Иеремия 38 глава

Книга пророка Иеремии
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Шефатия, сын Маттана, Гедалья, сын Пашхура, Иегухаль, сын Шелемии, и Пашхур, сын Малкии, слышали, как Иеремия обратился ко всему народу с вестью:
2 «Так говорит ГОСПОДЬ: „Всякий, кто останется в городе, погибнет от меча, голода и морового поветрия, а тот, кто выйдет за ворота и сдастся халдеям, не погибнет — собственная жизнь достанется ему в награду“.
3 Так говорит ГОСПОДЬ: „Город же этот непременно будет отдан войску царя вавилонского, и тот захватит его“».
4 Тогда вельможи сказали царю: «Этот человек должен умереть, ведь от его речей опустятся руки у воинов, что еще остались в этом городе, и у всего народа, когда он скажет им такие слова; этот человек не о благополучии народа печется — он зла ему желает».
5 Царь Седекия ответил: «Вот он, в вашей власти, и царь не может вам противостоять».
6 Они схватили Иеремию и бросили его в колодец1 царского сына Малкии, что был выкопан во дворе стражи. Иеремию спустили туда на веревках, а в колодце том не было воды, только грязь, и в этой грязи Иеремия увяз.
7 [7-8] И вот до Эведмелеха-царедворца2 (родом он был из Куша), что служил при царе, дошел слух, что Иеремию бросили в колодец. Вышел он из царского дворца и сказал царю, сидевшему у ворот Вениаминовых:
8
9 «Владыка мой, царь, эти люди дурно поступили с пророком Иеремией, бросив его в колодец. Он умрет там от голода, ведь в городе уже не осталось хлеба».
10 «Возьми с собой отсюда тридцать человек, — распорядился царь, — и вытащи пророка Иеремию из колодца, чтобы он не умер там».
11 Эведмелех собрал людей, пошел в кладовую царского дворца, взял оттуда всякую ветошь и изношенные платья и спустил их Иеремии на веревках в колодец.
12 Затем кушит Эведмелех сказал Иеремии: «Подложи эту ветошь и изношенные платья себе под мышки, а веревки накинь поверх них ». Тот так и сделал.
13 Стали тащить его на веревках и подняли из колодца. После этого Иеремия, как и прежде, жил во дворе стражи.
14 Царь Седекия велел позвать пророка Иеремию и встретился с ним у третьего входа в Храм ГОСПОДЕНЬ. Царь сказал Иеремии: «Я хочу спросить тебя, но ты не утаивай от меня ничего».
15 Иеремия ответил Седекии: «Если я скажу тебе правду, ты ведь казнишь меня? А если я дам тебе совет, ты не послушаешь меня».
16 Тогда поклялся Седекия Иеремии тайно, сказав: «Клянусь ГОСПОДОМ, даровавшим нам жизнь, что не казню тебя и не отдам в руки тех, кто хочет тебя убить».
17 И сказал Иеремия Седекии: «Так говорит ГОСПОДЬ, Бог Воинств, Бог Израиля: „Если ты выйдешь за ворота и сдашься князьям царя вавилонского, то останешься в живых и город этот не будет предан огню; останешься в живых и ты, и все твои домочадцы.
18 Но если ты не выйдешь к князьям царя вавилонского, Иерусалим будет отдан в руки халдеев, и они сожгут его огнем, и ты сам не спасешься от врагов“».3
19 «Я боюсь иудеев, перешедших на сторону халдеев, — сказал Иеремии царь Седекия, — если халдеи выдадут меня им, те обойдутся со мной жестоко».
20 Иеремия сказал: «Не выдадут. Послушай ГОСПОДА, поверь тому, что я тебе говорю, и с тобой всё будет хорошо, ты не погибнешь.
21 Если же ты откажешься покинуть город, то вот какое слово открыл мне ГОСПОДЬ:
22 „Все женщины, что остались во дворце царя иудейского, будут выведены к князьям царя вавилонского и там будут говорить о тебе с насмешкой:

„Провели тебя друзья,
которым ты доверял,
одолели тебя.
Увяз ты в грязи,
а они тебя оставили“.

23 Все жены твои и дети будут выведены к халдеям, и ты сам не спасешься, но попадешь в руки царя вавилонского, а город этот будет сожжен огнем».
24 И сказал Седекия Иеремии: «Сохрани в тайне наш разговор, иначе тебе не жить.4
25 Если до вельмож дойдет слух, что я говорил с тобой, то придут они к тебе и скажут: „Поведай нам, что же ты говорил царю и что царь говорил тебе, не утаивай от нас ничего, иначе мы тебя убьем“.
26 Тогда ты должен сказать им: „Я умолял царя, чтобы он не возвращал меня в дом Ионафана, ведь я там умру“».
27 Пришли все вельможи к Иеремии и спросили его, а он ответил им так, как повелел ему царь. И нечего было сказать им на это, потому что не удалось ничего узнать.5
28 А Иеремия оставался во дворе стражи до того самого дня, когда Иерусалим был взят.
И вот как был взят Иерусалим.

Толкование Далласской семинарии

3) Иеремию бросают в яму (38:1−6).

Иер 38:1−3. Находясь в помещении дворца стражи, Иеремия пользовался некоторой свободой и мог говорить с людьми (сравните с 32:1−2, 6), приходившими на царский двор. Он не упустил этой возможности: до всякого, кто хотел его слушать, он доносил слово Божие. Не удивительно, что это стало известно четырем высокопоставленным «слугам» царя. Сафатия, сын Матфана, нигде более не упоминается. Годолия мог быть сыном того Пасхора, который поднял на Иеремию руку (Иер 20:1−3).

Юхал (то же, что Иегухал; 37:3), сын Селемии, прежде был послан царем к Иеремии с просьбой помолиться об иудеях и Иерусалиме Богу. Пасхор, сын Малхии, упоминался в 21:1−2; его Седекия посылал «вопросить» Иеремию при первом нападении Навуходоносора на Иерусалим. Содержание того, о чем говорил Иеремия, передано в 38:2−3; оно соответствовало его прежним увещаниям и предсказаниям (сравните с 21:3−10): оставшиеся в Иерусалиме погибнут, и только те, кто сдадутся вавилонянам, останутся живы. Всякая надежда отстоять столицу — тщетна, ибо Господь сказал, что город сей… предан будет… в руки войска царя Вавилонского… непременно.

Иер 38:4−6. Обвинение «князей» против пророка могли бы быть приняты с обычной, гражданской, точки зрения: своими словами он и в самом деле как будто бы подрывал «патриотический дух» в защитниках города. Но «князьям», принадлежавшим к теократическому обществу, нельзя было по-светски трактовать понятие измены. Пророк, возвещавший народу волю Божию, не должен был восприниматься как предатель. Не должен был, но именно так воспринимался ими. Сановники потребовали смерти «для этого человека», и бесхарактерный Седекия подчинился их воле, хотя в стихе 5 ощущается звучание в его словах ноты недовольства ими.

На царском дворе имелся водоем, сделанный по приказу Малхии, одного из царских сыновей. Обычно такие водоемы (в русском тексте назван «ямой») высекали в скальной породе и затем «штукатурили». Они предназначались для сбора в зимние месяцы дождевой воды, которой пользовались в засушливое летнее время (в этой связи Иер 2:13). Упомянутые выше сановники порешили бросить Иеремию в «яму Малхии», которая была так глубока, что его пришлось опустить туда на веревках.

Вероятно, по причине продолжительной засухи (сравните с 14:1−4) воды… в яме не осталось, а была только грязь, в которую и погрузился Иеремия. Теперь жизнь его действительно оказалась в опасности. Он мог захлебнуться в жидкой грязи, да и смерть от голода угрожала ему самым непосредственным образом. Кроме того, судя по тому, что читаем в Плач 3:52−54, находились озлобленные против Иеремии люди, которые швыряли камни в яму, где он сидел.

4) Освобождение Иеремии из ямы (37:7−13).

Иер 38:7−10. Единственным сановником, вступившимся за Иеремию, оказался не иудей, а Ефиоплянин по имени Авдемелех (что буквально означает «слуга царя»). Евнухи, нередко пользовавшиеся у царей, чьи гаремы они «блюли», доверием, и имевшие на них влияние, в Иудее были, как правило, из чужеземцев, так как по Моисееву закону «оскоплять» евреев было запрещено (Втор 23:1).

«Сидение у ворот» (стих 7) предполагало не отдых, а занятие какими-то официальными делами; возможно, у ворот Вениаминовых Седекия обсуждал со своими приближенными вопросы защиты осажденного города. Выйдя из дворца, Авдемелех обратился к царю с настоятельной просьбой освободить Иеремию из ямы, чтобы не довести дела до гибели пророка от голода. Может быть, царь не «поинтересовался», как именно воспользовались сановники его «разрешением» (стих 5). Осознав, что жизнь Иеремии под угрозой, он повелел Авдемелеху взять достаточно людей и вытащить пророка из ямы.

Иер 38:11−13. Операция по освобождению Иеремии описывается в деталях. Тридцать человек могли быть взяты Авдемелехом из числа воинов, охранявших дворец. Так много их понадобилось и потому, что нелегко было вытащить узника из глубокой ямы, и потому, возможно, что часть их должна была нести охрану — на случай, если озлобленные сановники привели бы своих людей, чтобы воспрепятствовать освобождению пророка.

Люди Авдемелеха запаслись ветошью, которую опустили на веревках в яму, чтобы Иеремия подложил их под мышки, и «вызволение» не оказалось бы для него слишком болезненным. Освобожденного пророка оставили во дворе стражи.

5) Вторая встреча Иеремии с Седекией (38:14−28).

Иер 38:14−16. Снова приказал злополучный царь тайно привести к нему Иеремию пророка. Эта встреча их состоялась при третьем входе в храм. Упоминания о «третьем входе» нигде более не встречается; полагают, что так назван особый вход, которым пользовался только царь, чтобы попасть из дворца во внешний двор храма.

На просьбу царя о полной откровенности Иеремия выразил опасение, что за откровенность ему придется заплатить жизнью. Какой в этом смысл, если царь, как полагал пророк, все равно не послушает его совета? Седекия поклялся Иеремии, что смерти его не предаст и от людей, ищущих души его, защитит. Однако он не обещал ему внять его совету.

Иер 38:17−23. Тем не менее Иеремия в который уже раз повторил свой неизменный совет (сравните с 21:1−10; 37:17; 38:1−3). Только если Седекия сдаст город Навуходоносору, сохранит он жизнь себе и своему дому и всему городу. В противном случае ему не избежать плена, а Иерусалиму — гибели в огне. В ответ царь Седекия признался пророку, что боится Иудеев, перешедших на сторону вавилонян; Навуходоносор, мол, предаст его в руки их, и они, его враги, не преминут рассчитаться с ним. И снова заверил его Иеремия что жива будет душа его, если он послушается гласа Божьего (стих 20).

В противном же случае не политические его противники, а женщины, еще остающиеся в его гареме (ввиду надвигавшегося голода большую часть женщин, видимо, заблаговременно вывезли куда-то из Иерусалима), «надругаются» (в значении «посмеются») над ним — ибо их отведут к сановникам вавилонского царя, и о прежнем своем повелителе они станут говорить с презрением (стих 22). Он и сам станет военной добычей врагов и лишится всех жен… и детей своих.

Иер 38:24−28. Седекия все выслушал, но совета Иеремии так и не принял. Ему просто не хватило для этого мужества. С пророком он договорился сохранить их разговор в полной тайне от придворных, которые, как он предвидел, станут допытываться у Иеремии, о чем говорил с ним царь. Когда сановники действительно явились к пророку, он высказал им «версию», предложенную Седекией (стих 26). Думается, Иеремия не открыл им правды не только из опасения за собственную жизнь, но и желая оградить от «гнева князей» бесхарактерного царя Седекию. С этого времени и до взятия Иерусалима халдеями пророк содержался как политический узник во дворе стражи.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
6  [1] — Речь идет о яме (вырытом в каменистом грунте резервуаре) для хранения воды.
7  [2] — Или: евнуха.
18  [3] — Букв.: от руки их.
24  [4] — Или (ближе к букв.): никто не должен знать об этих словах, чтобы тебе не умереть.
27  [5] — Или: потому что разговор остался в тайне.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.