Бытие 1 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Библейской Лиги ERV → Комментарии МакДональда

Библейской Лиги ERV

1 Вначале, когда Бог сотворил небо и землю,
2 земля была гола и бесформенна. Земля покоилась под океанскими глубинами, и тьма скрывала океан, а над водами словно ураган носился Дух Божий.
3 И тогда Бог сказал:
«Да будет свет!» — и воссиял свет.
4 Бог увидел свет и был доволен увиденным. Затем Бог отделил свет от тьмы.
5 И назвал Он свет «днём», а тьму —
«ночью».
И был вечер, а потом настало утро. Это был день первый.
6 Тогда Бог сказал:
«Да будет воздух, разделяющий воду посередине!»
7 И сотворил Бог воздух и разделил воду посередине. Часть вод была над воздухом, а часть — под воздухом.
8 Бог назвал воздух небом. И был вечер, а потом настало утро. Это был день второй.
9 Тогда Бог сказал:
«Пусть воды, которые под небом, сомкнутся, чтобы появилась суша».
И стало так.
10 Бог назвал сушу землёй, а сомкнувшиеся воды назвал морями. И Бог был доволен увиденным.
11 Затем Бог сказал:
«Пусть на земле растут трава, злаки и фруктовые деревья. Фруктовые деревья будут давать плоды с семенами, и каждое растение будет приносить собственные семена согласно своему роду. Пусть эти растения будут произрастать на земле».
Всё именно так и произошло.
12 На земле росли трава, злаки и деревья, приносившие плоды с семенами. Каждое растение порождало собственные семена по своему подобию. И Бог был доволен увиденным.
13 И был вечер, а потом настало утро. Это был день третий.
14 Тогда Бог сказал:
«Да будут в небе светила. Они отделят дни от ночей, будут служить для особых знамений, а также указывать время для священных собраний. И ещё они будут служить для указания дней и лет.
15 Эти светила будут в небе, чтобы светить на землю».
И стало так.
16 И сотворил Бог два великих светила: одно светило большее, чтобы властвовать над днём, а другое меньшее, чтобы властвовать над ночью.
17 и поместил все эти светила на небеса, чтобы они сияли над землёй.
18 Он поместил эти светила на небеса, чтобы они властвовали над днём и над ночью и отделяли свет от тьмы. И Бог был доволен увиденным.
19 И был вечер, а потом настало утро. Это был день четвёртый.
20 Затем Бог сказал:
«Да заполнит воду множество живых существ, и пусть летают птицы в воздухе над землёй».
21 Тогда Бог создал морских животных и всё живое, что обитает в море. Бог сотворил также и всякого рода птиц, летающих в небе. Бог увидел всё это и был доволен увиденным.
22 Бог благословил этих животных и велел им расплодиться и заполнить моря. Бог велел птицам на суше наплодить великое множество птенцов.
23 И был вечер, а потом настало утро. Это был день пятый.
24 Тогда Бог сказал:
«Да породит земля множество живых существ! Пусть будет множество разных животных: крупные животные и мелкие ползучие животные всякого рода, и пусть наплодят эти животные других животных».
И стало так.
25 И сотворил Бог всякого рода животных: диких зверей, домашних животных и всех мелких ползучих тварей. И Бог был доволен увиденным.
26 Тогда Бог сказал:
«Теперь создадим людей по Нашему образу и подобию. Они будут властвовать над всеми рыбами в море и над всеми птицами в небе, будут властвовать над всеми крупными животными и над всеми мелкими тварями, ползающими по земле».
27 И сотворил Бог людей по Своему образу и подобию: мужчин и женщин.
28 Затем Бог благословил их, сказав:
«Обзаводитесь детьми, чтобы умножалось число людей. Заполните землю и владейте ею. Властвуйте над рыбами в море и над птицами в небе, властвуйте над всеми живыми существами, обитающими на земле».
29 Бог сказал:
«Я даю вам все злаки и все фруктовые деревья, которые приносят плоды с семенами. Зерно и плоды будут вашей пищей.
30 Я также даю животным все зелёные растения. Все животные на земле, все птицы в небе и все ползающие существа будут питаться ими».
И стало так.
31 Бог посмотрел на всё, созданное Им, и увидел, что всё это очень хорошо. Настал вечер, а потом пришло утро. Это был день шестой.

Комментарии МакДональда

I. РАННИЙ ВОЗРАСТ ЗЕМЛИ (Гл. 1−11)

А. Сотворение (Гл. 1−2)

1:1 «В начале сотворил Бог...» Эти первые четыре слова Библии составляют основу веры. Поверьте этим словам, и вы сможете поверить всей Библии. Только в Книге Бытия содержится достоверное описание Сотворения. Эту книгу должен читать каждый — и стар, и млад. Но глубина ее неисчерпаема. В этой книге нет попыток доказать существование Бога — оно принимается как факт. Для тех, кто сознательно отрицают существование Бога, в Библии есть специальное название — «безумцы» (Пс 13:1 и 52:2). С самых первых строк Библия рассказывает о Боге. Это значит, что и в нашей жизни Бог должен быть на первом месте.

1:2 Одно из консервативных толкований истории сотворения, описанной в Книге Бытия, так называемый креационизм-реконструктивизм (учение сотворения-воссоздания), настаивает на том, что между стихами 1 и 2 произошла великая катастрофа. Возможно, это было падение Сатаны (см. Иез 28:11−19). В результате этого творение Божие, которое изначально было совершенным, стало «безвидным» и «пустым». Бог сотворил землю не такой (Ис 45:18), поэтому хаос, о котором говорится в стихе 2, можно объяснить только катаклизмом космического масштаба. Сторонники этой теории утверждают также, что слово, переведенное как «была» (хаета) может также переводиться как «стала». Таким образом, земля, по их мнению, «стала безвидна и пуста».

Дух Божий носился над водой до начала величайших событий: актов творения и восстановления. В последующих стихах описываются шесть дней Творения и воссоздания, сделавших землю пригодной для человеческой жизни.

1:3−5 В первый день Бог повелел свету воссиять из темноты и установил цикл «день и ночь». Этот момент не следует путать с сотворением солнца, луны и звезд на четвертый день. Во 2-ом Послании Коринфянам (гл. 4:6) Апостол Павел проводит параллель между отделением света от тьмы в начале творения и обращением грешника к Богу.

1:6−8 До второго дня творения вся земля была, похоже, окружена толстым слоем воды — скорее всего, в форме густого пара. На второй день Бог разделил этот слой атмосферой («твердью» или куполом). Та часть воды, которая осталась под атмосферой, покрыла Землю водой. Другая часть способствовала формированию облаков. Бог назвал твердь небом. Под словом «небо» здесь следует понимать пространство над землей (речь идет не о космосе, и не о третьем небе, где обитает Бог). Из стиха 20 становится ясно, что здесь небо — это сфера, в которой летают птицы.

1:9−13 Бог заставляет сушу подняться из воды, покрывавшей всю землю. Так появились моря и суша. В этот день — третий день Творения, Бог также создал все виды растений и деревьев, которые начали расти на земле.

1:14−19 Только на четвертый день появляются солнце, луна и звезды небесные. Они созданы, чтобы давать свет и служить основой для календаря.

1:20−23 На пятый день в воде появилась рыба, а на земле — птицы и насекомые. Слово, переведенное как «птицы», означает «летающие», поэтому могло означать также летучих мышей и, возможно, летающих насекомых.

1:24−25 На шестой день Бог сотворил млекопитающих и пресмыкающихся. Закон размножения постоянно повторяется в словах «по роду своему». Внутри биологического рода могут наблюдаться разнообразные формы жизни, но переходить из одного рода в другой они не могут.

1:26−28 Венцом Божьего творения стал человек, созданный по образу и подобию Божиему. Это значит, что человек должен быть на земле представителем Бога, обладая при этом некоторыми присущими Богу качествами. О Триединстве Бога (Отец, Сын, Дух Святой) напоминает тройственная природа человека (дух, душа и тело). Как и Бог, человек обладает разумом, нравственностью, способностью общаться с другими людьми, а также эмоциями, которые выше инстинктов. Здесь не идет речь о физическом подобии. В отличие от животных, человек может поклоняться Богу и общаться, передавая мысли. Человек наделен творческими способностями, что тоже — проявление божественной природы.

Стих 26 указывает на Триединство Бога: «И сказал [глагол в единственном числе] Бог [древнеевр. Элохим, — множественное число]: сотворим [множественное число] человека по образу Нашему.»

Библия объясняет, что оба пола (мужской и женский) сотворены Богом. Теория эволюции так и не смогла объяснить происхождение полов. Человечеству дается заповедь: «плодитесь и размножайтесь».

Бог повелел нам также владычествовать над творением — но не наносить ему ущерб. Современные экологические кризисы — это результат жадности, эгоизма и небрежного отношения к природе.

1:29−30 Из этих стихов становится ясно, что все животные в начале были травоядными. Человек также был вегетарианцем. Положение изменилось после Потопа (см. гл. 9:1−7).

Были ли эти шесть дней Творения в буквальном смысле днями по 24 часа каждый, или же речь идет о геологических периодах? Или же это были дни «поразительных видений», в которых Моисею открылась истина о Сотворении? Нет ни одного научного факта, который опроверг бы концепцию о том, что здесь подразумеваются дни в буквальном смысле. Выражение «вечер и утро» указывает на двадцатичетырехчасовой день. Во всех других местах Ветхого Завета эти слова означают обычный день. Адам пережил седьмой день и умер в возрасте 930 лет, поэтому седьмой день никак не мог быть геологическим периодом. Всякий раз, когда слово «день» в Ветхом Завете используется с числительным (например, «первый день»), имеется в виду день в буквальном смысле слова. Дав Израилю заповедь о субботнем покое, Бог обосновывает это тем, что Сам Он тоже покоился на седьмой день, после шести дней Сотворения (Исх 20:8−11). Для того, чтобы толкование было последовательным, необходимо использовать слово «день» в одном и том же значении.

Трудность, правда, заключается в том, что, так как солнца в первые три дня не было, эти дни не были обычными в нашем понимании (ст. 14−19).

В Библии не указана дата сотворения Земли и небес. Не сказано и о том, как давно был сотворен человек. Но в Библии есть родословные, и даже учитывая возможные пробелы в них, мы все равно видим, что человек не мог появиться на земле миллионы лет назад, на чем настаивают эволюционисты.

Из Ин 1:1,14, Кол 1:16 и Евр 1:2, мы узнаем, что Иисус Христос принимал активное участие в Сотворении. Он достоин всяческой хвалы за все бесчисленные чудеса Его творения.

1:31 По прошествии шести дней Сотворения «увидел Бог все, что Он создал; и вот, хорошо весьма».



2007–2022, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.