Иеремия 17 глава

Книга пророка Иеремии
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Грех Иуды написан железным резцом, алмазным остриём начертан на скрижали сердца их и на рогах жертвенников их.
2 Как о сыновьях своих, воспоминают они о жертвенниках своих и дубравах своих у зелёных дерев, на высоких холмах.
3 Гору Мою в поле, имущество твоё и все сокровища твои отдам на расхищение, и все высоты твои — за грехи во всех пределах твоих.
4 И ты через себя лишишься наследия твоего, которое Я дал тебе, и отдам тебя в рабство врагам твоим, в землю, которой ты не знаешь, потому что вы воспламенили огонь гнева Моего; он будет гореть вовеки.
5 Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа.
6 Он будет как вереск в пустыне и не увидит, когда придёт доброе, и поселится в местах знойных в степи, на земле бесплодной, необитаемой.
7 Благословен человек, который надеется на Господа и которого упование — Господь.
8 Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестаёт приносить плод.
9 Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?
10 Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его.
11 Куропатка садится на яйца, которых не несла; таков приобретающий богатство неправдою: он оставит его на половине дней своих и глупцом останется при конце своём.
12 Престол славы, возвышенный от начала, есть место освящения нашего.
13 Ты, Господи, надежда Израилева; все, оставляющие Тебя, посрамятся. «Отступающие от Меня будут написаны на прахе, потому что оставили Господа, источник воды живой».
14 Исцели меня, Господи, и исцелён буду; спаси меня, и спасён буду; ибо Ты хвала моя.
15 Вот, они говорят мне: «где слово Господне? пусть оно придёт!»
16 Я не спешил быть пастырем у Тебя и не желал бедственного дня, Ты это знаешь; что вышло из уст моих, открыто пред лицом Твоим.
17 Не будь страшен для меня, Ты — надежда моя в день бедствия.
18 Пусть постыдятся гонители мои, а я не буду постыжён; пусть они вострепещут, а я буду бестрепетен; наведи на них день бедствия и сокруши их сугубым сокрушением.
19 Так сказал мне Господь: пойди и стань в воротах сынов народа, которыми входят цари Иудейские и которыми они выходят, и во всех воротах Иерусалимских,
20 и говори им: слушайте слово Господне, цари Иудейские, и вся Иудея, и все жители Иерусалима, входящие сими воротами.
21 Так говорит Господь: берегите души свои, и не носите нош в день субботний, и не вносите их воротами Иерусалимскими,
22 и не выносите нош из домов ваших в день субботний, и не занимайтесь никакою работою, но святите день субботний так, как Я заповедал отцам вашим,
23 которые, впрочем, не послушались и не приклонили уха своего, но сделались жестоковыйными, чтобы не слушать и не принимать наставления.
24 И если вы послушаете Меня в том, говорит Господь, чтобы не носить нош воротами сего города в день субботний и чтобы святить субботу, не занимаясь в этот день никакою работою,
25 то воротами сего города будут входить цари и князья, сидящие на престоле Давида, ездящие на колесницах и на конях, они и князья их, Иудеи и жители Иерусалима, и город сей будет обитаем вечно.
26 И будут приходить из городов Иудейских, и из окрестностей Иерусалима, и из земли Вениаминовой, и с равнины и с гор и с юга, и приносить всесожжение и жертву, и хлебное приношение, и ливан, и благодарственные жертвы в дом Господень.
27 А если не послушаете Меня в том, чтобы святить день субботний и не носить нош, входя в ворота Иерусалима в день субботний, то возжгу огонь в воротах его, и он пожрёт чертоги Иерусалима и не погаснет.

Толкование Далласской семинарии

Иер 17:1−4. В стихе 1 метафорически выражена мысль о крайне глубоком проникновении греха в сердца иудеев. Грех… написан железным резцом даже на рогах жертвенников их (продолжение метафоры). Напомним, что рога, символизировавшие господство и силу (к примеру, Втор 33:17), и служившие таким образом символическим украшением жертвенников, имели и служебно-ритуальное назначение (Исх 29:12 сравните с 3Цар 1:50). Рога были атрибутом жертвенника Иеговы, но иудеи украшали ими и языческие алтари, которые сооружали во множестве.

По приказу царя Иосии значительная часть языческих алтарей была уничтожена. В стихе 2 Иеремия с горечью иронизирует над «привязанностью» своих сограждан к уничтоженным атрибутам языческих культов: они… воспоминают о них с «нежностью» и тоской, как о потерянных сыновьях своих, говорит он.

«Горой Божией» назван в стихе 3 Иерусалим; путники, шедшие по окружавшей его равнине, хорошо его видели — отсюда образ «горы в поле». Пророк вновь повторяет иудеям слова Господа об ожидающем их рабстве в земле, которой они не знают, т. е. в Вавилоне (стих 4).

Иер 17:5−8. Эти строки, в которых несчастному человеку, надеющемуся на себе подобных, противопоставляется человек благословенный, который надеется на Господа, звучат как короткая поэма. Под человеком, который навлекает на себя проклятие, потому что плоть делает своею опорою, удаляясь сердцем от Господа, Иеремия, вполне вероятно, подразумевал царя Иоакима, который его упорно не слушал, но весьма «уповая» на помощь египтян, склонен был к участию в заговорах против халдеев.

Вереск, растущий в пустыне, или в степи (стих 6), страдает от недостатка влаги. В окончании стиха 6 подразумеваются сильно засоленные почвы вокруг Мертвого моря (земля бесплодная, необитаемая). Все это негативные метафоры человека, «чье сердце удалено от Господа». Тот же, чье упование — Господь, уподобляется дереву, посаженному при водах (сравните с Пс 1:3).

Иер 17:9−13. Стих 9 «приложим» ко всякому человеческому сердцу, но Иеремия в первую очередь мог адресовать его иудейским политикам, которые увлеченно плели интриги и «строили замыслы». Кто узнает это испорченное сердце? — восклицает пророк. И Господь отвечает ему, что не существует тайн, которые были бы тайнами для Него, ибо Он проникает и в самые «глубоко запрятанные» мысли человека и в самые потаенные мотивы, которыми он руководится (именно таков «развернутый смысл» слова внутренности в стихе 10) — чтобы каждому… воздать (добром или злом) за пути, которые он избирает, и за результаты и последствия поступков и дел его.

Возможное объяснение метафоры в стихе 11 в том, что от птицы, высидевшей чужие яйца, птенцы улетают, как «отторгается» в конце-концов богатство от приобретшего его нечестно.

В стихе 12 Иеремия, возможно, говорит от имени верного Иегове «остатка»: для него единственным святым местом остается храм Господа и Его жертвенник.

В стихе 13 та, вероятно, мысль, что благополучие отступающих от Иеговы так же недолговечно, как слова, написанные на песке (на прахе); образ, возможно, основан на противопоставлении записанному (или записанным) в книге жизни (сравните с Исх 32:32−33; Пс 68:29).

Иер 17:14−18. Снова звучит мотив личного сетования пророка, его надежды на Господа и уверенности в Нем (стих 14). Собственное доверие Ему он противопоставляет дерзкому неверию в Него своих гонителей. Что ж так долго не исполняется слово Господне, которым ты пугаешь нас? — издевательски осведомляются они (стих 15).

Смысл стиха 16 скорее всего в том, что Иеремия не убегал от поручения Господня быть пастырем у Него, но и «не горел желанием» предсказывать своим соплеменникам неизбежное наступление бедственного дня (ибо отнюдь не питал к ним злых чувств). Русский текст имеет тот смысловой оттенок, что пророк, не желая возвещения «бедственного дня», принял поручение Божие «без особого энтузиазма». Так или иначе, то что выходит из уст пророка, соответствует тому, что Он говорит ему (оно честно, открыто перед Ним). Повторение личной мольбы в стихе 17 (сравните со стихом 14). В стихе 18 она переходит в мольбу об отмщении его врагам.

2. Об исполнении субботы (17:19−27)

Некоторые богословы видят в стихах, завершающих главу 17, самостоятельную проповедь, возможно, произнесенную Иеремией в дни царя Иосии — после того, как в храме обнаружен был свиток закона Моисеева. В самом деле, все предыдущие «послания» Иеремии были направлены против общего «грехопадения» народа, сопряженного в первую очередь с его уклонением в язычество.

Темой же этих стихов является одна из конкретных заповедей Моисея, касающаяся «исполнения субботы» (Исх 20:8−11). Назначение этой краткой проповеди было, очевидно, в том, чтобы возродить в народе представление о святости Моисеева закона в целом и напомнить ему, что за исполнение его обещаны благословения свыше, а за неисполнение — кары небесные.

В стихах о субботе содержится и свидетельство того, что Иеремия, так горячо призывавший народ к внутреннему благочестию, понимал и необходимость исполнения внешних предписаний закона; так, постановление о субботе было в сущности пробным камнем послушания и верности евреев Иегове.

Иер 17:19. Трудно сказать, какие именно из ворот Иерусалимских названы тут «воротами сынов народа». Ясно, что Господь повелел пророку встать и говорить там, где его могло слышать множество проходящих «через ворота» людей. Некоторые вообще читают соответствующее еврейское слово как «ворота Вениаминовы»: они находились на северном конце города (Иер 37:13). Не только «люди из народа» должны были услышать пророка, но и члены царского дома (цари Иудейские); судя по окончанию стиха 19, Иеремии следовало (очевидно, день за днем) побывать с проповедью у всех городских ворот.

Иер 17:20−27. Иеремия напоминает соплеменникам о древнем постановлении не работать в день субботний, чтобы не повредить душам своим (стих 21) — не поставить под удар жизнь свою, как это делали в жестоковыйном непослушании своем их отцы (стихи 22−23). В стихах 24−26 — иносказание покоя и процветания, которые будут наградой свыше за исполнение субботы; в стихе 27 — грозное предупреждение о суде, который последует за неисполнение ее.

Примечания:

 
Синодальный перевод
23 жестоковыйный — непослушный, непокорный, своевольный; буквально: с жестокой шеей.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.