«Какая польза Богу от человека?
От мудрого польза лишь ему самому.1
Что за радость Всесильному, если ты праведен,
что за выгода, если ты2 непорочен?..
Неужто за твое благочестие3
Он будет обличать тебя
или пойдет с тобою на суд?
Нет, злодеяния твои огромны!
Нет конца преступленьям!
Ты беспричинно с братьев вымогал залог!
Донага людей раздевал, последнюю одежду отбирая!
Изнемогающему от жажды ты не давал воды,
голодному отказывал в хлебе.
Говорили о тебе: мол, властный человек —
владелец земли4
и почтенный ее житель.
Вдов от себя ты ни с чем отсылал,
а сирот бил по рукам.
Вот за это вокруг тебя сети,5
внезапный ужас тебя охватил
или тьма, и ты не видишь ничего,
и вот сгинул ты в пучине вод.
Бог превыше небес!6
Взгляни на высочайшие звезды7 —
как далеки они!
И ты говоришь: „Что Богу ведомо?
Как Он может судить сквозь эту тьму?
Скрыт Он за облаками и ничего не видит,
по кругу небес Он ходит“.
Неужели ты пойдешь по пути древнему,
по которому грешники ходили
и были истреблены до срока,
основания домов их подмыты потоком?
Не они ли говорили Богу:
„Отойди от нас прочь!8
Что сделает нам Всесильный?“
А Он дома их наполнял богатством!
Но мне чужды замыслы нечестивцев!9
Увидят праведники — и возликуют,
невинные — над нечестивцами посмеются:
„Сила их разрушена,10
огонь пожрал их без остатка!“11
Доверься Богу,12
примирись с Ним —
и ты вновь обретешь благо.
Прими же из уст Его наставленье,
вложи слова Его в сердце!
Если ты вернешься к Всесильному,
благополучен будешь,
если из шатра преступленье изгонишь!
И золото почтешь за прах,
сокровища из Офира — за камни речные!13
Всесильный будет твоим золотом,
отборным серебром Он будет для тебя!
И тогда во Всесильном будет твоя радость,
и ты поднимешь взор к Богу.
И если воззовешь к Нему,
Он услышит тебя,
и ты исполнишь свои обеты.14
Что задумаешь — осуществится,
и свет озарит твой путь.
Если за униженных попросишь: „Подними их!“ —
Он спасет людей понурившихся!15
Даже небезвинного Он избавит,
чистотой рук твоих спасет».
В. Третий круг речей (Гл. 22−31)
1. Третья речь Елифаза (Гл. 22)
В третьем круге речей Елифаз и Вилдад завершают свою аргументацию, не избегая многочисленных повторов, а Софар хранит молчание. Иов, отвечая им, выказывает явное безразличие к их доводам, потому что знает, что он — отнюдь не тайный грешник и не лицемер, а, как нам известно из первой главы, честный человек (хотя его нельзя назвать безгрешным или смиренным). Последняя речь Елифаза исполнена достоинства и литературного изящества; он несколько более любезен с несчастным страдальцем, но при этом все же несправедлив к нему.
22:1−11 Своими вопросами Елифаз стремится доказать, что Бог не нуждается в Иове, как и во всем, что тот делает или чем обладает, в том числе в непорочности его путей. Затем он разражается многословной тирадой, в которой обвиняет Иова в великих беззакониях — якобы тот брал неправедные залоги с бедняков, не давал воды жаждущему, хлеба голодному, силой отбирал земли, обижал вдов и сирот. Этим, по мнению Елифаза, и объясняются нынешние беды Иова. Факты, однако, свидетельствуют о другом — Иов был достойным членом общества и не скупился в делах милосердия.
22:12−20 Иов не должен думать, будто бы Бог с высот небесных не видит, что происходит на земле. Если Иов продолжит грешить, он разделит судьбу беззаконников времен Ноя, когда основания земли были смыты потопом, — судьбу людей, которым Бог до этого давал благоденствие. А праведников радует наказание нечестивых.
22:21−30 Елифаз подобрал по-настоящему сильные слова в своем заключительном призыве к Иову: «сблизься же с Ним — и будешь спокоен» (22:21а); «и будет Вседержитель твоим золотом и блестящим серебром у тебя» (22:25); «и над путями твоими будет сиять свет» (22:28б). Эти слова не только выразительны, но и правильны — для кающегося грешника — «обратишься к Вседержителю», «удалишь беззаконие от шатра твоего» (22:23). Проблема только в том, кому они адресованы — ведь Иов не жил в беззаконии! Барнс так пересказывает заключительные призывы Елифаза к Иову:
«Вседержитель будет его защитой; он найдет счастье в Боге; его молитвы будут услышаны; свет озарит его пути; и когда другие будут унижены, он будет возвышен».