесного Жениха (2Кор 11:2).

Виссон чистый и светлый (подразумевается тонкая льняная ткань), в который одета невеста, символизирует праведность святых (стих 8). В Ветхом Завете первосвященники также одевались в «виссон»; Исх 28:42; Лев 6:10; 16:4, 23, 32.) (В английском тексте сказано не «праведность святых», а «праведные дела святых».) Речь тут (19:86) идет не столько об оправдании святых по вере, сколько о признании Богом тех добрых дел, которые святые совершали по благодати Его, и смысловое ударение здесь именно на добрых или праведных делах «невесты». В любом случае нет сомнения, что человеческая праведность достигается и Божией благодатью оправдания и личной добродетелью; она есть результат исторического взаимодействия Его благодати и собственных усилий человека.

Итак, здесь — последнее из записанных в Откровении 14 славословий, произносимых святыми, ангелами, 24 старцами и 4 животными. Гимны хвалы находим в следующих стихах: 4:8, 11; 5:9−10, 12−13; 7:10, 12; 11:16−18; 15:3−4; 16:5−7; 19:1−4, 6−8.

Откр 19:9. Ангел, повелевший Иоанну «написать» (14:3), повторяет свое поручение относительно следующих слов: блаженны званные на брачную вечерю Агнца!

Одно из ошибочных толкований, к сожалению, получившее распространение в церквах, привело к возникновению представления, будто Бог не делает различия между святыми. На самом деле при вдумчивом прочтении библейских текстов нельзя не заметить, что в Священном Писании «налицо» разные группы святых; в 19:9 мы видим, что «невеста» и приглашенные на брачную вечерю не одно и то же. Бог не отнесется ко всем одинаково. У Него есть план для Израиля как народа и план для спасенных израильтян.

В другом Его плане предусмотрены ветхозаветные язычники, уверовавшие в истинного Бога. Наконец в Новом Завете нам представлен Его план для Церкви, которая образует особую группу святых. И опять-таки в книге Откровения «святые, пришедшие от великой скорби», отличаются от других, прежних, групп уверовавших.

И дело тут не столько в разного характера и степени благословениях для разных этих групп, сколько в том, что у Бога есть план для каждой из них, зависящий от той роли, которую каждая призвана сыграть в осуществлении общего Его плана. В данном случае Церковь выступает в роли невесты, которой будут сопутствовать святые, отличающиеся от нее.

Богословы спорят о том, состоится ли это бракосочетание на небе или на земле. Но это и не столь важно. А вот при толковании этого места полезно обратиться к тому, как совершались бракосочетания на Ближнем Востоке в первом столетии. Брачная церемония включала следующие стадии:

1) официальное соглашение на брак между родителями невесты и жениха, с уплатою последними выкупа за невесту;
2) приход жениха за невестою (в Мф 25:1−13);
3) брачный пир (Ин 2:1−11), который представлял собой праздник, длившийся несколько дней.

В Откр 19:9 говорится о «брачной вечере», т. е. о третьей стадии брачной церемонии. И сообщение о ней совпадает со вторым пришествием Христа на землю. Однако лицезреть «брачную вечерю» Иоанну, по-видимому, не было дано. Расшифровывая всю эту символику, можно сказать, что первую стадию брачной церемонии Христос завершил в век Церкви через спасение людей, составивших ее. Стадия вторая совершится при восхищении Церкви с земли, когда Христос возьмет Свою невесту на небо, в дом Отца Своего (Ин 14:1−3).

Продолжая раскрытие этой аллегории, можно предположить, что начало Тысячелетнего царства явятся началом брачной вечери. Примечательно употребление в 19:7 слова «жена» (гине), вместо «невесты» «нимфе»; сравните Ин 3:29; Откр 18:23; Откр 21:2, 9; Откр 22:17); эта «замена», видимо, объясняется тем, что стадия вторая к тому времени завершится, и останется лишь празднование самой «вечери», которая таким образом будет происходить на земле. Об этом, как представляется, свидетельствуют и «брачные аллегория» в Новом Завете (Мф 22:1−14; Мф 25:1−13). Важность возвещенного в 16:6−7, 9, как и приглашения на брачную вечерю, повторенного в 22:17, следует из фразы, произнесенной Ангелом: Сии суть истинные слова Божии.

4. ПОВЕЛЕНИЕ ПОКЛОНЯТЬСЯ БОГУ (19:10)

Откр 19:10. Столь впечатляющим было происходившее на небе, с четырежды повторенным «аллилуйя» и возвещением о начале брачного пиршества, что потрясенный апостол снова пал ниц, чтобы поклониться Ангелу, говорившему с ним. Когда он поклонился Ангелу в самом начале (1:17), то поклонился Христу, и это было правильно, но теперь Ангел удержал его, повелев поклоняться только Богу, так как ангелы — всего лишь сослужители Иоанну и братьям его. Ибо, добавил он, свидетельство Иисусово есть дух пророчества.

Другими словами, сущность и цель библейских пророчеств объясняются и определяются свидетельством об Иисусе Христе и необходимостью прославлять Его и Отца в Нем. В настоящее время одна из главных функций Духа Святого состоит в прославлении Иисуса Христа и в возвещении верующим о том, чему предстоит произойти (Ин 16:13). Потрясающее откровение, данное в первых 10 стихах 19 главы, образует вступление к тому, что будет открыто затем, — ко второму пришествию Иисуса Христа, что, собственно, является главной темой всей книги (1:1).

Н. Второе пришествие Христа (19:11−21)

В данном ему свыше откровении Иоанн пророчески увидел второе пришествие Христа и связанные с ним события. Учение о втором пришествии есть самая важная из доктрин Священного Писания (Пс 2:1−9; Пс 23:7−10; Пс 95:10−13; Пс 109:1−7; Ис 9:6−7; Иер 23:1−8; Иез 37:15−28; Дан 2:44−45; Дан 7:13−14; Ос 3:4−5; Ам 9:11−15; Мих 4:7; Зах 2:10−12; 12; Зах 14:1−9; Мф 19:28; Мф 24:27−31; Мф 25:6, 31−46; Мк 13:24−27; Лк 12:35−40; Лк 17:24−37; Лк 18:8; Лк 21:25−28; Деян 1:10−11; Деян 15:16−18; Рим 11:25−27; 2Фес 2:8; 2Пет 3:3−4; Иуд 1:14−15; Откр 1:7−8; Откр 2:25−28; Откр 16:15; Откр 22:20). Второе пришествие Христа является и самым главным событием, предусмотренным Божиим планом.

Богословы консервативного направления практически единодушно считают, что это — событие грядущего времени (об этом говорится и в церковном символе веры), и что оно исполнится буквально, как буквально исполнилось первое Его пришествие в мир. Однако среди них существует расхождение во мнениях относительно времени восхищения Церкви, как описано оно в 1Фес 4:13−18 и 1Кор 15:51−58; совершится ли оно во время второго пришествия Христа на землю или, как полагают «довеликоскорбники», за семь лет до него?

Следует отметить, что ни одна из многих «деталей», раскрытых в Откр 19:11−21, не свидетельствует о восхищении Церкви в согласии с тем, как это описано на страницах Нового Завета. Там Христос нигде не касается земли, и святые встречаются с Ним на воздухе (1Фес 4:17), тогда как в Откровении говорится о возвращении Его на землю.

Весьма примечательно, что в Откр 19−20 хранится полное молчание относительно перемещения на небо святых, живущих на земле. По-видимому, это связано с тем, что они на земле и останутся и в Его Тысячелетнее царство войдут в своих земных телах. Ведь если бы восхищение Церкви состоялось при возвращении Христа на землю, то о таком важном событии должно было быть сказано в Откр 19. Однако, повторяем, ничего подобного там нет. В свете этих и ряда других соображений представляется, что 19 глава косвенно подтверждает учение о восхищении Церкви как об отдельном событии, предшествующем второму пришествию, и о том, что святые, которые переживут великую скорбь, не будут восхищены на небо.

1. ОТКРОВЕНИЕ О ВСАДНИКЕ НА БЕЛОМ КОНЕ (19:11−13)

Откр 19:11−13. И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем. Хотя некоторые богословы отождествляют этого всадника со всадником в Откр 6:2, подобное мнение опровергается контекстом соответствующих стихов. В Откр 6:2 всадник на белом коне — мировой правитель времен великой скорби, а здесь всадник — Правитель, нисходящий с неба. Белый конь — знак Его грядущего триумфа.

В Римской империи существовал обычай: одержавший победу полководец с триумфом проезжал на белом коне по Виа Сакра — главной магистрали имперской столицы, а вслед за ним несли трофеи и вели пленных — свидетельство его победы (2Кор 2:14). Белый конь является, таким образом, символом Христовой победы (как являлся он и символом короткой антихристовой победы) над силами зла в этом мире.

Сидящий на белом коне называется Верный и Истинный, потому что и суд Его и война, которую Он ведет, — праведны. Христос «проницает» всякий грех и безоговорочно осуждает его; это выражено словами: очи у Него, как пламень огненный (сравните Откр 1:14). Множество корон на голове Его — знак Его права властвовать и управлять.

Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого — это свидетельство о «невыразимости» Христа, о Его «неописуемости». И все-таки он носит вполне конкретные титулы. В Откр 19:13 сказано: Имя Ему Слово Божие (сравните Ин 1:1, 14; 1Ин 1:1), а в Откр 19:16 читаем: На одежде и на бедре Его написано имя: ЦАРЬ ЦАРЕЙ И ГОСПОДЬ ГОСПОДСТВУЮЩИХ (сравните 1Тим 6:13; Откр 17:14) Итак, всадник на белом коне — Иисус Христос, возвращающийся в славе Своей на землю. Однако Он грядет как Судья, и это подтверждается тем, что Он был облечен в одежду, обагренную кровью (19:13; сравните Ис 63:2−3; Откр 14:20).

2. ПРИШЕСТВИЕ ЦАРЯ И ЕГО НЕБЕСНОГО ВОИНСТВА (19:14−16)

Откр 19:14−16. Поразительная картина эта довершается видением воинства небесного, которое следовало за ним на конях белых, облеченное в виссон белый и чистый (сравните стих 8). Иоанн видит, что из уст Христа исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Далее апостол говорит, что Он пасет народы жезлом железным (сравните Пс 2:9; Откр 2:27). Христос описывается Иоанном как Тот, Кто топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя (сравните 14:19−20; употребление слова «Вседержитель» в 1:8; 4:8; 11:17; 15:3; 16:7, 14; 19:6; 21:22).

Вся эта сцена звучит как исполненное драматизма предвещание ужасного суда, который грядет. Из Мф 24:30 следует, что жители земли своими глазами увидят эту превосходящую воображение картину. Они в это время будут убивать друг друга в последней мировой войне. В тот самый день, когда возвратится Христос, враждующие армии будут сражаться друг против друга на Святой Земле и в самом Иерусалиме (Зах 14:7). Их приведут на место сражения ангелы сатаны — с тем, чтобы их руками сразиться с армиями небесными (Откр 16:12−16).

3. УНИЧТОЖЕНИЕ НЕЧЕСТИВЫХ (19:17−21)

Откр 19:17−18. Однако, что такое земные армии перед воинством небесным? «Острый меч, исходящий из уст Христа» (стих 15), символизирует и высшую власть слова Его, по звуку которого силой свыше земные армии будут уничтожены. Миллионы людей и коней погибнут мгновенно. Потому и пишет Иоанн, что увиденный им Ангел, стоящий на солнце… воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим посредине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божью, чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных — всех тех, кто будут убиты Иисусом Христом.

Откр 19:19−21. Зверь и все его армии соберутся на войну против Христа и Его воинства. Итог этой битве, которая в Откр 16:14 названа «бранью в оный великий день Бога Вседержителя», подводится в Откр 19:19−21. Правитель мира — зверь и его лжепророк, производивший чудеса его силою, — будут схвачены. Их демонская сила, обольстившая мир, окажется недостаточной для их спасения. Оба они живые будут брошены в озеро огненное, горящее серою.

Местонахождение злых и нечестивых, живших на протяжении всей истории мира, вплоть до возвращения Христа, — ад (Лк 16:23). «Озеро, горящее огнем и серою» — не то же самое, что ад; это место приготовлено для сатаны и его ангелов (Мф 25:41), и люди не попадут в него до того момента, о котором говорится в Откр 20:14−15.

Повторим, что армии, упомянутые выше, будут уничтожены по слову Христа (19:21 сравните 1:16; 2:12, 16; 19:15). Число убитых будет таким огромным, что и хищные птицы не смогут пожрать все трупы. Это будет решающим поражением сил зла на земле, и завершится оно Божиими судами, которые последуют за этим: они настигнут неспасенных людей во всех уголках земли (Мф 25:31−45).

То же самое вдохновенное слово Божие, которое так чудесно говорит о милости Бога ко всем, кто поверят Ему, и о том, что верующие в Него спасутся, не, оставляет сомнения и в суде, который грядет на всех отвергающих милость Его. Попытки интерпретаторов Библии либерального направления сосредоточить внимание читателей на тех местах Священного Писания, где говорится о любви Бога к людям, — в ущерб откровению о неизбежности справедливого Его суда — совершенно неоправданны. Библия недвусмысленно заявляет, что нечестивых ожидает суд, который совершится в масштабах всего мира во второе пришествие Христа, и не будет суда, равного ему, со времен Ноева потопа.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.