Бытие 37 глава

Первая книга Моисеева. Бытие
Библейской Лиги ERV → Комментарии МакДональда

Библейской Лиги ERV

1 Иаков остался жить в Ханаанской земле, в той самой земле, где жил его отец.
2 Вот история семейства Иакова. Когда Иосиф был семнадцатилетним юношей, в его обязанности входило пасти овец и коз. Эту работу он выполнял вместе со своими братьями: сыновьями Валлы и Зелфы, жён его отца. Он часто рассказывал отцу о том, как плохо поступают его братья.
3 Иосиф родился, когда его отец Израиль (Иаков) был очень стар, и потому Израиль любил Иосифа больше, чем остальных сыновей. Он подарил Иосифу очень красивый длинный плащ.
4 Братья Иосифа видели, что отец любит его больше, чем их, и потому ненавидели брата и отказывались обращаться с ним дружелюбно.
5 Однажды Иосифу приснился необычный сон. Он рассказал об этом братьям, и после этого они возненавидели его ещё больше.
6 «Мне приснилось, — сказал Иосиф, —
7 будто мы все работаем в поле, вяжем снопы пшеницы, и вот мой сноп встал прямо, а все ваши снопы пшеницы собрались вокруг моего снопа и поклонились ему».
8 «Что же ты думаешь, что станешь царём и будешь править нами?»
— спросили братья и возненавидели его ещё больше за сны, которые ему снились.
9 После этого Иосифу приснился ещё один сон, и он рассказал о нём братьям:
«Мне приснился ещё один сон: я видел, как солнце, луна и одиннадцать звезд поклонились мне».
10 Иосиф рассказал об этом сне своему отцу и братьям, но отец стал его бранить:
«Что это за сон такой? Неужели ты думаешь, что твоя мать, твои братья и я поклонимся тебе?»
11 Братья Иосифа по-прежнему завидовали ему, а их отец недоумевал, что бы это могло означать.
12 Однажды братья Иосифа пошли в Сихем пасти овец отца.
13 Иаков сказал Иосифу:
«Отправляйся в Сихем, там твои братья пасут овец».
«Хорошо», — ответил Иосиф.
14 «Пойди и посмотри, всё ли в порядке с твоими братьями, — сказал отец Иосифа, — а потом вернись и расскажи мне, как там мои овцы».
И послал его отец из долины Хеврона в Сихем.
15 Но в Сихеме Иосиф сбился с дороги, и, когда он блуждал по полям, ему встретился какой-то человек, который спросил его:
«Кого ты ищешь?»
16 «Я ищу своих братьев, — ответил Иосиф. — Не можешь ли ты мне сказать, где они пасут своих овец?»
17 «Они уже ушли, — ответил тот человек. — Я слышал, что они собирались в Дотан».
Иосиф пошёл вслед за братьями и нашёл их в Дотане.
18 Когда братья издали увидели, что Иосиф направляется к ним, они стали сговариваться о том, как бы его убить.
19 «Вон идёт Иосиф, тот, кому снятся сны, — сказали братья. —
20 Давайте убьём его и бросим его тело в один из пустых колодцев, а отцу скажем, что его растерзал дикий зверь. Это будет доказательством того, что в снах нет толка».
21 Но Рувим хотел спасти Иосифа и поэтому сказал:
«Не надо его убивать.
22 Бросьте его в колодец, но не причиняйте ему вреда».
Рувим намеревался спасти Иосифа и отослать его обратно к отцу.
23 Когда Иосиф подошёл к братьям, они набросились на него, сорвали с него длинный красивый плащ
24 и сбросили его в пустой пересохший колодец.
25 Потом братья уселись неподалеку и стали есть. Затем они увидели караван торговцев, идущих из Галаада в Египет, их верблюды были нагружены пряностями: бальзамом, ладаном и миррой.
26 «Какая нам будет выгода, если мы убьём нашего брата и скроем его смерть? — спросил Иуда братьев. —
27 Давайте продадим его этим торговцам. Тогда мы не будем повинны в убийстве собственного брата».
Остальные братья согласились с ним,
28 и, когда мадиамские купцы проходили мимо, братья вытащили Иосифа из колодца и продали его купцам за двадцать серебряных монет, и те забрали его с собой в Египет.
29 Рувима в это время среди них не было, и он не знал, что братья продали Иосифа. Когда же он вернулся к колодцу и увидел, что Иосифа там нет, то разорвал на себе одежду в знак скорби.
30 Затем он пошёл к братьям и спросил:
«Мальчика там нет! Что же мне теперь делать?»
31 Братья же закололи козла, вымазали кровью красивый плащ Иосифа,
32 а потом показали плащ отцу, сказав:
«Мы нашли этот плащ. Не Иосифов ли он?»
33 Увидев плащ, отец сразу же узнал его. Это был плащ Иосифа. «Да, это его плащ, — сказал отец. — Видно, его растерзал дикий зверь! Хищный зверь сожрал моего сына Иосифа!»
34 Иаков так горевал о сыне, что разорвал на себе одежду и, надев на себя траурные одежды, ещё долго оплакивал сына.
35 Сыновья и дочери пытались утешить Иакова, но он так никогда и не утешился. «Я буду горевать о моём сыне до самой смерти», — сказал Иаков и не переставал печалиться о своём сыне Иосифе.
36 Мадиамитяне же продали Иосифа в Египте Потифару, капитану телохранителей фараона.

Комментарии МакДональда

Г. Иосиф (37:1 — 50:26)

1. Иосиф продан в рабство (Гл. 37)

37:1−17 Слова «Вот житие Иакова» появляются как будто внезапно. Это объясняется тем, что история Иакова (гл. 25−35) прерывается родословной потомков Исава в главе 36, а затем продолжается с главы 37 до конца книги. Особое внимание при этом будет уделяться сыну Иакова Иосифу.

Иосиф — это один из самых замечательных прообразов (прототипов) Христа в Ветхом Завете, хотя в Библии нигде об этом не говорится. А. В. Пинк приводит 101 сходство между Иосифом и Христом, Ада Хаберсон насчитывает 121. Иосиф был, к примеру, любим отцом (ст. 3), упрекал братьев за их грехи (ст. 2). Братья ненавидели его и продали врагам (ст. 4, 26−28). Он был наказан несправедливо (гл. 39), был возвеличен и стал спасителем мира, потому что весь мир приходил к нему за хлебом (41:57). Будучи отвержен братьями, он взял себе невесту-язычницу (41:45).

Разноцветная одежда (или «долгополая одежда с длинными рукавами» по переводу Исправленного Стандартного Издания Библии) была знаком особой привязанности отца, что возбудило в сердцах его братьев зависть и ненависть. В первом сне Иосифа одиннадцать снопов поклонились двенадцатому. Это было пророчество о том, что наступит день, когда браться преклонятся перед Иосифом. Затем Иосифу приснилось, что ему кланяются солнце, луна и одиннадцать звезд. Солнце и луна означают Иакова и Лию (Рахиль к тому времени уже умерла), а одиннадцать звезд — братьев Иосифа (ст. 9−11).

37:18−28 Когда Иосиф был послан с поручением к братьям, те замыслили его убить, но затем прислушались к предложению Рувима и решили бросить его в пустой колодец возле Дофана. Затем они сели есть и увидели караван измаильтян, направлявшийся в Египет. Иуда предложил продать Иосифа, и братья согласились. В этом отрывке измаильтяне называются также мадианитянами (как и книге Судей 8:22−24). Когда мадиамские купцы проходили мимо, братья вытащили Иосифа из ямы и продали торговцам.

37:29−36 Рувима с ними не было, когда это происходило. Возвратившись, он пришел в ужас, потому что не знал, как объяснить отцу пропажу Иосифа. И тогда братья испачкали одежду Иосифа кровью козла, и отослали эту одежду отцу, проявив полное бездушие. Иаков решил, что Иосиф погиб. Однажды Иаков обманул своего отца, и при обмане тоже был использован козел, шкура которого помогла Иакову притвориться Исавом (27:16−23). Теперь Иаков сам был жестоко обманут, и при этом обмане опять используется все то же животное — козел. «Иаков вновь познал боль, которую причиняет обман». Мадиянитяне, сами того не зная, были инструментами для исполнения воли Бога, привезя Иосифа в Египет и продав его в дом Потифара, придворного фараона. Это подтверждается и словами псалма: «И гнев человеческий обратится во славу Тебе; остаток же гнева Ты укротишь» (Пс 75:11).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.