Внимайте, народы все!
Земля и всё, что на ней, да слышит!
Будет Владыка ГОСПОДЬ свидетелем против вас,
из Храма Своего святого огласит Владыка приговор.
Вот уже оставляет ГОСПОДЬ
место пребывания Своего,
нисходит, на вершины земли наступая.
Как воск от огня,
горы тают под Ним,
и поступь Его рассекает долины,
как потоки, с обрыва падающие.
За преступленья3 Иакова всё это,
за грехи израильтян.4
Кто же виновен в преступленьях Иакова?
Разве не Самария?
А кто виновен в идолопоклонстве5 Иуды?
Разве не Иерусалим?
«Самарию в руины средь поля превращу, —
сказал Господь, —
пойдет она под виноградники;
основанья стен ее Я обнажу
и камни грудою свалю в долине.
Разбиты будут все ее резные кумиры,
сожжены и дары, что за блуд приносили.
Сокрушу всех ее идолов,
кои были ей платой за блуд,
будут они у врагов Самарии такой же платой».6
Об этом буду плакать и рыдать,
босым ходить буду и нагим,
вой подниму, как шакал,
вопить буду, словно страус:7
смертельная рана нанесена Самарии,8
и та же участь ждет Иудею,
бедствие уже у ворот народа моего —
к Иерусалиму пришло!
В Гате9 об этом не рассказывайте
и не рыдайте!
В Бет-Афре сядьте среди пепла и скорбите!
Идите, жители Шафира!10
Поведут вас обнаженными, опозоренными.
Из Цаанана уже никто не осмелится выйти.11
И в Бет-Эцеле слышен плач —
нет там прибежища для вас.
Облегчения отчаянно ждут в Мароте.12
Но бедствие это ГОСПОДОМ ниспослано,
к самим вратам Иерусалима пришло!
Запрягайте резвых коней своих в колесницы,
вы, кто живет в Лахише,13 бегите!
Это вы совратили дочь Сиона,14
те же преступления, что в Израиле,
стали и у вас повсюду твориться.
А посему вам, жителям Иудеи,
придется поспешить
со своими прощальными дарами
и бежать из Морешет-Гата!15
Да и город Ахзив, какие-то надежды подав,
ручьем иссякшим16 окажется для царей Израиля.
И вы, в Мареши17 живущие, знайте,
Я еще пришлю того,
кто владения ваши присвоит,
и слава Израиля — вожди его —
в Адулламе18 спрячутся.
Наголо все обрейтесь —
знак скорби то будет по детям,19
детям любимым вашим, —
в том грифу подобными станьте
(с лысой его головой):
детей-то в плен уведут от вас.
I. ГНЕВ БОЖИЙ ПАДЕТ НА ИЗРАИЛЬ И ИУДЕЮ (Гл. 1)
1:1−3 Покинув святой храм, Господь Бог намерен свидетельствовать против Самарии и Иерусалима, для чего созывает все народы выслушать Его обвинение.
1:4−7 Эти города ждет жестокое наказание, потому что они стали центрами идолопоклонства. Когда Бог явится вершить суд, горы растают под Ним, долины распадутся, как воск от огня. Самария превратится в груду развалин, истуканы ее будут разбиты, не будет исцеления ее ранам.
1:8−9 Михей будет плакать и рыдать, как бродящие по ночам шакалы и страусы; будет ходить, как ограбленный и обнаженный, в знак невыразимой скорби.
1:10−14 Стихи 10−16 — это плач, построенный на остроумной игре слов, который описывает вторжение ассирийской армии. Пророк обращается к разным городам Израиля и Иудеи: Гефу, Офре, Шафиру, Цаану, Ецелю, Марофе, Иерусалиму, Лахису, Морешеф-Гефу, Ахзиву, Морешу и Одолламу — в таком порядке происходила оккупация. Этот наполненный каламбурами отрывок Моффат переводит следующим образом:
Утрите слезы в Городе Слез (Бохим),
Посыпьте себя пеплом в Городе Пепла (Офра),
Да обнажат тебя донага, Город Красоты (Шафир)!
Не смей двинуться с места, Город Уходящих (Цаан)!
Ецель... и Марофа надеются напрасно,
Ибо погибель исходит от Вечного
К самим вратам Города Мира (Иерусалим);
Садись же на коней и скачи прочь, Город Коней (Лахис),
О, ты источник греха Сиона, Где гнездятся преступления Израиля!
О, дщерь Сиона, ты расстанешься с Морешеф — Гефом,
А цари израильские навсегда останутся в Городе Препятствий (Ахзив)
1:15, 16 Орды завоевателей наводнят землю, и народу придется бежать в Одоллам. Израилю следует остричься наголо и лить слезы, потому что лишится нежно любимых сынов (своих обитателей), которые будут переселены в далекую страну.