Judges 13 глава

Judges
New International Version → Толкование Далласской семинарии

New International Version

The Birth of Samson

1 Again the Israelites did evil in the eyes of the Lord, so the Lord delivered them into the hands of the Philistines for forty years.
2 A certain man of Zorah, named Manoah, from the clan of the Danites, had a wife who was childless, unable to give birth.
3 The angel of the Lord appeared to her and said, “You are barren and childless, but you are going to become pregnant and give birth to a son.
4 Now see to it that you drink no wine or other fermented drink and that you do not eat anything unclean.
5 You will become pregnant and have a son whose head is never to be touched by a razor because the boy is to be a Nazirite, dedicated to God from the womb. He will take the lead in delivering Israel from the hands of the Philistines.”
6 Then the woman went to her husband and told him, “A man of God came to me. He looked like an angel of God, very awesome. I didn’t ask him where he came from, and he didn’t tell me his name.
7 But he said to me, ‘You will become pregnant and have a son. Now then, drink no wine or other fermented drink and do not eat anything unclean, because the boy will be a Nazirite of God from the womb until the day of his death.’ ”
8 Then Manoah prayed to the Lord: “Pardon your servant, Lord. I beg you to let the man of God you sent to us come again to teach us how to bring up the boy who is to be born.”
9 God heard Manoah, and the angel of God came again to the woman while she was out in the field; but her husband Manoah was not with her.
10 The woman hurried to tell her husband, “He’s here! The man who appeared to me the other day!”
11 Manoah got up and followed his wife. When he came to the man, he said, “Are you the man who talked to my wife?”
“I am,” he said.
12 So Manoah asked him, “When your words are fulfilled, what is to be the rule that governs the boy’s life and work?”
13 The angel of the Lord answered, “Your wife must do all that I have told her.
14 She must not eat anything that comes from the grapevine, nor drink any wine or other fermented drink nor eat anything unclean. She must do everything I have commanded her.”
15 Manoah said to the angel of the Lord, “We would like you to stay until we prepare a young goat for you.”
16 The angel of the Lord replied, “Even though you detain me, I will not eat any of your food. But if you prepare a burnt offering, offer it to the Lord.” (Manoah did not realize that it was the angel of the Lord.)
17 Then Manoah inquired of the angel of the Lord, “What is your name, so that we may honor you when your word comes true?”
18 He replied, “Why do you ask my name? It is beyond understanding.a
19 Then Manoah took a young goat, together with the grain offering, and sacrificed it on a rock to the Lord. And the Lord did an amazing thing while Manoah and his wife watched:
20 As the flame blazed up from the altar toward heaven, the angel of the Lord ascended in the flame. Seeing this, Manoah and his wife fell with their faces to the ground.
21 When the angel of the Lord did not show himself again to Manoah and his wife, Manoah realized that it was the angel of the Lord.
22 “We are doomed to die!” he said to his wife. “We have seen God!”
23 But his wife answered, “If the Lord had meant to kill us, he would not have accepted a burnt offering and grain offering from our hands, nor shown us all these things or now told us this.”
24 The woman gave birth to a boy and named him Samson. He grew and the Lord blessed him,
25 and the Spirit of the Lord began to stir him while he was in Mahaneh Dan, between Zorah and Eshtaol.

Толкование Далласской семинарии

9. САМСОН ОСВОБОЖДАЕТ ИЗРАИЛЬТЯН ОТ ГНЕТА ФИЛИСТИМЛЯН (ГЛ. 13−16)

а. Отступление Израиля (13:1а)

Суд 13:1а. Можно предположить, что постоянное сползание вниз по спирали наиболее заметно проявилось в Израиле при седьмом по счету (из записанных в книге Судей) отступлении его от Господа (3:5−7, 12−14; 4:1−3; 6:1−2; 8:33−35; 10:6−9). Это отступление, вероятно, выразилось в активном почитании израильтянами лжебогов (включая «богов филистимских»), о чем записано было ранее (10:6). В результате началось порабощение евреев филистимлянами, наступавшими на них с запада; об этом упомянуто в 10:7, наряду с бедами, которые они терпели от аммонитян, вторгавшихся к ним с востока.

б. Под гнетом филистимлян (13:1б)

Суд 13:1б. Глубина отпадения Израиля, с одной стороны, и мощь филистимлян — с другой явились причиной беспрецедентно длительного порабощения евреев на этот раз — целых сорок лет продолжалось оно (хотя опасность для Израиля филистимляне представляли вплоть до первых лет царствования Давида; 2Цар 5:17−25).

О ранних филистимских поселениях на территории Палестины упоминается еще в книге Бытия (Быт 21:32−34; 26:1−18), но как значительная сила они заявили о себе при вторжении в страну приморских народов (около 1200 г. до Р. Х.). Они тогда образовали в Палестине союз пяти городов — Газы, Аскалона и Ашдода (располагавшихся у стратегически важного приморского пути) Гефа и Екрона (у предгорий Иудейских; 1:18−19; сравните Нав 13:3).

Пока филистимляне продвигались в восточном направлении, вглубь территории Вениамина и Иуды, израильтяне не оказывали им сопротивления (14:4; 15:11), и так было до дней Самуила (1Цар 7:10−14).

в. Освобождение — от руки Самсона (13:2 — 16:31)

Если в 10:10−16, где говорится о раскаянии евреев, израильтяне, жившие на западе Палестины и находившиеся под гнетом филистимлян (10:7), не имелись в виду (что представляется вероятным в свете их принятия филистимского господства — 15:11), то к Богу своему они не обращались (по крайней мере, об этом не упоминается), пока Он не «воздвиг» им спасителя в лице Самсона (сопоставьте с обращением израильтян к Господу в 3:9, 15; 4:3; 6:7; 10:10).

Поскольку Самсон был судьею Израиля на протяжении 20 лет (15:20; 16:31) и стал им лет, вероятно, в двадцать, то вся его жизнь, по-видимому, протекала при господстве над евреями этого народа, которое началось до его рождения (13:5). Он был таким образом современником Самуила, который с Божией помощью одержал над филистимлянами победу уже после смерти Самсона (1Цар 7:10−14).

1) Рождение Самсона (13:2−24).

Суд 13:2−5. Родители Самсона были из колена Данова, которое в большей своей части мигрировало к тому времени на север, потому что не имело «полного удела» (18:1), но немногие кланы, в том числе и тот, из которого были родители Самсона, остались, видимо, на первоначальном своем месте. Итак, бездетной жене некоего Маноя из Цоры… явился Ангел Господень. (Город Цора расположен был на высоком горном хребте, на север от долины Сорек и примерно в 20 км на запад от Иерусалима.

Первоначально этот город принадлежал племени Иуды (Нав 15:33), но затем перешел к племени Дана.) Ангел (толкование на Суд 2:1−2) предсказал ей рождение сына, который станет назореем Божиим. «Назорей» буквально означает «посвященный». Так назывались люди, обет которых относительно особой их посвященности Богу и служения Ему включал в себя воздержание от употребления алкогольных напитков, обязательство не стричь волос и не прикасаться к мертвым (Чис 6:2−6). Обычно обеты такого рода давались на время, но Самсону предстояло быть назореем пожизненно (13:7).

В период своей беременности и мать Самсона должна была в каком-то смысле разделить с ним обет назорейства (стих 4, 7, 14). Помимо чести пожизненного назорейства, Самсон был избран Богом для того, чтобы начать спасение Израиля от руки Филистимлян. Завершение этой задачи предназначалось Самуилу (1Цар 7:10−14) и Давиду (2Цар 5:17−25).

Суд 13:6−8. Выслушав рассказ жены о том, что человек Божий, имевший вид Ангела Божия, приходил к ней, и обо всем, что он ей сообщил, Маной помолился Господу, чтобы чудный вестник снова пришел к ним и подробно объяснил, как им поступать с имеющим родиться младенцем.

Суд 13:9−18. В ответ на его молитву Ангел Божий (то же, что Ангел Господень) вновь появился перед женой Маноя, а потом говорил и с ним самим но лишь повторил то, что сказал в первый раз (стихи 13−14). Не вполне осознав, кто его Гость (стих 16), Маной предложил ему угощение. Но Ангел Господень, отказавшись от трапезы, посоветовал «вознести» ее Господу как всесожжение. На вопрос Маноя об имени его Гость ответил, что оно чудно, т. е. представляет собою тайну и лежит за пределами человеческого понимания.

Суд 13:19−23. И взял Маной козленка и хлебное приношение, и вознес их во всесожжение Господу на камне. И тут ему и его жене было явлено чудо: вместе с пламенем, которое стало подниматься от жертвенника к небу, поднялся к небу и Ангел Господень. И тогда Маной осознал, с Кем говорил, и испугался: мы умрем, сказал он жене своей… ибо видели мы Бога (сравните со схожей реакцией Гедеона в Суд 6:22−23). Но жена Маноя рассудила логичнее: коль скоро Бог обещал им сына, а теперь принял их жертву, то умертвить их в обозримом будущем едва ли входит в Его планы.

Суд 13:24. И вот предсказание небесного Посланца исполнилось: жена Маноя родила сына, и назвали его Самсон; и рос он, благословляемый Господом.

2) Действие в Самсоне Святого Духа. 13:25. Это, очевидно, началось в какой-то момент, что Самсон ощутил в себе действие Духа Господня. Конкретно оно могло выразиться в необычно сильном побуждении выступить на освобождение Израиля. Местом, где это происходило, был стан колена Данова, между Цорою и Естаолом (городком, лежавшим в двух с небольшим километрах на северо-восток от Цоры). Позднее Самсон был погребен между этими двумя городами (16:31; также 18:2, 8, 11).

Правление Самсона как судьи или «спасителя» не приняло формы военного предводительства в сражениях с филистимлянами. За дело своего народа Самсон выступил как человек «единоличного подвига». То, что он совершал (об этом повествуется, начиная с главы 14), приводило филистимлян в смятение, препятствуя их набегам на земли Вениамина и Иуды.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.