Иеремия 38 глава

Книга пророка Иеремии
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 И услышали Сафатия, сын Матфана, и Годолия, сын Пасхора, и Юхал, сын Селемии, и Пасхор, сын Малхии, слова, которые Иеремия произнёс ко всему народу, говоря:
2 так говорит Господь: кто останется в этом городе, умрёт от меча, голода и моровой язвы; а кто выйдет к Халдеям, будет жив, и душа его будет ему вместо добычи, и он останется жив.
3 Так говорит Господь: непременно предан будет город сей в руки войска царя Вавилонского, и он возьмёт его.
4 Тогда князья сказали царю: да будет этот человек предан смерти, потому что он ослабляет руки воинов, которые остаются в этом городе, и руки всего народа, говоря к ним такие слова; ибо этот человек не благоденствия желает народу сему, а бедствия.
5 И сказал царь Седекия: вот, он в ваших руках, потому что царь ничего не может делать вопреки вам.
6 Тогда взяли Иеремию и бросили его в яму Малхии, сына царя, которая была во дворе стражи, и опустили Иеремию на верёвках; в яме той не было воды, а только грязь, и погрузился Иеремия в грязь.
7 И услышал Авдемелех Ефиоплянин, один из евнухов, находившихся в царском доме, что Иеремию посадили в яму; а царь сидел тогда у ворот Вениаминовых.
8 И вышел Авдемелех из дома царского и сказал царю:
9 государь мой царь! худо сделали эти люди, так поступив с Иеремиею пророком, которого бросили в яму; он умрёт там от голода, потому что нет более хлеба в городе.
10 Царь дал приказание Авдемелеху Ефиоплянину, сказав: возьми с собою отсюда тридцать человек и вытащи Иеремию пророка из ямы, доколе он не умер.
11 Авдемелех взял людей с собою и вошёл в дом царский под кладовую, и взял оттуда старых негодных тряпок и старых негодных лоскутьев и опустил их на верёвках в яму к Иеремии.
12 И сказал Авдемелех Ефиоплянин Иеремии: подложи эти старые брошенные тряпки и лоскутья под мышки рук твоих, под верёвки. И сделал так Иеремия.
13 И потащили Иеремию на верёвках и вытащили его из ямы; и оставался Иеремия во дворе стражи.
14 Тогда царь Седекия послал и призвал Иеремию пророка к себе, при третьем входе в дом Господень, и сказал царь Иеремии: я у тебя спрошу нечто; не скрой от меня ничего.
15 И сказал Иеремия Седекии: если я открою тебе, не предашь ли ты меня смерти? и если дам тебе совет, ты не послушаешь меня.
16 И клялся царь Седекия Иеремии тайно, говоря: жив Господь, Который сотворил нам душу сию, не предам тебя смерти и не отдам в руки этих людей, которые ищут души твоей.
17 Тогда Иеремия сказал Седекии: так говорит Господь Бог Саваоф, Бог Израилев: если ты выйдешь к князьям царя Вавилонского, то жива будет душа твоя, и этот город не будет сожжён огнём, и ты будешь жив, и дом твой;
18 а если не выйдешь к князьям царя Вавилонского, то этот город будет предан в руки Халдеев, и они сожгут его огнём, и ты не избежишь от рук их.
19 И сказал царь Седекия Иеремии: я боюсь Иудеев, которые перешли к Халдеям, чтобы Халдеи не предали меня в руки их, и чтобы те не надругались надо мною.
20 И сказал Иеремия: не предадут; послушай гласа Господа в том, что я говорю тебе, и хорошо тебе будет, и жива будет душа твоя.
21 А если ты не захочешь выйти, то вот слово, которое открыл мне Господь:
22 вот, все жёны, которые остались в доме царя Иудейского, отведены будут к князьям царя Вавилонского, и скажут они: «тебя обольстили и превозмогли друзья твои; ноги твои погрузились в грязь, и они удалились от тебя».
23 И всех жён твоих и детей твоих отведут к Халдеям, и ты не избежишь от рук их; но будешь взят рукою царя Вавилонского и сделаешь то, что город сей будет сожжён огнём.
24 И сказал Седекия Иеремии: никто не должен знать этих слов, и тогда ты не умрёшь;
25 и если услышат князья, что я разговаривал с тобою, и придут к тебе, и скажут тебе: «скажи нам, что говорил ты царю, не скрой от нас, и мы не предадим тебя смерти, — и также что говорил тебе царь»,
26 то скажи им: «я повергнул пред лицо царя прошение моё, чтобы не возвращать меня в дом Ионафана, чтобы не умереть там».
27 И пришли все князья к Иеремии и спрашивали его, и он сказал им согласно со всеми словами, какие царь велел сказать, и они молча оставили его, потому что не узнали сказанного царю.
28 И оставался Иеремия во дворе стражи до того дня, в который был взят Иерусалим. И Иерусалим был взят.

Толкование Далласской семинарии

3) Иеремию бросают в яму (38:1−6).

Иер 38:1−3. Находясь в помещении дворца стражи, Иеремия пользовался некоторой свободой и мог говорить с людьми (сравните с 32:1−2, 6), приходившими на царский двор. Он не упустил этой возможности: до всякого, кто хотел его слушать, он доносил слово Божие. Не удивительно, что это стало известно четырем высокопоставленным «слугам» царя. Сафатия, сын Матфана, нигде более не упоминается. Годолия мог быть сыном того Пасхора, который поднял на Иеремию руку (Иер 20:1−3).

Юхал (то же, что Иегухал; 37:3), сын Селемии, прежде был послан царем к Иеремии с просьбой помолиться об иудеях и Иерусалиме Богу. Пасхор, сын Малхии, упоминался в 21:1−2; его Седекия посылал «вопросить» Иеремию при первом нападении Навуходоносора на Иерусалим. Содержание того, о чем говорил Иеремия, передано в 38:2−3; оно соответствовало его прежним увещаниям и предсказаниям (сравните с 21:3−10): оставшиеся в Иерусалиме погибнут, и только те, кто сдадутся вавилонянам, останутся живы. Всякая надежда отстоять столицу — тщетна, ибо Господь сказал, что город сей… предан будет… в руки войска царя Вавилонского… непременно.

Иер 38:4−6. Обвинение «князей» против пророка могли бы быть приняты с обычной, гражданской, точки зрения: своими словами он и в самом деле как будто бы подрывал «патриотический дух» в защитниках города. Но «князьям», принадлежавшим к теократическому обществу, нельзя было по-светски трактовать понятие измены. Пророк, возвещавший народу волю Божию, не должен был восприниматься как предатель. Не должен был, но именно так воспринимался ими. Сановники потребовали смерти «для этого человека», и бесхарактерный Седекия подчинился их воле, хотя в стихе 5 ощущается звучание в его словах ноты недовольства ими.

На царском дворе имелся водоем, сделанный по приказу Малхии, одного из царских сыновей. Обычно такие водоемы (в русском тексте назван «ямой») высекали в скальной породе и затем «штукатурили». Они предназначались для сбора в зимние месяцы дождевой воды, которой пользовались в засушливое летнее время (в этой связи Иер 2:13). Упомянутые выше сановники порешили бросить Иеремию в «яму Малхии», которая была так глубока, что его пришлось опустить туда на веревках.

Вероятно, по причине продолжительной засухи (сравните с 14:1−4) воды… в яме не осталось, а была только грязь, в которую и погрузился Иеремия. Теперь жизнь его действительно оказалась в опасности. Он мог захлебнуться в жидкой грязи, да и смерть от голода угрожала ему самым непосредственным образом. Кроме того, судя по тому, что читаем в Плач 3:52−54, находились озлобленные против Иеремии люди, которые швыряли камни в яму, где он сидел.

4) Освобождение Иеремии из ямы (37:7−13).

Иер 38:7−10. Единственным сановником, вступившимся за Иеремию, оказался не иудей, а Ефиоплянин по имени Авдемелех (что буквально означает «слуга царя»). Евнухи, нередко пользовавшиеся у царей, чьи гаремы они «блюли», доверием, и имевшие на них влияние, в Иудее были, как правило, из чужеземцев, так как по Моисееву закону «оскоплять» евреев было запрещено (Втор 23:1).

«Сидение у ворот» (стих 7) предполагало не отдых, а занятие какими-то официальными делами; возможно, у ворот Вениаминовых Седекия обсуждал со своими приближенными вопросы защиты осажденного города. Выйдя из дворца, Авдемелех обратился к царю с настоятельной просьбой освободить Иеремию из ямы, чтобы не довести дела до гибели пророка от голода. Может быть, царь не «поинтересовался», как именно воспользовались сановники его «разрешением» (стих 5). Осознав, что жизнь Иеремии под угрозой, он повелел Авдемелеху взять достаточно людей и вытащить пророка из ямы.

Иер 38:11−13. Операция по освобождению Иеремии описывается в деталях. Тридцать человек могли быть взяты Авдемелехом из числа воинов, охранявших дворец. Так много их понадобилось и потому, что нелегко было вытащить узника из глубокой ямы, и потому, возможно, что часть их должна была нести охрану — на случай, если озлобленные сановники привели бы своих людей, чтобы воспрепятствовать освобождению пророка.

Люди Авдемелеха запаслись ветошью, которую опустили на веревках в яму, чтобы Иеремия подложил их под мышки, и «вызволение» не оказалось бы для него слишком болезненным. Освобожденного пророка оставили во дворе стражи.

5) Вторая встреча Иеремии с Седекией (38:14−28).

Иер 38:14−16. Снова приказал злополучный царь тайно привести к нему Иеремию пророка. Эта встреча их состоялась при третьем входе в храм. Упоминания о «третьем входе» нигде более не встречается; полагают, что так назван особый вход, которым пользовался только царь, чтобы попасть из дворца во внешний двор храма.

На просьбу царя о полной откровенности Иеремия выразил опасение, что за откровенность ему придется заплатить жизнью. Какой в этом смысл, если царь, как полагал пророк, все равно не послушает его совета? Седекия поклялся Иеремии, что смерти его не предаст и от людей, ищущих души его, защитит. Однако он не обещал ему внять его совету.

Иер 38:17−23. Тем не менее Иеремия в который уже раз повторил свой неизменный совет (сравните с 21:1−10; 37:17; 38:1−3). Только если Седекия сдаст город Навуходоносору, сохранит он жизнь себе и своему дому и всему городу. В противном случае ему не избежать плена, а Иерусалиму — гибели в огне. В ответ царь Седекия признался пророку, что боится Иудеев, перешедших на сторону вавилонян; Навуходоносор, мол, предаст его в руки их, и они, его враги, не преминут рассчитаться с ним. И снова заверил его Иеремия что жива будет душа его, если он послушается гласа Божьего (стих 20).

В противном же случае не политические его противники, а женщины, еще остающиеся в его гареме (ввиду надвигавшегося голода большую часть женщин, видимо, заблаговременно вывезли куда-то из Иерусалима), «надругаются» (в значении «посмеются») над ним — ибо их отведут к сановникам вавилонского царя, и о прежнем своем повелителе они станут говорить с презрением (стих 22). Он и сам станет военной добычей врагов и лишится всех жен… и детей своих.

Иер 38:24−28. Седекия все выслушал, но совета Иеремии так и не принял. Ему просто не хватило для этого мужества. С пророком он договорился сохранить их разговор в полной тайне от придворных, которые, как он предвидел, станут допытываться у Иеремии, о чем говорил с ним царь. Когда сановники действительно явились к пророку, он высказал им «версию», предложенную Седекией (стих 26). Думается, Иеремия не открыл им правды не только из опасения за собственную жизнь, но и желая оградить от «гнева князей» бесхарактерного царя Седекию. С этого времени и до взятия Иерусалима халдеями пророк содержался как политический узник во дворе стражи.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.