От Марка 1 глава

Евангелие от Марка
Под редакцией Кулаковых → Елизаветинская на русском

 
 

Начало Благой Вести об Иисусе Христе,1 [Сыне Божьем].
 
Зачало Евангелиа Иисуса Христа, Сына Божия,

У пророка Исайи2 написано: «Вот, впереди Тебя посылаю Я вестника3 Моего, он приготовит путь Твой».4
 
якоже есть писано во пророцех: се, аз посылаю ангела моего пред лицем твоим, иже уготовит путь твой пред тобою.

«Голос громко взывающего в пустыне:5 „Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему!“»6
 
Глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень, правы творите стези его.

Во исполнение этого пророчества явился Иоанн. Он крестил в пустынных местах и проповедовал крещение в знак покаяния для прощения грехов.
 
Бысть иоанн крестяй в пустыни и проповедая крещение покаяния во отпущение грехов.

И шли к нему со всех концов Иудеи, шли и все жители Иерусалима. Они признавали грехи свои,7 а он крестил их в реке Иордане.
 
И исхождаше к нему вся иудейская страна и Иерусалимляне: и крещахуся вси во иордане реце от него, исповедающе грехи своя.

Одежду Иоанн носил из грубой верблюжьей шерсти, бедра его опоясывал простой кожаный пояс, а пищей ему были акриды8 и дикий мед.
 
Бе же иоанн оболчен власы велблужди, и пояс усмен о чреслех его, и ядый акриды и мед дивий.

И в своей проповеди Иоанн говорил народу: «За мною идет Тот, Кто сильнее меня, Тот, у Кого я недостоин, склонившись, развязать ремни обуви Его.
 
И проповедаше, глаголя: грядет креплий мене вслед мене, емуже несмь достоин преклонься разрешити ремень сапог его:

Я вас крестил водою, а Он вас будет крестить Духом Святым».
 
аз убо крестих вы водою: той же крестит вы Духом святым.

В те дни из Назарета, что в Галилее, пришел Иисус к Иоанну, и тот крестил Его в Иордане.
 
И бысть во онех днех, прииде Иисус от назарета галилейскаго и крестися от иоанна во иордане.

Когда Иисус выходил из воды, Он9 увидел, что небеса раскрылись и на Него, подобно голубю, нисходит Дух Святой.
 
И абие восходя от воды, виде разводящася небеса и Духа яко голубя, сходяща нань.

И раздался тогда голос с неба: «Ты — Сын Мой возлюбленный, отрада Ты Мне!»
 
И глас бысть с небесе: ты еси Сын мой возлюбленный, о немже благоволих.

Сразу же после этого Дух Святой побудил Иисуса уйти в пустыню.
 
И абие Дух изведе его в пустыню.

И оставался Он там сорок дней, искушаемый сатаной,10 среди диких зверей, и ангелы Божии заботились о Нем.11
 
И бе ту в пустыни дний четыредесять, искушаемь сатаною, и бе со зверьми: и ангели служаху ему.

После же того, как схвачен12 был Иоанн, Иисус вернулся в Галилею, возвещая Благую Весть Божию.13
 
По предании же иоаннове, прииде Иисус в галилею, проповедая Евангелие Царствия Божия

Он говорил: «Настал час14 — приблизилось15 Царство Божие. Покайтесь и верьте Вести Благой!»
 
и глаголя, яко исполнися время и приближися Царствие Божие: покайтеся и веруйте во Евангелие.

Проходя однажды берегом моря Галилейского, увидел Иисус двух рыбаков, закидывающих сети в море, — то были Симон и его брат Андрей.
 
Ходя же при мори галилейстем, виде симона и андреа брата (того) симона, вметающа мрежи в море: беста бо рыбаря.

Иисус сказал им: «Пойдемте со Мной, и Я сделаю вас ловцами душ человеческих».
 
И рече има Иисус: приидита вслед мене, и сотворю вас быти ловца человеком.

Они сразу же оставили сети и последовали за Ним.
 
И абие оставльша мрежи своя, по нем идоста.

Пойдя с ними дальше, Иисус вскоре увидел Иакова, сына Зеведеева, и брата его Иоанна, чинивших сети в своей лодке.
 
И прешед мало оттуду, узре иакова зеведеова и иоанна брата его, и та в корабли строяща мрежа:

Он тотчас позвал их, и они пошли за Ним, оставив в лодке отца своего Зеведея с работниками.
 
и абие воззва я. И оставльша отца своего зеведеа в корабли с наемники, по нем идоста.

Пришли они в Капернаум, и в первую же субботу Иисус отправился в синагогу16 и стал учить собравшихся там.
 
И внидоша в капернаум: и абие в субботы вшед в сонмище, учаше.

Все дивились тому, как Он учил: как власть имеющий учил Он их, а не как книжники.17
 
И дивляхуся о учении его: бе бо учя их яко власть имый, и не яко книжницы.

В той синагоге был человек, одержимый духом нечистым, и закричал он во весь голос:
 
И бе в сонмищи их человек в дусе нечисте, и воззва,

«Ну что Тебе нужно от нас,18 Иисус из Назарета?19 Ты пришел погубить нас? Знаю, кто Ты такой — святой Божий Сын! »
 
глаголя: остави, что нам и тебе, Иисусе назарянине? пришел еси погубити нас: вем тя, кто еси, святый Божий.

«Замолчи, — строго сказал ему Иисус, — и выйди из него!»
 
И запрети ему Иисус, глаголя: умолчи и изыди из него.

И сразу же после этих слов дух нечистый, сотрясая того человека и дико крича, вышел из него.
 
И стрясе его дух нечистый, и возопи гласом великим, и изыде из него.

Всех объял ужас, и люди спрашивали друг друга: «Что всё это значит? Видно, здесь новое учение возвещается, да еще так властно! Он и духам нечистым повелевает, и они повинуются Ему!»
 
И ужасошася вси, якоже стязатися им к себе, глаголющым: что есть сие? (и) что учение новое сие, яко по области и духовом нечистым велит, и послушают его?

И сразу повсюду, по всей земле Галилейской, разнеслась молва о Нем.
 
Изыде же слух его абие во всю страну галилейску.

Оставив синагогу, Иисус тотчас направился вместе с Иаковом и братом его Иоанном в дом Симона и Андрея.
 
И абие из сонмища изшедше, приидоша в дом симонов и андреов со иаковом и иоанном.

В это время теща Симона лежала в горячке. Как только Иисусу сказали об этом,
 
Теща же симонова лежаше огнем жегома: и абие глаголаша ему о ней.

Он подошел к ней и, взяв за руку, поднял ее: жар у нее спал, и женщина смогла даже прислуживать им.
 
И приступль воздвиже ю, емь за руку ея: и остави ю огнь абие, и служаше им.

А вечером, когда зашло солнце, к Иисусу понесли всех больных и бесноватых,
 
Позде же бывшу, егда захождаше солнце, приношаху к нему вся недужныя и бесныя.

так что собрался перед тем домом весь город.
 
И бе весь град собрался к дверем.

Многих несчастных исцелил тогда Иисус от разных болезней, множество бесов изгнал, не позволяя им говорить, ибо20 знали они, кто Он21 такой.
 
И изцели многи зле страждущыя различными недуги: и бесы многи изгна, и не оставляше глаголати бесы, яко ведяху его Христа суща.

Утром, встав задолго до рассвета, Иисус ушел из того дома, удалился в уединенное место и там молился.
 
И утро, нощи сущей зело, востав изыде, и иде в пусто место, и ту молитву деяше.

Симон же и те, кто был с ним, пошли искать Его
 
И гнаша его симон и иже с ним:

и, найдя, сказали Иисусу: «Все Тебя ищут».
 
и обретше его, глаголаша ему, яко вси тебе ищут.

А Он им ответил на это: «Пойдемте теперь в другие места, в соседние селения, чтобы и там проповедовать Мне, ведь ради этого Я и пришел».
 
И глагола им: идем в ближния веси и грады, да и тамо проповем: на сие бо изыдох.

И ходил Он по всей Галилее, проповедуя в синагогах и бесов изгоняя.
 
И бе проповедая на сонмищих их, во всей галилеи, и бесы изгоня.

Случилось однажды, что пришел к Нему прокаженный и, [пав на колени], стал просить Его: «Ты ведь можешь меня очистить, если захочешь!»
 
И прииде к нему прокажен, моля его и на колену припадая пред ним, и глаголя ему, яко, аще хощеши, можеши мя очистити.

Сжалившись, Иисус протянул руку и прикоснулся к нему. «Хочу, — сказал Он. — Будь чист!»
 
Иисус же милосердовав, простер руку, коснуся его, и глагола ему: хощу, очистися.

Тут же с больного сошла проказа,22 и он стал чист.
 
И рекшу ему, абие отиде от него прокажение, и чист бысть.

Иисус тотчас отослал его, строго наказав ему:
 
И запрещь ему, абие изгна его:

«Смотри, никому ничего не говори, пока не сходишь к священнику, не покажешься ему и не принесешь за очищение твое, что повелел Моисей, — чтобы и другие священники убедились, что ты исцелился».23
 
и глагола ему: блюди, ни комуже ничесоже рцы: но шед покажися иерееви и принеси за очищение твое, яже повеле моисей, во свидетелство им.

Но человек этот, как только ушел, стал рассказывать везде о своем исцелении, так что скоро все уже знали о случившемся — и потому Иисус не мог открыто войти в город. Он оставался вне города, в уединенных местах, но и туда приходили к Нему отовсюду.
 
Он же изшед начат проповедати много и проносити слово, якоже ктому не мощи ему яве во град внити: но вне в пустых местех бе. И прихождаху к нему отвсюду.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: Евангелия Иисуса Христа. См. в Словаре Евангелие.
2  [2] — В некот. рукописях: у пророков. См. в Словаре Пророк.
2  [3] — Букв.: ангела.
2  [4] — Мал 3:1.
3  [5] — См. в Словаре Пустыня.
3  [6] — Ис 40:3 (LXX).
5  [7] — Или: исповедовались в грехах своих.
6  [8] — По мнению многих ученых, «акриды» — съедобные насекомые, наподобие кузнечиков, обитавшие в Палестине. Однако известно, что этим же словом назывались и плоды дерева кароб.
10  [9] — Или: он (Иоанн).
13  [10] — См. в Словаре Сатана.
13  [11] — Или: служили Ему.
14  [12] — Или: предан.
14  [13] — В некот. рукописях: Благую Весть Царства Божьего (или: о Царстве Божием).
15  [14] — Букв.: исполнилось время.
15  [15] — Или: близко.
21  [16] — См. в Словаре Синагога.
22  [17] — См. в Словаре Книжник.
24  [18] — В некот. рукописях: оставь, чего ты хочешь от нас.
24  [19] — Букв.: Назарянин.
34  [20] — Или: что.
34  [21] — В некот. рукописях: знали, что Он — Христос.
42  [22] — Словом «проказа» в библейские времена назывались многие заразные кожные заболевания.
44  [23] — Букв.: повелел Моисей, во свидетельство им.
 
 


2007–2022, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.