Иов 1 глава

Книга Иова
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Жил некогда человек в земле Уц,1 звали его Иов. Был он непорочен и честен,2 пред Богом он благоговел и избегал зла.3
2 Было у него семеро сыновей и три дочери.
3 И добра у него было много: семь тысяч коз и овец, три тысячи верблюдов, пятьсот пар воловьих упряжек, пятьсот ослиц и очень много слуг. И был этот человек самым великим среди всех сынов Востока.
4 Собирались сыновья его и поочередно устраивали пиры в доме одного из них и посылали за тремя своими сестрами есть и пить вместе с ними.
5 А когда череда дней пиршеств завершалась, Иов посылал за детьми, совершал обряд очищения4 и, поднявшись на заре, приносил жертвы всесожжения за каждого из них, рассуждая при этом так: «Вдруг согрешили мои дети, злословили5 Бога в сердце своем…» Так поступал Иов всякий раз после их пиров.
6 Однажды собрались сыны Божьи,6 чтобы предстать пред ГОСПОДОМ. Вместе с ними пришел и Противник.7
7 Спросил ГОСПОДЬ Противника: «Откуда ты пришел?» Тот ответил ГОСПОДУ: «Ходил я по земле и всю ее обошел».
8 И сказал ГОСПОДЬ Противнику: «А ты приметил слугу Моего Иова? Нет больше на земле такого человека: непорочен он и честен, предо Мной8 благоговеет и избегает зла!»
9 И ответил Противник ГОСПОДУ: «Разве даром9 Иов благоговеет пред Тобой?
10 Не Ты ли оградил его со всех сторон — и дом его, и всё, чем он владеет? Всякое дело, за какое он ни возьмется, Ты благословил, и стада его заполонили землю…
11 Но лишь протяни Свою руку, коснись всего, что у него есть, и тогда он открыто10 проклянет Тебя».
12 И сказал ГОСПОДЬ Противнику: «Вот всё, что у него есть, — в твоей власти,11 лишь его самого не касайся!» Тогда пошел Противник прочь с глаз ГОСПОДНИХ.
13 И вот однажды, когда сыновья и дочери Иова ели и пили вино в доме старшего12 из братьев,
14 приходит к Иову вестник с такими словами: «Волы твои были на пашне, а ослицы паслись неподалеку,
15 как вдруг напали сабеяне, угнали скот, а слуг твоих изрубили мечами.13 Только я один уцелел, чтобы поведать тебе об этом».
16 Не успел он закончить свою речь, как приходит другой вестник и говорит: «Огонь Божий14 пал с небес и сжег дотла овец, коз и слуг. Только я один уцелел, чтобы поведать тебе об этом».
17 Не успел он закончить свою речь, как приходит еще один вестник и говорит: «Напали халдеи тремя отрядами, захватили верблюдов и угнали их, а слуг изрубили мечами. Только я один уцелел, чтобы поведать тебе об этом».
18 Не успел он закончить свою речь, как приходит другой вестник и говорит: «Сыновья твои и дочери ели и пили вино в доме старшего из братьев.
19 И вдруг налетел из пустыни сильный ветер, повредил основания15 дома — рухнул он на всех,16 и они погибли. Только я один уцелел, чтобы поведать тебе об этом».
20 И встал Иов, разодрал одежды свои, обрил голову, пал ниц на землю
21 и сказал: «Нагим я вышел из утробы матери, нагим и возвращусь туда. ГОСПОДЬ дал, ГОСПОДЬ взял. Да будет имя ГОСПОДНЕ благословенно!»
22 При всем при этом не согрешил Иов и не возложил вину на Бога.17

Комментарии МакДональда

I. ПРОЛОГ: ИСПЫТАНИЕ ИОВА (Гл. 1, 2)

А. Сцена I: Земля Уц (1:1−5)

1:1−3 Иов был богатым человеком, жителем земли Уц. Из Пл. Иер 4:21 явствует, что земля Уц находилась в Едоме, на юго-востоке Палестины. У справедливого и богобоязненного Иова было семь сыновей и три дочери. Принадлежавшие ему стада скота были столь велики, что он слыл самым знатным человеком на Востоке.

1:4−5 Одним из самых сильных доводов в подтверждение датировки событий книги Иова эпохой патриархов служит то обстоятельство, что Иов, как отец семьи, выступал в роли священника, освящая для своих сыновей жертвы всесожжения. Всегда существует опасность легкомысленных и даже кощунственных речей, когда люди, пусть и вполне благочестивые, начинают праздновать и веселиться. В своих вечерних размышлениях о дне Рождества Чарльз Сперджен превосходно изложил суть этих соображений применительно к нашей христианской эпохе:

«То, что патриарх делал рано утром после семейных праздников, верующему следовало бы самому сделать для себя сегодня вечером, прежде чем он отойдет ко сну. Среди всех радостей домашних торжеств легко впасть в греховное легкомыслие и забыть о наших признанных христианских качествах. Так не должно быть, но это так — наши праздничные дни очень редко оказываются днями освященного удовлетворения, и слишком часто превращаются в нечестивое увеселение. Святая благодарность должна очищать точно так же, как горе. Увы! увы для наших бедных душ — эти факты доказывают, что дом плача лучше дома веселия. Итак, верующий, в чем ты согрешил сегодня? Вместе со всеми другими расточал бездумные слова и несдержанные речи? Тогда исповедуй свой грех и поспеши к жертве. Жертвоприношение очищает. Драгоценная кровь закланного Агнца освобождает от вины и очищает скверну наших грехов невежества и бездумности».

Б. Сцена II: Небеса — пред лицом Господа (1:6−12)

По ходу действия перед нами разворачивается сцена на небесах, в которой сыны Божии (ангелы) являются пред лицо Господа. Сатана (это древнееврейское слово означает «обвинитель») тоже присутствует. Когда Бог указывает сатане на праведность Своего раба Иова, сатана возражает, что богобоязненность Иова объясняется исключительно благоволением к нему Бога. По убеждению сатаны, если бы Бог перестал ограждать Иова от несчастий, тот проклял бы своего Творца пред Его лицом.

В. Сцена III: Земля Уц — гибель имущества и потомства Иова (1:13−22)

1:13−19 Итак, Господь дал сатане разрешение испытать Иова, уничтожив все его достояние. Однако дьяволу не было позволено вредить лично Иову. На Иова стремительно обрушился целый град ужасных бедствий:

1. Савеяне похитили пятьсот пар волов и пятьсот ослиц, убив людей Иова, которые пасли этих животных.

2. Молния уничтожила семь тысяч овец вместе с их пастухами.

3. Халдеи угнали три тысячи верблюдов, убив их погонщиков.

4. Ураганный ветер обрушил дом, в котором пировали и пили вино сыновья и дочери Иова, так что все они погибли.

1:20−22 Несмотря на эти жестокие утраты, Иов сохранил в себе силы поклоняться Богу, сказав: «наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!»

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — «Земля Уц» — Эдом, страна, располагавшаяся на юго-востоке от древнего Израиля (за рекой Иордан), в которой жили потомки Исава. Ср. Иер 25:20; Плач 4:21.
1  [2] — Или: справедлив; букв.: прям; то же в ст. 8.
1  [3] — Пролог в прозе (1:1−2:13), по замыслу автора, состоит из пяти сцен. События, описанные в первой, третьей и пятой сценах (1:1−5, 13−22; 2:7−13), происходят на земле, во второй и четвертой (1:6−12; 2:1−6) — на небе. На протяжении всей книги все участники событий на земле (включая Иова) пребывают в неведении о споре между сатаной и Вседержителем о бескорыстной праведности Иова.
5  [4] — Главной целью ритуала очищения было восстановление единения с Богом.
5  [5] — Или: проклинали. Букв.: благословляли — здесь, как и в друг. подобных случаях (напр., ст. 11), автор избегает кощунственных слов по отношению к Богу, заменяя их эвфемистическими антонимами.
6  [6] — В знач. небесные существа (так в LXX) или ангелы.
6  [7] — Евр. сатан — противник (Бога); то же в гл. 1−2. Традиц. пер.: сатана. В Зах 3:1,2 слово «сатана» так же, как и здесь, с артиклем (т. е. может переводиться как враг, противник), а в 1Пар 21:1 — без артикля, как имя собственное. Здесь он причислен к небесным существам, в то время как в Чис 22:22,23 это слово относится к «Ангелу ГОСПОДНЮ».
8  [8] — Букв.: перед Богом; то же в след. ст.
9  [9] — Или: не за воздаяние ли (доброе).
11  [10] — Букв.: в лицо; то же в 2:5.
12  [11] — Букв.: в твоей руке.
13  [12] — Букв.: первородного / первенца; то же в ст. 18.
15  [13] — Здесь и далее букв.: острием меча.
16  [14] — Друг. возм. пер.: ужасный / великий огонь.
19  [15] — Букв.: четыре угла.
19  [16] — Букв.: молодых (людей).
22  [17] — Или: не произнес худого / неверного о Боге.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.