Иеремия 1 глава

Книга пророка Иеремии
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Вот слова Иеремии,1 сына Хилкии, одного из священников, что жили в Анатоте,2 в земле Вениаминовой.
2 В тринадцатый год царствования3 в Иудее Иосии, сына Амона, возвестил ГОСПОДЬ Иеремии слово Свое.4
3 Обращался Господь к Иеремии и во времена царя иудейского Иоакима, сына Иосии, и до конца одиннадцатого года правления в Иудее Седекии, сына Иосии, до пятого месяца,5 когда жители Иерусалима были уведены в плен.
4 Было мне от ГОСПОДА такое слово:
5

«Я знал тебя еще до того,
как сотворил во чреве матери.
Еще до твоего рождения Я освятил тебя
и предназначил быть пророком для народов!»

6 «Как, Владыка ГОСПОДИ? — спросил я. — Я еще очень молод и говорить не умею!»
7 Но ГОСПОДЬ сказал мне:

«Не говори, что ты молод.
Куда Я отправлю тебя, туда и пойдешь,
и что повелю сказать, то и скажешь.

8

Не бойся никого — Я буду с тобой
и от бед избавлю тебя», —
так заверил меня ГОСПОДЬ.

9 Простер ГОСПОДЬ руку Свою, коснулся уст моих и сказал мне:

«В уста твои вложил Я слова Свои;6

10

ныне Я ставлю7 тебя над народами и царствами:
ты будешь искоренять и ниспровергать,
разорять и сокрушать,
строить и насаждать».

11 И было мне слово ГОСПОДНЕ: «Что ты видишь, Иеремия?» «Вижу ветвь миндального дерева», — ответил я.
12 И сказал мне ГОСПОДЬ: «Верно ты видишь. И Я бодрствую,8 чтобы сказанное Мной исполнилось».
13 Снова было мне слово ГОСПОДНЕ: « А теперь что ты видишь?» «Вижу кипящий котел, — отозвался я, — он вот-вот опрокинется от ветра с северной стороны».9
14 И сказал мне ГОСПОДЬ: «С севера на всех жителей этой земли надвигается10 бедствие.
15 Вот Я созываю все народы из северных царств, — говорит ГОСПОДЬ. — Придут их правители — и каждый поставит престол свой у врат Иерусалима, вокруг стен, его ограждающих, и вокруг всех городов Иудеи.11
16 И Я оглашу городам Иудеи Свой приговор за все злые дела, что они совершали, оставив Меня. Они воскуряли богам иным и поклонялись творению рук своих.
17 Ты же будь наготове,12 встань и говори им всё, что Я тебе повелю. Не робей перед ними, а не то Я нашлю на тебя еще больший страх, когда предстанешь перед ними!
18 Ныне Я делаю тебя градом неприступным, столпом железным, стеною медной против всей этой земли — против царей Иудеи и ее знати, против ее священников и ее народа.13
19 Пойдут на тебя войной, а одолеть не смогут, ибо Я буду с тобой и от бед избавлю тебя», — таково было слово ГОСПОДНЕ.

Толкование Далласской семинарии

1. Вступление (глава 1)

Книга Пророка Иеремии начинается с краткого представления пророка читателям: кто он, от кого и откуда произошел, как и когда был призван на служение…

А. О времени служения пророка (1:1−3)

Иер 1:1. Иеремия был из священнического рода, т. е. происходил от первосвященника Аарона. Едва ли отец его — Хелкия и первосвященник времени царя Иосии, обнаруживший в храме свиток закона (4Цар 22:2−14), — одно и то же лицо. Имя «Хелкия» было, очевидно, весьма распространенным в левитской среде (1Пар 6:45−46; 26:10−11; 2Пар 34:9−22; Неем 12:7).

Родным городом Иеремии был Анафоф, располагавшийся в земле Вениаминовой, километрах в четырех на северо-восток от Иерусалима. Территория Вениамина граничила с наделом Иудиным, и «граница» между ними проходила с востока на запад близ Иерусалима (Нав 18:15−16). Городок, или селение, Анафоф был из числа назначенных священникам Иисусом Навином (Нав 21:15−19). Сюда царь Соломон сослал Авиафара-священника за то, что тот поддержал брата его Адонию, претендовавшего на трон отца их Давида (3Цар 1:7; 2:26−27).

Иер 1:2−3. Происходивший из рода священников, Иеремия никогда, однако, не исполнял священнического служения, но, призванный Богом, стал служить Ему как пророк. Напомним, что пророком назывался человек, через которого Господь говорил к Своему народу. Иеремию Он призвал в тринадцатый год царствования Иосии, вступившего на трон в 640 г. до Р. Х., т. е. в 627 году. Иосия был последним благочестивым царем Иудеи. Все ее цари после безвременной смерти Иосии в 609 году не были достойны звания своего и назначения.

Между тем, Иеремия оставался «устами Божиими», говоря к иудеям от имени их Господа до пятого месяца одиннадцатого года правления царя Седекии (именно так надо понимать сказанное в стихе 3), т. е. до июля-августа 586 г. до Р. Х. Таким образом служение Иеремии продолжалось, по крайней мере, 41 год. Однако речь тут, по всей видимости, идет о служении пророка иудейскому народу и стране Иудее, пока та существовала, т. е. до переселения Иерусалима Навуходоносором. Ведь в Иер 39:11 — 44:30 говорится о том, что происходило с иудеями и с самим Иеремией, продолжавшим свое пророческое служение после августа 586 года до Р. Х.

Б. Призыв Иеремии на служение (1:4−10)

Иер 1:4−5. Обращение Бога к Иеремии, как это изложено им, обращает на себя внимание краткостью своей и как бы отсутствием патетичности (в сравнении с тем, как происходило оно, к примеру, с Исаией, Амосом или Михеем). Вероятно, что связано было с особенностями его натуры: Иеремия был человеком скорее углубленным внутрь чем «устремленным» вовне, он не был по природе своей бойцом, увереным в собственных силах, в том, что великое дело, которое ему предстоит, «по плечу» ему (стих 6). Но Бог, знающий каждое сердце в глубинах его, обращается к Иеремии с особенными словами побуждения и ободрения.

Он открывает ему, что избрал его как пророка Прежде нежели… образовал его во чреве матери. Еврейское познал (йада) подразумевает нечто большее чем познание посредством ума: это синоним особой близости, интимного, так сказать, знания; характерно, что именно этим словом передается всесторонний опыт супружеских взаимоотношений.

Бог говорит Иеремии, что освятил его, т. е. отделил для предстоявшего ему служения, до того еще, как он вышел из материнской утробы. Освящение людей и предметов есть «отделение» их Богом для Его особых целей (Исх 29:44; 40:9; 29:1; 30:30). Иегова ставит Иеремию в известность, что поставил его пророком, т. е. вестником слова Своего, не только для иудеев, к которым он преимущественно станет обращаться (главы 2−45), но и для языческих народов (главы 46−51).

Иер 1:6. В согласии с его натурой — реакция Иеремии на услышанный им голос Божий. В ней звучит сомнение: я не умею говорить (т. е. не обладаю достаточным красноречием для общественного служении), я слишком (так в оригинале) молод. В этой последней фразе (полагают, что в год его «призвания» Иеремии было не более 20 лет) тоже выражено сомнение, страх неподготовленности к великой миссии.

Иер 1:7−10. Господь не принимает возражения Иеремии: его «неумение» и «молодость» не имеют значения, потому что он будет выполнять волю Его с Его же помощью. Глаголы в стихе 7 (при более правильном прочтении его) произносятся в повелительном наклонении: не пойдешь и скажешь, а «иди» и «говори». Не в красноречии Иеремии нуждался Бог, а в том, чтобы он стал послушным вестником Его на земле. Предваряя оправданный страх Иеремии перед будущими его противниками и ненавистниками (11:18−23; 12:6; 20:1−2; 26:11; 37:15−16; 38:4−6), Господь говорит ему: Не бойся их; ибо Я с тобою, чтоб избавлять тебя (стих 8).

В момент своего призвания на служение Иеремия имел, вероятно, видение (стих 9), из коего он познал, что не свои слова, но Господни станут произносить уста его, куда бы ни пошел он по повелению Господа и что бы ни говорил (стих 7). сравните с Ис 6:5; Иез 2:9; 3:1.

В стихе 10 Иеремия выступает как «полномочный представитель» верховного Судии и Созидателя. Тут надо сказать, что древнееврейские пророки воспринимали слово Божие как некую реальную силу, действующую в мире как в плане карающего истребления, так и последующего воссоздания (о чем они не раз говорили на языке метафор; Ис 9:7; Ос 6:5; Иер 5:14; 23:29). Так что Иеремии, уполномоченному на то Богом, предстояло не только возвещать народам их будущее, но посредством слова Божьего, вложенного в его уста, содействовать направлению этого будущего в ту или иную сторону.

В. О видениях пророка (1:11−16)

Тут речь пойдет о двух видениях пророка, данных ему в подтверждение его призвания. В первом (стихи 11−12) метафорически выражена действенная сила слова Божьего, которое предстоит нести Иеремии, а во втором (стихи 13−16), тоже посредством метафоры, передано содержание будущей пророческой вести.

1. ВИДЕНИЕ ЦВЕТУЩЕЙ ВЕТВИ МИНДАЛЯ (1:11−12)

Иер 1:11−12. Иеремия видит цветущую ветвь миндального дерева. Слово жезл соответствует еврейскому оригиналу, и объясняется это «игрой слов и понятий» в контексте стихов 11−12. Дело в том, что по-еврейски миндальное дерево называется «деревом неспящим» (со смысловым оттенком — «пребывающим начеку»); отсюда, вероятно, «жезл» (посох) как символ «бдящего пастыря», царя, которому не до сна. Название свое дерево миндаля получило, очевидно, потому, что первым в Палестине зацветает (в январе-феврале, когда все в природе еще сковано зимним сном), причем цветы появляются на нем прежде листьев; первым приносит оно и плоды.

Ветвь цветущего миндаля символизирует Бога, Который бодрствует над словом Своим, чтоб оно скоро исполнилось. И вот как, по-видимому, раскрывается этот образ: все кажется спокойным в человеческом сообществе с установившимся в нем порядком вещей, люди спят… Но не спит Бог, и определение Его в отношении царств и народов (слово Его), которое Он поручил возвестить пророку, в час свой будет осуществлено, несмотря на кажущееся спокойствие. Содержание этого определения раскрывается в стихе 14 и далее.

2. ВИДЕНИЕ КИПЯЩЕГО КОТЛА (1:13−16)

Иер 1:13. Второе символическое видение Иеремии — кипящий котел, содержимое которого как бы изливается в южном направлении со стороны севера.

Иер 1:14−16. Вот как расшифровывается эта символика. В котле «кипят» (готовятся) бедствия, которым предстоит обрушиться на Южное царство с севера — со стороны Вавилона. Племенами царств северных (стих 15) названы, очевидно, все те народы, которые, находясь в вассальной зависимости от Навуходоносора, примут участие в его походе на Иудею (25:8−9).

Хотя географически Вавилон находился на востоке от Иудеи, наступавшие армии, пользовавшиеся торговыми путями, шли к ней вдоль реки Евфрата с севера (отсюда это постоянно звучащее в книге определение: северный, с севера и т. п.; 4:6; 6:1, 22; 10:22; 13:20; 15:12; 16:15; 23:8; 25:9, 26; 31:8; 46:24; 47:2; 50:3, 9, 41).

Метафора «престолов северных народов, которые будут установлены повсеместно на земле Иудеи», означает полное крушение Южного царства. Об исполнении этого пророчества у Иеремии записано в 39:2−3. Грядущее наказание последует за упорное идолопоклонство иудеев (стих 16).

Г. Бог призывает пророка к смелости и дерзновению (1:17−19)

Иер 1:17−19. Носившие свободные одежды жители Ближнего Востока препоясывались перед тем, как приняться за какое-либо дело. Это стало образом, символом готовности. В стихе 17 Бог призывает Иеремию «препоясать чресла» перед началом его духовной работы (сравните Лк 12:35; Еф 6:14; 1Пет 1:13). Зная мягкий, отнюдь не бойцовский характер Иеремии, Господь призывает его «не малодушествовать» пред теми (власть и авторитет имущими в земле иудейской; стих 18б), к которым Он его пошлет, но говорить и действовать смело, памятуя о том, что его поставил на это Сам Иегова. В стихе 18 — уподобление Иеремии (в только что упомянутом смысле) «укрепленному городу» («железному столбу» и «медной стене»). Да, многие сильные будут ратовать против него, предупреждает пророка Господь, но они не превозмогут тебя; ибо Я с тобою…

II. Пророчества об Иудее (главы 2−45)

В первой половине этого раздела записаны 13 пророчеств Иеремии относительно Божьего суда, грядущего на народ Иудеи (главы 2−25). В следующих 4-х главах (главы 26−29) рассказывается о столкновениях Иеремии с людьми, отвергавшими его пророческую весть. Итак, суд состоится! Но прежде чем записать, как осуществился он, автор предлагает читатателям пророчество о будущем утешении Израиля и Иуды (главы 30−33). Да, иудеи будут уведены в плен, но это не означает, что Бог оставит Свой народ. После «вести об утешении» записано о падении Иудеи (главы 34−45), которое действительно совершилось.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Евр. Йирмеяху — Господь поднимет / утвердит, Господом поставленный.
1  [2] — Город находился в 5 км к северо-востоку от Иерусалима.
2  [3] — Т. е. в 626 г. до Р. Х.
2  [4] — Букв.: было к нему слово Господа.
3  [5] — Имеется в виду месяц ав (июль—август) 587 г. или 586 г. до Р. Х.
9  [6] — Здесь о предстоящем служении пророка говорится как о свершившемся событии.
10  [7] — Букв.: Я поставил… В трех парах глаголов представлена двойственная миссия пророка: не только предрекать бедствия, но и предупреждать о надвигающейся опасности, и предсказывать грядущее восстановление Израиля. Еще о миссии Иеремии см. 18:7−10 и 31:27,28.
12  [8] — Игра слов: слова «миндальный» (евр. шакед) и «слежу» (евр. шокед, здесь «бодрствую») в оригинале созвучны.
13  [9] — Один из возм. пер. трудного евр. текста. Друг. возм. пер.: наклоненный с севера.
14  [10] — Слова «опрокинется» (евр. нафуах) и «надвигается» (евр. типпатах) в оригинале созвучны.
15  [11] — Или: придут (правители их) и поставят свои престолы внутри Иерусалима. Они разрушат стены, ограждающие его, и разрушат все города Иудеи; букв.: они поставят свои престолы (во) входе во врата / (вблизи) входа во врата Иерусалима — из-за отсутствия предлога перед выражением «вход в ворота» текст может пониматься по-разному: или престолы ставятся уже в городе после победы, или же против ворот во время осады; см. 39:3; 43:8−13.
17  [12] — Букв.: препояшься.
18  [13] — Букв.: народа земли.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.