Библия » Сравнение переводов

Бытие 1 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея

начало Библии Быт 1 BTI MBC 2 »

Под редакцией Кулаковых

1 В начале семи последующих дней сотворил Бог небо и землю.
2 Пустынна, необитаема была земля при появлении своем. Мрак окутывал бездну, но над водами уже витал Дух Божий.
3 И сказал Бог: «Да будет свет!» И появился свет.
4 Увидел Бог: свет был хорош. Отделил Он свет от тьмы
5 и дал свету имя «день», а тьме – «ночь». Был тогда и вечер, было и утро – прошел один день.
6 И сказал Бог: «Да будет свод среди воды, пусть отделяет он одни воды от других».
7 Создал Бог свод и отделил воду под сводом от воды над ним. И стало так.
8 Назвал Бог свод этот «небом». Был тогда и вечер, было и утро – прошел второй день.
9 И сказал Бог: «Да соберутся воды, что под небом, в одно место, дабы показалась суша». И стало так.
10 Бог назвал сушу «землею», а собравшиеся воды назвал «морями». Увидел Бог, что и это было хорошо.
11 И сказал Бог: «Да зазеленеет земля, покрывшись разнообразной растительностью : растениями, семена дающими, и деревьями, по роду своему приносящими плоды с семенами своими». И стало так.
12 Всякую растительность произвела земля: растения, дающие семена по роду своему, и деревья с разными – по роду их – плодами с семенами своими. Увидел Бог, что и это было хорошо.
13 Был тогда и вечер, было и утро – прошел третий день.
14 И сказал Бог: «Да появятся светила на своде небесном, чтобы отделять день от ночи; и пусть они служат знаками, чтобы указывать на времена, дни и годы.
15 Пусть со свода небесного эти светила землю освещают». И стало так.
16 Два светила великие – бо́льшее, которое стало владыкою дня, и меньшее, чтобы правило оно ночью, – сотворил Бог, а также и звезды;
17 и определил Бог место им на своде небесном, дабы землю освещать,
18 течением дня и ночи управлять и отделять свет от тьмы. Увидел Бог, что и это было хорошо.
19 Был тогда и вечер, было и утро – прошел четвертый день.
20 И сказал Бог: «Да кишит вода живыми существами, а над землей пусть птицы летают по небесным просторам».
21 Сотворил Бог и огромных тварей морских, и всякие виды иных живых существ, которыми кишит вода; сотворил Он и разные виды пернатых. Увидел Бог, что и это было хорошо.
22 Всех их Бог благословил, сказав: «Будьте плодовитыми и многочисленными, наполняйте воды в морях; и птицы пусть во множестве плодятся на земле».
23 Был тогда и вечер, было и утро – прошел пятый день.
24 И сказал Бог: «Да произведет земля разные виды живых существ: скот, мелкую живность и всяких зверей». И стало так.
25 Создал Бог разные виды зверей и скота, создал ползающих по земле существ всякого вида; увидел Он, что и это было хорошо.
26 Тогда сказал Бог: «Создадим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, чтобы властвовал он над рыбами, в воде живущими, и птицами, под небом парящими, и над скотом, и над всею землею, над всяким живым существом, по земле ползающим».
27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по Божию образу сотворил его, мужчину и женщину – обоих Он сотворил.
28 Благословил их Бог и сказал им: «Будьте плодовитыми и многочисленными, заселяйте землю – вам владеть ею! Вам властвовать над рыбами в морях, птицами в небе и над всеми живыми существами на земле!»
29 И еще сказал им Бог: «Дарую вам всякое, какое только есть на всей земле, растение, семена приносящее, и всякое дерево дарую, у которого плоды с семенами его, – они будут пищей вам.
30 А всем зверям, и всем птицам, и всему, что по земле ползает, – всем живым существам, – всякое растение зеленое в пищу дано». И стало так.
31 Посмотрел Бог на всё, что Он создал, – оно было весьма хорошо. Был тогда и вечер, было и утро – прошел шестой день.

Комментарии МакДональда

I. РАННИЙ ВОЗРАСТ ЗЕМЛИ (Гл. 1 – 11)

А. Сотворение (Гл. 1, 2)

1:1 "В начале сотворил Бог..." Эти первые четыре слова Библии составляют основу веры. Поверьте этим словам, и вы сможете поверить всей Библии. Только в Книге Бытия содержится достоверное описание Сотворения. Эту книгу должен читать каждый – и стар, и млад. Но глубина ее неисчерпаема. В этой книге нет попыток доказать существование Бога – оно принимается как факт. Для тех, кто сознательно отрицают существование Бога, в Библии есть специальное название – "безумцы" (Пс. 13:1 и 52:2). С самых первых строк Библия рассказывает о Боге. Это значит, что и в нашей жизни Бог должен быть на первом месте.

1:2 Одно из консервативных толкований истории сотворения, описанной в Книге Бытия, так называемый креационизм-реконструктивизм (учение сотворения-воссоздания), настаивает на том, что между стихами 1 и 2 произошла великая катастрофа. Возможно, это было падение Сатаны (см. Иез. 28:11-19). В результате этого творение Божие, которое изначально было совершенным, стало "безвидным" и "пустым". Бог сотворил землю не такой (Ис. 45:18), поэтому хаос, о котором говорится в стихе 2, можно объяснить только катаклизмом космического масштаба. Сторонники этой теории утверждают также, что слово, переведенное как "была" (хаета) может также переводиться как "стала". Таким образом, земля, по их мнению, "стала безвидна и пуста".

Дух Божий носился над водой до начала величайших событий: актов творения и восстановления. В последующих стихах описываются шесть дней Творения и воссоздания, сделавших землю пригодной для человеческой жизни.

1:3-5 В первый день Бог повелел свету воссиять из темноты и установил цикл "день и ночь". Этот момент не следует путать с сотворением солнца, луны и звезд на четвертый день. Во 2-ом Послании Коринфянам (гл. 4:6) Апостол Павел проводит параллель между отделением света от тьмы в начале творения и обращением грешника к Богу.

1:6-8 До второго дня творения вся земля была, похоже, окружена толстым слоем воды – скорее всего, в форме густого пара. На второй день Бог разделил этот слой атмосферой ("твердью" или куполом). Та часть воды, которая осталась под атмосферой, покрыла Землю водой. Другая часть способствовала формированию облаков. Бог назвал твердь небом. Под словом "небо" здесь следует понимать пространство над землей (речь идет не о космосе, и не о третьем небе, где обитает Бог). Из стиха 20 становится ясно, что здесь небо – это сфера, в которой летают птицы.

1:9-13 Бог заставляет сушу подняться из воды, покрывавшей всю землю. Так появились моря и суша. В этот день – третий день Творения, Бог также создал все виды растений и деревьев, которые начали расти на земле.

1:14-19 Только на четвертый день появляются солнце, луна и звезды небесные. Они созданы, чтобы давать свет и служить основой для календаря.

1:20-23 На пятый день в воде появилась рыба, а на земле – птицы и насекомые. Слово, переведенное как "птицы", означает "летающие", поэтому могло означать также летучих мышей и, возможно, летающих насекомых.

1:24, 25 На шестой день Бог сотворил млекопитающих и пресмыкающихся. Закон размножения постоянно повторяется в словах "по роду своему". Внутри биологического рода могут наблюдаться разнообразные формы жизни, но переходить из одного рода в другой они не могут.

1:26-28 Венцом Божьего творения стал человек, созданный по образу и подобию Божиему. Это значит, что человек должен быть на земле представителем Бога, обладая при этом некоторыми присущими Богу качествами. О Триединстве Бога (Отец, Сын, Дух Святой) напоминает тройственная природа человека (дух, душа и тело). Как и Бог, человек обладает разумом, нравственностью, способностью общаться с другими людьми, а также эмоциями, которые выше инстинктов. Здесь не идет речь о физическом подобии. В отличие от животных, человек может поклоняться Богу и общаться, передавая мысли. Человек наделен творческими способностями, что тоже – проявление божественной природы.

Стих 26 указывает на Триединство Бога: "И сказал [глагол в единственном числе] Бог [древнеевр. Элохим, – множественное число]: сотворим [множественное число] человека по образу Нашему."

Библия объясняет, что оба пола (мужской и женский) сотворены Богом. Теория эволюции так и не смогла объяснить происхождение полов. Человечеству дается заповедь: "плодитесь и размножайтесь".

Бог повелел нам также владычествовать над творением – но не наносить ему ущерб. Современные экологические кризисы – это результат жадности, эгоизма и небрежного отношения к природе.

1:29, 30 Из этих стихов становится ясно, что все животные в начале были травоядными. Человек также был вегетарианцем. Положение изменилось после Потопа (см. гл. 9:1-7).

Были ли эти шесть дней Творения в буквальном смысле днями по 24 часа каждый, или же речь идет о геологических периодах? Или же это были дни "поразительных видений", в которых Моисею открылась истина о Сотворении? Нет ни одного научного факта, который опроверг бы концепцию о том, что здесь подразумеваются дни в буквальном смысле. Выражение "вечер и утро" указывает на двадцатичетырехчасовой день. Во всех других местах Ветхого Завета эти слова означают обычный день. Адам пережил седьмой день и умер в возрасте 930 лет, поэтому седьмой день никак не мог быть геологическим периодом. Всякий раз, когда слово "день" в Ветхом Завете используется с числительным (например, "первый день"), имеется в виду день в буквальном смысле слова. Дав Израилю заповедь о субботнем покое, Бог обосновывает это тем, что Сам Он тоже покоился на седьмой день, после шести дней Сотворения (Исх. 20:8-11). Для того, чтобы толкование было последовательным, необходимо использовать слово "день" в одном и том же значении.

Трудность, правда, заключается в том, что, так как солнца в первые три дня не было, эти дни не были обычными в нашем понимании (ст. 14-19).

В Библии не указана дата сотворения Земли и небес. Не сказано и о том, как давно был сотворен человек. Но в Библии есть родословные, и даже учитывая возможные пробелы в них, мы все равно видим, что человек не мог появиться на земле миллионы лет назад, на чем настаивают эволюционисты.

Из Ин. 1:1,14, Кол. 1:16 и Евр. 1:2, мы узнаем, что Иисус Христос принимал активное участие в Сотворении. Он достоин всяческой хвалы за все бесчисленные чудеса Его творения.

1:31 По прошествии шести дней Сотворения "увидел Бог все, что Он создал; и вот, хорошо весьма".


начало Библии Быт 1 BTI MBC 2 »

2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.