Судьи 18 глава

Книга Судей израилевых
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 В то время у Израиля не было царя. Род Дана искал себе место, где бы поселиться. Другие израильские семьи уже получили землю в своё владение, а семья Дана ещё не имела земли.
2 Народ Дана послал пять воинов, чтобы они нашли хорошую землю, где бы можно было поселиться. Эти пятеро человек были из городов Цора и Ештаол. Их выбрали потому, что они были из всех семей рода Дана. Им сказали:
«Идите и разведайте землю».
Они пришли в горную страну Ефрема к дому Михи и переночевали там.
3 Когда они подходили к дому Михи, то, услышав голос молодого левита, узнали его. Они остановились у дома Михи и спросили у юноши:
«Кто тебя привел сюда? Что ты здесь делаешь и чем занимаешься?»
4 Юноша рассказал им о том, что сделал для него Миха. Он сказал:
«Миха нанял меня, и я у него служу священником».
5 Они попросили его:
«Спроси Бога, чтобы Он дал нам знать, будут ли успешными наши поиски нового жилища».
6 Священник сказал им:
«Идите с миром. Господь поведёт вас».
7 Те пятеро мужчин пошли и пришли в город Лаис. Они увидели, что народ там живёт в безопасности и им управляют сидоняне. У людей есть всё, и жизнь у них тихая и беспечная. У них нет врагов, которые притесняли бы их. Живут они далеко от города Сидон, а с народом Арама у них нет никаких соглашений.
8 Пятеро мужчин возвратились в Цору и Ештаол, и родственники спросили их:
«Что вы узнали?»
9 Они ответили:
«Мы нашли землю, и она очень хороша. Не будем терять понапрасну время! Давайте нападём на них и захватим себе эту землю!
10 Когда вы придёте туда, то увидите, что земля та обширна, и нет там ни в чём недостатка, и что народ там не ожидает атаки. Несомненно, Бог дал нам эту землю».
11 Тогда шестьсот человек из семьи Дана отправились из Цоры и Ештаола. Они были готовы к войне.
12 По дороге в Лаис они остановились и разбили лагерь возле города Кириаф-Иарим в Иудее. И поэтому то место, находившееся к западу от Кириаф-Иарима, до сих пор называют «Лагерь Дана».
13 Оттуда они отправились в горную страну Ефрема и пришли к дому Михи.
14 Те пятеро человек, которые ходили разведать земли Лаиса, сообщили своим родственникам:
«В одном из этих домов есть ефод. Ещё там есть домашние идолы и статуя, покрытая серебром. Вы знаете, что сделать: заберите их себе».
15 Они остановились у дома Михи, зашли в дом молодого левита и приветствовали его.
16 А шестьсот воинов Дана стояли у ворот. Все они были вооружены и готовы к сражению.
17 Священник стоял у ворот с теми шестьюстами вооруженными воинами. А пятеро разведчиков зашли в дом
18 и взяли статую лжебога, ефод, домашних идолов и серебряного идола. Молодой левит спросил их:
«Что вы делаете?»
19 Пятеро мужчин ответили:
«Молчи! Не говори ни слова. Иди с нами и будь у нас отцом и священником. Лучше ли тебе быть священником в доме одного человека или быть священником целого племени и рода израильского?»
20 Левит обрадовался. Он взял ефод, домашних идолов и статую лжебога и пошёл с народом Дана.
21 Они повернулись и пошли от дома Михи, и пустили впереди себя детей своих, животных и всё своё имущество.
22 Когда они удалились от этого места, жители домов, по соседству с домом Михи, собрались вместе, погнались за ними и догнали их.
23 Люди Михи кричали на народ Дана. Тогда сыновья Дана повернулись к ним и спросили Миху:
«В чём дело? Почему ты так кричишь?»
24 Миха ответил:
«Вы забрали моих идолов, которых я сделал для себя. Вы также забрали моего священника. Так с чем же я остался? Что же вы спрашиваете меня, почему я кричу?»
25 Люди Дана сказали ему:
«Ты лучше не спорь с нами. Некоторые из нас очень вспыльчивы, и, если ты будешь кричать, они нападут на вас, и погубят тебя и твой народ».
26 Затем люди Дана повернулись и пошли своей дорогой. Миха же, зная, что эти люди намного сильнее его, вернулся к себе домой.
27 Так народ Дана забрал с собой то, что сделал Миха, и священника, который был у него, и отправились в Лаис. Воины племени Дана напали на людей, живущих там в мире и не ожидавших нападения. Они истребили этот народ мечами, а город сожгли.
28 Некому было помочь людям, живущим в Лаисе, так как он был далеко от Сидона, и к тому же народ Лаиса не заключал никаких соглашений с Арамом. Лаис находился в долине, которая принадлежала городу Беф-Рехов. Народ Дана построил новый город на этом месте, и этот город стал их домом.
29 Люди племени Дана дали этому городу новое имя —
«Дан».
Они назвали его так в честь своего предка Дана, сына Израиля. Однако сначала этот город назывался Лаис.
30 Народ Дана поставил идолов у себя в городе. Он сделал своим священником Ионафана, сына Гирсона, который был сыном Манассии. Ионафан и его сыновья были священниками в колене Дана до тех пор, пока народ Израиля не был захвачен в плен и переселён в Вавилон.
31 Народ Дана поклонялся идолам, которых сделал Миха, всё время, пока шатёр Божий находился в Силоме.

Толкование Далласской семинарии

2. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ СЫНОВ ДАНОВЫХ НА СЕВЕР (ГЛ. 18)

а. Колено Даново искало себе удела… (18:1)

Суд 18:1. Эта глава начинается с рефрена, неоднократно звучащего в эпилоге: В те дни не было царя у Израиля (сравните 17:6; 19:1; 21:25). Недостаточность центральной власти вела к невозможности собрать воедино воинов Израиля, и это несомненно препятствовало разрешению проблемы, с которой столкнулось племя Дана: оно не в состоянии было (не в последнюю очередь по причине недостаточной веры) полностью овладеть своим уделом между коленами Израилевыми. Часть его отобрали у них аморреи (1:34−35; сравните Нав 19:47), а позднее филистимляне стали теснить колено Даново (как, впрочем, и остальной Израиль; 13:1; 14:4; 15:11). Все далее на восток теснили Дана, и он все более углублялся в уделы Вениамина и Ефрема. В этих-то обстоятельствах и решили сыны Дана поискать для себя новую землю, где бы им осесть на жительство.

б. Миссия разведчиков (18:2−10)

Суд 18:2−6. С этой целью они снарядили в путь от племени… пять человек, мужей сильных из Цоры и Естаола, чтоб осмотреть землю и все разузнать о месте, где они думали поселиться. Возможно, к концу первого дня пути они оказались у дома Михи и ночевали там. По голосу, точнее, по выговору (наверное, иудейскому) они узнали, что в доме живет и не ефремлянин; познакомившись с молодым левитом, они спросили у него, как он сюда попал, и что тут делает.

А услышав, что Ионафан (17:12−13) нанят Михой священником, попросили его узнать у Бога… успешен ли будет путь их. Можно подивиться убежденности ответа этого незаконно назначенного священника, заявившего, что путь их угоден Господу. Миссия разведчиков действительно завершилась видимым успехом, но последовавшие события никак не соответствовали плану Божиему относительно колена Данова, и в конечном счете они привели к возникновению крупного языческого центра на территории Израиля (18:30−31; 3Цар 12:28−30).

Суд 18:7. Наконец пять разведчиков пришли в Лаис (то же, что Ласем в Нав 19:47; современный Тел эль-Кади), находившийся примерно в 33 км на север от моря Киннеретского и километрах в 35 на восток от Тира. Плодородная эта земля жила покойно, и жители ее ни в чем не знали нужды. Они были финикийцами, но от своих соплеменников в Сидоне были отгорожены Ливанским горным хребтом, а от Сирии — горой Ермон и Антиливанским хребтом, так что ни с кем не было у них никакого дела, и военных союзников они не имели.

Суд 18:8−10. Возвратившись к своим, пятеро разведчиков сообщили им, что в Лаисе живет народ беспечный, и что земля та обширна и не знает ни в чем недостатка. Они побуждали соплеменников без колебаний идти на Лаис и захватить его себе в наследие. Им казалось, что это Бог предает Лаис в их руки. Хотя в богословском плане утверждение их спорно, город Лаис сыны Дановы действительно захватили и сожгли (стихи 27−28).

в. Поход против Лаиса (18:11−28а)

Суд 18:11−13. Итак, шестьсот вооруженных мужчин из колена Данова выступили из Цоры и Естаола и вначале расположились станом в Кириаф-Иариме, километрах в десяти на восток от собственной территории. Позднее именно в этом месте, которое стали называть станом Дановым, Самсон впервые ощутил в себе действие Святого Духа (13:25). Затем сыны Дановы пришли на гору Ефремову… к дому Михи (17:1; 18:2).

Суд 18:14−21. Тут пять мужей, ходивших прежде на разведку, сообщили братьям своим об имеющемся при доме Михи святилище. И пока шестьсот их соплеменников стояли у ворот, они вошли в известный им дом и взяли все четыре предмета культа. Священника же Михи соблазнили предложением стать таковым для целого племени: не лучше ли это чем быть священником в доме одного человека?

Предвидя возможность погони со стороны Михи, воины племени Данова пропустили своих детей, скот и груженые добром повозки вперед, а сами пошли в арьергарде.

Суд 18:22−26. Как только Миха обнаружил, что ограблен сынами Дана, то действительно, в сопровождении родственников, друзей и соседей, бросился за ними в погоню. Но, вняв угрозам их и осознав, что они сильнее, Миха предпочел возвратиться в дом свой.

Суд 18:27−28а. Мирные и ничего не подозревавшие жители Лаиса не в состоянии были отразить нападения сынов Дановых, и те побили их, а город сожгли огнем. От Сидона Лаис отделяло около 40 км (сравните стих 7), и никто не пришел ему на помощь.

г. Утверждение идолопоклонства в колене Дановом (18:28б−31)

Суд 18:28б−31. Затем сыны Дановы выстроили на этом месте новый город и назвали его Дан, по имени праотца своего. Но большего внимания заслуживает то печальное обстоятельство, что они превратили свой город в центр идолопоклонства, священниками при котором были Ионафан, сын Гирсона, сына Манассии, а затем его сыновья. (Некоторые богословы полагают, что «Гирсон» — это то же, что «Гирсам» (Исх 2:22), и что Ионафан был внуком не Манассии, а Моисея.) Незаконное это священнослужение продолжалось до дня переселения жителей той земли. (Речь идет либо об ассирийском пленении Израиля в 722 г. до Р. Х. (4Цар 17:6), либо об уводе в плен галилеян Тиглат-Палассаром III в 733−732 гг. до Р. Х. (4Цар 15:29). Однако то обстоятельство, что книга Судей была написана в начале правления царей в Израиле, заставляет думать, что под «переселением» понималось какое-то из более ранних, неизвестных, пленений Израиля; некоторые полагают, что здесь имеется в виду взятие ковчега филистимлянами; 1Цар 4:11.)

В связи с упомянутым выше предположением, что священник Ионафан был внуком не Манассии, а Моисея, надо сказать следующее. В евр. тексте в стихе 18:30 написано «Моисей» (мошех), но над строкой вставлена буква «н», так, чтобы слово могло быть прочитано как «Манассия» (м /е/нассех); в этом склонны видеть попытку благочестивого переписчика отвести обвинение в идолослужении от человека, который был внуком Моисея.

Упоминанием о том, что дом Божий находился в Силоме (современ. Сейлун, в 25 км от Иерусалима) подчеркивается, что поклонение в святилище колена Данова совершалось помимо и вопреки тому истинному богопоклонению, которое имело место в Силоме (Иис, Н. 18:1). Это «лжепоклонение» сынов Дановых явилось провозвестником такового при Иеровоаме I, который позднее основал в Дане особое святилище для Северного царства (3Цар 12:28−31).

Б. Нравственный упадок: развращенность и жестокость жителей Гивы и война с вениамитянами (главы 19−21)



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.