Судьи 18 глава

Книга Судей израилевых
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 В то время не было царя в Израиле. И колено Дана искало в то время себе удел, где бы им поселиться, потому что у них до сих пор не было своего места наследия среди земель, что достались коленам Израилевым.1
2 Люди из колена Данова послали на Ефремово нагорье из Цоры и Эштаола пятерых могучих воинов из числа своих сородичей, из своих семейств, на разведку, чтобы они осмотрели ту землю. Им было велено: «Ступайте и осмотрите ту землю!» Они пришли на Ефремово нагорье, в дом Михи, и заночевали там.
3 Около дома Михи они увидели юношу и по речи распознали в нем левита,2 подошли к нему и спросили: «Кто привел тебя сюда? Что ты здесь делаешь? Зачем ты здесь?»
4 Он рассказал им, что сделал для него Миха, как нанял его и сделал своим священником.
5 Они попросили его: «Узнай у Бога, успешен ли будет путь наш, в который мы отправились».
6 Священник ответил им: «Ступайте с миром; видит ГОСПОДЬ путь ваш, в который вы отправились».
7 Пятеро воинов продолжили свой путь, пришли в Лаиш и увидели, что жители этого города живут беспечно, как водится у сидонян, спокойно и беззаботно. Некому было их притеснять в том краю, и никто над ними не властвовал. От сидонян они были далеко, а ни с кем другим не имели дела.3
8 Когда пятеро воинов возвратились к своим братьям в Цору и Эштаол, их спросили: «Что вы узнали? »
9 Они ответили: «Выступим в поход и нападем на этих людей. Мы видели их землю, и она очень хороша. Чего же ждать? Отправимся немедленно и завладеем этой землей!
10 Народ, против которого мы выступим, беспечен, край его просторен, и Бог предает его в наши руки. Чего только ни бывает на земле — ни в чем тот край не знает недостатка!»
11 И шестьсот человек из колена Данова с оружием в руках выступили из Цоры и Эштаола.
12 Они стали лагерем в Кирьят-Еариме в Иудее; то место близ Кирьят-Еарима и по сей день называется Станом Дана.4
13 Оттуда они отправились на Ефремово нагорье и дошли до дома Михи.
14 Пятеро воинов, что ходили на разведку в Лаишский край, сказали своим собратьям: «Знаете, в этих домах есть эфод, домашние божки, резное изображение и литой истукан. Решайте, что с ними делать».
15 Свернули пятеро к дому молодого левита ( точнее, дому Михи), вошли и поприветствовали левита.
16 А шестьсот воинов колена Дана с оружием в руках остановились у ворот.
17 И пятеро ходивших на разведку в тот край забрали резное изображение, эфод, домашних божков и литого истукана. Священник же стоял у ворот, а рядом были шестьсот воинов с оружием в руках.
18 Когда пятеро вошли в дом Михи и забрали эфод, домашних божков, изображение и статую, священник спросил их: «Что вы делаете?!»
19 Они ответили: «Молчи, не говори ни слова,5 иди лучше с нами и будь нам отцом и священником. Что лучше для тебя — быть священником в доме одного человека или быть священником для целого колена, для одного из израильских родов?»
20 Священник с радостью взял эфод, домашних божков и резное изображение и отправился с ними.
21 Колено Дана продолжило путь, отправив вперед детей, скот и обоз.
22 Когда они отошли от дома Михи, тот собрал людей, живших по соседству, и погнался с ними за Дановым отрядом.
23 Они кричали вслед Данову отряду, и те обернулись и спросили Миху: «Что тебе, зачем ты кричишь?»
24 Он ответил: «Вы унесли моего бога, которого я сделал, и увели моего священника — чего же больше? И после этого вы спрашиваете меня: что тебе?»
25 Люди из Данова отряда ответили ему: «Лучше бы нам не слышать твоего голоса, а не то найдутся такие, что разъярятся и нападут на тебя, погубят тебя и всех твоих домочадцев».
26 Данов отряд пошел своей дорогой, а Миха, видя, что они сильнее, повернул обратно и пошел домой.
27 Так они забрали изделия Михи, увели священника, который у него был, пришли в Лаиш и напали на спокойно и беззаботно живших там людей. Они перебили всех жителей города мечом, а город сожгли.
28 И некому было прийти им на помощь, потому что от Сидона Лаиш был далеко, а ни с кем другим дел они не имели. Лаиш находился в долине Бет-Рехов. Колено Даново отстроило город заново и заселило его.
29 Город они назвали Дан, по имени своего прародителя Дана, который родился у Израиля; прежде же город назывался Лаиш.
30 Даново колено поставило там резное изображение, а священниками в Дановом колене были Ионафан, сын Гершома и внук Моисея,6 и его потомки — вплоть до тех пор, пока жители того края не отправились в изгнание при ассирийцах.
31 Даново колено установило у себя резное изображение, сделанное Михой, и стояло оно всё время, пока Святилище Божье7 находилось в Силоме.

Толкование Далласской семинарии

2. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ СЫНОВ ДАНОВЫХ НА СЕВЕР (ГЛ. 18)

а. Колено Даново искало себе удела… (18:1)

Суд 18:1. Эта глава начинается с рефрена, неоднократно звучащего в эпилоге: В те дни не было царя у Израиля (сравните 17:6; 19:1; 21:25). Недостаточность центральной власти вела к невозможности собрать воедино воинов Израиля, и это несомненно препятствовало разрешению проблемы, с которой столкнулось племя Дана: оно не в состоянии было (не в последнюю очередь по причине недостаточной веры) полностью овладеть своим уделом между коленами Израилевыми. Часть его отобрали у них аморреи (1:34−35; сравните Нав 19:47), а позднее филистимляне стали теснить колено Даново (как, впрочем, и остальной Израиль; 13:1; 14:4; 15:11). Все далее на восток теснили Дана, и он все более углублялся в уделы Вениамина и Ефрема. В этих-то обстоятельствах и решили сыны Дана поискать для себя новую землю, где бы им осесть на жительство.

б. Миссия разведчиков (18:2−10)

Суд 18:2−6. С этой целью они снарядили в путь от племени… пять человек, мужей сильных из Цоры и Естаола, чтоб осмотреть землю и все разузнать о месте, где они думали поселиться. Возможно, к концу первого дня пути они оказались у дома Михи и ночевали там. По голосу, точнее, по выговору (наверное, иудейскому) они узнали, что в доме живет и не ефремлянин; познакомившись с молодым левитом, они спросили у него, как он сюда попал, и что тут делает.

А услышав, что Ионафан (17:12−13) нанят Михой священником, попросили его узнать у Бога… успешен ли будет путь их. Можно подивиться убежденности ответа этого незаконно назначенного священника, заявившего, что путь их угоден Господу. Миссия разведчиков действительно завершилась видимым успехом, но последовавшие события никак не соответствовали плану Божиему относительно колена Данова, и в конечном счете они привели к возникновению крупного языческого центра на территории Израиля (18:30−31; 3Цар 12:28−30).

Суд 18:7. Наконец пять разведчиков пришли в Лаис (то же, что Ласем в Нав 19:47; современный Тел эль-Кади), находившийся примерно в 33 км на север от моря Киннеретского и километрах в 35 на восток от Тира. Плодородная эта земля жила покойно, и жители ее ни в чем не знали нужды. Они были финикийцами, но от своих соплеменников в Сидоне были отгорожены Ливанским горным хребтом, а от Сирии — горой Ермон и Антиливанским хребтом, так что ни с кем не было у них никакого дела, и военных союзников они не имели.

Суд 18:8−10. Возвратившись к своим, пятеро разведчиков сообщили им, что в Лаисе живет народ беспечный, и что земля та обширна и не знает ни в чем недостатка. Они побуждали соплеменников без колебаний идти на Лаис и захватить его себе в наследие. Им казалось, что это Бог предает Лаис в их руки. Хотя в богословском плане утверждение их спорно, город Лаис сыны Дановы действительно захватили и сожгли (стихи 27−28).

в. Поход против Лаиса (18:11−28а)

Суд 18:11−13. Итак, шестьсот вооруженных мужчин из колена Данова выступили из Цоры и Естаола и вначале расположились станом в Кириаф-Иариме, километрах в десяти на восток от собственной территории. Позднее именно в этом месте, которое стали называть станом Дановым, Самсон впервые ощутил в себе действие Святого Духа (13:25). Затем сыны Дановы пришли на гору Ефремову… к дому Михи (17:1; 18:2).

Суд 18:14−21. Тут пять мужей, ходивших прежде на разведку, сообщили братьям своим об имеющемся при доме Михи святилище. И пока шестьсот их соплеменников стояли у ворот, они вошли в известный им дом и взяли все четыре предмета культа. Священника же Михи соблазнили предложением стать таковым для целого племени: не лучше ли это чем быть священником в доме одного человека?

Предвидя возможность погони со стороны Михи, воины племени Данова пропустили своих детей, скот и груженые добром повозки вперед, а сами пошли в арьергарде.

Суд 18:22−26. Как только Миха обнаружил, что ограблен сынами Дана, то действительно, в сопровождении родственников, друзей и соседей, бросился за ними в погоню. Но, вняв угрозам их и осознав, что они сильнее, Миха предпочел возвратиться в дом свой.

Суд 18:27−28а. Мирные и ничего не подозревавшие жители Лаиса не в состоянии были отразить нападения сынов Дановых, и те побили их, а город сожгли огнем. От Сидона Лаис отделяло около 40 км (сравните стих 7), и никто не пришел ему на помощь.

г. Утверждение идолопоклонства в колене Дановом (18:28б−31)

Суд 18:28б−31. Затем сыны Дановы выстроили на этом месте новый город и назвали его Дан, по имени праотца своего. Но большего внимания заслуживает то печальное обстоятельство, что они превратили свой город в центр идолопоклонства, священниками при котором были Ионафан, сын Гирсона, сына Манассии, а затем его сыновья. (Некоторые богословы полагают, что «Гирсон» — это то же, что «Гирсам» (Исх 2:22), и что Ионафан был внуком не Манассии, а Моисея.) Незаконное это священнослужение продолжалось до дня переселения жителей той земли. (Речь идет либо об ассирийском пленении Израиля в 722 г. до Р. Х. (4Цар 17:6), либо об уводе в плен галилеян Тиглат-Палассаром III в 733−732 гг. до Р. Х. (4Цар 15:29). Однако то обстоятельство, что книга Судей была написана в начале правления царей в Израиле, заставляет думать, что под «переселением» понималось какое-то из более ранних, неизвестных, пленений Израиля; некоторые полагают, что здесь имеется в виду взятие ковчега филистимлянами; 1Цар 4:11.)

В связи с упомянутым выше предположением, что священник Ионафан был внуком не Манассии, а Моисея, надо сказать следующее. В евр. тексте в стихе 18:30 написано «Моисей» (мошех), но над строкой вставлена буква «н», так, чтобы слово могло быть прочитано как «Манассия» (м /е/нассех); в этом склонны видеть попытку благочестивого переписчика отвести обвинение в идолослужении от человека, который был внуком Моисея.

Упоминанием о том, что дом Божий находился в Силоме (современ. Сейлун, в 25 км от Иерусалима) подчеркивается, что поклонение в святилище колена Данова совершалось помимо и вопреки тому истинному богопоклонению, которое имело место в Силоме (Иис, Н. 18:1). Это «лжепоклонение» сынов Дановых явилось провозвестником такового при Иеровоаме I, который позднее основал в Дане особое святилище для Северного царства (3Цар 12:28−31).

Б. Нравственный упадок: развращенность и жестокость жителей Гивы и война с вениамитянами (главы 19−21)

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Потомкам колена Дана (еще при переселении) не удалось закрепиться на землях (см. 1:34−35), которые были выделены им по жребию (см. Нав 19:40−47), из-за сопротивления, которое оказали им филистимляне.
3  [2] — Или: услышали речь молодого левита.
7  [3] — Масоретский текст здесь не совсем ясен.
12  [4] — Евр. Махане-Дан.
19  [5] — Букв.: прикрой рукой свой рот.
30  [6] — Такое чтение поддерживает LXX и Вульгата. В некот. евр. рукописях: сын Манассии — возможно, эта поправка в евр. тексте была сделана писцами, чтобы не бросить тени на Моисея.
31  [7] — Букв.: дом Божий.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.