«Как можешь ты спать? Вставай и обратись к своему Богу! Может, Он услышит твою молитву и не даст нам погибнуть».
«Давайте бросим жребий, чтобы узнать, из-за кого мы терпим бедствие».
Они бросили жребий, и он пал на Иону.
«Это по твоей вине нас постигла страшная беда! Кто ты? Откуда ты родом? Из какой страны и из какого народа?»
«Я еврей и поклоняюсь Господу, Богу небес, сотворившему море и сушу».
«Какой же страшный поступок ты совершил против твоего Бога?»
«Что нам сделать с тобой, чтобы море успокоилось?»
«Господи, не губи нас за то, что мы лишаем этого человека жизни. Не возлагай на нас вину за убийство невинного, потому что Ты — Господь, и Ты вершишь то, что угодно Тебе».
I. НЕПОСЛУШАНИЕ ПРОРОКА (1:1 — 2:1)
А. Призвание Ионы (1:1−2)
Бог послал Иону проповедовать в Ниневию, столицу Ассирии — главного врага Израиля. По-человечески можно понять чувства пророка, который не хотел туда идти (см. выше «Исторический фон и тема»).
Б. Бегство Ионы (1:3)
Иона ослушался Бога и сел на корабль, отправляющийся в Фарсис (вероятно, порт на южном побережье Испании). Х. Ч. Вудринг так комментирует этот бунт пророка:
«Бог хотел, чтобы Иона отправился в Ниневию, расположенную в пятистах милях к северо-востоку от Палестины — он же предпринял путешествие в 2000 мили на запад. Бог хотел, чтобы Иона добрался до места назначения сушей вдоль «плодородного полумесяца» — он же избрал ужасное морское путешествие (иудеи терпеть не могли моря). Бог послал Иону в одну из величайших столиц того времени — он же отправился в далекий торговый порт на границе цивилизованного мира. Господь хотел быть со Своим пророком — Иона же попытался убежать от присутствия и силы Бога.»
В. Шторм на море (1:4−10)
Господь навел (букв. «швырнул») на море крепкий ветер, и соделалась. великая буря, которая угрожала уничтожить корабль и моряков. Корабельщики — которые были язычниками (вероятно, финикийцы) — бросили жребий, чтобы определить, кто является причиной бедствия. Виновным оказался еврей Иона, который бежал от лица Господа.
Г. Иона в чреве кита (1:11 — 2:1)
1:11−16 Вопрос «что сделать нам с тобою, чтобы море утихло для нас?» раскрывает природу большинства людей, готовых спасти свою шкуру любой ценой. Тем не менее, эти язычники оказались на редкость благородными — для настоящих морских волков. Когда Иона посоветовал бросить его в море, они вместо этого приложили все усилия, чтобы пристать к земле. К «крайнему средству» прибегли только потому, что море все продолжало бушевать против них.