Бытие 22 глава

Первая книга Моисеева. Бытие
Библейской Лиги ERV → Комментарии МакДональда

Библейской Лиги ERV

1 После всего этого Бог решил испытать веру Авраама и сказал ему:
«Авраам!» Авраам ответил:
«Да!»
2 Тогда Бог сказал:
«Отведи своего единственного сына, которого ты любишь, своего сына Исаака, в страну Мориа, и там убей его. Принеси своего сына Мне в жертву сожжением на одной из тех гор, а на какой, Я укажу тебе».
3 Утром Авраам встал, оседлал своего осла и, взяв с собой Исаака и двоих слуг, наколол дров для сожжения, и отправился к тому месту, куда велел ему Бог.
4 На третий день Авраам поднял глаза и увидел на некотором расстоянии то место, куда они должны были прийти.
5 Авраам приказал своим слугам:
«Останьтесь здесь с ослом, а я возьму своего сына и пойду к тому месту. Там мы поклонимся Богу, а потом вернёмся обратно».
6 Авраам взял дрова для сожжения, положил их на плечи сыну, взял с собой нож и огонь, и они вдвоём пошли к месту поклонения.
7 Исаак сказал своему отцу Аврааму:
«Отец мой!» «Здесь я, сын мой!» — ответил Авраам. «Я вижу дрова и огонь, — сказал Исаак. — А где же ягнёнок, которого мы сожжём в приношение?»
8 «Бог Сам пошлёт ягнёнка для приношения, сын мой», — сказал Авраам. Авраам, придя вместе с сыном на то место,
9 куда велел Бог, возвёл там алтарь. Поместив на алтарь дрова, Авраам связал своего сына Исаака и положил его на дрова, сложенные на алтаре,
10 а потом вынул нож и приготовился убить своего сына.
11 И тогда Ангел Господний остановил Авраама, воззвав к нему с небес:
«Авраам, Авраам!» «Здесь я», — ответил Авраам.
12 Ангел сказал:
«Не убивай сына и не причиняй ему вреда. Я вижу теперь, что ты почитаешь Бога и послушен Ему. Я вижу, что ты готов ради Меня убить своего единственного сына».
13 Авраам поднял глаза и заметил барана, запутавшегося рогами в кустах. Он взял барана и принёс его в жертву Богу вместо сына.
14 И назвал Авраам это место Иегова-Ире. И сегодня люди ещё говорят:
«На этой горе видишь Господа».
15 И снова Ангел Господний воззвал к Аврааму с небес:
16 «Ты был готов ради Меня убить своего сына, единственного сына, и так как ты для Меня сделал такое, то обещаю вот что: Я, Господь, обещаю, что
17 воистину благословлю тебя, пошлю тебе великое множество потомков, столько, сколько звёзд на небе, столько, сколько песка на морском берегу, и победят они всех своих врагов.
18 Все народы земли будут благословенны через твоих потомков. И всё это Я сделаю потому, что ты повиновался Мне».
19 Затем Авраам возвратился к своим слугам, и они все вместе отправились в Вирсавию, где Авраам и поселился со своими домочадцами.
20 После всех этих происшествий до Авраама дошло такое известие:
«У твоего брата Нахора и жены его Милки теперь есть дети:
21 его первенец — Уц, второй сын — Буз, третий сын — Кемуил, отец Арама,
22 и ещё Кесед, Хазо, Пилдаш, Идлаф и Вафуил».
23 Вафуил же — отец Ревекки. Милка — мать этих восьмерых сыновей, а Нахор, брат Авраама, их отец.
24 У Нахора есть также четверо других сыновей от его наложницы Реумы: Тевах, Гахам, Тахаш и Маах.

Комментарии МакДональда

9. Исаак принесен в жертву (Гл. 22)

22:1−10 За исключением Голгофы, во всей Библии, пожалуй, нет более напряженной сцены, чем эта. Ни один другой эпизод не содержит такого ясного предзнаменования крестной смерти возлюбленного и единородного Сына Божьего. По повелению Божьему, Авраам должен был принести Исаака в жертву всесожжения в земле Мориа, и это стало для Авраама самым суровым испытанием веры. На самом деле, Бог вовсе не собирался позволить Аврааму убить Исаака; Бог всегда осуждал приношение людей в жертву. Мориа — это название горного хребта, где находятся Иерусалим (2Пар 3:1) и Голгофа. Когда Бог сказал: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака», эти слова должны были пронзить сердце Авраама, оставив в нем глубокие незаживающие раны. Исаак назван здесь единственным сыном Авраама, потому что был единственным сыном обетования, и его рождение было чудом.

Зачастую первое появление определенного слова в Библии во многом определяет использование этого слова во всей Библии в дальнейшем. Слова «любить» (ст. 2) и «поклоняться» (ст. 5) впервые встречаются именно в этом отрывке. Любовь Авраама к своему сыну Исааку — это всего лишь слабое подобие любви Бога к Своему Сыну. Принесение Исаака в жертву — это прообраз величайшего акта поклонения, когда Спаситель принес себя в жертву ради исполнения воли Божией.

22:11, 12 «Авраам! Авраам!» — первый из десяти случаев, когда имя в Писании употребляется дважды при обращении. В семи случаях оно встречается, когда Бог говорит с человеком (Быт 22:11; Быт 46:2; Исх 3:4; 1Цар 3:10; Лк 10:41; Лк 22:31; Деян 9:4). Остальные три случая — Мф 7:21−22; Мк 15:34. Такое удвоенное обращение используется тогда, когда речь идет об особо важных вещах. Ангел Господень (ст. 11) — это Бог (ст. 12).

22:13−15 Принесение Исаака в жертву стало для Авраама величайшим испытанием веры. Бог обещал Аврааму бесчисленное потомство, которое произойдет от его сына. Исааку в то время могло быть около двадцати пяти лет, и у него не было жены. Если бы Авраам убил его, то как бы исполнилось обещание? В послании к Евреям (11:19) сказано, что Авраам верил в то, что, даже если он убьет сына, Бог все равно воскресит его из мертвых. Это удивительный подвиг веры, потому что во всей известной мировой истории на тот момент еще не было случаев, когда кто-либо воскресал из мертвых. Эта вера выражается в словах: «Я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам» (22:5). Авраам вначале был оправдан верой (15:6), а затем подтвердил свою веру делами (Иак 2:21), о чем мы читаем в этом отрывке. Спасение он получил верой, дела же подтверждали истинность этой веры. Когда Исаак спросил: «Где же агнец?», Авраам ответил: «Бог усмотрит Себе агнца». Окончательным исполнением этого обещания стал не овен в стихе 13, а Агнец Божий, о котором говорится в Евангелии от Иоанна (1:29).

В этой главе мы видим два удивительных прообраза Христа. Первый — это Исаак. Единственный сын, любимый отцом, он готов был исполнять волю отца. После этого происходит его символическое возвращение к отцу из мертвых. Второй прообраз — это овен. Невинная жертва, умершая вместо кого-то другого. Овен пролил свою кровь и полностью сгорел перед Богом в пламени всесожжения. Кто-то сказал, что заменив Исаака овном, Бог пощадил Авраама, но Он не пощадил Самого Себя. Ангел Господень в стихах 11 и 15, как и везде в Ветхом Завете — это Господь Иисус Христос. Авраам назвал это место «Господь усмотрит» («Иегова-ире») (ст. 14). Это одно из семи составных имен Бога в Ветхом Завете. Другие шесть имен перечислены ниже:

Иегова-Рофеха — «Господь, целитель твой» (Исх 15:26).

Иегова-Нисси — «Господь — знамя мое» (Исх 17:8−15).

Иегова-Шалом — «Господь — наш мир» (Суд 6:24).

Иегова-Рои — «Господь — Пастырь мой» (Пс 22:1).

Иегова-Цидкену — «Господь — оправдание наше» (Иер 23:6).

Иегова-Шамма — «Господь там» (Иез 48:35).

22:16−19 Господь поклялся Самим Собой, потому что нет никого выше (Евр 6:13). Обетование Божие, подкрепленное клятвой, включает в себя и благословение для язычников через Христа (см. Гал 3:16). В стихе 17в Бог добавляет еще одно обещание к уже и без того богатому наследию Авраама. Господь говорит: «И овладеет семя твое городами врагов твоих» (дословно в древнееврейском тексте: «И овладеет семя твое воротами врагов твоих»). Это значит, что его потомки «будут господствовать над своими врагами. Взятие ворот вражеского города означало победу над самим городом».

22:20−24 У Нахора, брата Авраама, было двенадцать сыновей, в то время как у самого Авраама только двое — Измаил и Исаак. Это тоже было испытанием веры для Авраама, которому Бог пообещал потомство, многочисленное, как звезды на небе. Возможно, именно это и заставило патриарха послать Елиезера за женой для Исаака (гл. 24). Обратим внимание на имя Ребекки, которое упоминается в 22:23.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.