«Разве нет у Израиля сыновей
или наследника нет у него?
Так почему же идол аммонитян Милхом
захватил владения Гада
и народ его в городах Гада поселился?
Придет время, —
говорит ГОСПОДЬ, —
когда Я повелю клич боевой издать,
призывающий на войну против Раввы,
против города сыновей Аммона;
и превратится он в груду развалин,
и дочери его2 в огне сгорят,
и возвратит Израиль земли свои,3 —
говорит ГОСПОДЬ. —
Рыдай, Хешбон, ибо опустошен Ай,
стенайте, дочери Раввы,
препояшьтесь вретищем, рыдайте,
в смятении будете метаться, словно овцы в загоне,4
потому что уведут Милхома в плен,
и жрецов его, и всю знать.
Что ты хвалишься своими долинами?
Иссякнет сила твоя,
дочь-отступница.
Ты полагалась на сокровища свои, говорила:
„Кто выступит против меня?“
Но Я подвергну тебя ужасному бедствию, —
говорит Владыка, ГОСПОДЬ Воинств, —
придет оно к тебе через тех, кто окружает тебя, —
все вы изгнаны будете,
повсюду рассеяны,
и не найдется того,
кто собрал бы воедино странников.
Но после этого верну Я аммонитянам
всё утраченное ими», —
это слово ГОСПОДНЕ.
«Разве нет более мудрости на Темане,5
или здравые советы перевелись у разумных,
или же мудрость покинула их?6
Поверните назад и бегите,
укройтесь в ущельях,
жители Дедана!
Я подвергну его бедствиям Исава,
пришло время, и Я взыщу с него.
Когда бы твой виноградник обирали,
разве не оставили бы хоть немного ягод?
И если бы воры ночные пришли,
они украли бы столько, сколько им нужно.
Я же донага раздел Исава,
обнаружил тайники его,
он нигде не может укрыться;
истреблены и потомки, и братья его,
и соседей у него не осталось.
Но оставь сирот своих,
Я сохраню им жизнь,
и вдовы твои на Меня пусть уповают».
Слышал я весть от ГОСПОДА,
и вестник был послан к народам:
«Собирайтесь и наступайте на Эдом,
поднимайтесь на бой!
Знай, Я сделаю тебя наименьшим средь народов,
презираемым средь людей.
Ты думал, что внушаешь ужас,
но обольстило тебя гордое сердце твое,
живущий в расселинах скал
обладатель горных высот.
Свей ты гнездо свое
так высоко, как орел,
низвергну тебя и оттуда, —
это ГОСПОДА слово. —
«Трепет охватил Хамат и Арпад,10
ибо дошли до них слухи о бедствии,
мечутся они в страхе,11
подобно волнующемуся морю,
что стихнуть никак не может.
Сник Дамаск, задрожал,
приготовился к бегству.
Мука и боль объяла его, как роженицу.
Как оказался заброшен город,
столь восхваляемый раньше,
поселенье отрады Моей?
Падут его юноши на площадях,
и все воины его погибнут в тот день, —
говорит ГОСПОДЬ Воинств. —
Я предам огню стены Дамаска,
и пожрет он чертоги Бен-Хадада».12
«Восстаньте, наступайте на Кедар,
разорите сынов Востока!
Отнимите у них шатры и стада,
покрывала их и всю утварь,
заберите их верблюдов.
Пусть кричат им:
„Ужас кругом!“
Бегите, скитайтесь вдали,
укройтесь в отдаленных ущельях,
жители Хацора, —
это ГОСПОДА слово, —
ибо Навуходоносор, царь вавилонский,
имеет замысел против вас
и намерение свое решил осуществить.
Поднимайтесь, выступайте
против народа благополучного,
живущего беспечно, —
говорит ГОСПОДЬ. —
Нет у них ни дверей, ни запоров,
живут они от всех в стороне.
Но похищены будут верблюды их,
несметные стада их
добычей станут,
на все четыре стороны14 развею Я
народ с выстриженными висками
и со всех сторон обрушу на них бедствия, —
говорит ГОСПОДЬ. —
И станет Хацор прибежищем для шакалов,
вечным запустением,
так что не поселится там человек
и никто не будет искать там пристанища».
Г. Пророчество против Аммона (49:1−6)
После того, как племена Рувим и Гад были уведены в плен, их земли захватили аммонитяне, которых теперь ждет суровое наказание за гордыню и самонадеянность — но до конца истреблены не будут.
Д. Пророчество против Едома (49:7−22)
Едомитяне хвалились кладезем мудрости и неприступностью укреплений в расселинах скал, но Бог объявил, что все эти скалы обезлюдеют. Вильямс отмечает: «Первая часть стиха 12 относится к Едому, вторая — к Израилю. Если чада Божьи подлежат наказанию за грехи, то что говорить о чужих»! Нет никаких обещаний, что Едом будет восстановлен.
Е. Пророчество против Дамаска (49:23−27)
Дамаск (Сирию) ждет гибель — падут юноши его на улицах его, все воины будут убиты, а сам город сгорит. Стих 25 — это скорее всего, цитата в цитате, слова одного из жителей города, а не Господа (хотя в некоторых переводах слово «моей» пишется с заглавной буквы).
(49:23−27) Так как в древнееврейском языке не было различия между заглавными и строчными буквами, переводчикам приходится самим решать, какая буква должна быть в тексте.
Ж. Пророчество против Кидара и Асора (49:28−33)
49:28−29 Кочевые племена Кидара (арабы) потерпят поражение от вавилонской армии.
49:30−33 Навуходоносор вторгнется в незащищенный Асор и разграбит город, оставив после себя опустошенную землю.
З. Пророчество против Елама (49:34−39)
Еламитяне (персы) будут рассеяны по всей земле, но в последние дни Господь возвратит плен Елама. Фраза «поставлю престол Мой в Еламе» используется в том смысле, что Бог произведет суд над этим народом.