Иеремия 17 глава

Книга пророка Иеремии
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Грех потомков Иуды стержнем железным начертан, кремневым острием он высечен на скрижалях сердец их и на рогах их1 жертвенников.
2 Даже дети их помнят жертвенники и столбы, Ашере посвященные,2 что возле каждого раскидистого дерева стояли на холмах высоких
3 и горах среди равнины.3 Все твои богатства и сокровища, Иудея, отдам Я на расхищение вместе с холмами твоими за прегрешения во всех твоих землях.
4 Лишишься ты по своей же вине наследства, которое Я дал тебе. И отдам вас в услужение врагам вашим в стране, которой не знаете, ибо разожгли вы огонь гнева Моего, и пылать он будет вечно».
5

Так говорит ГОСПОДЬ:
«Проклят тот,
кто сердцем отвернулся от Меня,4
кто надежды свои на человека возлагает
и кому плоть смертная опорой служит.

6

Он как куст, что затерян в степи;
приди на землю благо какое, не ощутит он его;
обитать он будет в выжженной пустыне,
солончаках безлюдных.

7

Благословен тот,
кто на ГОСПОДА возложил надежды свои,
упование его — ГОСПОДЬ.

8

Будет он подобен дереву, что посажено у воды,
что пустило корни свои к потоку.
Ему не страшен зной —
зеленеет крона его.
Нечего ему бояться в год губительной засухи,
не перестанет оно плодоносить.

9

Коварно5 сердце человека,
крайне испорчено оно.
Кто может постичь его?

10

Я, ГОСПОДЬ, читаю мысли,
испытываю сердца,6
чтобы воздать каждому по поступкам,
по плодам его дел».

11

Как куропатке нет пользы
высиживать чужих птенцов,7
так и человеку нет нужды
наживать богатство путем неправедным:
в зените дней утратит он его,
в конце концов окажется глупцом.

12

Престол славы, вознесенный от начала, —
Святилище наше.8

13

ГОСПОДЬ — надежда Израиля!
Все, кто оставляет Тебя, будут посрамлены.
«Те, что отдаляются от Меня,
к праху причислены будут9
ведь оставили они ГОСПОДА,
Источник живой10 воды».

14

Исцели меня, ГОСПОДИ,
и буду исцелен,
спаси меня, и буду спасен,
ведь Тобой одним я хвалюсь!

15

Вот что они говорят мне:
«Где же обещанное в слове ГОСПОДНЕМ?
Пусть оно сбудется!»

16

Но я не бежал от Тебя,
не желая быть пастырем,11
и не жаждал дня погибельного.
Ты знаешь всё,
что из уст моих исходило,
всё было пред Тобой.

17

Не наводи на меня страх,12
ведь Ты убежище мое в день бедствия.

18

Пусть гонители мои будут посрамлены,
но не дай мне посрамиться.
Не я, Господи, а они пусть устрашатся.
Обрушь на них день бедствия
и сокруши их вдвойне.

19 Так говорит мне ГОСПОДЬ: «Иди и возвести перед каждыми воротами Иерусалима и, встав у ворот Сынов Народа,13 через которые входят и выходят цари иудейские,
20 скажи им: „Слушайте слово ГОСПОДНЕ, цари иудейские и вся Иудея, все жители Иерусалима, входящие через эти ворота!
21 Так говорит ГОСПОДЬ: „Берегите жизнь свою. Не берите никакой ноши в день субботний, не вносите ее в ворота Иерусалима,
22 не выносите нош из своих жилищ в день субботний и прекращайте работы свои, да будет священным для вас день субботний, как Я заповедал вашим отцам“.
23 Не послушались они, однако, не вняли, а проявили упрямство,14 решили не слушаться и обличения не принимать.
24 Но теперь, если вы действительно послушаетесь Меня, — говорит ГОСПОДЬ, — и перестанете входить в городские ворота со своими ношами в день субботний, и станет священным для вас день субботний, откажетесь в этот день от работы,
25 тогда в ворота этого города войдут цари и вельможи, восседающие на троне Давидовом, ездящие на колесницах и на конях, и они сами, и их вельможи, обитатели Иудеи и жители Иерусалима. И город этот будет обитаем вечно.
26 И придут из городов Иудеи, из окрестностей Иерусалима, из земли Вениаминовой, из долины, и с гор, и с юга,15 и принесут всесожжение и жертвы, хлебные дары и благовония, и благодарственные жертвы в Храме16 ГОСПОДНЕМ принесут.
27 Если же вы не послушаетесь Меня и не будет священным для вас день субботний, будете брать в этот день ноши и входить с ними в ворота Иерусалима, то Я подожгу ворота его, и огонь поглотит дворцы Иерусалима, и никто его не потушит“».

Толкование Далласской семинарии

Иер 17:1−4. В стихе 1 метафорически выражена мысль о крайне глубоком проникновении греха в сердца иудеев. Грех… написан железным резцом даже на рогах жертвенников их (продолжение метафоры). Напомним, что рога, символизировавшие господство и силу (к примеру, Втор 33:17), и служившие таким образом символическим украшением жертвенников, имели и служебно-ритуальное назначение (Исх 29:12 сравните с 3Цар 1:50). Рога были атрибутом жертвенника Иеговы, но иудеи украшали ими и языческие алтари, которые сооружали во множестве.

По приказу царя Иосии значительная часть языческих алтарей была уничтожена. В стихе 2 Иеремия с горечью иронизирует над «привязанностью» своих сограждан к уничтоженным атрибутам языческих культов: они… воспоминают о них с «нежностью» и тоской, как о потерянных сыновьях своих, говорит он.

«Горой Божией» назван в стихе 3 Иерусалим; путники, шедшие по окружавшей его равнине, хорошо его видели — отсюда образ «горы в поле». Пророк вновь повторяет иудеям слова Господа об ожидающем их рабстве в земле, которой они не знают, т. е. в Вавилоне (стих 4).

Иер 17:5−8. Эти строки, в которых несчастному человеку, надеющемуся на себе подобных, противопоставляется человек благословенный, который надеется на Господа, звучат как короткая поэма. Под человеком, который навлекает на себя проклятие, потому что плоть делает своею опорою, удаляясь сердцем от Господа, Иеремия, вполне вероятно, подразумевал царя Иоакима, который его упорно не слушал, но весьма «уповая» на помощь египтян, склонен был к участию в заговорах против халдеев.

Вереск, растущий в пустыне, или в степи (стих 6), страдает от недостатка влаги. В окончании стиха 6 подразумеваются сильно засоленные почвы вокруг Мертвого моря (земля бесплодная, необитаемая). Все это негативные метафоры человека, «чье сердце удалено от Господа». Тот же, чье упование — Господь, уподобляется дереву, посаженному при водах (сравните с Пс 1:3).

Иер 17:9−13. Стих 9 «приложим» ко всякому человеческому сердцу, но Иеремия в первую очередь мог адресовать его иудейским политикам, которые увлеченно плели интриги и «строили замыслы». Кто узнает это испорченное сердце? — восклицает пророк. И Господь отвечает ему, что не существует тайн, которые были бы тайнами для Него, ибо Он проникает и в самые «глубоко запрятанные» мысли человека и в самые потаенные мотивы, которыми он руководится (именно таков «развернутый смысл» слова внутренности в стихе 10) — чтобы каждому… воздать (добром или злом) за пути, которые он избирает, и за результаты и последствия поступков и дел его.

Возможное объяснение метафоры в стихе 11 в том, что от птицы, высидевшей чужие яйца, птенцы улетают, как «отторгается» в конце-концов богатство от приобретшего его нечестно.

В стихе 12 Иеремия, возможно, говорит от имени верного Иегове «остатка»: для него единственным святым местом остается храм Господа и Его жертвенник.

В стихе 13 та, вероятно, мысль, что благополучие отступающих от Иеговы так же недолговечно, как слова, написанные на песке (на прахе); образ, возможно, основан на противопоставлении записанному (или записанным) в книге жизни (сравните с Исх 32:32−33; Пс 68:29).

Иер 17:14−18. Снова звучит мотив личного сетования пророка, его надежды на Господа и уверенности в Нем (стих 14). Собственное доверие Ему он противопоставляет дерзкому неверию в Него своих гонителей. Что ж так долго не исполняется слово Господне, которым ты пугаешь нас? — издевательски осведомляются они (стих 15).

Смысл стиха 16 скорее всего в том, что Иеремия не убегал от поручения Господня быть пастырем у Него, но и «не горел желанием» предсказывать своим соплеменникам неизбежное наступление бедственного дня (ибо отнюдь не питал к ним злых чувств). Русский текст имеет тот смысловой оттенок, что пророк, не желая возвещения «бедственного дня», принял поручение Божие «без особого энтузиазма». Так или иначе, то что выходит из уст пророка, соответствует тому, что Он говорит ему (оно честно, открыто перед Ним). Повторение личной мольбы в стихе 17 (сравните со стихом 14). В стихе 18 она переходит в мольбу об отмщении его врагам.

2. Об исполнении субботы (17:19−27)

Некоторые богословы видят в стихах, завершающих главу 17, самостоятельную проповедь, возможно, произнесенную Иеремией в дни царя Иосии — после того, как в храме обнаружен был свиток закона Моисеева. В самом деле, все предыдущие «послания» Иеремии были направлены против общего «грехопадения» народа, сопряженного в первую очередь с его уклонением в язычество.

Темой же этих стихов является одна из конкретных заповедей Моисея, касающаяся «исполнения субботы» (Исх 20:8−11). Назначение этой краткой проповеди было, очевидно, в том, чтобы возродить в народе представление о святости Моисеева закона в целом и напомнить ему, что за исполнение его обещаны благословения свыше, а за неисполнение — кары небесные.

В стихах о субботе содержится и свидетельство того, что Иеремия, так горячо призывавший народ к внутреннему благочестию, понимал и необходимость исполнения внешних предписаний закона; так, постановление о субботе было в сущности пробным камнем послушания и верности евреев Иегове.

Иер 17:19. Трудно сказать, какие именно из ворот Иерусалимских названы тут «воротами сынов народа». Ясно, что Господь повелел пророку встать и говорить там, где его могло слышать множество проходящих «через ворота» людей. Некоторые вообще читают соответствующее еврейское слово как «ворота Вениаминовы»: они находились на северном конце города (Иер 37:13). Не только «люди из народа» должны были услышать пророка, но и члены царского дома (цари Иудейские); судя по окончанию стиха 19, Иеремии следовало (очевидно, день за днем) побывать с проповедью у всех городских ворот.

Иер 17:20−27. Иеремия напоминает соплеменникам о древнем постановлении не работать в день субботний, чтобы не повредить душам своим (стих 21) — не поставить под удар жизнь свою, как это делали в жестоковыйном непослушании своем их отцы (стихи 22−23). В стихах 24−26 — иносказание покоя и процветания, которые будут наградой свыше за исполнение субботы; в стихе 27 — грозное предупреждение о суде, который последует за неисполнение ее.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: ваших.
2  [2] — Ашера — имя упоминаемой в ВЗ языческой богини, а также символизирующие ее культовые объекты: деревянный столб, дерево или роща, почитавшиеся священными. См. также примеч. к Ис 17:8.
3  [3] — Масоретский текст: на Моей горе; другие переводят: на высоких холмах. 3 О Моя гора
5  [4] — Букв.: от Господа.
9  [5] — Или: обманчиво; друг. возм. пер.: заблуждается.
10  [6] — Букв.: сердце (орган мышления)… почки (орган чувств).
11  [7] — Букв.: сидит на яйцах, которые не она снесла.
12  [8] — Или: Его.
13  [9] — Друг. возм. пер.: имена тех… будут начертаны в пыли.
13  [10] — Или: проточной.
16  [11] — Друг. чтение: Я же не просил Тебя навести наказание.
17  [12] — Букв.: не будь для меня ужасом.
19  [13] — Ворота Сынов Народа / Народные ворота нигде более не упоминаются, неизвестно, где они располагались. Некоторые считают, что речь идет о Вениаминовых воротах, упоминаемых в 37:13; 38:7.
23  [14] — Букв.: шею свою делали жесткой.
26  [15] — Слова «долина» и «юг» могут переводиться и как топонимы: Шефела и Негев.
26  [16] — Букв.: доме.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.