Библия » Сравнение переводов

Судьи 18 глава

Книга Судей израилевых

Под редакцией Кулаковых

1 В то время не было царя в Израиле. И колено Дана искало в то время себе удел, где бы им поселиться, потому что у них до сих пор не было своего места наследия среди земель, что достались коленам Израилевым.1
2 Люди из колена Данова послали на Ефремово нагорье из Цоры и Эштаола пятерых могучих воинов из числа своих сородичей, из своих семейств, на разведку, чтобы они осмотрели ту землю. Им было велено: «Ступайте и осмотрите ту землю!» Они пришли на Ефремово нагорье, в дом Михи, и заночевали там.
3 Около дома Михи они увидели юношу и по речи распознали в нем левита,2 подошли к нему и спросили: «Кто привел тебя сюда? Что ты здесь делаешь? Зачем ты здесь?»
4 Он рассказал им, что сделал для него Миха, как нанял его и сделал своим священником.
5 Они попросили его: «Узнай у Бога, успешен ли будет путь наш, в который мы отправились».
6 Священник ответил им: «Ступайте с миром; видит ГОСПОДЬ путь ваш, в который вы отправились».
7 Пятеро воинов продолжили свой путь, пришли в Лаиш и увидели, что жители этого города живут беспечно, как водится у сидонян, спокойно и беззаботно. Некому было их притеснять в том краю, и никто над ними не властвовал. От сидонян они были далеко, а ни с кем другим не имели дела.3
8 Когда пятеро воинов возвратились к своим братьям в Цору и Эштаол, их спросили: «Что вы узнали? »
9 Они ответили: «Выступим в поход и нападем на этих людей. Мы видели их землю, и она очень хороша. Чего же ждать? Отправимся немедленно и завладеем этой землей!
10 Народ, против которого мы выступим, беспечен, край его просторен, и Бог предает его в наши руки. Чего только ни бывает на земле – ни в чем тот край не знает недостатка!»
11 И шестьсот человек из колена Данова с оружием в руках выступили из Цоры и Эштаола.
12 Они стали лагерем в Кирьят-Еариме в Иудее; то место близ Кирьят-Еарима и по сей день называется Станом Дана.4
13 Оттуда они отправились на Ефремово нагорье и дошли до дома Михи.
14 Пятеро воинов, что ходили на разведку в Лаишский край, сказали своим собратьям: «Знаете, в этих домах есть эфод, домашние божки, резное изображение и литой истукан. Решайте, что с ними делать».
15 Свернули пятеро к дому молодого левита ( точнее, дому Михи), вошли и поприветствовали левита.
16 А шестьсот воинов колена Дана с оружием в руках остановились у ворот.
17 И пятеро ходивших на разведку в тот край забрали резное изображение, эфод, домашних божков и литого истукана. Священник же стоял у ворот, а рядом были шестьсот воинов с оружием в руках.
18 Когда пятеро вошли в дом Михи и забрали эфод, домашних божков, изображение и статую, священник спросил их: «Что вы делаете?!»
19 Они ответили: «Молчи, не говори ни слова,5 иди лучше с нами и будь нам отцом и священником. Что лучше для тебя – быть священником в доме одного человека или быть священником для целого колена, для одного из израильских родов?»
20 Священник с радостью взял эфод, домашних божков и резное изображение и отправился с ними.
21 Колено Дана продолжило путь, отправив вперед детей, скот и обоз.
22 Когда они отошли от дома Михи, тот собрал людей, живших по соседству, и погнался с ними за Дановым отрядом.
23 Они кричали вслед Данову отряду, и те обернулись и спросили Миху: «Что тебе, зачем ты кричишь?»
24 Он ответил: «Вы унесли моего бога, которого я сделал, и увели моего священника – чего же больше? И после этого вы спрашиваете меня: что тебе?»
25 Люди из Данова отряда ответили ему: «Лучше бы нам не слышать твоего голоса, а не то найдутся такие, что разъярятся и нападут на тебя, погубят тебя и всех твоих домочадцев».
26 Данов отряд пошел своей дорогой, а Миха, видя, что они сильнее, повернул обратно и пошел домой.
27 Так они забрали изделия Михи, увели священника, который у него был, пришли в Лаиш и напали на спокойно и беззаботно живших там людей. Они перебили всех жителей города мечом, а город сожгли.
28 И некому было прийти им на помощь, потому что от Сидона Лаиш был далеко, а ни с кем другим дел они не имели. Лаиш находился в долине Бет-Рехов. Колено Даново отстроило город заново и заселило его.
29 Город они назвали Дан, по имени своего прародителя Дана, который родился у Израиля; прежде же город назывался Лаиш.
30 Даново колено поставило там резное изображение, а священниками в Дановом колене были Ионафан, сын Гершома и внук Моисея,6 и его потомки – вплоть до тех пор, пока жители того края не отправились в изгнание при ассирийцах.
31 Даново колено установило у себя резное изображение, сделанное Михой, и стояло оно всё время, пока Святилище Божье7 находилось в Силоме.

Новой Женевской Библии

18:1 В те дни не было царя у Израиля. См. ком. к 17,6.

в те дни колено Даново. Схожесть первой части фразы с 17,6 дает основание предположить, что сыны колена Данова тоже делали то, что им "казалось справедливым" (17,6).

не выпало ему полного удела. Причиной неудачи данитян было нарушение ими завета (1,34-36). Данитяне готовы пойти куда угодно, но только не туда, где Господь назначил им землю в наследие.

18:2 чтоб осмотреть землю. Данитяне поступали подобно своим предкам (Чис. 13,3.13).

18:3 узнали они голос. Акцент молодого левита выдавал в нем уроженца южной части Израиля (см. ком. к 12,6).

18:5 вопроси Бога. Священникам ефод служил для того, чтобы узнавать волю Божию (8,27; 17,5).

18:6 пред Господом путь ваш, в который вы идете. Соглядатаи из колена Данова ошибались, предполагая, что услышали глас Божий: вся эта история, в которой левит служит идолам, Миха приходит к ложному выводу (17,13), а действия данитян ошибочны, – свидетельствует об отступничестве и забвении Господа.

18:7 тих и беспечен. Жители Лаиса были миролюбивы и дружелюбны (ст. 10,27, 28;ср. Втор. 20,10.11).

18:9 землю, она весьма хороша. В отличие от первых соглядатаев, которые в свое время осматривали Ханаан, эти соглядатаи вернулись с хорошей вестью: завоевать город будет легко и просто, потому что жители его беспечны (ст. 7,10) и не воинственны.

18:14 ефод, терафим, истукан и литый кумир. Этот список (см. также 17,5) повторен полностью еще три раза в ст. 17,18,20 и дважды в ст. 27,30,31. Это сделано, чтобы обратить внимание читателя на духовный смысл такого сочетания.

18:16 шестьсот человек из сынов Дановых, перепоясанные воинским оружием, стояли у ворот. В своем завоевательном походе данитяне лишь пародируют послушание завету, рассчитывая более на свое численное превосходство, нежели на помощь Господа.

18:19 будь у нас отцом и священником. См. 17,10 и ком.

18:20 Священник обрадовался. Священник, ранее служивший идолам в доме одного человека, теперь будет делать то же самое "в колене или племени Израилевом". Каждый в Израиле в это время делал то, что считал справедливым, и не было никого, кто бы мог укрепить в народе веру и послушание.

и взял ефод ... и пошел с народом. Священник, не отвергнувший идолопоклонства, поведет данитян по пути служения ложным богам.

18:21 вперед. Опасаясь погони и нападения сзади, данитяне отправили вперед "детей, скот и тяжести".

18:24 как же вы говорите: что тебе? Миха наивно полагал, что Богу угодна любая "покорность", в какой бы форме она ни проявлялась (17,13). Но Бог не был ни с ним, ни с данитянами.

18:27 взяли то, что сделал Миха. См. ст. 14.

против народа спокойного и беспечного. См. ст. 7. Израильтяне должны были истребить только семь ханаанских племен, обреченных на эту участь (Втор. 7,1), но другим народам они вначале обязаны были предложить мир (Втор. 20,10-18). Более того, Бог не обещал им эту землю (Нав. 19,47). Данитяне спародировали послушание завету и в этом военном походе использовали завет как прикрытие (18,1-31 и ком.).

Ионафан же, сын Герсона, сына Манассии. Первоначально в тексте значилось "сына Моисея". Положение в Израиле было столь плачевным, что даже потомки Моисея оказались вовлеченными в идолопоклонство.

18:30 до дня переселения жителей той земли. Точнее: "до дня пленения...", т.е. до того момента, как филистимляне, захватив ковчег, стали править Израилем. Здесь не имеется в виду вавилонское пленение израильского народа, случившееся на четыреста лет позже.

18:31 имели у себя истукан... во все то время. В то время как в Силоме существовал общий для всего Израиля официальный центр богослужения, у данитян образовался свой особый противозаконный культ.

дом Божий. Т.е. скиния, которая находилась в Силоме до времени Самуила (Нав. 18,1; 1 Цар. З,21; 4,3).

в Силоме. Время, когда ковчег находился в Силоме, предшествовало царствованию Давида. Ковчег был перенесен сыновьями Илия на поле битвы и попал в руки филистимлян (1 Цар. 4,4-11). После этого ковчег больше никогда не возвращался в Силом. Упоминание о ковчеге в Силоме помогает датировать переселение израильского народа, о котором говорится в ст. 30.



2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.