Иеремия 49 глава

Книга пророка Иеремии
Под редакцией Кулаковых → Елизаветинская на русском

 
 

Об аммонитянах1 так говорит ГОСПОДЬ: «Разве нет у Израиля сыновей или наследника нет у него? Так почему же идол аммонитян Милхом захватил владения Гада и народ его в городах Гада поселился?
 
К сыном аммоним тако глаголет Господь: еда не суть сынове израилевы, или наследника несть им? почто убо прия наследие мелхом гада, и людие его во градех его живяху?

Придет время, — говорит ГОСПОДЬ, — когда Я повелю клич боевой издать, призывающий на войну против Раввы, против города сыновей Аммона; и превратится он в груду развалин, и дочери его2 в огне сгорят, и возвратит Израиль земли свои,3 — говорит ГОСПОДЬ. —
 
Сего ради, се, дние грядут, глаголет Господь, и оглашу на равваф сынов аммоних ратный звук, и будет в непроходная и в пагубу, и требища его огнем сожжена будут, и восприимет израиль власть свою, глаголет Господь.

Рыдай, Хешбон, ибо опустошен Ай, стенайте, дочери Раввы, препояшьтесь вретищем, рыдайте, в смятении будете метаться, словно овцы в загоне,4 потому что уведут Милхома в плен, и жрецов его, и всю знать.
 
Возопий, есевоне, яко погибе гай: возопийте, дщери раввафски, препояшитеся вретищами, рыдайте и бегайте по забралом, яко мелхом во плен отведется, священницы и князи его вкупе.

Что ты хвалишься своими долинами? Иссякнет сила твоя, дочь-отступница. Ты полагалась на сокровища свои, говорила: „Кто выступит против меня?“
 
Что хвалишися во удолиих? стече удолие твое, дщи безстудная, уповающая на богатства своя, глаголющи: кто приидет на мя?

Но Я подвергну тебя ужасному бедствию, — говорит Владыка, ГОСПОДЬ Воинств, — придет оно к тебе через тех, кто окружает тебя, — все вы изгнаны будете, повсюду рассеяны, и не найдется того, кто собрал бы воедино странников.
 
Се, аз наведу на тя страх, глаголет Господь вседержитель, от всех сущих окрест тебе: и разсеетеся вси от лица его, и не будет собирающаго бежащих.

Но после этого верну Я аммонитянам всё утраченное ими», — это слово ГОСПОДНЕ.
 
И посем возвращу пленники сынов аммоних, глаголет Господь.

Об Эдоме так говорит ГОСПОДЬ Воинств: «Разве нет более мудрости на Темане,5 или здравые советы перевелись у разумных, или же мудрость покинула их?6
 
Ко идумеи сия глаголет Господь вседержитель: еда есть ктому мудрость во фемане? погибе совет от разумных, непотребна бысть мудрость их,

Поверните назад и бегите, укройтесь в ущельях, жители Дедана! Я подвергну его бедствиям Исава, пришло время, и Я взыщу с него.
 
попрано бысть место их: снидите в пропасть к седению, живущии во дедане: яко жестокая сотвори: (погибель исавлю) наведох нань во время, в неже посетих его.

Когда бы твой виноградник обирали, разве не оставили бы хоть немного ягод? И если бы воры ночные пришли, они украли бы столько, сколько им нужно.
 
Яко оымателие вина приидоша на тя, не оставят тебе останков: аки татие в нощи возложат руки своя.

Я же донага раздел Исава, обнаружил тайники его, он нигде не может укрыться; истреблены и потомки, и братья его, и соседей у него не осталось.
 
Яко (аз) обнажих исава, открых тайная его, не возможет утаитися, погибе рукою брата своего и соседа своего,

Но оставь сирот своих, Я сохраню им жизнь, и вдовы твои на Меня пусть уповают».
 
и несть остатися сироте твоей, да живет: аз же сотворю жити, и вдовицы на мя уповаша.

Так говорит ГОСПОДЬ: «Даже те, кто не заслужил испить эту чашу, вынуждены испить ее; так неужели ты избегнешь наказания? Нет, не избегнешь ты наказания — выпьешь ее до самого дна.
 
Тако бо глаголет Господь: се, имже не бе закона пити чашу, пиюще испиют: и ты ли аки неповинный останешися? не будеши неповинен, но пия испиеши.

Ибо Я поклялся, — это слово ГОСПОДНЕ, — что Боцра7 будет наводить на окружающих ужас, станет посмешищем, руинами, проклятьем, и все города ее превратятся навеки в развалины».
 
Собою бо кляхся, глаголет Господь, яко в пустыню и в поругание и в посмех и в проклятие будеши посреде его, и вси гради его будут в пустыню вечную.

Слышал я весть от ГОСПОДА, и вестник был послан к народам: «Собирайтесь и наступайте на Эдом, поднимайтесь на бой!
 
Слух слышах от Господа, и послов во языки посла: соберитеся и идите противу ему и востаните на ополчение.

Знай, Я сделаю тебя наименьшим средь народов, презираемым средь людей.
 
Се, мала дах тя во языцех и поругаема в людех.

Ты думал, что внушаешь ужас, но обольстило тебя гордое сердце твое, живущий в расселинах скал обладатель горных высот. Свей ты гнездо свое так высоко, как орел, низвергну тебя и оттуда, — это ГОСПОДА слово. —
 
Играние твое прельсти тя, безстудие сердца твоего обиташе в разселинах каменных, похити крепость холма высокаго: егда вознесеши яко орел гнездо свое, оттоле свергу тя, глаголет Господь.

Сделает Эдом свою страну устрашением для других, и всякий прохожий ужаснется и присвистнет, увидев, какие наказания8 они понесли ».
 
И будет идумеа в запустение, всяк ходяй чрез ню подивится и позвиждет над всякою язвою ея.

Так же было, когда ГОСПОДЬ уничтожил Содом и Гоморру и окрестные города, и сказал ГОСПОДЬ: «Да не поселится там человек, и никто уж не будет искать там пристанища.
 
Якоже превращена есть содома и гоморра и соседи ея, глаголет Господь, не поживет тамо муж, ниже пребудет тамо сын человечь.

Подобно льву, что поднимается от верховьев Иордана к сочным лугам, Я всполошу, разгоню их, а избранника Своего поставлю над ним. Ибо кто Мне подобен? Кто потребует от Меня ответа? И какой пастырь противостанет Мне?»
 
Се, якоже лев изыдет от среды иордана на место сильнаго, яко скоро сотворю им бежати от него, и кто будет избран, егоже поставлю над ним? кто бо подобен мне? и кто противостанет ми? и кто есть сей пастырь, иже сопротивится лицу моему?

Потому послушайте о замысле ГОСПОДА, что Он задумал об Эдоме, и о намерении Его, что Он решил о жителях Темана: непременно похитят ягнят из стада сего, и вся паства будет поражена участью, их постигшей.9
 
Сего ради слышите совет Господень, егоже совеща на едома, и умышление его, еже умысли на живущих во фемане, не свергут ли их малая от стад, и не разметано ли будет на них жилище их?

От звука паденья их задрожит земля, а крик их слышен будет до самого Красного моря.
 
От гласа бо падения их потрясеся земля, и вопль на мори чермнем слышася гласа их.

Он взмоет ввысь, как орел, и будет парить, простирая крылья над Боцрой, и сердца эдомских воинов в тот день затрепещут, как сердце роженицы.
 
Се, яко орел взыдет и возлетит и прострет криле свои над твердыньми его: и будет сердце сильных идумейских в той день, яко сердце жены родящия.

О Дамаске. «Трепет охватил Хамат и Арпад,10 ибо дошли до них слухи о бедствии, мечутся они в страхе,11 подобно волнующемуся морю, что стихнуть никак не может.
 
К дамаску: посрамися емаф и арфаф, яко слух зол слышаша, ужасошася, возмутишася на мори, (за попечение) упокоитися не могут.

Сник Дамаск, задрожал, приготовился к бегству. Мука и боль объяла его, как роженицу.
 
Расторжеся дамаск, обратися на бежание, трепет объят и, скорбь и болезнь одержаша его яко раждающую.

Как оказался заброшен город, столь восхваляемый раньше, поселенье отрады Моей?
 
Како не оставиша града славнаго, крепости любезныя?

Падут его юноши на площадях, и все воины его погибнут в тот день, — говорит ГОСПОДЬ Воинств. —
 
Сего ради падут юноши на стогнах твоих, и вси мужие воинстии падут в той день, глаголет Господь вседержитель.

Я предам огню стены Дамаска, и пожрет он чертоги Бен-Хадада».12
 
И возжгу огнь на стене дамаска, и пожжет стены сына адерова.

О Кедаре и царствах Хацора,13 которые разбил Навуходоносор, царь вавилонский, так говорит ГОСПОДЬ: «Восстаньте, наступайте на Кедар, разорите сынов Востока!
 
К кидару, царице двора, егоже порази навуходоносор царь вавилонский, тако глаголет Господь: востаните и взыдите на кидар и погубите сыны восточныя.

Отнимите у них шатры и стада, покрывала их и всю утварь, заберите их верблюдов. Пусть кричат им: „Ужас кругом!“
 
Селения их и стада их возмут: одежды их и вся сосуды их и велблюды их возмут себе, и призовут на ня страх окрест.

Бегите, скитайтесь вдали, укройтесь в отдаленных ущельях, жители Хацора, — это ГОСПОДА слово, — ибо Навуходоносор, царь вавилонский, имеет замысел против вас и намерение свое решил осуществить.
 
Бежите и отидите вскоре, в пропастех сядите, живущии во дворе, глаголет Господь: яко совеща на вы навуходоносор царь вавилонский совет и помысли на вас умышление.

Поднимайтесь, выступайте против народа благополучного, живущего беспечно, — говорит ГОСПОДЬ. — Нет у них ни дверей, ни запоров, живут они от всех в стороне.
 
Востаните и внидите к людем упокоеным, живущым в прохладе, глаголет Господь: иже ни дверий, ниже заворов имут, едини обитают.

Но похищены будут верблюды их, несметные стада их добычей станут, на все четыре стороны14 развею Я народ с выстриженными висками и со всех сторон обрушу на них бедствия, — говорит ГОСПОДЬ. —
 
И будут велблюды их в расхищение и множество скота их в разграбление, и развею я всяким ветром остриженых окрест, и от всех окрестных их приведу на ня погибель, глаголет Господь.

И станет Хацор прибежищем для шакалов, вечным запустением, так что не поселится там человек и никто не будет искать там пристанища».
 
И будет двор в жилище змием и пуст даже до века, не поживет тамо муж, ниже будет живяй в нем сын человечь.

Слово ГОСПОДНЕ, которое было пророку Иеремии об Эламе.15 В начале правления Седекии, царя иудейского, сказано было ему:
 
Слово Господне, еже бысть ко иеремии пророку на елам, в начале царства седекии царя иудина, глаголя:

«Так говорит ГОСПОДЬ Воинств: „Я переломлю лук Элама, главную силу его.
 
тако глаголет Господь вседержитель: се, аз сокрушу лук еламль, начало силы их,

Пошлю на Элам четыре ветра с четырех сторон небес и развею его по всем этим ветрам, и не будет такого народа, к которому бы не бежали изгнанники Элама.
 
и наведу на елам четыри ветры от четырех стран небесных и развею я во вся ветры тыя, и не будет языка, в оньже бы не пришли бежащии еламитяне.

Я повергну Элам в ужас пред их врагами и перед теми, кто жаждет их смерти, подвергну их бедствию, ярости гнева Моего, — это ГОСПОДА слово. — И пошлю меч им вслед до полного их истребления.
 
И устрашу их пред враги их и пред лицем ищущих души их, и наведу на ня злая, по гневу ярости моея, глаголет Господь: и послю вслед их мечь мой, дондеже сотру их:

И возведу престол Мой в Эламе, а царя и знать уничтожу, — говорит ГОСПОДЬ. —
 
и поставлю престол мой во еламе, и иждену оттуду царя и князи, глаголет Господь:

Но в последние дни Я верну Эламу всё утраченное им“», — таково слово ГОСПОДА.
 
и будет в последния дни, возвращу плен еламль, глаголет Господь.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Аммон был небольшим царством к северо-востоку от Моава, которое постоянно вступало в военные конфликты в Заиорданье с племенами Рувима, Гада и Манассии из-за территориальных прав на земли к северу и к югу от потока Яввок. Центром Аммона был город Равва (современный Амман). После выселения израильтян из Заиорданья в 733 г. до Р. Х. аммонитяне завладели их городами (49:1). Как и Моав, Аммон сначала подчинялся Навуходоносору и поддерживал его в походах против Иудеи (4Цар 24:2). Но в 594 г. до Р. Х. он вместе с Моавом и Эдомом восстал против Вавилона (27:3). Согласно Иосифу Флавию, Аммон был побежден Навуходоносором в 582 г. до Р. Х.
2  [2] — Или: дочерние поселения. В таргумах и Пешитте: поселения ее, в LXX: жертвенники.
2  [3] — Здесь присутствует игра слов: «отнимет у того, кто раньше отнял».
3  [4] — Друг. чтение: бродите с порезами (на теле).
7  [5] — Теман — имя одного из потомков Исава и одного из родов эдомитян. Этим именем также называлась северная часть страны Эдом, в которой проживали потомки этого рода (ср. Быт 36:11,15,34). Здесь Теман — символ всей страны Эдом, как и Боцра (см. ст. 13, ср. также Иер 49:20; Иез 25:13).
7  [6] — Букв.: испорчена / прогнила.
13  [7] — Вместо «Боцра» LXX переводит «внутри него», т. е. Эдома.
17  [8] — Букв.: удары.
20  [9] — Или: Я опустошу их пастбища из-за них.
23  [10] — Букв.: в стыде Хамат и Арпад. Г. Хамат на р. Оронт в 183 км севернее Дамаска и г. Арпад, расположенный на 158 км дальше к северу, лежали на пути завоевателей с севера, Ассирии и Вавилона.
23  [11] — Букв.: растаяли / оробели.
27  [12] — Речь идет о царской династии, правившей Арамеей с 843 г. до Р. Х. (ср. 4Цар 8:7−15), и о сыне Хазаэля, Бен-Хададе (4Цар 13:3,24). Такое же имя носил ряд царей Сирии.
28  [13] — LXX: царица двора. Кедар и Хацор служат здесь для обозначения кочевых арабских племен.
32  [14] — Букв.: по всем ветрам.
34  [15] — Элам — страна с восточной стороны р. Тигр (на юго-западе современного Ирана) со столицей в г. Сузы.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.