Судьи 11 глава

Книга Судей израилевых
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Иеффай из Гилада был могучим воином. Его матерью была продажная женщина, а отцом — Гилад.
2 Были у Гилада сыновья и от жены, и когда они выросли, то прогнали Иеффая, сказав ему: «Не будет тебе доли в наследстве отца нашего, ведь ты рожден чужой женщиной».
3 И пришлось Иеффаю бежать от своих братьев и поселиться в земле Тов. Туда к нему стекались негодные люди, и вместе с ним они ходили на разбой.1
4 Спустя некоторое время аммонитяне пошли войной на Израиль.
5 И тогда гиладские старейшины отправились в землю Тов за Иеффаем.
6 Попросили они Иеффая: «Вернись и будь нашим вождем в войне с аммонитянами!»
7 Ответил Иеффай гиладским старейшинам: «Не вы ли меня отвергли, изгнали из отчего дома? Что же вы теперь ко мне пришли, когда случилась с вами беда?»
8 А гиладские старейшины сказали Иеффаю: «Потому мы и пришли просить тебя, чтобы ты повел нас на войну с аммонитянами, чтобы ты стал вождем нашим и выступил во главе всех жителей Гилада».
9 Переспросил Иеффай гиладских старейшин: «А если я поведу вас на войну с аммонитянами и ГОСПОДЬ дарует мне победу, останусь ли я вашим главой?»
10 И гиладские старейшины заверили Иеффая: «Пусть Сам ГОСПОДЬ будет нам свидетелем, мы всё сделаем по твоему слову».
11 Отправился Иеффай с гиладскими старейшинами в Мицпу, и народ поставил его своим главой и вождем. И Иеффай повторил перед ГОСПОДОМ в Мицпе всё то, что он сказал гиладским старейшинам.
12 Потом Иеффай отправил послов к царю аммонитян с такими словами: «Что ты имеешь против меня? Зачем ты вторгся в мою землю и пошел войной на меня? »
13 Так ответил царь аммонитян послам Иеффая: «Израиль по пути из Египта захватил мои земли от Арнона до Яввока и до берегов Иордана. Верни мне их по-доброму».
14 Снова Иеффай отправил послов к царю аммонитян
15 с такими словами: «Так говорит Иеффай: не захватывал Израиль земли у Моава и у аммонитян!
16 Выйдя из Египта, Израиль направился через пустыню к Красному морю2 и дошел до Кадеша.
17 Потом Израиль отправил послов к царю эдомскому и просил разрешения пройти через его страну, но царь эдомский отказал ему. Отправил Израиль послов к царю моавскому, но и тот ему отказал, и Израиль остался в Кадеше.
18 Обойдя стороной Эдом и Моав, прошел он через пустыню, подошел к Моаву с востока и стал лагерем на другом берегу реки Арнон. Но в пределы Моава он не вторгался, ведь река Арнон — граница Моава.
19 Потом Израиль отправил послов к Сихону, царю аморейскому, царю Хешбона, и просил разрешения пройти через его страну к своей земле.
20 Но Сихон не доверился Израилю и не разрешил пройти через его страну, а собрал свое войско, встал лагерем в Яхаце и сразился с израильтянами.
21 А ГОСПОДЬ, Бог Израилев, предал Сихона и его народ в руки израильтян, и израильтяне одержали победу над амореями и захватили все те земли, где прежде обитали амореи.
22 Завладели они всей землей аморейской — от Арнона до Яввока и от пустыни до берегов Иордана.
23 Сам ГОСПОДЬ, Бог Израилев, изгнал амореев ради Своего народа, Израиля, и ты теперь хочешь захватить эти земли?
24 Разве ты не владеешь тем, что Кемош, твой бог, отдал тебе во владение? Потому и мы будем владеть теми землями, которые ГОСПОДЬ, Бог наш, дал нам во владение.
25 Чем ты лучше Балака, сына Циппора, царя Моава? Враждовал ли он с Израилем, воевал ли с ним?
26 Вот уже триста лет израильтяне живут в Хешбоне и его окрестностях, в Ароэре и его окрестностях и в прочих селениях у Арнона. Что же раньше вы не требовали их себе?
27 Ничем я перед тобой не провинился, а ты причиняешь мне зло — идешь на меня войной. Да рассудит ныне ГОСПОДЬ израильтян и аммонитян, пусть Он будет Судьей!»
28 Но царь аммонитян не стал слушать слов Иеффая, переданных ему послами.
29 Сошел на Иеффая Дух ГОСПОДЕНЬ, и прошел Иеффай по Гиладу и по землям Манассии, побывал в Мицпе Гиладской и оттуда направился к аммонитянам.
30 Дал тогда Иеффай ГОСПОДУ обет: «Если Ты предашь в мои руки аммонитян,
31 то первое, что3 выйдет из ворот моего дома, когда я буду возвращаться назад с победой4 над аммонитянами, станет ГОСПОДНИМ — я принесу это в жертву всесожжения».
32 Пошел Иеффай войной на аммонитян, и предал ГОСПОДЬ их в его руки.
33 И он нанес им жестокое поражение, преследовал от Ароэра до Миннита и захватил двадцать селений до самого Авель-Керамима; так израильтяне подчинили себе аммонитян.
34 Вернулся Иеффай в свой дом в Мицпу — и навстречу ему вышла его единственная дочь, танцуя в хороводе под бубен! Кроме нее, не было больше у Иеффая ни сына, ни дочери.
35 Когда он увидел ее, то разорвал на себе одежды и закричал: «О дочь моя! Какой удар ты нанесла мне! Подобно тем, кто мне желает зла, — ведь я дал обет ГОСПОДУ и не могу нарушить его!»
36 Отвечала она ему: «Отец, если ты дал обет ГОСПОДУ, то поступи со мной, как обещал, ведь ГОСПОДЬ через тебя воздал твоим врагам, аммонитянам».
37 И еще она сказала отцу: «Лишь об одном прошу: отпусти меня на два месяца, я пойду на холмы и стану там оплакивать вместе с подругами свою участь, что замуж мне не выйти».5
38 Он согласился отпустить ее на два месяца, и она на холмах оплакивала вместе с подругами свою участь.
39 Когда прошли эти два месяца, она вернулась к отцу, и он исполнил свой обет. И замужем она не была.6 Повелось в Израиле
40 с тех пор, что на четыре дня в году израильские девушки уходят поминать7 дочь Иеффая из Гилада.

Новой Женевской Библии

11:1 человек храбрый. Такая характеристика сближает Иеффая с Гедеоном (6:12).

сын блудницы. Происхождение Иеффая делало его социальным изгоем (ст. 2).

11:3 праздные люди. Такие же «праздные и своевольные люди» окружали и Авимелеха (9:4).

11:9 Господь предаст. В этих словах проявилась вера Иеффая в то, что победа была дарована Богом.

11:10 Господь да будет свидетелем между нами. Старейшины поклялись в верности завету.

11:11 Иеффай произнес все слова... пред лицем Господа в Массифе. Завет подтвержден перед Господом в Массифе. Спустя много лет здесь же, в Массифе, народ перед лицом Господа провозгласит Саула царем (1Цар 10:17).

11:12−29 Относительно исторического основания для этого конфликта см. Чис 20:14−21; 21:10−35; Втор 2:16 — 3:11. Во времена Иеффая аммонитяне стремились расширить свою территорию за счет земли, принадлежавшей ранее аморреям, но в течение последних трехсот лет находившейся во владении израильтян. В ответ на притязания аммонитского царя Иеффай сослался на исторический факт, напомнив, что «Израиль не взял ... земли Аммонитской» (ст. 15), поскольку Господь этого ему не позволил (Втор 2:18−19).

11:12 царю Аммонитскому. Как и у Саула, первым противником Иеффая были аммонитяне (1Цар 11:1−11). В рассказе о Сауле Галааду также грозит

11:23 Господь Бог Израилев. В библейские времена война понималась как противоборство в конечном счете между богами враждующих народов. Если побеждали израильтяне, то только потому, что победу им даровал Бог Израиля, Которому никто не мог противостоять (ст. 24). См. ст. 21.

11:27 Господь Судия да будет ныне судьею. См. ст. 21 и 22. Иеффай провозгласил, что Бог есть Судия над всеми народами и богами. Хотя слово «Судия» употреблено здесь в узком смысле (тот, кто выносит судебное решение), в конечном счете Сам Господь возьмет на себя миссию спасителя народа (ст. 32−33). Книга Судей израилевых утверждает, что Бог есть истинный Царь (8:23) и истинный Судия, Который один мог избавить Израиль от постигших его бед.

11:29 Дух Господень. См. 3:10 и ком.

11:30−40 Иеффай разбил аммонитян, но при этом поступил опрометчиво, дав обет Господу, во исполнение коего принес свою дочь в жертву всесожжения. Недопустимо было, почитая истинного Бога, уподобляться язычникам, которые приносили человеческие жертвы своим богам (Втор 32:17; Пс 105:37−38). Иеффай был неспособен руководить народом соблюдать верность завету, хотя, несомненно, имел веру (ст. 10−11, 21, 23, 27). В этом обете также обнаруживается параллель между Иеффаем и Саулом, который произнес столь же противозаконное заклятье, едва не стоившее жизни его благочестивому сыну Ионафану (1Цар 14:24−25).

11:35 разодрал одежду свою. Способ выражения скорби по умершим.

отверз.. уста мои. Несмотря на предписание закона безусловно исполнять обет, данный Господу (Втор 23:21−23), Иеффаю не следовало этого делать, ибо запрет на человеческие жертвоприношения был для Израиля абсолютным (см. ком. к ст. 39). Нельзя давать противоречащие божественному закону клятвы и обеты и тем более исполнять их (ср. Мф 14:1−12). Иеффай отдает приоритет своему слову перед словом Божиим.

11:36 делай со мною то, что произнесли уста твои. Т.е. «принеси меня в жертву» (ст. 30−31).

11:37 девство мое. В жизни ветхозаветного общества браку придавалось большое значение (ст. 38−39), а умереть, не оставив после себя детей, считалось знаком Божиего неблаговоления.

11:39 он совершил над нею. Иеффай, по примеру язычников, принес свою дочь в жертву всесожжения. Человеческие жертвоприношения у израильтян считались грехом (Втор 12:31; Пс 105:38).

не познала мужа. См. ст. 37 и ком.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Или: вместе с ним они совершали набеги; букв.: с ним они выходили.
16  [2] — Или: Тростниковому морю; или: морю Суф; Син. пер.: Чермному морю.
31  [3] — Евр. текст неясен. Друг. возм. пер.: первый, кто… Маловероятно, что Иеффай заведомо предполагал человеческую жертву. Выйти ему навстречу могло и бегающее по двору животное. В любом случае, его решение дать такой обет было весьма опрометчивым. Человеческие жертвы были мерзостью для древних израильтян, и на это существовал строгий запрет (см. Лев 18:21; Лев 20:2; Втор 12:31; Втор 18:10; Иер 19:5; Иез 20:30,31; Иез 23:37,39).
31  [4] — Или: в здравии / с успехом.
37  [5] — Букв.: целомудрие / невинность мою; то же в след. стихе.
39  [6] — Букв.: мужа она так и не познала.
40  [7] — Или: петь плачи.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.