Иеремия 17 глава

Книга пророка Иеремии
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Грех потомков Иуды стержнем железным начертан, кремневым острием он высечен на скрижалях сердец их и на рогах их1 жертвенников.
2 Даже дети их помнят жертвенники и столбы, Ашере посвященные,2 что возле каждого раскидистого дерева стояли на холмах высоких
3 и горах среди равнины.3 Все твои богатства и сокровища, Иудея, отдам Я на расхищение вместе с холмами твоими за прегрешения во всех твоих землях.
4 Лишишься ты по своей же вине наследства, которое Я дал тебе. И отдам вас в услужение врагам вашим в стране, которой не знаете, ибо разожгли вы огонь гнева Моего, и пылать он будет вечно».
5

Так говорит ГОСПОДЬ:
«Проклят тот,
кто сердцем отвернулся от Меня,4
кто надежды свои на человека возлагает
и кому плоть смертная опорой служит.

6

Он как куст, что затерян в степи;
приди на землю благо какое, не ощутит он его;
обитать он будет в выжженной пустыне,
солончаках безлюдных.

7

Благословен тот,
кто на ГОСПОДА возложил надежды свои,
упование его — ГОСПОДЬ.

8

Будет он подобен дереву, что посажено у воды,
что пустило корни свои к потоку.
Ему не страшен зной —
зеленеет крона его.
Нечего ему бояться в год губительной засухи,
не перестанет оно плодоносить.

9

Коварно5 сердце человека,
крайне испорчено оно.
Кто может постичь его?

10

Я, ГОСПОДЬ, читаю мысли,
испытываю сердца,6
чтобы воздать каждому по поступкам,
по плодам его дел».

11

Как куропатке нет пользы
высиживать чужих птенцов,7
так и человеку нет нужды
наживать богатство путем неправедным:
в зените дней утратит он его,
в конце концов окажется глупцом.

12

Престол славы, вознесенный от начала, —
Святилище наше.8

13

ГОСПОДЬ — надежда Израиля!
Все, кто оставляет Тебя, будут посрамлены.
«Те, что отдаляются от Меня,
к праху причислены будут9
ведь оставили они ГОСПОДА,
Источник живой10 воды».

14

Исцели меня, ГОСПОДИ,
и буду исцелен,
спаси меня, и буду спасен,
ведь Тобой одним я хвалюсь!

15

Вот что они говорят мне:
«Где же обещанное в слове ГОСПОДНЕМ?
Пусть оно сбудется!»

16

Но я не бежал от Тебя,
не желая быть пастырем,11
и не жаждал дня погибельного.
Ты знаешь всё,
что из уст моих исходило,
всё было пред Тобой.

17

Не наводи на меня страх,12
ведь Ты убежище мое в день бедствия.

18

Пусть гонители мои будут посрамлены,
но не дай мне посрамиться.
Не я, Господи, а они пусть устрашатся.
Обрушь на них день бедствия
и сокруши их вдвойне.

19 Так говорит мне ГОСПОДЬ: «Иди и возвести перед каждыми воротами Иерусалима и, встав у ворот Сынов Народа,13 через которые входят и выходят цари иудейские,
20 скажи им: „Слушайте слово ГОСПОДНЕ, цари иудейские и вся Иудея, все жители Иерусалима, входящие через эти ворота!
21 Так говорит ГОСПОДЬ: „Берегите жизнь свою. Не берите никакой ноши в день субботний, не вносите ее в ворота Иерусалима,
22 не выносите нош из своих жилищ в день субботний и прекращайте работы свои, да будет священным для вас день субботний, как Я заповедал вашим отцам“.
23 Не послушались они, однако, не вняли, а проявили упрямство,14 решили не слушаться и обличения не принимать.
24 Но теперь, если вы действительно послушаетесь Меня, — говорит ГОСПОДЬ, — и перестанете входить в городские ворота со своими ношами в день субботний, и станет священным для вас день субботний, откажетесь в этот день от работы,
25 тогда в ворота этого города войдут цари и вельможи, восседающие на троне Давидовом, ездящие на колесницах и на конях, и они сами, и их вельможи, обитатели Иудеи и жители Иерусалима. И город этот будет обитаем вечно.
26 И придут из городов Иудеи, из окрестностей Иерусалима, из земли Вениаминовой, из долины, и с гор, и с юга,15 и принесут всесожжение и жертвы, хлебные дары и благовония, и благодарственные жертвы в Храме16 ГОСПОДНЕМ принесут.
27 Если же вы не послушаетесь Меня и не будет священным для вас день субботний, будете брать в этот день ноши и входить с ними в ворота Иерусалима, то Я подожгу ворота его, и огонь поглотит дворцы Иерусалима, и никто его не потушит“».

Комментарии МакДональда

17:1−11 Идолопоклонство Иуды словно высечено железным резцом — так глубоко в нем погряз народ. За это он отравится в плен. Под горой Господней подразумевается Иерусалим. Надежда на человека приносит проклятье; а надежда на Господа — благословение. Бог знает, что лукаво сердце человеческое. Он накажет приобретающего богатство неправдой; таковой — как куропатка, которая садится на яйца, которых не снесла, и смотрит, как птенцы ее покидают.

(17:1−11) «Куропатка» упоминается здесь в связи с народным верованием, что эта птица высиживает чужие яйца (Harrison, Jeremiah, 107). Впрочем, в сноске на той же самой странице Харрисон упоминает, что это слово «могло также означать разновидность глухаря».

Стих 9 непопулярен, но в нем говорится об истинном состоянии человеческого сердца. Р. Харрисон приводит такой комментарий к слову «лукаво» (КИ) или «тяжело больное» (некоторые другие переводы):

«Без Божьей благодати невозрожденная человеческая природа находится в отчаянном положении. Стих 9 описывает ее, как тяжело больную (в переводе ИСВ «безнадежно испорченная», а в переводе НАБ «безнадежно больная»). Сравните это место с Иер 15:18 и Иер 30:12, где встречается слово «неисцельна». Каждое поколение нуждается в благодати Божьей — в том, чтобы Дух Святой произвел внутреннее перерождение (ср. Ин 3:5 и далее с Тит 3:5)». Для тех, кому такой диагноз их духовного состояния покажется слишком суровым, приведем пространную, но очень полезную цитату Меттью Генри:

«В наших сердцах таится такое зло, о котором мы не догадываемся и даже не подозреваем, что оно там есть. Поистине, среди сынов человеческих очень широко распространено ошибочное мнение, что сердца людей (по крайней мере, их собственное) намного лучше, чем они есть на самом деле. Однако сердце человека (или его совесть) в своем падшем, порочном состоянии лукаво более всего. Оно коварное и лживое; ему присуще достигать своего обманным путем (в этом проявляется его лукавство) — именно по этой причине Иаков получил имя «обманщик». Лукавое человеческое сердце называет зло добром и добро злом, представляет вещи в ложном свете и кричит о мире тем, кто этого мира лишен. Когда человек говорит в сердце своем (то есть, прислушивается к тому, что нашептывает сердце), что Бога нет, или что Он ничего не видит или ничего не требует, что их покой и мир ничто не нарушит, даже если они будут упорствовать в грехе — во всем этом, как и в тысяче других обманчивых идеях, сердце проявляет свое лукавство. Оно улавливает человека в гибельную ловушку; и то, что люди сами себя обманывают и губят, только ухудшает положение.

Таким образом, сердце лукаво сверх всякой меры — в нем смерть и безысходность. В самом деле, это ужасно, когда совесть, которая должна исправлять недостатки человека, следить за его поступками, мыслями и чувствами — сама порождает грехи и играет главную роль в самообмане. Что же станет с человеком, если его совесть — этот светильник, который Бог поместил в его сердце — на самом деле есть тьма? Что станет с ним, если совесть, которая должна говорить в его душе от имени Бога, предает Его? Поистине, сердце человека настолько обманчиво, что резонно спросить: «Кто узнает его»? Можно ли найти слова, чтобы описать глубину его развращенности»?

17:12−18 Иеремия радуется, что место освящения Иуды — престол славы Божией. Затем пророк говорит, что глупо доверять кому-либо еще, кроме Бога; он обращается в молитве к «Надежде Израилевой» от имени народа, прося об исцелении и избавлении. Народ же спрашивает с иронией, где обещанный суд Божий. Иеремия в свою очередь, напоминает Господу, что не спешил быть пастырем у Него и не желал бедственного дня — т.е. разрушения Иерусалима; он только провозглашал то, что повелел ему Господь. Иеремия просит, чтобы Бог заступился за него и наказал насмешников над словом Божьим.

Е. Проповедь о субботе (17:19−27)

В этих стихах Иеремия увещевает в воротах сынов народа, царей иудейских, и во всех воротах иерусалимских — святить день субботний. Он обещает, что если народ послушается, династия Давида и храмовое богослужение никогда не прекратятся. Если же не послушаются, их ждет наказание (разрушение Иерусалима).

Ирвинг Дженсен объясняет, почему так важно было соблюдать в Израиле субботу:

«Настоящий показатель наших взаимоотношений с Богом — это то, насколько мы послушны Его Слову. Помимо прочих законов, Израилю была дана заповедь о соблюдении субботы — день, когда запрещалось работать (Иер 17:21−22). Постоянное давление материализма на людей (в том числе и Божьих детей) затрудняло выполнение этой заповеди, которая по этой причине стала прекрасным способом выявить подлинные приоритеты сердца: что для меня важнее — вечное или преходящее? Итак, действительно ли для евреев так важно было соблюдать субботу? Символические деяния Иеремии и его ясные, недвусмысленные слова не оставляют места для сомнения». Схожие принципы применимы и к воскресенью, которое стало для христиан Божьим днем. Это время следует посвятить для духовного и физического отдыха, поклонения Господу и воспоминания о той победе, которую Он одержал над смертью в первый день недели.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: ваших.
2  [2] — Ашера — имя упоминаемой в ВЗ языческой богини, а также символизирующие ее культовые объекты: деревянный столб, дерево или роща, почитавшиеся священными. См. также примеч. к Ис 17:8.
3  [3] — Масоретский текст: на Моей горе; другие переводят: на высоких холмах. 3 О Моя гора
5  [4] — Букв.: от Господа.
9  [5] — Или: обманчиво; друг. возм. пер.: заблуждается.
10  [6] — Букв.: сердце (орган мышления)… почки (орган чувств).
11  [7] — Букв.: сидит на яйцах, которые не она снесла.
12  [8] — Или: Его.
13  [9] — Друг. возм. пер.: имена тех… будут начертаны в пыли.
13  [10] — Или: проточной.
16  [11] — Друг. чтение: Я же не просил Тебя навести наказание.
17  [12] — Букв.: не будь для меня ужасом.
19  [13] — Ворота Сынов Народа / Народные ворота нигде более не упоминаются, неизвестно, где они располагались. Некоторые считают, что речь идет о Вениаминовых воротах, упоминаемых в 37:13; 38:7.
23  [14] — Букв.: шею свою делали жесткой.
26  [15] — Слова «долина» и «юг» могут переводиться и как топонимы: Шефела и Негев.
26  [16] — Букв.: доме.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.