2 Иоанна 1 глава

Второе послание апостола Иоанна
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Старец1
Богом избранной госпоже и детям ее:2
я люблю всех вас, пребывающих в истине,3 и не только я, но и все, познавшие истину.
2 Мы любим вас, побуждаемые к тому истиной,4 которая в нас пребывает и будет с нами вовеки.
3 Благодать да пребудет с нами, и милость, и мир в истине и любви от Бога Отца и от Иисуса Христа, Сына Его.5
4 Я очень обрадовался, узнав, что иные из детей твоих в истине живут, по заповеди, которую мы получили от Отца.
5 И вот, госпожа, прошу тебя ныне (не новую заповедь давая, но о той напоминая, которая давно уже, от самого начала, была у нас ): будем и впредь любить друг друга христианской любовью.
6 Жить по заповедям Его — вот что значит любить.6 Сама эта заповедь была дана вам от начала, чтобы ей вы следовали.
7 В мире появилось много обманщиков, которые не признают Иисуса Христа, приходившего7 во плоти. Всякий такой человек — обманщик и антихрист.
8 Так вот смотрите же,8 чтобы не потерять вам9 того, над чем мы10 трудились, и быть вполне вознагражденными.
9 Кто не держится учения Христова, полагая, что открыл для себя нечто большее, тот Бога теряет;11 а кто этим учением жив,12 у того есть и Отец, и Сын.
10 Если кто-то приходит к вам в дом не с Христовым учением, не принимайте его и даже не приветствуйте его,
11 потому что приветствующий такого сам приобщается к злым делам его.
12 О многом еще хотел бы я сказать вам, но решил, что не стоит делать этого на бумаге, чернилами. Я надеюсь скоро прийти к вам, тогда мы поговорим обо всем лично, и это будет настоящая радость.13
13 Приветствуют тебя дети богоизбранной сестры твоей.14

Комментарии МакДональда

I. ПРИВЕТСТВИЕ АПОСТОЛА: БЛАГОДАТЬ, МИЛОСТЬ И МИР

(Ст. 1−3)

Ст. 1 Во Втором послании апостол Иоанн представляется как старец. Это слово может означать как возраст, так и официальное положение в церкви.

Что касается возраста, то Иоанн последний из апостолов общался с Господом Иисусом. По официальному положению он, конечно, был епископом, или блюстителем. Таким образом, нет нужды выбирать одно из объяснений — оба правильны.

Слова «избранной госпоже» не так легко объяснить. Обычно выдвигаются три точки зрения. (1) Одни полагают, что избранная госпожа — это церковь, в другом месте упомянутая как Невеста Христа, или отдельная поместная церковь. (2) Иные думают, что письмо адресовано «избранной Кирии», то есть женщине по имени Кирия. Это имя — греческий эквивалент арамейского Марта (оба означают «госпожа»). (Маловероятно, чтобы греческое слово «избранная» (Еklekte) могло означать имя собственное в сочетании со словом «госпожа» — «госпожа Избранная».) (3) Некоторые считают, что Иоанн пишет неназванной госпоже христианке, которая со всеми другими верующими избрана Богом — избрана во Христе прежде основания мира.

Мы склоняемся к последней точке зрения и считаем особенно существенным то, что предупреждение против антихристианских учителей содержится в письме, адресованном женщине. Грех изначально пришел в мир через Еву, обманутую дьяволом. «...Жена, прельстившись, впала в преступление» (1Тим 2:14). Павел говорит о лжеучителях, которые специально обращаются к женщинам; они входят в дома и обольщают легковерных «женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями», которые готовы слушать любого и все же никогда не могут «дойти до познания истины» (2Тим 3:6−7). Даже сегодня представители лжекультов посещают дома в дневное время, когда мужчина, хозяин дома, обычно на работе. Детей также нужно предупреждать о лжеучителях.

Иоанн заявляет, что любит эту избранную госпожу и детей ее по истине.

Спасенные всегда находят замечательное общение, любя других так, как никогда не любили бы, если бы их не объединяла общая любовь к истине Божьей. Именно истина Божья объединяет сердца, сердца всех, кто познал истину.

Ст. 2 Слова «ради истины» имеют два возможных объяснения. Они могут указывать как на мотив для любви ко всем святым, так и на причину, побудившую Иоанна написать это письмо.

Допустимы оба толкования. Ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами вовек. Здесь истина может относиться: 1) к Господу Иисусу Христу. Он сказал: «Я есть ...истина» (Ин 14:6); 2) к Святому Духу: «...Дух есть истина» (1Ин 5:6; см. Ин 14:16−17) или 3) к Библии: «...слово Твое есть истина» (Ин 17:17). Как не восхищаться тем, что все три истины поддерживают нас и пребудут с нами вовек!

Ст. 3 Приветствие Иоанна звучит так: «Да будет с вами благодать, милость, мир...». В греческом критическом тексте и большинстве манускриптов читаем «нами». Греческие слова вы/мы, вами/нами и вашими/нашими отличаются только одной буквой, следовательно, при переписывании послания могла быть допущена ошибка (См., напр., ст. 8, где, согласно критическому тексту, надо читать «вам», а не «нам».)

Благодать — незаслуженное благоволение к тем, кто заслуживает противоположного. Милость — сострадание, проявляемое к тем, кто виновен и ни на что не годен. Мир — гармоничные отношения, которые вытекают из Божьей благодати и милости.

Все три благословения исходят от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа. Отец — Источник, а Сын — Путь. Кроме того, они оба в истине и любви и никогда не за счет любого из этих качеств.

II. РАДОСТЬ АПОСТОЛА: ПОСЛУШНЫЕ ДЕТИ (Ст. 4)

Теперь Иоанн выражает свою радость, услышав, что некоторые из детей избранной госпожи ходят в истине. Истина — это не только то, во что верят умом, но то, с чем живут и что отражается в повседневном поведении. Господь Иисус был живым воплощением истины, поэтому Он ожидает, что и наша жизнь будет свидетельством истины.

III. ПРОСЬБА АПОСТОЛА: ЛЮБИТЕ ДРУГ ДРУГА (Ст. 5−6)

Ст. 5 В стихах 5−9 апостол, по всей видимости, приводит краткое резюме своего Первого послания. Там он перечислил критерии, по которым следует проверять жизнь. В этих стихах он повторяет по крайней мере три из них: проверка на любовь (ст. 5), проверка на повиновение (ст. 6) и анализ вероучения (ст. 7−9).

Ст. 6 Сначала он напоминает своим читателям о заповеди любить своих братьев-христиан. По сути любовь здесь — бескорыстное служение другим. Она выражается не в вопросе: «Что я смогу иметь от этого человека?» — но: «Что я могу сделать для этого человека?» Итак, любовь состоит в том, чтобы поступать по заповедям Его. Мы не сможем любить по-настоящему, в Божественном смысле, если не будем повиноваться Господу и истине Божьей.

IV. БЕСПОКОЙСТВО АПОСТОЛА: АНТИХРИСТЫ И ОБОЛЬСТИТЕЛИ (Ст. 7−11)

Ст. 7 Здесь речь идет о проверке вероучения. Главный вопрос звучит так: «Действительно ли Бог стал Человеком в Личности Иисуса Христа?» Ответ: однозначное «Да»! Гностики полагали, что Божественный Христос сошел на Иисуса Назарянина на некоторое время. (См. «Введение» к Колоссянам, где говорится о гностицизме.) Но Иоанн настаивает, что Иисус Христос был, есть и всегда будет Богом.

Ст. 8 Поэтому он предупреждает читателей: «Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду». Иными словами, твердо придерживайтесь истины о Господе Иисусе Христе, чтобы наш труд среди вас не был напрасным и чтобы мы (апостолы и их последователи) получили полную награду.

Ст. 9 Говоря «Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем», Иоанн подразумевает лжеучителей. Преступать учение — значит выходить за границы дозволенного. Именно так поступают различные секты: они утверждают, что получили новое откровение и распространяют то, чего нет в Слове Божьем. Они не хотят оставаться в пределах границ христианского откровения или пребывать в учении Христовом, под которым, вероятно, имеется в виду учение, принесенное Самим Христом. Возможно, преступать учение — отвергать то, чему Библия учит о Христе. В этом стихе апостол подчеркивает, что сектанты уверены в своем знании о Боге, но, не веря в то, что Господь Иисус — совершенный Богочеловек, они не имеют Бога вообще. Бога можно познать только через Его Сына. «...Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин 14:6).

Ст. 10−11 Здесь изложена суть послания. Апостол дает нам ценный совет, как относиться к лжеучителям, приходящим в наши дома. Иоанн имеет в виду не случайных посетителей, а антихристианских пропагандистов.

Нужно ли приглашать их? Или угостить кофе? Помочь им материально? Купить у них литературу? Ответ таков: мы не должны ни принимать, ни приветствовать их. Эти люди — враги Христа. Оказать им гостеприимство — значит стать на их сторону против нашего Спасителя. Возможно, когда-нибудь мы могли бы впустить в свой дом такого человека, не зная, что он отвергает Господа.

В таком случае эти стихи не применимы. Но если мы точно знаем, что этот человек — лжеучитель, то, оказывая ему дружескую поддержку, мы предаем Христа. Эти стихи не относятся к посетителям вообще. Мы часто приглашаем в гости неверующих, чтобы привлечь их ко Христу. Но здесь речь идет именно о религиозных учителях, которые отрицают Богочеловека Иисуса Христа.

С. Ф. Хогг объясняет:

«Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы создалось впечатление, что нападки на Христа допустимы, нельзя также позволять отступнику оказывать влияние на других». (С. F. Hogg, What Saith the Scripture?, p. 143.)

V. НАДЕЖДА АПОСТОЛА: ЛИЧНОЕ ПОСЕЩЕНИЕ (Ст. 12−13)

Ст. 12 Иоанн хотел бы еще многое сказать избранной госпоже. Но здесь он прекращает писать в надежде вскоре лично посетить ее, чтобы говорить устами к устам. Насколько приятнее говорить лично с человеком, чем писать на бумаге чернилами! И насколько замечательней увидеть в будущем Спасителя лицом к лицу, а не глазами веры, как в настоящее время! Тогда наша радость будет действительно полной!

Ст. 13 Итак, Иоанн завершает послание словами: «Приветствуют тебя дети сестры твоей избранной». Мы не знаем, кто они, но однажды встретим их и будем наслаждаться общением с ними и с любимым апостолом Иоанном, написавшим это письмо, а больше всего — с Самим Спасителем. Аминь.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: пресвитер/старейшина от греч. пресбютерос. См. в Словаре Пресвитер.
1  [2] — Возможно, что под выражением «избранная госпожа и ее дети» имеется в виду одна из церквей того времени, пастырем которой был этот «старец».
1  [3] — Друг. возм. пер.: которых я поистине/искренне люблю.
2  [4] — Букв.: ради истины.
3  [5] — Букв.: Сына Отца.
6  [6] — Букв.: и это есть любовь, чтобы мы поступали по заповедям Его.
7  [7] — Букв.: приходящего; очевидно, в этом тексте (в отличие от 1Ин 4:2) апостол использует причастие настоящего времени с целью показать вневременное значение воплощения Христа, навсегда соединившего человека с Богом.
8  [8] — Букв.: наблюдайте за собой.
8  [9] — В некот. рукописях: нам.
8  [10] — В некот. рукописях: вы.
9  [11] — Букв.: всякий, кто далеко заходит и не пребывает в учении Христа, не имеет Бога.
9  [12] — Букв.: кто пребывает в учении.
12  [13] — Букв.: чтобы радость наша (в некот. рукописях: ваша) могла быть полной.
13  [14] — Возможно, что здесь, как и в ст. 1, речь идет о христианской общине, в которой в то время находился автор послания. Некот. рукописи добавляют: аминь.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.