Откровение 12 глава

Откровение Иоанна Богослова
Подстрочник Винокурова → Толкование Далласской семинарии

Подстрочник Винокурова

1
Καὶ И 2532 CONJ
σημεῖον знамение 4592 N-NSN
μέγα великое 3173 A-NSN
ὤφθη было сделано видимо 3700 V-API-3S
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
οὐρανῷ, небе, 3772 N-DSM
γυνὴ женщина 1135 N-NSF
περιβεβλημένη одетая 4016 V-RPP-NSF
τὸν  3588 T-ASM
ἥλιον, [в] солнце, 2246 N-ASM
καὶ и 2532 CONJ
 1510 T-NSF
σελήνη луна 4582 N-NSF
ὑποκάτω под 5270 ADV
τῶν  3588 T-GPM
ποδῶν ногами 4228 N-GPM
αὐτῆς, её, 846 P-GSF
καὶ и 2532 CONJ
ἐπὶ на 1909 PREP
τῆς  3588 T-GSF
κεφαλῆς голове 2776 N-GSF
αὐτῆς её 846 P-GSF
στέφανος венок 4735 N-NSM
ἀστέρων звёзд 792 N-GPM
δώδεκα, двенадцати, 1427 A-NUI
2
καὶ и 2532 CONJ
ἐν в 1722 PREP
γαστρὶ утробе 1064 N-DSF
ἔχουσα, имеющая, 2192 V-PAP-NSF
καὶ и 2532 CONJ
κράζει кричит 2896 V-PAI-3S
ὠδίνουσα испытывающая боль 5605 V-PAP-NSF
καὶ и 2532 CONJ
βασανιζομένη мучащаяся 928 V-PPP-NSF
τεκεῖν. [чтобы] родить. 5088 V-2AAN
3
καὶ И 2532 CONJ
ὤφθη было сделано видимо 3700 V-API-3S
ἄλλο другое 243 A-NSN
σημεῖον знамение 4592 N-NSN
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
οὐρανῷ, небе, 3772 N-DSM
καὶ и 2532 CONJ
ἰδοὺ вот 2400 V-2AMM-2S
δράκων дракон 1404 N-NSM
μέγας большой 3173 A-NSM
πυρρός, огненный, 4450 A-NSM
ἔχων имеющий 2192 V-PAP-NSM
κεφαλὰς голов 2776 N-APF
ἑπτὰ семь 2033 A-NUI
καὶ и 2532 CONJ
κέρατα рогов 2768 N-APN
δέκα десять 1176 A-NUI
καὶ и 2532 CONJ
ἐπὶ на 1909 PREP
τὰς  3588 T-APF
κεφαλὰς головах 2776 N-APF
αὐτοῦ его 846 P-GSM
ἑπτὰ семь 2033 A-NUI
διαδήματα, диадем, 1238 N-APN
4
καὶ и 2532 CONJ
 1510 T-NSF
οὐρὰ хвост 3769 N-NSF
αὐτοῦ его 846 P-GSM
σύρει волочит 4951 V-PAI-3S
τὸ  3588 T-ASN
τρίτον треть 5154 A-ASN
τῶν  3588 T-GPM
ἀστέρων звёзд 792 N-GPM
τοῦ  3588 T-GSM
οὐρανοῦ неба 3772 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
ἔβαλεν бросил 906 V-2AAI-3S
αὐτοὺς их 846 P-APM
εἰς на 1519 PREP
τὴν  3588 T-ASF
γῆν. землю. 1093 N-ASF
καὶ И 2532 CONJ
 3588 T-NSM
δράκων дракон 1404 N-NSM
ἕστηκεν стои́т 2476 V-IAI-3S
ἐνώπιον перед 1799 ADV
τῆς  3588 T-GSF
γυναικὸς женой 1135 N-GSF
τῆς  3588 T-GSF
μελλούσης готовящейся 3195 V-PAP-GSF
τεκεῖν, родить, 5088 V-2AAN
ἵνα чтобы 2443 CONJ
ὅταν когда 3752 CONJ
τέκῃ родит 5088 V-2AAS-3S
τὸ  3588 T-ASN
τέκνον дитя 5043 N-ASN
αὐτῆς её 846 P-GSF
καταφάγῃ. он съел. 2719 V-2AAS-3S
5
καὶ И 2532 CONJ
ἔτεκεν родила 5088 V-2AAI-3S
υἱόν, сына, 5207 N-ASM
ἄρσεν, мужчину, 730 A-ASN
ὃς который 3739 R-NSM
μέλλει готовится 3195 V-PAI-3S
ποιμαίνειν пасти́ 4165 V-PAN
πάντα все 3956 A-APN
τὰ  3588 T-APN
ἔθνη народы 1484 N-APN
ἐν в 1722 PREP
ῥάβδῳ посохе 4464 N-DSF
σιδηρᾷ· железном; 4603 A-DSF
καὶ и 2532 CONJ
ἡρπάσθη был похищен 726 V-API-3S
τὸ  3588 T-NSN
τέκνον ребёнок 5043 N-NSN
αὐτῆς её 846 P-GSF
πρὸς к 4314 PREP
τὸν  3588 T-ASM
θεὸν Богу 2316 N-ASM
καὶ и 2532 CONJ
πρὸς к 4314 PREP
τὸν  3588 T-ASM
θρόνον престолу 2362 N-ASM
αὐτοῦ. Его. 846 P-GSM
6
καὶ И 2532 CONJ
 1510 T-NSF
γυνὴ женщина 1135 N-NSF
ἔφυγεν убежала 5343 V-2AAI-3S
εἰς в 1519 PREP
τὴν  3588 T-ASF
ἔρημον, пустыню, 2048 A-ASF
ὅπου где 3699 ADV
ἔχει имеет 2192 V-PAI-3S
ἐκεῖ там 1563 ADV
τόπον место 5117 N-ASM
ἡτοιμασμένον приготовленное 2090 V-RPP-ASM
ἀπὸ от 575 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ, Бога, 2316 N-GSM
ἵνα чтобы 2443 CONJ
ἐκεῖ там 1563 ADV
τρέφωσιν питали 5142 V-PAS-3P
αὐτὴν её 846 P-ASF
ἡμέρας дней 2250 N-APF
χιλίας тысячу 5507 A-APF
διακοσίας двести 1250 A-APF
ἑξήκοντα. шестьдесят. 1835 A-NUI
7
Καὶ И 2532 CONJ
ἐγένετο сделалась 1096 V-2ADI-3S
πόλεμος война 4171 N-NSM
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
οὐρανῷ, небе, 3772 N-DSM
 3588 T-NSM
Μιχαὴλ Михаил 3413 N-PRI
καὶ и 2532 CONJ
οἱ  3588 T-NPM
ἄγγελοι ангелы 32 N-NPM
αὐτοῦ его 846 P-GSM
τοῦ  3588 T-GSM
πολεμῆσαι воевали 4170 V-AAN
μετὰ с 3326 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
δράκοντος. драконом. 1404 N-GSM
καὶ И 2532 CONJ
 3588 T-NSM
δράκων дракон 1404 N-NSM
ἐπολέμησεν воевал 4170 V-AAI-3S
καὶ и 2532 CONJ
οἱ  3588 T-NPM
ἄγγελοι ангелы 32 N-NPM
αὐτοῦ, его, 846 P-GSM
8
καὶ и 2532 CONJ
οὐκ не 3756 PRT-N
ἴσχυσεν, смог он, 2480 V-AAI-3S
οὐδὲ и не 3761 CONJ-N
τόπος место 5117 N-NSM
εὑρέθη найдено 2147 V-API-3S
αὐτῶν их 846 P-GPM
ἔτι уже́ 2089 ADV
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
οὐρανῷ. небе. 3772 N-DSM
9
καὶ И 2532 CONJ
ἐβλήθη был брошен 906 V-API-3S
 3588 T-NSM
δράκων дракон 1404 N-NSM
 3588 T-NSM
μέγας, великий, 3173 A-NSM
 3588 T-NSM
ὄφις змей 3789 N-NSM
 3588 T-NSM
ἀρχαῖος, древний, 744 A-NSM
 3588 T-NSM
καλούμενος называемый 2564 V-PPP-NSM
Διάβολος Дьявол 1228 A-NSM
καὶ и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
Σατανᾶς, Сатана, 4567 N-NSM
 3588 T-NSM
πλανῶν обманывающий 4105 V-PAP-NSM
τὴν  3588 T-ASF
οἰκουμένην обитаемую [землю] 3625 N-ASF
ὅλην, всю, 3650 A-ASF
ἐβλήθη был брошен 906 V-API-3S
εἰς на 1519 PREP
τὴν  3588 T-ASF
γῆν, землю, 1093 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
οἱ  3588 T-NPM
ἄγγελοι ангелы 32 N-NPM
αὐτοῦ его 846 P-GSM
μετ᾽ с 3326 PREP
αὐτοῦ ним 846 P-GSM
ἐβλήθησαν. были брошены. 906 V-API-3P
10
καὶ И 2532 CONJ
ἤκουσα я услышал 191 V-AAI-1S
φωνὴν голос 5456 N-ASF
μεγάλην сильный 3173 A-ASF
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
οὐρανῷ небе 3772 N-DSM
λέγουσαν, говорящий, 3004 V-PAP-ASF
Ἄρτι Ныне 737 ADV
ἐγένετο сделалось 1096 V-2ADI-3S
 1510 T-NSF
σωτηρία спасение 4991 N-NSF
καὶ и 2532 CONJ
 1510 T-NSF
δύναμις сила 1411 N-NSF
καὶ и 2532 CONJ
 1510 T-NSF
βασιλεία царство 932 N-NSF
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
ἡμῶν нашего 2257 P-1GP
καὶ и 2532 CONJ
 1510 T-NSF
ἐξουσία власть 1849 N-NSF
τοῦ  3588 T-GSM
Χριστοῦ Христа 5547 N-GSM
αὐτοῦ, Его, 846 P-GSM
ὅτι потому что 3754 CONJ
ἐβλήθη был брошен 906 V-API-3S
 3588 T-NSM
κατήγωρ обвинитель 2725 N-NSM
τῶν  3588 T-GPM
ἀδελφῶν братьев 80 N-GPM
ἡμῶν, наших, 2257 P-1GP
 3588 T-NSM
κατηγορῶν обвиняющий 2723 V-PAP-NSM
αὐτοὺς их 846 P-APM
ἐνώπιον перед 1799 ADV
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Богом 2316 N-GSM
ἡμῶν нашим 2257 P-1GP
ἡμέρας днём 2250 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
νυκτός. ночью. 3571 N-GSF
11
καὶ И 2532 CONJ
αὐτοὶ они 846 P-NPM
ἐνίκησαν победили 3528 V-AAI-3P
αὐτὸν его 846 P-ASM
διὰ через 1223 PREP
τὸ  3588 T-ASN
αἷμα кровь 129 N-ASN
τοῦ  3588 T-GSN
ἀρνίου Агнца 721 N-GSN
καὶ и 2532 CONJ
διὰ через 1223 PREP
τὸν  3588 T-ASM
λόγον слово 3056 N-ASM
τῆς  3588 T-GSF
μαρτυρίας свидетельства 3141 N-GSF
αὐτῶν, их, 846 P-GPM
καὶ и 2532 CONJ
οὐκ не 3756 PRT-N
ἠγάπησαν полюбили 25 V-AAI-3P
τὴν  3588 T-ASF
ψυχὴν душу 5590 N-ASF
αὐτῶν их 846 P-GPM
ἄχρι до 891 ADV
θανάτου. смерти. 2288 N-GSM
12
διὰ Из-за 1223 PREP
τοῦτο этого 5124 D-ASN
εὐφραίνεσθε, веселитесь, 2165 V-PPM-2P
[οἱ]  3588 T-NPM
οὐρανοὶ небеса 3772 N-NPM
καὶ и 2532 CONJ
οἱ  3588 T-NPM
ἐν в 1722 PREP
αὐτοῖς них 846 P-DPM
σκηνοῦντες· обитающие; 4637 V-PAP-NPM
οὐαὶ го́ре 3759 INJ
τὴν  3588 T-ASF
γῆν земле 1093 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
τὴν  3588 T-ASF
θάλασσαν, морю, 2281 N-ASF
ὅτι потому что 3754 CONJ
κατέβη сошёл 2597 V-2AAI-3S
 3588 T-NSM
διάβολος дьявол 1228 A-NSM
πρὸς к 4314 PREP
ὑμᾶς вам 5209 P-2AP
ἔχων имеющий 2192 V-PAP-NSM
θυμὸν ярость 2372 N-ASM
μέγαν, большу́ю, 3173 A-ASM
εἰδὼς знающий 1492 V-RAP-NSM
ὅτι что 3754 CONJ
ὀλίγον немного 3641 A-ASM
καιρὸν времени 2540 N-ASM
ἔχει. имеет. 2192 V-PAI-3S
13
Καὶ И 2532 CONJ
ὅτε когда 3753 ADV
εἶδεν увидел 1492 V-2AAI-3S
 3588 T-NSM
δράκων дракон 1404 N-NSM
ὅτι что 3754 CONJ
ἐβλήθη был брошен 906 V-API-3S
εἰς на 1519 PREP
τὴν  3588 T-ASF
γῆν, землю, 1093 N-ASF
ἐδίωξεν подверг преследованиям 1377 V-AAI-3S
τὴν  3588 T-ASF
γυναῖκα женщину 1135 N-ASF
ἥτις ту, которая 3748 R-NSF
ἔτεκεν родила 5088 V-2AAI-3S
τὸν  3588 T-ASM
ἄρσενα. мужчину. 730 A-ASM
14
καὶ И 2532 CONJ
ἐδόθησαν были даны 1325 V-API-3P
τῇ  3588 T-DSF
γυναικὶ женщине 1135 N-DSF
αἱ  3588 T-NPF
δύο два 1417 A-NUI
πτέρυγες крыла 4420 N-NPF
τοῦ  3588 T-GSM
ἀετοῦ орла 105 N-GSM
τοῦ  3588 T-GSM
μεγάλου, великого, 3173 A-GSM
ἵνα чтобы 2443 CONJ
πέτηται она летела 4072 V-PNS-3S
εἰς в 1519 PREP
τὴν  3588 T-ASF
ἔρημον пустыню 2048 A-ASF
εἰς в 1519 PREP
τὸν  3588 T-ASM
τόπον место 5117 N-ASM
αὐτῆς, её, 846 P-GSF
ὅπου где 3699 ADV
τρέφεται питается 5142 V-PPI-3S
ἐκεῖ там 1563 ADV
καιρὸν срок 2540 N-ASM
καὶ и 2532 CONJ
καιροὺς сроки 2540 N-APM
καὶ и 2532 CONJ
ἥμισυ половину 2255 A-ASN
καιροῦ срока 2540 N-GSM
ἀπὸ от 575 PREP
προσώπου лица́ 4383 N-GSN
τοῦ  3588 T-GSM
ὄφεως. зме́я. 3789 N-GSM
15
καὶ И 2532 CONJ
ἔβαλεν бросил 906 V-2AAI-3S
 3588 T-NSM
ὄφις змей 3789 N-NSM
ἐκ из 1537 PREP
τοῦ  3588 T-GSN
στόματος уст 4750 N-GSN
αὐτοῦ его 846 P-GSM
ὀπίσω за 3694 ADV
τῆς  3588 T-GSF
γυναικὸς женой 1135 N-GSF
ὕδωρ воду 5204 N-ASN
ὡς как 5613 ADV
ποταμόν, реку, 4215 N-ASM
ἵνα чтобы 2443 CONJ
αὐτὴν её 846 P-ASF
ποταμοφόρητον унесённую рекой 4216 A-ASF
ποιήσῃ. сделать. 4160 V-AAS-3S
16
καὶ И 2532 CONJ
ἐβοήθησεν помогла 997 V-AAI-3S
 1510 T-NSF
γῆ земля 1093 N-NSF
τῇ  3588 T-DSF
γυναικί, женщине, 1135 N-DSF
καὶ и 2532 CONJ
ἤνοιξεν открыла 455 V-AAI-3S
 1510 T-NSF
γῆ земля 1093 N-NSF
τὸ  3588 T-ASN
στόμα уста 4750 N-ASN
αὐτῆς её 846 P-GSF
καὶ и 2532 CONJ
κατέπιεν выпила 2666 V-2AAI-3S
τὸν  3588 T-ASM
ποταμὸν реку 4215 N-ASM
ὃν которую 3739 R-ASM
ἔβαλεν бросил 906 V-2AAI-3S
 3588 T-NSM
δράκων дракон 1404 N-NSM
ἐκ из 1537 PREP
τοῦ  3588 T-GSN
στόματος уст 4750 N-GSN
αὐτοῦ. его. 846 P-GSM
17
καὶ И 2532 CONJ
ὠργίσθη разгневался 3710 V-API-3S
 3588 T-NSM
δράκων дракон 1404 N-NSM
ἐπὶ на 1909 PREP
τῇ  3588 T-DSF
γυναικί, женщину, 1135 N-DSF
καὶ и 2532 CONJ
ἀπῆλθεν ушёл 565 V-2AAI-3S
ποιῆσαι сделать 4160 V-AAN
πόλεμον войну 4171 N-ASM
μετὰ с 3326 PREP
τῶν  3588 T-GPM
λοιπῶν остальными 3062 A-GPM
τοῦ  3588 T-GSN
σπέρματος [от] семени 4690 N-GSN
αὐτῆς, её, 846 P-GSF
τῶν  3588 T-GPM
τηρούντων [из] соблюдающих 5083 V-PAP-GPM
τὰς  3588 T-APF
ἐντολὰς заповеди 1785 N-APF
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
ἐχόντων имеющими 2192 V-PAP-GPM
τὴν  3588 T-ASF
μαρτυρίαν свидетельство 3141 N-ASF
Ἰησοῦ· Иисуса; 2424 N-GSM
18
καὶ и 2532 CONJ
ἐστάθη он был поставлен 2476 V-API-1S
ἐπὶ на 1909 PREP
τὴν  3588 T-ASF
ἄμμον песке 285 N-ASF
τῆς  3588 T-GSF
θαλάσσης. мо́ря. 2281 N-GSF

Толкование Далласской семинарии

И. Семь важных действующих лиц при конце времен (главы 12−13)

Итак, несмотря на то, что звучание седьмой трубы зафиксировано в 11:15, подробности событий, вызванных этим, раскрываются лишь в 16 главе. А в главах 12−15 пророчества о конце времен, осуществляясь, предстают в несколько иной перспективе; в этих главах впервые появляются семь важных персонажей, выходящих на арену истории во второй половине заключительного семилетнего периода.

Многое было сказано относительно семи персонажей, появляющихся, собственно, в главах 12 — 13:1) о «жене, облеченной в солнце», которая представляет собой Израиль (12:1−2); 2) о большом красном драконе с семью головами и десятью рогами, который есть сатана (12:3−4); 3) о Младенце мужского пола (олицетворяющем Христа; 12:5−6); 4) об архангеле Михаиле, низвергающем сатану с неба (12:7−12); 5) об «отпрыске» жены, преследуемой драконом (12:13−17); 6) о звере, выходящем из моря, который олицетворяет будущего мирового диктатора (13:2−10); 7) о звере, выходящем из-под земли, который есть лжепророк (13:11−18).

В этих главах нет «хронологически» упорядоченного повествования, но — развернуты события и обстоятельства, соответствующие звучанию каждой из труб. Последовательное же повествование возобновляется в 16 главе.

1. ПЕРВОЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО. ЖЕНА, ОБЛЕЧЕННАЯ В СОЛНЦЕ (12:1−2)

Откр 12:1−2. Итак, в видении Иоанна возникает жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на голове ее венец из двенадцати звезд. Апостол называет ее великим знамением (сравните 13:13). «Знамение» надо понимать как особый способ откровения Божьей воли, предполагающий обычно элемент пророческого предупреждения. «Жена» явилась первым из целой серии феноменов, названных в Откровении «знамением» или «чудом» (12:3; 13:13−14; 15:1; 16:14; 19:20). И хотя это знамение Иоанн видит на небе, то, что последует за ним, происходит на земле.

Жена символизирует Израиль; об этом, в частности, свидетельствует Быт 37:9−11, где под солнцем и луной подразумеваются Иаков и Рахиль, родители Иосифа. Двенадцать звезд в венце жены — явный символ 12 сыновей Иакова, и она, таким образом, может быть отождествлена с Израилем, исполняющим Авраамов завет.

Многие богословы, неуклонно пытаясь отождествить Израиль с Церковью, видят в «жене» Церковь, игнорируя явные указания на то, что она — «образ» Израиля. Так, например, Роберт Моунс пишет об этой «жене» как об олицетворении «мессианского сообщества, идеальном Израиле… Церкви», ссылаясь при этом на Откр 12:17. «Народ Божий, — продолжает он, — остается одним и тем же нераздельным феноменом на протяжении всей истории искупления человечества». Однако, несмотря на несомненное в известном смысле единство народа Божия, нельзя не замечать временных и расовых, национальных различий в пределах этого единства.

Данная символика не подразумевает и конкретную женщину по имени Мария, мать Иисуса из Назарета, но — указывает на Израиль, из которого «произошел» Иисус Христос. Повторим, что под «женой, имеющей во чреве», не следует понимать и Церковь.

Мы видим, что злые, порочные женщины символизируют порой лжерелигию, как в Откр 2:20 (Иезавель), что символом церкви-отступницы последнего, времени является блудница (Откр 17:1−7, 15, 18). Израиль изображается пророком Осией как неверная жена Иеговы (Ос 2:12−13). С другой стороны. Церковь предстает на страницах Писания как чистая невеста (2Кор 11:2), как жена Агнца (Откр 19:7).

О «жене» из 12:2 говорится, что она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения. В каком-то смысле это может соответствовать рождению младенца Иисуса девой Марией, и все-таки, судя по контексту, речь тут скорее идет о «рождении» в муках «нового Израиля» перед вторым пришествием Христа. Мысль эта подтверждается последующими стихами, в особенности 12:17.

2. ВТОРОЙ ПЕРСОНАЖ — КРАСНЫЙ ДРАКОН С СЕМЬЮ ГОЛОВАМИ И ДЕСЯТЬЮ РОГАМИ (12:3−4)

Откр 12:3−4. И другое знамение явилось на небе (хотя связано оно с происходящим на земле): вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами…

При сопоставлении этого образа со схожими в Дан 7:7−8, 24 и в Откр 13:1 напрашивается вывод, что речь тут идет о сатане и его контроле над миром в период великой скорби. А в 12:9 прямо говорится, что «дракон» — это «дьявол и сатана». Красный цвет его, возможно, указывает на кровопролитие в дни великой скорби. 10 рогов — это символ десяти «царей» (Дан 7:24), которые будут править на земле одновременно и совместно с антихристом; о них иносказательно упоминается, как в Дан 7:7, так и в Откр 13:1.

То, что хвост дракона увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю, может быть иносказательным выражением сатанинской силы, которая являет себя и на небе и на земле. Диавол употребит эту силу против тех, кто окажет ему духовное или политическое сопротивление. Толкуют это место и так, что низвергнутый с неба дракон увлекает за собой на землю значительные легионы демонов (сравните 12:9).

Попытка дракона пожрать Младенца (12:4), по-видимому, относится к его желанию уничтожить Иисуса Христа. О его противлении как Израилю, так и (в особенности) мессианскому началу в нем, свидетельствуют оба завета.

3. ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО: МЛАДЕНЕЦ МУЖЕСКОГО ПОЛА — ХРИСТОС (12:5−6)

Откр 12:5−6. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его. Совершенно очевидно, что здесь подразумевается Иисус Христос (сравните Пс 2−9; Откр 19:15). Слово «восхищен» говорит о вознесении Господа Иисуса, а не о «восхищении» Церкви, хотя именно это слово употребляется при описании взятия Церкви с земли (1Фес 4:17; сравните Деян 8:39; 2Кор 12:2−4). Избавление Младенца от сатаны никак не ассоциируется с «восхищением» Церкви.

Избавлена была сама жена, убежавшая в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы скрываться там, на протяжении тысячи двухсот шестидесяти дней, т. е. трех с половиной лет или 42 месяцев. Евангелист Матфей (Мф 24:16) прямо указывает на то, что в начале великой скорби евреи убегут в пустыню (сравните Мк 13:14).

Не следует искать «противоречия» между «горами» и «пустынею», так как и в том и в другом случае подразумевается «пустынное место». В его скрытом от посторонних глаз убежище Бог, возможно, станет «питать» Израиля столь же чудесным образом, как и тогда, когда народ Его шел из Египта в землю обетованную.

Позднее о периоде времени в 1260 дней будет сказано как о «времени, временах и полвремени» (Откр 12:14). После того, о чем рассказывается в стихах 5−6, произошло событие, которое в стихе 7 названо «войной на небе».

4. ЧЕТВЕРТЫЙ ПЕРСОНАЖ: САТАНА, НИЗВЕРЖЕННЫЙ НА ЗЕМЛЮ (12:7−12)

Откр 12:7. И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона и ангелов его, т. е. демонов. Хотя время этого события не уточняется, судя по контексту, оно произойдет «при конце». Попытки некоторых богословов приурочить «войну на небе» (на основании Лк 10:18) к первому «пришествию» Христа в мир не подтверждаются главой 12, не говоря уж о том, что на протяжении всего «века Церкви» сатана ведет себя более чем активно (Деян 5:3; 1Кор 5:5; 1Кор 7:5; 2Кор 2:11; 2Кор 11:14; 2Кор 12:7; 1Тим 1:20; 1Пет 5:8).

Существует неверное учение о том, будто бы сатана был «скован» при первом появления Христа в мире, и потому он, якобы, пассивен в «нашем» веке. На самом деле он будет скован; то, о чем говорится в Откр 20:1−3, — это событие будущего времени, связанное с установлением на земле Тысячелетнего царства.

Откр 12:8−9. В результате войны на небе низвержен был великий дракон… на землю. И вместе с ним — все падшие ангелы демонского мира. Хотя пребывание сатаны на небе трудно поддается пониманию, он, действуя в настоящее время на земле, имеет доступ и на небо, выступая там, в роли «клеветника братьев наших», т. е. верующих (Иов 1:6; Откр 12:10).

Несмотря на то, что сатана потерпел поражение при «вхождении» Христа в мир (Ин 16:11), казнь его отложена и совершится в несколько приемов. Из Откр 12:8−9 мы видим, что он будет, низвергнут на землю в середине периода великой скорби. Позже он будет скован на 1000 лет (Откр 20:1−3). И в конце концов будет брошен в озеро, горящее огнем и серою (Откр 20:10), куда правитель мира (антихрист) и лжепророк брошены будут на 1000 лет раньше.

Действуя на небе и на земле, сатана противится Христу как небесному Первосвященнику; он будет противиться Ему как Царю в мире, управляемом адскими силами в дни великой скорби, и как истинному Пророку тех дней (выпустив из-под земли «зверя» — 13:11; 20:10).

Сатана отождествляется со змеем, называемым дьяволом; о нем говорится, как об обольщающем всю вселенную.

Откр 12:10−12. И услышал я громкий голос, говорящий на небе… То, что услышал Иоанн, было гимном хвалы и возвещением о том, что, вот, ныне настало спасение, и явит себя сила… Бога нашего в наступающем Тысячелетнем царстве Христа Его. Тот же голос говорит о низвержении сатаны, которого он называет клеветником братьев наших, клеветавшим на них пред Богом вашим день и ночь. Побежден он был и низвержен с неба посредством крови Агнца и словом свидетельства верующих. То есть не только Христос одержал эту победу, но и мученики, свидетельствовавшие и перед лицом смерти.

По причине победы над злым духом, который не будет уже иметь прежнего доступа к Богу, призываются к радости небеса и все небожители. Земле же посылается предупреждение, что в ее пределы сошел дьявол в сильной ярости, ибо знает он, что не много ему остается времени. Всего 1260 дней, в которые продлится великая скорбь. Лишь в силу неоправданной игры воображения можно «распространять» откровение, заключающееся в этих стихах, на весь период между первым и вторым пришествиями Христа, хотя сторонники именно такой концепции имеются.

5. ПЯТЫЙ ПЕРСОНАЖ: ОТПРЫСК ЖЕНЫ, ПРЕСЛЕДУЕМОЙ ДРАКОНОМ (12:13−17)

Откр 12:13−14. Жена, появляющаяся в 12:1, делается объектом особо яростного преследования со стороны сатаны. Однако ей посылается сверхъестественная помощь, о которой говорится иносказательно как о двух крыльях большого орла, дающих ей возможность лететь в пустыню в свое место от лица змия… Местонахождение этого убежища не уточняется. Некоторые полагают, что тут подразумевается сильно укрепленная Петра, город в Египте, южнее Мертвого моря.

Проход между гор к этому городу очень узок, и его легко защищать от неприятельской армии, но он же выходит в обширный каньон, где без труда могут укрыться тысячи людей. Среди богословов существует мнение, что именно там будут ожидать своего часа те «запечатленные» Богом 144 000, о которых говорится в 7 главе.

Едва ли под «двумя крыльями» подразумеваются крылья современного самолета, скорее — Божия освобождающая сила; так что «крылья» здесь — речевой прием, позаимствованный из Ветхого Завета (к примеру, Исх 19:4 и Втор 32:11−12). О стремительном бегстве (которое можно уподобить «полету») Израиля в безопасное место говорится также в Мф 24:16; Мк 13:14; Лк 21:21.

О продолжительности пребывания жены в «пустынном месте» сказано как о времени, временах и полвремени. Это, как уже объяснялось, означает те три с половиной года, в которые одни «великие скорби» будут сменяться другими (сравните сказанное в Дан 7:25 и 12:7 с 42 месяцами, о которых говорится в Откр 11:2; Откр 13:5). Имеющиеся в Библии указания на конкретные в этой связи отрезки времени свидетельствуют, что великая скорбь не распространяется на весь «век» Церкви; она станет уделом земли только в те три с половиной года, которые непосредственно будут предшествовать возвращению Христа на землю.

Откр 12:15−17. И пустил змий (дьявол) из пасти своей вслед жены воду, как реку, дабы увлечь ее рекою. Но жене помогла земля, поглотив реку… Некоторые склонны понимать это место буквально, видя в нем образ губительного наводнения. Но ведь евреи могли бы бежать в любом направлении, а рельеф Палестины не совместим с мыслью о подобном буйстве все покрывающих вод. Скорее всего, тут иносказательно говорится о стараниях и попытках дьявола всеми доступными ему способами покончить с Израилем.

Этому, в частности, помешает упомянутая изрезанность палестинского рельефа, т. е. многочисленность естественных убежищ в Святой земле. Так или иначе, Бог спасет израильтян от полного истребления. В книге пророка Захарии (13:8) говорится об уничтожении двух третей населения земли (очевидно, в любой ее части, а, значит, и в Израиле). 144 000 из Откр 7 явятся частью той «трети», которая выживет в Израиле, и сатана в образе змия будет сражаться именно против остатка, против этой третьей части.

Итак, в 12 главе Откровения предстают перед нами четыре действующих лица и одна группа людей, которые будут жить при конце времен. Это — Израиль (в образе жены), сатана, Христос, Архангел и — остаток Израиля. В 13 главе появляются еще два персонажа, имеющих важное значение.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.