Судьи 13 глава

Книга Судей израилевых
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Господь снова увидел, что израильтяне грешат против Него, и отдал их в руки филистимлян на сорок лет.
2 В то время жил человек по имени Маной, из города Цора, из семьи Дана. У него была жена, но она была бесплодна и не могла иметь детей.
3 Ангел Господний предстал перед женой Маноя и сказал ей:
«Ты была бесплодна, но вскоре забеременеешь и родишь сына.
4 Теперь же будь осторожна. Не пей вино и другие крепкие напитки и не ешь ничего нечистого.
5 И не стриги ребёнку волосы, так как ты родишь сына, который ещё до своего рождения будет посвящён назореем Божьим и спасёт народ Израиля от филистимлян».
6 Женщина пошла к мужу и рассказала ему всё, что случилось. Она сказала:
«Ко мне приходил человек Божий, похожий на Ангела Господнего. Он напугал меня. Я не спросила его, откуда он, и он не назвал мне своего имени.
7 Но он сказал мне: „Не пей вино и другие крепкие напитки. Не ешь ничего нечистого, так как родишь ребёнка, который ещё до рождения и до смерти будет назореем Божьим”».
8 Маной помолился Господу и сказал:
«Господи, пусть снова придёт к нам человек Божий и пусть научит нас, что нам делать с младенцем, который родится».
9 Бог услышал молитву Маноя, и Ангел Божий снова пришёл к женщине, когда она была в поле одна, а мужа с ней не было.
10 Женщина тотчас побежала к мужу и сказала ему:
«Тот человек, который приходил ко мне вчера, вернулся!».
11 Маной встал и последовал за женой. Он спросил человека:
«Ты ли тот человек, который говорил с моей женой раньше?»
Ангел ответил:
«Я».
12 Тогда Маной сказал:
«Когда сказанное тобой исполнится, какая жизнь будет у мальчика и что он будет делать?»
13 Ангел Божий ответил:
«Твоя жена должна делать всё именно так, как я повелел ей.
14 Пусть она не ест ничего, что даёт виноградная лоза, пусть не пьёт вино и другие крепкие напитки и не ест ничего нечистого. Она должна соблюдать всё, что я приказал ей».
15 Тогда Маной сказал Ангелу Божьему:
«Мы бы хотели, чтобы ты подождал, пока мы сварим для тебя козлёнка».
16 Ангел Божий сказал Маною:
«Даже если ты удержишь меня, я не буду есть, но если хочешь приготовить что-нибудь, то соверши Господу приношение всесожжением».
Маной же не знал, что этот человек был Ангел Божий.
17 Маной спросил его:
«Скажи нам имя своё, чтобы мы могли прославить тебя, когда исполнятся твои слова».
18 Ангел Божий ответил:
«Зачем ты спрашиваешь имя моё? Оно слишком чудесно для тебя!»
19 Тогда Маной взял козленка и хлеб и на камне принёс это в жертву Господу и Творящему Чудесные Дела.
20 Когда пламя от алтаря поднялось к небу, Ангел Божий поднялся в этом пламени к небесам. Видя это, Маной и его жена пали ниц.
21 Ангел Господний не появился больше, и Маной наконец понял, что это был действительно Ангел Господний.
22 «Мы видели Бога! И поэтому мы умрём!» — сказал он жене.
23 Но жена ответила ему:
«Если бы Господь хотел убить нас, Он бы не принял от нас принесённого в жертву козлёнка и хлебное приношение. Он бы не показал нам всего этого и не сказал бы нам ничего».
24 Когда женщина родила сына, она назвала его Самсоном. Самсон рос, и Господь благословлял его.
25 Дух Божий стал плодотворно действовать в нём, когда Самсон находился в городе Махан-Дан, который располагался между селениями Цора и Ештаол.

Толкование Далласской семинарии

9. САМСОН ОСВОБОЖДАЕТ ИЗРАИЛЬТЯН ОТ ГНЕТА ФИЛИСТИМЛЯН (ГЛ. 13−16)

а. Отступление Израиля (13:1а)

Суд 13:1а. Можно предположить, что постоянное сползание вниз по спирали наиболее заметно проявилось в Израиле при седьмом по счету (из записанных в книге Судей) отступлении его от Господа (3:5−7, 12−14; 4:1−3; 6:1−2; 8:33−35; 10:6−9). Это отступление, вероятно, выразилось в активном почитании израильтянами лжебогов (включая «богов филистимских»), о чем записано было ранее (10:6). В результате началось порабощение евреев филистимлянами, наступавшими на них с запада; об этом упомянуто в 10:7, наряду с бедами, которые они терпели от аммонитян, вторгавшихся к ним с востока.

б. Под гнетом филистимлян (13:1б)

Суд 13:1б. Глубина отпадения Израиля, с одной стороны, и мощь филистимлян — с другой явились причиной беспрецедентно длительного порабощения евреев на этот раз — целых сорок лет продолжалось оно (хотя опасность для Израиля филистимляне представляли вплоть до первых лет царствования Давида; 2Цар 5:17−25).

О ранних филистимских поселениях на территории Палестины упоминается еще в книге Бытия (Быт 21:32−34; 26:1−18), но как значительная сила они заявили о себе при вторжении в страну приморских народов (около 1200 г. до Р. Х.). Они тогда образовали в Палестине союз пяти городов — Газы, Аскалона и Ашдода (располагавшихся у стратегически важного приморского пути) Гефа и Екрона (у предгорий Иудейских; 1:18−19; сравните Нав 13:3).

Пока филистимляне продвигались в восточном направлении, вглубь территории Вениамина и Иуды, израильтяне не оказывали им сопротивления (14:4; 15:11), и так было до дней Самуила (1Цар 7:10−14).

в. Освобождение — от руки Самсона (13:2 — 16:31)

Если в 10:10−16, где говорится о раскаянии евреев, израильтяне, жившие на западе Палестины и находившиеся под гнетом филистимлян (10:7), не имелись в виду (что представляется вероятным в свете их принятия филистимского господства — 15:11), то к Богу своему они не обращались (по крайней мере, об этом не упоминается), пока Он не «воздвиг» им спасителя в лице Самсона (сопоставьте с обращением израильтян к Господу в 3:9, 15; 4:3; 6:7; 10:10).

Поскольку Самсон был судьею Израиля на протяжении 20 лет (15:20; 16:31) и стал им лет, вероятно, в двадцать, то вся его жизнь, по-видимому, протекала при господстве над евреями этого народа, которое началось до его рождения (13:5). Он был таким образом современником Самуила, который с Божией помощью одержал над филистимлянами победу уже после смерти Самсона (1Цар 7:10−14).

1) Рождение Самсона (13:2−24).

Суд 13:2−5. Родители Самсона были из колена Данова, которое в большей своей части мигрировало к тому времени на север, потому что не имело «полного удела» (18:1), но немногие кланы, в том числе и тот, из которого были родители Самсона, остались, видимо, на первоначальном своем месте. Итак, бездетной жене некоего Маноя из Цоры… явился Ангел Господень. (Город Цора расположен был на высоком горном хребте, на север от долины Сорек и примерно в 20 км на запад от Иерусалима.

Первоначально этот город принадлежал племени Иуды (Нав 15:33), но затем перешел к племени Дана.) Ангел (толкование на Суд 2:1−2) предсказал ей рождение сына, который станет назореем Божиим. «Назорей» буквально означает «посвященный». Так назывались люди, обет которых относительно особой их посвященности Богу и служения Ему включал в себя воздержание от употребления алкогольных напитков, обязательство не стричь волос и не прикасаться к мертвым (Чис 6:2−6). Обычно обеты такого рода давались на время, но Самсону предстояло быть назореем пожизненно (13:7).

В период своей беременности и мать Самсона должна была в каком-то смысле разделить с ним обет назорейства (стих 4, 7, 14). Помимо чести пожизненного назорейства, Самсон был избран Богом для того, чтобы начать спасение Израиля от руки Филистимлян. Завершение этой задачи предназначалось Самуилу (1Цар 7:10−14) и Давиду (2Цар 5:17−25).

Суд 13:6−8. Выслушав рассказ жены о том, что человек Божий, имевший вид Ангела Божия, приходил к ней, и обо всем, что он ей сообщил, Маной помолился Господу, чтобы чудный вестник снова пришел к ним и подробно объяснил, как им поступать с имеющим родиться младенцем.

Суд 13:9−18. В ответ на его молитву Ангел Божий (то же, что Ангел Господень) вновь появился перед женой Маноя, а потом говорил и с ним самим но лишь повторил то, что сказал в первый раз (стихи 13−14). Не вполне осознав, кто его Гость (стих 16), Маной предложил ему угощение. Но Ангел Господень, отказавшись от трапезы, посоветовал «вознести» ее Господу как всесожжение. На вопрос Маноя об имени его Гость ответил, что оно чудно, т. е. представляет собою тайну и лежит за пределами человеческого понимания.

Суд 13:19−23. И взял Маной козленка и хлебное приношение, и вознес их во всесожжение Господу на камне. И тут ему и его жене было явлено чудо: вместе с пламенем, которое стало подниматься от жертвенника к небу, поднялся к небу и Ангел Господень. И тогда Маной осознал, с Кем говорил, и испугался: мы умрем, сказал он жене своей… ибо видели мы Бога (сравните со схожей реакцией Гедеона в Суд 6:22−23). Но жена Маноя рассудила логичнее: коль скоро Бог обещал им сына, а теперь принял их жертву, то умертвить их в обозримом будущем едва ли входит в Его планы.

Суд 13:24. И вот предсказание небесного Посланца исполнилось: жена Маноя родила сына, и назвали его Самсон; и рос он, благословляемый Господом.

2) Действие в Самсоне Святого Духа. 13:25. Это, очевидно, началось в какой-то момент, что Самсон ощутил в себе действие Духа Господня. Конкретно оно могло выразиться в необычно сильном побуждении выступить на освобождение Израиля. Местом, где это происходило, был стан колена Данова, между Цорою и Естаолом (городком, лежавшим в двух с небольшим километрах на северо-восток от Цоры). Позднее Самсон был погребен между этими двумя городами (16:31; также 18:2, 8, 11).

Правление Самсона как судьи или «спасителя» не приняло формы военного предводительства в сражениях с филистимлянами. За дело своего народа Самсон выступил как человек «единоличного подвига». То, что он совершал (об этом повествуется, начиная с главы 14), приводило филистимлян в смятение, препятствуя их набегам на земли Вениамина и Иуды.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.