Откровение 19 глава

Откровение Иоанна Богослова
Подстрочник Винокурова → Толкование Далласской семинарии

Подстрочник Винокурова

1
Μετὰ После 3326 PREP
ταῦτα этого 5023 D-APN
ἤκουσα я услышал 191 V-AAI-1S
ὡς как 5613 ADV
φωνὴν голос 5456 N-ASF
μεγάλην большой 3173 A-ASF
ὄχλου толпы́ 3793 N-GSM
πολλοῦ многой 4183 A-GSM
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
οὐρανῷ небе 3772 N-DSM
λεγόντων, говорящих, 3004 V-PAP-GPM
Ἁλληλουϊά· Аллилуйя; 239 HEB
 1510 T-NSF
σωτηρία спасение 4991 N-NSF
καὶ и 2532 CONJ
 1510 T-NSF
δόξα слава 1391 N-NSF
καὶ и 2532 CONJ
 1510 T-NSF
δύναμις сила 1411 N-NSF
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
ἡμῶν, нашего, 2257 P-1GP
2
ὅτι потому что 3754 CONJ
ἀληθιναὶ истинны 228 A-NPF
καὶ и 2532 CONJ
δίκαιαι праведны 1342 A-NPF
αἱ  3588 T-NPF
κρίσεις суды 2920 N-NPF
αὐτοῦ· Его; 846 P-GSM
ὅτι потому что 3754 CONJ
ἔκρινεν осудил 2919 V-AAI-3S
τὴν  3588 T-ASF
πόρνην развратницу 4204 N-ASF
τὴν  3588 T-ASF
μεγάλην большу́ю 3173 A-ASF
ἥτις ту, которая 3748 R-NSF
ἔφθειρεν растлевала 5351 V-IAI-3S
τὴν  3588 T-ASF
γῆν землю 1093 N-ASF
ἐν в 1722 PREP
τῇ  3588 T-DSF
πορνείᾳ блуде 4202 N-DSF
αὐτῆς, её, 846 P-GSF
καὶ и 2532 CONJ
ἐξεδίκησεν Он взыскал 1556 V-AAI-3S
τὸ  3588 T-ASN
αἷμα кровь 129 N-ASN
τῶν  3588 T-GPM
δούλων рабов 1401 N-GPM
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
ἐκ от 1537 PREP
χειρὸς руки́ 5495 N-GSF
αὐτῆς. её. 846 P-GSF
3
καὶ И 2532 CONJ
δεύτερον [во] второй [раз] 1208 ADV
εἴρηκαν, они сказали, 2046 V-RAI-3P-ATT
Ἁλληλουϊά· Аллилуйя; 239 HEB
καὶ и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
καπνὸς дым 2586 N-NSM
αὐτῆς её 846 P-GSF
ἀναβαίνει восходит 305 V-PAI-3S
εἰς на 1519 PREP
τοὺς  3588 T-APM
αἰῶνας века́ 165 N-APM
τῶν  3588 T-GPM
αἰώνων. веков. 165 N-GPM
4
καὶ И 2532 CONJ
ἔπεσαν пали 4098 V-2AAI-3P
οἱ  3588 T-NPM
πρεσβύτεροι старца 4245 A-NPM-C
οἱ  3588 T-NPM
εἴκοσι двадцать 1501 A-NUI
τέσσαρες четыре 5064 A-NPM
καὶ и 2532 CONJ
τὰ  3588 T-NPN
τέσσαρα четыре 5064 A-NPN
ζῷα, животные, 2226 N-NPN
καὶ и 2532 CONJ
προσεκύνησαν поклонились 4352 V-AAI-3P
τῷ  3588 T-DSM
θεῷ Богу 2316 N-DSM
τῷ  3588 T-DSM
καθημένῳ сидящему 2521 V-PNP-DSM
ἐπὶ на 1909 PREP
τῷ  3588 T-DSM
θρόνῳ, престоле, 2362 N-DSM
λέγοντες, говорящие, 3004 V-PAP-NPM
Ἀμήν, Аминь, 281 HEB
Ἁλληλουϊά. Аллилуйя. 239 HEB
5
Καὶ И 2532 CONJ
φωνὴ голос 5456 N-NSF
ἀπὸ от 575 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
θρόνου престола 2362 N-GSM
ἐξῆλθεν вышел 1831 V-2AAI-3S
λέγουσα, говорящий, 3004 V-PAP-NSF
Αἰνεῖτε Хвали́те 134 V-PAM-2P
τῷ  3588 T-DSM
θεῷ Бога 2316 N-DSM
ἡμῶν, нашего, 2257 P-1GP
πάντες все 3956 A-NPM
οἱ  3588 T-NPM
δοῦλοι рабы 1401 N-NPM
αὐτοῦ, Его, 846 P-GSM
[καὶ] и 2532 CONJ
οἱ  3588 T-NPM
φοβούμενοι боящиеся 5399 V-PNP-NPM
αὐτόν, Его, 846 P-ASM
οἱ  3588 T-NPM
μικροὶ малые 3398 A-NPM
καὶ и 2532 CONJ
οἱ  3588 T-NPM
μεγάλοι. великие. 3173 A-NPM
6
καὶ И 2532 CONJ
ἤκουσα я услышал 191 V-AAI-1S
ὡς как 5613 ADV
φωνὴν голос 5456 N-ASF
ὄχλου толпы́ 3793 N-GSM
πολλοῦ многой 4183 A-GSM
καὶ и 2532 CONJ
ὡς как 5613 ADV
φωνὴν голос 5456 N-ASF
ὑδάτων вод 5204 N-GPN
πολλῶν многих 4183 A-GPN
καὶ и 2532 CONJ
ὡς как 5613 ADV
φωνὴν голос 5456 N-ASF
βροντῶν громов 1027 N-GPF
ἰσχυρῶν сильных 2478 A-GPF
λεγόντων, говорящих, 3004 V-PAP-GPM
Ἁλληλουϊά, Аллилуйя, 239 HEB
ὅτι потому что 3754 CONJ
ἐβασίλευσεν воцарился 936 V-AAI-3S
κύριος Господь 2962 N-NSM
 3588 T-NSM
θεὸς Бог 2316 N-NSM
[ἡμῶν] наш 2257 P-1GP
 3588 T-NSM
παντοκράτωρ. Вседержитель. 3841 N-NSM
7
χαίρωμεν Давайте будем радоваться 5463 V-PAS-1P
καὶ и 2532 CONJ
ἀγαλλιῶμεν, давайте будем ликовать, 21 V-PAS-1P
καὶ и 2532 CONJ
δώσωμεν давайте воздадим 5661 V-AAS-1P
τὴν  3588 T-ASF
δόξαν славу 1391 N-ASF
αὐτῷ, Ему, 846 P-DSM
ὅτι потому что 3754 CONJ
ἦλθεν пришло 2064 V-2AAI-3S
 3588 T-NSM
γάμος свадебное торжество 1062 N-NSM
τοῦ  3588 T-GSN
ἀρνίου, Агнца, 721 N-GSN
καὶ и 2532 CONJ
 1510 T-NSF
γυνὴ жена 1135 N-NSF
αὐτοῦ Его 846 P-GSN
ἡτοίμασεν приготовила 2090 V-AAI-3S
ἑαυτήν· себя; 1438 F-3ASF
8
καὶ и 2532 CONJ
ἐδόθη дано 1325 V-API-3S
αὐτῇ ей 846 P-DSF
ἵνα чтобы 2443 CONJ
περιβάληται она оделась 4016 V-2AMS-3S
βύσσινον [в] виссон 1039 A-ASN
λαμπρὸν светлый 2986 A-ASN
καθαρόν, чистый, 2513 A-ASN
τὸ  3588 T-NSN
γὰρ ведь 1063 CONJ
βύσσινον виссон 1039 A-NSN
τὰ  3588 T-NPN
δικαιώματα праведные дела́ 1345 N-NPN
τῶν  3588 T-GPM
ἁγίων святых 40 A-GPM
ἐστίν. есть. 1510 V-PAI-3S
9
Καὶ И 2532 CONJ
λέγει говорит 3004 V-PAI-3S
μοι, мне, 3427 P-1DS
Γράψον· Напиши; 1125 V-AAM-2S
Μακάριοι Блаженны 3107 A-NPM
οἱ  3588 T-NPM
εἰς на 1519 PREP
τὸ  3588 T-ASN
δεῖπνον ужин 1173 N-ASN
τοῦ  3588 T-GSM
γάμου свадебного торжества 1062 N-GSM
τοῦ  3588 T-GSN
ἀρνίου Агнца 721 N-GSN
κεκλημένοι. приглашённые. 2564 V-RPP-NPM
καὶ И 2532 CONJ
λέγει говорит 3004 V-PAI-3S
μοι, мне, 3427 P-1DS
Οὗτοι Эти 3778 D-NPM
οἱ  3588 T-NPM
λόγοι слова́ 3056 N-NPM
ἀληθινοὶ истинные 228 A-NPM
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
εἰσιν. есть. 1510 V-PAI-3P
10
καὶ И 2532 CONJ
ἔπεσα я пал 4098 V-2AAI-1S
ἔμπροσθεν перед 1715 PREP
τῶν  3588 T-GPM
ποδῶν ногами 4228 N-GPM
αὐτοῦ его 846 P-GSM
προσκυνῆσαι поклониться 4352 V-AAN
αὐτῷ. ему. 846 P-DSM
καὶ И 2532 CONJ
λέγει говорит 3004 V-PAI-3S
μοι, мне, 3427 P-1DS
Ὅρα Смотри 3708 V-PAM-2S
μή· не [поклонись]; 3361 PRT-N
σύνδουλός раб вместе 4889 N-NSM
σού [с] тобой 4675 P-2GS
εἰμι я есть 1510 V-PAI-1S
καὶ и 2532 CONJ
τῶν  3588 T-GPM
ἀδελφῶν [из] братьев 80 N-GPM
σου твоих 4675 P-2GS
τῶν  3588 T-GPM
ἐχόντων имеющих 2192 V-PAP-GPM
τὴν  3588 T-ASF
μαρτυρίαν свидетельство 3141 N-ASF
Ἰησοῦ· Иисуса; 2424 N-GSM
τῷ  3588 T-DSM
θεῷ Богу 2316 N-DSM
προσκύνησον. поклонись. 4352 V-AAM-2S
 1510 T-NSF
γὰρ Ведь 1063 CONJ
μαρτυρία свидетельство 3141 N-NSF
Ἰησοῦ Иисуса 2424 N-GSM
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
τὸ  3588 T-NSN
πνεῦμα дух 4151 N-NSN
τῆς  3588 T-GSF
προφητείας. пророчества. 4394 N-GSF
11
Καὶ И 2532 CONJ
εἶδον я увидел 1492 V-2AAI-1S
τὸν  3588 T-ASM
οὐρανὸν небо 3772 N-ASM
ἠνεῳγμένον, открытое, 455 V-RPP-ASM
καὶ и 2532 CONJ
ἰδοὺ вот 2400 V-2AMM-2S
ἵππος конь 2462 N-NSM
λευκός, белый, 3022 A-NSM
καὶ и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
καθήμενος Сидящий 2521 V-PNP-NSM
ἐπ᾽ на 1909 PREP
αὐτὸν нём 846 P-ASM
[καλούμενος] называемый 2564 V-PPP-NSM
πιστὸς Верный 4103 A-NSM
καὶ и 2532 CONJ
ἀληθινός, Истинный, 228 A-NSM
καὶ и 2532 CONJ
ἐν в 1722 PREP
δικαιοσύνῃ праведности 1343 N-DSF
κρίνει судит 2919 V-PAI-3S
καὶ и 2532 CONJ
πολεμεῖ. воюет. 4170 V-PAI-3S
12
οἱ  3588 T-NPM
δὲ Же 1161 CONJ
ὀφθαλμοὶ глаза́ 3788 N-NPM
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
[ὡς] как 5613 ADV
φλὸξ пламя 5395 N-NSF
πυρός, огня, 4442 N-GSN
καὶ и 2532 CONJ
ἐπὶ на 1909 PREP
τὴν  3588 T-ASF
κεφαλὴν голове 2776 N-ASF
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
διαδήματα диадем 1238 N-APN
πολλά, много, 4183 A-APN
ἔχων имеющий 2192 V-PAP-NSM
ὄνομα имя 3686 N-ASN
γεγραμμένον написанное 1125 V-RPP-ASN
которое 3588 R-ASN
οὐδεὶς никто 3762 A-NSM
οἶδεν знает 1492 V-RAI-3S
εἰ если 1508 COND
μὴ не 1508 PRT-N
αὐτός, Он, 846 P-NSM
13
καὶ и 2532 CONJ
περιβεβλημένος закутанный 4016 V-RPP-NSM
ἱμάτιον [в] накидку 2440 N-ASN
βεβαμμένον окунутую 911 V-RPP-ASN
αἵματι, [в] кровь, 129 N-DSN
καὶ и 2532 CONJ
κέκληται названо 2564 V-RPI-3S
τὸ  3588 T-NSN
ὄνομα имя 3686 N-NSN
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
 3588 T-NSM
λόγος Слово 3056 N-NSM
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ. Бога. 2316 N-GSM
14
καὶ И 2532 CONJ
τὰ  3588 T-NPN
στρατεύματα войска́ 4753 N-NPN
[τὰ]  3588 T-NPN
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
οὐρανῷ небе 3772 N-DSM
ἠκολούθει следовали 190 V-IAI-3S
αὐτῷ Ему 846 P-DSM
ἐφ᾽ на 1909 PREP
ἵπποις конях 2462 N-DPM
λευκοῖς, белых, 3022 A-DPM
ἐνδεδυμένοι одетые в 1746 V-RMP-NPM
βύσσινον [в] виссон 1039 A-ASN
λευκὸν белый 3022 A-ASN
καθαρόν. чистый. 2513 A-ASN
15
καὶ И 2532 CONJ
ἐκ из 1537 PREP
τοῦ  3588 T-GSN
στόματος уст 4750 N-GSN
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
ἐκπορεύεται выходит 1607 V-PNI-3S
ῥομφαία меч 4501 N-NSF
ὀξεῖα, острый, 3691 A-NSF
ἵνα чтобы 2443 CONJ
ἐν в 1722 PREP
αὐτῇ нём 846 P-DSF
πατάξῃ Он поразил 3960 V-AAS-3S
τὰ  3588 T-APN
ἔθνη, народы, 1484 N-APN
καὶ и 2532 CONJ
αὐτὸς Он 846 P-NSM
ποιμανεῖ будет пасти́ 4165 V-FAI-3S
αὐτοὺς их 846 P-APM
ἐν в 1722 PREP
ῥάβδῳ посохе 4464 N-DSF
σιδηρᾷ· железном; 4603 A-DSF
καὶ и 2532 CONJ
αὐτὸς Он 846 P-NSM
πατεῖ топчет 3961 V-PAI-3S
τὴν  3588 T-ASF
ληνὸν точило 3025 N-ASF
τοῦ  3588 T-GSM
οἴνου вина́ 3631 N-GSM
τοῦ  3588 T-GSM
θυμοῦ ярости 2372 N-GSM
τῆς  3588 T-GSF
ὀργῆς гнева 3709 N-GSF
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
τοῦ  3588 T-GSM
παντοκράτορος. Вседержителя. 3841 N-GSM
16
καὶ И 2532 CONJ
ἔχει имеет 2192 V-PAI-3S
ἐπὶ на 1909 PREP
τὸ  3588 T-ASN
ἱμάτιον накидке 2440 N-ASN
καὶ и 2532 CONJ
ἐπὶ на 1909 PREP
τὸν  3588 T-ASM
μηρὸν бедре 3313 N-ASM
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
ὄνομα имя 3686 N-ASN
γεγραμμένον· написанное; 1125 V-RPP-ASN
Βασιλεὺς Царь 935 N-NSM
βασιλέων царей 935 N-GPM
καὶ и 2532 CONJ
κύριος Господин 2962 N-NSM
κυρίων. господ. 2962 N-GPM
17
Καὶ И 2532 CONJ
εἶδον я увидел 1492 V-2AAI-1S
ἕνα одного 1520 A-ASM
ἄγγελον ангела 32 N-ASM
ἑστῶτα стоящего 2476 V-RAP-ASM
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
ἡλίῳ, солнце, 2246 N-DSM
καὶ и 2532 CONJ
ἔκραξεν закричал 2896 V-AAI-3S
[ἐν] в 1722 PREP
φωνῇ голосе 5456 N-DSF
μεγάλῃ громком 3173 A-DSF
λέγων говорящий 3004 V-PAP-NSM
πᾶσιν всем 3956 A-DPN
τοῖς  3588 T-DPN
ὀρνέοις птицам 3732 N-DPN
τοῖς  3588 T-DPN
πετομένοις летящим 4072 V-PNP-DPN
ἐν в 1722 PREP
μεσουρανήματι, середине неба, 3321 N-DSN
Δεῦτε Идите 1205 V-PAM-2P
συνάχθητε будьте собраны 4863 V-APM-2P
εἰς на 1519 PREP
τὸ  3588 T-ASN
δεῖπνον ужин 1173 N-ASN
τὸ  3588 T-ASN
μέγα великий 3173 A-ASN
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ, Бога, 2316 N-GSM
18
ἵνα чтобы 2443 CONJ
φάγητε вы съели 5315 V-2AAS-2P
σάρκας тела́ 4561 N-APF
βασιλέων царей 935 N-GPM
καὶ и 2532 CONJ
σάρκας тела́ 4561 N-APF
χιλιάρχων тысячников 5506 N-GPM
καὶ и 2532 CONJ
σάρκας тела́ 4561 N-APF
ἰσχυρῶν сильных 2478 A-GPM
καὶ и 2532 CONJ
σάρκας тела́ 4561 N-APF
ἵππων лошадей 2462 N-GPM
καὶ и 2532 CONJ
τῶν  3588 T-GPM
καθημένων сидящих 2521 V-PNP-GPM
ἐπ᾽ на 1909 PREP
αὐτῶν них 846 P-GPM
καὶ и 2532 CONJ
σάρκας тела́ 4561 N-APF
πάντων всех 3956 A-GPM
ἐλευθέρων свободных 1658 A-GPM
τε  5037 PRT
καὶ и 2532 CONJ
δούλων рабов 1401 N-GPM
καὶ и 2532 CONJ
μικρῶν малых 3398 A-GPM
καὶ и 2532 CONJ
μεγάλων. больши́х. 3173 A-GPM
19
Καὶ И 2532 CONJ
εἶδον я увидел 1492 V-2AAI-1S
τὸ  3588 T-ASN
θηρίον зверя 2342 N-ASN
καὶ и 2532 CONJ
τοὺς  3588 T-APM
βασιλεῖς царей 935 N-APM
τῆς  3588 T-GSF
γῆς земли́ 1093 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
τὰ  3588 T-APN
στρατεύματα войска́ 4753 N-APN
αὐτῶν их 846 P-GPM
συνηγμένα собранные 4863 V-RPP-APN
ποιῆσαι сделать 4160 V-AAN
τὸν  3588 T-ASM
πόλεμον войну 4171 N-ASM
μετὰ с 3326 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
καθημένου Сидящим 2521 V-PNP-GSM
ἐπὶ на 1909 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
ἵππου коне 2462 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
μετὰ с 3326 PREP
τοῦ  3588 T-GSN
στρατεύματος воинством 4753 N-GSN
αὐτοῦ. Его. 846 P-GSM
20
καὶ И 2532 CONJ
ἐπιάσθη был схвачен 4084 V-API-3S
τὸ  3588 T-NSN
θηρίον зверь 2342 N-NSN
καὶ и 2532 CONJ
μετ᾽ с 3326 PREP
αὐτοῦ ним 846 P-GSN
 3588 T-NSM
ψευδοπροφήτης лжепророк 5578 N-NSM
 3588 T-NSM
ποιήσας сделавший 4160 V-AAP-NSM
τὰ  3588 T-APN
σημεῖα знамения 4592 N-APN
ἐνώπιον перед 1799 ADV
αὐτοῦ, ним, 846 P-GSN
ἐν в 1722 PREP
οἷς которых 3739 R-DPN
ἐπλάνησεν он обманул 4105 V-AAI-3S
τοὺς  3588 T-APM
λαβόντας принявших 2983 V-2AAP-APM
τὸ  3588 T-ASN
χάραγμα клеймо 5480 N-ASN
τοῦ  3588 T-GSN
θηρίου зверя 2342 N-GSN
καὶ и 2532 CONJ
τοὺς  3588 T-APM
προσκυνοῦντας поклоняющихся 4352 V-PAP-APM
τῇ  3588 T-DSF
εἰκόνι изображению 1504 N-DSF
αὐτοῦ· его; 846 P-GSN
ζῶντες живущие 2198 V-PAP-NPM
ἐβλήθησαν были брошены 906 V-API-3P
οἱ  3588 T-NPM
δύο двое 1417 A-NUI
εἰς в 1519 PREP
τὴν  3588 T-ASF
λίμνην озеро 3041 N-ASF
τοῦ  3588 T-GSN
πυρὸς огня 4442 N-GSN
τῆς  3588 T-GSF
καιομένης горящего 2545 V-PPP-GSF
ἐν в 1722 PREP
θείῳ. сере. 2303 N-DSN
21
καὶ И 2532 CONJ
οἱ  3588 T-NPM
λοιποὶ остальные 3062 A-NPM
ἀπεκτάνθησαν были убиты 615 V-API-3P
ἐν в 1722 PREP
τῇ  3588 T-DSF
ῥομφαίᾳ мече 4501 N-DSF
τοῦ  3588 T-GSM
καθημένου Сидящего 2521 V-PNP-GSM
ἐπὶ на 1909 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
ἵππου коне 2462 N-GSM
τῇ  3588 T-DSF
ἐξελθούσῃ вышедшем 1831 V-2AAP-DSF
ἐκ из 1537 PREP
τοῦ  3588 T-GSN
στόματος уст 4750 N-GSN
αὐτοῦ, Его, 846 P-GSM
καὶ и 2532 CONJ
πάντα все 3956 A-NPN
τὰ  3588 T-NPN
ὄρνεα птицы 3732 N-NPN
ἐχορτάσθησαν насытились 5526 V-API-3P
ἐκ от 1537 PREP
τῶν  3588 T-GPF
σαρκῶν тел 4561 N-GPF
αὐτῶν. их. 846 P-GPM

Толкование Далласской семинарии

М. Песня хвалы и славы на небе (19:1−10)

1. МНОГОЧИСЛЕННЫЙ НАРОД НА НЕБЕСАХ СЛАВИТ БОГА (19:1−3)

Главы 4−18 в основном посвящены описанию событий, которые будут происходить на земле в годину великой скорби. Начиная с 19 главы, тема заметно меняется. Великая скорбь подходит к концу, и теперь в фокусе видения Иоанна происходящее на небе — второе пришествие Христа на землю. Для святых и для ангелов наступает время радости, время победы.

Откр 19:1. На известную последовательность описываемых событий указывают слова «После сего», которыми начинается 19 глава. Они явно относятся к происходившему в 18 главе. Итак, после «увиденных» им событий великой скорби Иоанн услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, хвалившего и славившего Бога, по-видимому, за суд, совершившийся над Вавилоном. (Заметим, что окончание 1 стиха надо понимать в том смысле, что спасение и слава, и честь и сила принадлежат Господу нашему, исходят от Него.) В богословской литературе, к сожалению, немало путаницы по части порядка событий, «происходящих» в главах 19−20; поэтому важно подчеркнуть, что славословие в 19:1 следует именно за разрушением Вавилона, описанным в 18 главе.

Словами «громкий голос» переданы по-русски греческие слова «мегален фонен» — буквально «сильный звук»; он исходил от многочисленного народа (сравните с Откр 7:9, где речь идет о верующих, замученных в дни великой скорби). Для них суд над Вавилоном — особый повод для радости. Греч, слово халлелуиа произошло от схожего еврейского слова, употребляемого в Ветхом Завете. В Новом Завете оно встречается всего четыре раза, и только в книге Откровения (19:1, 3−4, 6).

Откр 19:2−3. В выражении хвалы Богу слава и сила Его, которые есть причина и результат совершенного Им акта спасения, упоминаются наряду с истинностью и праведностью судов Его. Осуждение Им великой любодейцы (сравните 17:1, 4) — это праведный акт воздаяния за растление ею земли и убийство рабов Божиих (17:6). Однако наказанием блудницы лишь ознаменовано начало вечного наказания нечестивых, на что указывают слова …и дым ее восходил во веки веков.

2. ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ СТАРЦА ПОЮТ «АЛЛИЛУЙЯ» (19:4−5)

Откр 19:4−5. К хору множества людей, поющему «Аллилуйя», присоединяются двадцать четыре старца и четыре животных. Это еще одно свидетельство (и напоминание) в пользу того, что 24 старца представляют собой Церковь настоящего времени, в отличие от святых времени великой скорби, которые в стихе 1 представлены как «великое множество». Четыре «животных», впервые появляющиеся на страницах Откровения в 4:6−8, по всей вероятности, суть Ангелы, прославляющие Бога. И еще один голос слышит Иоанн, видимо, исходящий от Ангела, стоящего у престола, который призывает всех рабов Его и боящихся Его хвалить Бога (19:5).

3. ПРОРОЧЕСКОЕ ВОЗВЕЩЕНИЕ О БРАКОСОЧЕТАНИИ АГНЦА (19:6−9)

Откр 19:6−8. Последний, четвертый, раз аллилуйя, согласно свидетельству Иоанна, исходила как бы от многочисленного народа, и это было подобно шуму вод многих и громам сильным. Можно думать, что мощные и торжественные звуки эти неслись как с небес, так и с земли, т. е. что в этом славословии участвовали и праведники, пережившие великую скорбь.

Однако радость эта была не по поводу уже совершившегося, а по поводу того, что вот-вот должно было произойти. (Об этом свидетельствуют слова, которые в англ. переводе Библии переданы в настоящем времени: Ибо воцаряется Господь Бог Вседержитель.) Слово «Вседержитель» (пантократор) употреблено Иоанном в 1:8; 4:8; 11:17; 15:13; 16:7, 14; 19:15; 21:22.

За призывом «радоваться» следует возвещение, что наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя.

Понятие «брака» в Библии часто употребляется для описания взаимоотношений между святыми и Богом. В Ветхом Завете, в книге Осии, например, Израиль представлен неверной женой Иеговы, «статус» которой будет восстановлен в грядущем царстве. И в Новом Завете взаимоотношения Христа и Церкви характеризуются как брачный союз, но, в отличие от Ветхого Завета, здесь Церковь предстает как непорочная дева, ожидающая прихода своего небесного Жениха (2Кор 11:2).

Виссон чистый и светлый (подразумевается тонкая льняная ткань), в который одета невеста, символизирует праведность святых (стих 8). В Ветхом Завете первосвященники также одевались в «виссон»; Исх 28:42; Лев 6:10; 16:4, 23, 32.) (В английском тексте сказано не «праведность святых», а «праведные дела святых».) Речь тут (19:86) идет не столько об оправдании святых по вере, сколько о признании Богом тех добрых дел, которые святые совершали по благодати Его, и смысловое ударение здесь именно на добрых или праведных делах «невесты». В любом случае нет сомнения, что человеческая праведность достигается и Божией благодатью оправдания и личной добродетелью; она есть результат исторического взаимодействия Его благодати и собственных усилий человека.

Итак, здесь — последнее из записанных в Откровении 14 славословий, произносимых святыми, ангелами, 24 старцами и 4 животными. Гимны хвалы находим в следующих стихах: 4:8, 11; 5:9−10, 12−13; 7:10, 12; 11:16−18; 15:3−4; 16:5−7; 19:1−4, 6−8.

Откр 19:9. Ангел, повелевший Иоанну «написать» (14:3), повторяет свое поручение относительно следующих слов: блаженны званные на брачную вечерю Агнца!

Одно из ошибочных толкований, к сожалению, получившее распространение в церквах, привело к возникновению представления, будто Бог не делает различия между святыми. На самом деле при вдумчивом прочтении библейских текстов нельзя не заметить, что в Священном Писании «налицо» разные группы святых; в 19:9 мы видим, что «невеста» и приглашенные на брачную вечерю не одно и то же. Бог не отнесется ко всем одинаково. У Него есть план для Израиля как народа и план для спасенных израильтян.

В другом Его плане предусмотрены ветхозаветные язычники, уверовавшие в истинного Бога. Наконец в Новом Завете нам представлен Его план для Церкви, которая образует особую группу святых. И опять-таки в книге Откровения «святые, пришедшие от великой скорби», отличаются от других, прежних, групп уверовавших.

И дело тут не столько в разного характера и степени благословениях для разных этих групп, сколько в том, что у Бога есть план для каждой из них, зависящий от той роли, которую каждая призвана сыграть в осуществлении общего Его плана. В данном случае Церковь выступает в роли невесты, которой будут сопутствовать святые, отличающиеся от нее.

Богословы спорят о том, состоится ли это бракосочетание на небе или на земле. Но это и не столь важно. А вот при толковании этого места полезно обратиться к тому, как совершались бракосочетания на Ближнем Востоке в первом столетии. Брачная церемония включала следующие стадии:

1) официальное соглашение на брак между родителями невесты и жениха, с уплатою последними выкупа за невесту;
2) приход жениха за невестою (в Мф 25:1−13);
3) брачный пир (Ин 2:1−11), который представлял собой праздник, длившийся несколько дней.

В Откр 19:9 говорится о «брачной вечере», т. е. о третьей стадии брачной церемонии. И сообщение о ней совпадает со вторым пришествием Христа на землю. Однако лицезреть «брачную вечерю» Иоанну, по-видимому, не было дано. Расшифровывая всю эту символику, можно сказать, что первую стадию брачной церемонии Христос завершил в век Церкви через спасение людей, составивших ее. Стадия вторая совершится при восхищении Церкви с земли, когда Христос возьмет Свою невесту на небо, в дом Отца Своего (Ин 14:1−3).

Продолжая раскрытие этой аллегории, можно предположить, что начало Тысячелетнего царства явятся началом брачной вечери. Примечательно употребление в 19:7 слова «жена» (гине), вместо «невесты» «нимфе»; сравните Ин 3:29; Откр 18:23; Откр 21:2, 9; Откр 22:17); эта «замена», видимо, объясняется тем, что стадия вторая к тому времени завершится, и останется лишь празднование самой «вечери», которая таким образом будет происходить на земле. Об этом, как представляется, свидетельствуют и «брачные аллегория» в Новом Завете (Мф 22:1−14; Мф 25:1−13). Важность возвещенного в 16:6−7, 9, как и приглашения на брачную вечерю, повторенного в 22:17, следует из фразы, произнесенной Ангелом: Сии суть истинные слова Божии.

4. ПОВЕЛЕНИЕ ПОКЛОНЯТЬСЯ БОГУ (19:10)

Откр 19:10. Столь впечатляющим было происходившее на небе, с четырежды повторенным «аллилуйя» и возвещением о начале брачного пиршества, что потрясенный апостол снова пал ниц, чтобы поклониться Ангелу, говорившему с ним. Когда он поклонился Ангелу в самом начале (1:17), то поклонился Христу, и это было правильно, но теперь Ангел удержал его, повелев поклоняться только Богу, так как ангелы — всего лишь сослужители Иоанну и братьям его. Ибо, добавил он, свидетельство Иисусово есть дух пророчества.

Другими словами, сущность и цель библейских пророчеств объясняются и определяются свидетельством об Иисусе Христе и необходимостью прославлять Его и Отца в Нем. В настоящее время одна из главных функций Духа Святого состоит в прославлении Иисуса Христа и в возвещении верующим о том, чему предстоит произойти (Ин 16:13). Потрясающее откровение, данное в первых 10 стихах 19 главы, образует вступление к тому, что будет открыто затем, — ко второму пришествию Иисуса Христа, что, собственно, является главной темой всей книги (1:1).

Н. Второе пришествие Христа (19:11−21)

В данном ему свыше откровении Иоанн пророчески увидел второе пришествие Христа и связанные с ним события. Учение о втором пришествии есть самая важная из доктрин Священного Писания (Пс 2:1−9; Пс 23:7−10; Пс 95:10−13; Пс 109:1−7; Ис 9:6−7; Иер 23:1−8; Иез 37:15−28; Дан 2:44−45; Дан 7:13−14; Ос 3:4−5; Ам 9:11−15; Мих 4:7; Зах 2:10−12; 12; Зах 14:1−9; Мф 19:28; Мф 24:27−31; Мф 25:6, 31−46; Мк 13:24−27; Лк 12:35−40; Лк 17:24−37; Лк 18:8; Лк 21:25−28; Деян 1:10−11; Деян 15:16−18; Рим 11:25−27; 2Фес 2:8; 2Пет 3:3−4; Иуд 1:14−15; Откр 1:7−8; Откр 2:25−28; Откр 16:15; Откр 22:20). Второе пришествие Христа является и самым главным событием, предусмотренным Божиим планом.

Богословы консервативного направления практически единодушно считают, что это — событие грядущего времени (об этом говорится и в церковном символе веры), и что оно исполнится буквально, как буквально исполнилось первое Его пришествие в мир. Однако среди них существует расхождение во мнениях относительно времени восхищения Церкви, как описано оно в 1Фес 4:13−18 и 1Кор 15:51−58; совершится ли оно во время второго пришествия Христа на землю или, как полагают «довеликоскорбники», за семь лет до него?

Следует отметить, что ни одна из многих «деталей», раскрытых в Откр 19:11−21, не свидетельствует о восхищении Церкви в согласии с тем, как это описано на страницах Нового Завета. Там Христос нигде не касается земли, и святые встречаются с Ним на воздухе (1Фес 4:17), тогда как в Откровении говорится о возвращении Его на землю.

Весьма примечательно, что в Откр 19−20 хранится полное молчание относительно перемещения на небо святых, живущих на земле. По-видимому, это связано с тем, что они на земле и останутся и в Его Тысячелетнее царство войдут в своих земных телах. Ведь если бы восхищение Церкви состоялось при возвращении Христа на землю, то о таком важном событии должно было быть сказано в Откр 19. Однако, повторяем, ничего подобного там нет. В свете этих и ряда других соображений представляется, что 19 глава косвенно подтверждает учение о восхищении Церкви как об отдельном событии, предшествующем второму пришествию, и о том, что святые, которые переживут великую скорбь, не будут восхищены на небо.

1. ОТКРОВЕНИЕ О ВСАДНИКЕ НА БЕЛОМ КОНЕ (19:11−13)

Откр 19:11−13. И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем. Хотя некоторые богословы отождествляют этого всадника со всадником в Откр 6:2, подобное мнение опровергается контекстом соответствующих стихов. В Откр 6:2 всадник на белом коне — мировой правитель времен великой скорби, а здесь всадник — Правитель, нисходящий с неба. Белый конь — знак Его грядущего триумфа.

В Римской империи существовал обычай: одержавший победу полководец с триумфом проезжал на белом коне по Виа Сакра — главной магистрали имперской столицы, а вслед за ним несли трофеи и вели пленных — свидетельство его победы (2Кор 2:14). Белый конь является, таким образом, символом Христовой победы (как являлся он и символом короткой антихристовой победы) над силами зла в этом мире.

Сидящий на белом коне называется Верный и Истинный, потому что и суд Его и война, которую Он ведет, — праведны. Христос «проницает» всякий грех и безоговорочно осуждает его; это выражено словами: очи у Него, как пламень огненный (сравните Откр 1:14). Множество корон на голове Его — знак Его права властвовать и управлять.

Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого — это свидетельство о «невыразимости» Христа, о Его «неописуемости». И все-таки он носит вполне конкретные титулы. В Откр 19:13 сказано: Имя Ему Слово Божие (сравните Ин 1:1, 14; 1Ин 1:1), а в Откр 19:16 читаем: На одежде и на бедре Его написано имя: ЦАРЬ ЦАРЕЙ И ГОСПОДЬ ГОСПОДСТВУЮЩИХ (сравните 1Тим 6:13; Откр 17:14) Итак, всадник на белом коне — Иисус Христос, возвращающийся в славе Своей на землю. Однако Он грядет как Судья, и это подтверждается тем, что Он был облечен в одежду, обагренную кровью (19:13; сравните Ис 63:2−3; Откр 14:20).

2. ПРИШЕСТВИЕ ЦАРЯ И ЕГО НЕБЕСНОГО ВОИНСТВА (19:14−16)

Откр 19:14−16. Поразительная картина эта довершается видением воинства небесного, которое следовало за ним на конях белых, облеченное в виссон белый и чистый (сравните стих 8). Иоанн видит, что из уст Христа исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Далее апостол говорит, что Он пасет народы жезлом железным (сравните Пс 2:9; Откр 2:27). Христос описывается Иоанном как Тот, Кто топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя (сравните 14:19−20; употребление слова «Вседержитель» в 1:8; 4:8; 11:17; 15:3; 16:7, 14; 19:6; 21:22).

Вся эта сцена звучит как исполненное драматизма предвещание ужасного суда, который грядет. Из Мф 24:30 следует, что жители земли своими глазами увидят эту превосходящую воображение картину. Они в это время будут убивать друг друга в последней мировой войне. В тот самый день, когда возвратится Христос, враждующие армии будут сражаться друг против друга на Святой Земле и в самом Иерусалиме (Зах 14:7). Их приведут на место сражения ангелы сатаны — с тем, чтобы их руками сразиться с армиями небесными (Откр 16:12−16).

3. УНИЧТОЖЕНИЕ НЕЧЕСТИВЫХ (19:17−21)

Откр 19:17−18. Однако, что такое земные армии перед воинством небесным? «Острый меч, исходящий из уст Христа» (стих 15), символизирует и высшую власть слова Его, по звуку которого силой свыше земные армии будут уничтожены. Миллионы людей и коней погибнут мгновенно. Потому и пишет Иоанн, что увиденный им Ангел, стоящий на солнце… воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим посредине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божью, чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных — всех тех, кто будут убиты Иисусом Христом.

Откр 19:19−21. Зверь и все его армии соберутся на войну против Христа и Его воинства. Итог этой битве, которая в Откр 16:14 названа «бранью в оный великий день Бога Вседержителя», подводится в Откр 19:19−21. Правитель мира — зверь и его лжепророк, производивший чудеса его силою, — будут схвачены. Их демонская сила, обольстившая мир, окажется недостаточной для их спасения. Оба они живые будут брошены в озеро огненное, горящее серою.

Местонахождение злых и нечестивых, живших на протяжении всей истории мира, вплоть до возвращения Христа, — ад (Лк 16:23). «Озеро, горящее огнем и серою» — не то же самое, что ад; это место приготовлено для сатаны и его ангелов (Мф 25:41), и люди не попадут в него до того момента, о котором говорится в Откр 20:14−15.

Повторим, что армии, упомянутые выше, будут уничтожены по слову Христа (19:21 сравните 1:16; 2:12, 16; 19:15). Число убитых будет таким огромным, что и хищные птицы не смогут пожрать все трупы. Это будет решающим поражением сил зла на земле, и завершится оно Божиими судами, которые последуют за этим: они настигнут неспасенных людей во всех уголках земли (Мф 25:31−45).

То же самое вдохновенное слово Божие, которое так чудесно говорит о милости Бога ко всем, кто поверят Ему, и о том, что верующие в Него спасутся, не, оставляет сомнения и в суде, который грядет на всех отвергающих милость Его. Попытки интерпретаторов Библии либерального направления сосредоточить внимание читателей на тех местах Священного Писания, где говорится о любви Бога к людям, — в ущерб откровению о неизбежности справедливого Его суда — совершенно неоправданны. Библия недвусмысленно заявляет, что нечестивых ожидает суд, который совершится в масштабах всего мира во второе пришествие Христа, и не будет суда, равного ему, со времен Ноева потопа.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.