Библия » Сравнение переводов

Судьи 11 глава

Книга Судей израилевых

Под редакцией Кулаковых

1 Иеффай из Гилада был могучим воином. Его матерью была продажная женщина, а отцом – Гилад.
2 Были у Гилада сыновья и от жены, и когда они выросли, то прогнали Иеффая, сказав ему: «Не будет тебе доли в наследстве отца нашего, ведь ты рожден чужой женщиной».
3 И пришлось Иеффаю бежать от своих братьев и поселиться в земле Тов. Туда к нему стекались негодные люди, и вместе с ним они ходили на разбой.1
4 Спустя некоторое время аммонитяне пошли войной на Израиль.
5 И тогда гиладские старейшины отправились в землю Тов за Иеффаем.
6 Попросили они Иеффая: «Вернись и будь нашим вождем в войне с аммонитянами!»
7 Ответил Иеффай гиладским старейшинам: «Не вы ли меня отвергли, изгнали из отчего дома? Что же вы теперь ко мне пришли, когда случилась с вами беда?»
8 А гиладские старейшины сказали Иеффаю: «Потому мы и пришли просить тебя, чтобы ты повел нас на войну с аммонитянами, чтобы ты стал вождем нашим и выступил во главе всех жителей Гилада».
9 Переспросил Иеффай гиладских старейшин: «А если я поведу вас на войну с аммонитянами и ГОСПОДЬ дарует мне победу, останусь ли я вашим главой?»
10 И гиладские старейшины заверили Иеффая: «Пусть Сам ГОСПОДЬ будет нам свидетелем, мы всё сделаем по твоему слову».
11 Отправился Иеффай с гиладскими старейшинами в Мицпу, и народ поставил его своим главой и вождем. И Иеффай повторил перед ГОСПОДОМ в Мицпе всё то, что он сказал гиладским старейшинам.
12 Потом Иеффай отправил послов к царю аммонитян с такими словами: «Что ты имеешь против меня? Зачем ты вторгся в мою землю и пошел войной на меня? »
13 Так ответил царь аммонитян послам Иеффая: «Израиль по пути из Египта захватил мои земли от Арнона до Яввока и до берегов Иордана. Верни мне их по-доброму».
14 Снова Иеффай отправил послов к царю аммонитян
15 с такими словами: «Так говорит Иеффай: не захватывал Израиль земли у Моава и у аммонитян!
16 Выйдя из Египта, Израиль направился через пустыню к Красному морю2 и дошел до Кадеша.
17 Потом Израиль отправил послов к царю эдомскому и просил разрешения пройти через его страну, но царь эдомский отказал ему. Отправил Израиль послов к царю моавскому, но и тот ему отказал, и Израиль остался в Кадеше.
18 Обойдя стороной Эдом и Моав, прошел он через пустыню, подошел к Моаву с востока и стал лагерем на другом берегу реки Арнон. Но в пределы Моава он не вторгался, ведь река Арнон – граница Моава.
19 Потом Израиль отправил послов к Сихону, царю аморейскому, царю Хешбона, и просил разрешения пройти через его страну к своей земле.
20 Но Сихон не доверился Израилю и не разрешил пройти через его страну, а собрал свое войско, встал лагерем в Яхаце и сразился с израильтянами.
21 А ГОСПОДЬ, Бог Израилев, предал Сихона и его народ в руки израильтян, и израильтяне одержали победу над амореями и захватили все те земли, где прежде обитали амореи.
22 Завладели они всей землей аморейской – от Арнона до Яввока и от пустыни до берегов Иордана.
23 Сам ГОСПОДЬ, Бог Израилев, изгнал амореев ради Своего народа, Израиля, и ты теперь хочешь захватить эти земли?
24 Разве ты не владеешь тем, что Кемош, твой бог, отдал тебе во владение? Потому и мы будем владеть теми землями, которые ГОСПОДЬ, Бог наш, дал нам во владение.
25 Чем ты лучше Балака, сына Циппора, царя Моава? Враждовал ли он с Израилем, воевал ли с ним?
26 Вот уже триста лет израильтяне живут в Хешбоне и его окрестностях, в Ароэре и его окрестностях и в прочих селениях у Арнона. Что же раньше вы не требовали их себе?
27 Ничем я перед тобой не провинился, а ты причиняешь мне зло – идешь на меня войной. Да рассудит ныне ГОСПОДЬ израильтян и аммонитян, пусть Он будет Судьей!»
28 Но царь аммонитян не стал слушать слов Иеффая, переданных ему послами.
29 Сошел на Иеффая Дух ГОСПОДЕНЬ, и прошел Иеффай по Гиладу и по землям Манассии, побывал в Мицпе Гиладской и оттуда направился к аммонитянам.
30 Дал тогда Иеффай ГОСПОДУ обет: «Если Ты предашь в мои руки аммонитян,
31 то первое, что3 выйдет из ворот моего дома, когда я буду возвращаться назад с победой4 над аммонитянами, станет ГОСПОДНИМ – я принесу это в жертву всесожжения».
32 Пошел Иеффай войной на аммонитян, и предал ГОСПОДЬ их в его руки.
33 И он нанес им жестокое поражение, преследовал от Ароэра до Миннита и захватил двадцать селений до самого Авель-Керамима; так израильтяне подчинили себе аммонитян.
34 Вернулся Иеффай в свой дом в Мицпу – и навстречу ему вышла его единственная дочь, танцуя в хороводе под бубен! Кроме нее, не было больше у Иеффая ни сына, ни дочери.
35 Когда он увидел ее, то разорвал на себе одежды и закричал: «О дочь моя! Какой удар ты нанесла мне! Подобно тем, кто мне желает зла, – ведь я дал обет ГОСПОДУ и не могу нарушить его!»
36 Отвечала она ему: «Отец, если ты дал обет ГОСПОДУ, то поступи со мной, как обещал, ведь ГОСПОДЬ через тебя воздал твоим врагам, аммонитянам».
37 И еще она сказала отцу: «Лишь об одном прошу: отпусти меня на два месяца, я пойду на холмы и стану там оплакивать вместе с подругами свою участь, что замуж мне не выйти».5
38 Он согласился отпустить ее на два месяца, и она на холмах оплакивала вместе с подругами свою участь.
39 Когда прошли эти два месяца, она вернулась к отцу, и он исполнил свой обет. И замужем она не была.6 Повелось в Израиле
40 с тех пор, что на четыре дня в году израильские девушки уходят поминать7 дочь Иеффая из Гилада.

Новой Женевской Библии

11:1 человек храбрый. Такая характеристика сближает Иеффая с Гедеоном (6,12).

сын блудницы. Происхождение Иеффая делало его социальным изгоем (ст. 2).

11:3 праздные люди. Такие же "праздные и своевольные люди" окружали и Авимелеха (9,4).

11:9 Господь предаст. В этих словах проявилась вера Иеффая в то, что победа была дарована Богом.

11:10 Господь да будет свидетелем между нами. Старейшины поклялись в верности завету.

11:11 Иеффай произнес все слова... пред лицем Господа в Массифе. Завет подтвержден перед Господом в Массифе. Спустя много лет здесь же, в Массифе, народ перед лицом Господа провозгласит Саула царем (1 Цар. 10,17).

11:12-29 Относительно исторического основания для этого конфликта см. Чис. 20,14-21; 21,10-35; Втор. 2,16 – 3,11. Во времена Иеффая аммонитяне стремились расширить свою территорию за счет земли, принадлежавшей ранее аморреям, но в течение последних трехсот лет находившейся во владении израильтян. В ответ на притязания аммонитского царя Иеффай сослался на исторический факт, напомнив, что "Израиль не взял ... земли Аммонитской" (ст. 15), поскольку Господь этого ему не позволил (Втор. 2,18.19).

11:12 царю Аммонитскому. Как и у Саула, первым противником Иеффая были аммонитяне (1 Цар. 11,1-11). В рассказе о Сауле Галааду также грозит

11:23 Господь Бог Израилев. В библейские времена война понималась как противоборство в конечном счете между богами враждующих народов. Если побеждали израильтяне, то только потому, что победу им даровал Бог Израиля, Которому никто не мог противостоять (ст. 24). См. ст. 21.

11:27 Господь Судия да будет ныне судьею. См. ст. 21 и 22. Иеффай провозгласил, что Бог есть Судия над всеми народами и богами. Хотя слово "Судия" употреблено здесь в узком смысле (тот, кто выносит судебное решение), в конечном счете Сам Господь возьмет на себя миссию спасителя народа (ст. 32, 33). Книга Судей израилевых утверждает, что Бог есть истинный Царь (8,23) и истинный Судия, Который один мог избавить Израиль от постигших его бед. .11,29 Дух Господень. См. 3,10 и ком.

11:30-40 Иеффай разбил аммонитян, но при этом поступил опрометчиво, дав обет Господу, во исполнение коего принес свою дочь в жертву всесожжения. Недопустимо было, почитая истинного Бога, уподобляться язычникам, которые приносили человеческие жертвы своим богам (Втор. 32,17; Пс. 105,37.38). Иеффай был неспособен руководить народом соблюдать верность завету, хотя, несомненно, имел веру (ст. 10,11,21,23,27). В этом обете также обнаруживается параллель между Иеффаем и Саулом, который произнес столь же противозаконное заклятье, едва не стоившее жизни его благочестивому сыну Ионафану (1 Цар. 14,24.25).

11:35 разодрал одежду свою. Способ выражения скорби по умершим.

отверз.. уста мои. Несмотря на предписание закона безусловно исполнять обет, данный Господу (Втор. 23,21-23), Иеффаю не следовало этого делать, ибо запрет на человеческие жертвоприношения был для Израиля абсолютным (см. ком. к ст. 39). Нельзя давать противоречащие божественному закону клятвы и обеты и тем более исполнять их (ср. Мф. 14,1-12). Иеффай отдает приоритет своему слову перед словом Божиим.

11:36 делай со мною то, что произнесли уста твои. Т.е. "принеси меня в жертву" (ст. 30,31).

11:37 девство мое. В жизни ветхозаветного общества браку придавалось большое значение (ст. 38,39), а умереть, не оставив после себя детей, считалось знаком Божиего неблаговоления.

11:39 он совершил над нею. Иеффай, по примеру язычников, принес свою дочь в жертву всесожжения. Человеческие жертвоприношения у израильтян считались грехом (Втор. 12,31; Пс. 105,38).

не познала мужа. См. ст. 37 и ком.



2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.