По Марку 10 глава

Евангелие по Марку
Под редакцией Кулаковых → Елизаветинская на русском

 
 

Покинув Галилею, Он отправился в края иудейские [и] за Иордан. Снова вокруг Него собирались толпы людей, и Он снова, как обычно, учил их.
 
И оттуду востав прейде в пределы иудейския, об он пол иордана. И снидошася паки народи к нему: и яко обычай име, паки учаше их.

Пришли к Иисусу некоторые из фарисеев и, желая поймать Его на слове,1 спросили: «Разрешается ли человеку разводиться со своей женой?»
 
И приступльше фарисее вопросиша его: аще достоит мужу жену пустити? искушающе его.

А Он их спросил: «Что заповедал вам Моисей?»
 
Он же отвещав рече им: что вам заповеда моисей?

Они же сказали: «Моисей позволил разводиться, давая жене разводное письмо».2
 
Они же реша: моисей повеле книгу распустную написати, и пустити.

Но Иисус сказал им: «Из-за упрямства3 вашего написал он для вас эту заповедь.
 
И отвещав Иисус рече им: по жестосердию вашему написа вам заповедь сию:

Но вначале, при сотворении, Бог мужчиной и женщиной создал их.4
 
от начала же создания, мужа и жену сотворил я есть Бог:

Поэтому оставит человек отца своего и мать [и к жене своей прилепится],
 
сего ради оставит человек отца своего и матерь

и станут двое плотью одной.5 Итак, их уже не двое — они одна плоть.
 
и прилепится к жене своей, и будета оба в плоть едину: темже уже неста два, но плоть едина:

Значит, то, что Бог сочетал,6 пусть человек не разлучает!»
 
еже убо Бог сочета, человек да не разлучает.

А в доме ученики вновь спросили Его об этом.
 
И в дому паки ученицы его о сем вопросиша его.

Он сказал им: «Кто разводится с женой своей и на другой женится, тот прелюбодействует;
 
И глагола им: иже аще пустит жену свою и оженится иною, прелюбы творит на ню:

и если женщина, разведясь с мужем, выходит замуж за другого, она прелюбодействует».
 
и аще жена пустит мужа и посягнет за иного, прелюбы творит.

Принесли к Нему детей, чтобы Он благословил их,7 но ученики не пускали8 к Нему людей с детьми.
 
И приношаху к нему дети, да коснется их: ученицы же прещаху приносящым.

Увидев это, Иисус вознегодовал и сказал ученикам: «Пусть дети приходят ко Мне, не препятствуйте им, ибо Царство Божие — для таких, как они!
 
Видев же Иисус негодова и рече им: оставите детей приходити ко мне и не браните им, тацех бо есть Царствие Божие:

Поверьте Мне, кто не примет Царство Божие, как дитя, не войдет тот в него!»
 
аминь глаголю вам: иже аще не приимет Царствия Божия яко отроча, не имать внити в не.

И, обняв детей и возложив на них руки, Иисус благословил их.
 
И объемь их, возложь руце на них, благословляше их.

Когда Он снова собирался в путь, подбежал к Нему некий человек и, пав перед Ним на колени, спросил Его: «Учитель добрый, что мне делать, чтобы получить9 жизнь вечную?»
 
И исходящу ему на путь, притек некий и поклонься на колену ему, вопрошаше его: учителю благий, что сотворю, да живот вечный наследствую?

Иисус ответил ему: «Что ты называешь Меня добрым? Никто не добр, кроме одного Бога.
 
Иисус же рече ему: что мя глаголеши блага? никтоже благ, токмо един Бог.

Ты же знаешь заповеди: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, не обманывай,10 почитай отца своего и мать».11
 
Заповеди веси: не прелюбы сотвориши: не убий: не укради: не лжесвидетелствуй: не обиди: чти отца твоего и матерь.

«Учитель, — ответил тот, — всё это я сохранил от юности своей».
 
Он же отвещав рече ему: учителю, сия вся сохраних от юности моея.

Иисус же взглянул на него и, исполнившись любовью к нему, сказал: «Одного тебе не хватает: пойди и продай всё, что есть у тебя, и раздай деньги нищим, вот тогда у тебя будет сокровище на небе, а затем приходи и следуй за Мной!»12
 
Иисус же воззрев нань, возлюби его и рече ему: единаго еси не докончал: иди, елика имаши, продаждь и даждь нищым, и имети имаши сокровище на небеси: и прииди (и) ходи вслед мене, взем крест.

Но тот помрачнел от этих слов и ушел опечаленный: он владел большим состоянием.
 
Он же дряхл быв о словеси, отиде скорбя: бе бо имея стяжания многа.

Иисус посмотрел на стоявших вокруг Него учеников и сказал им: «Как трудно людям состоятельным войти в Царство Божие!»
 
И воззрев Иисус глагола учеником своим: како неудобь имущии богатство в Царствие Божие внидут.

Эти слова поразили учеников. «Дети, — вновь сказал им Иисус, — как трудно13 войти в Царство Божие!
 
ученицы же ужасахуся о словесех его. Иисус же паки отвещав глагола им: чада, како неудобь уповающым на богатство в Царствие Божие внити:

Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем войти богатому в Царство Божие».
 
удобее бо есть вельбуду сквозе иглине ушы проити, неже богату в Царствие Божие внити.

Это вызвало еще большее изумление у них, и они говорили друг другу: «Кто же тогда может спастись?»
 
Они же излиха дивляхуся, глаголюще к себе: то кто может спасен быти?

Взглянув на них, Иисус сказал: «Человеку это не по силам, но не Богу — Ему всё возможно».
 
Воззрев же на них Иисус глагола: у человек невозможно, но не у Бога: вся бо возможна суть у Бога.

Тогда Петр сказал Иисусу: «А мы? Мы же оставили всё и вслед за Тобой пошли».
 
Начат же петр глаголати ему: се, мы оставихом вся и вслед тебе идохом.

«Поверьте Мне, — ответил Иисус, — нет никого, кто, оставив ради Меня и Благой Вести дом, братьев, сестер, мать или отца, детей или поля,
 
Отвещав же Иисус рече: аминь глаголю вам: никтоже есть, иже оставил есть дом, или братию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села, мене ради и Евангелиа ради:

не получил бы во сто раз больше сейчас, в это время, домов, братьев, сестер, матерей, детей и полей, хотя и гонения тоже, а в веке грядущем — жизнь вечную.
 
аще не приимет сторицею ныне во время сие, домов, и братий, и сестр, и отца, и матере, и чад, и сел, во изгнании, и в век грядущий живот вечный:

Многие же, сегодня первые, будут последними, и последние — первыми».
 
мнози же будут первии последни, и последнии перви.

Они шли14 по дороге в Иерусалим: впереди шел Иисус, а за Ним — ученики, охваченные беспокойством. И те, кто сопровождал их, тоже были в страхе. Иисус снова подозвал к Себе Двенадцать и стал говорить им о том, что должно произойти с Ним.
 
Бяху же на пути, восходяще во Иерусалим: и бе варяя их Иисус, и ужасахуся, и вслед идуще, бояхуся. И поемь паки обанадесять, начат им глаголати, яже хотяху ему быти:

«Вот идем мы в Иерусалим, и Сын Человеческий будет предан там первосвященникам и книжникам, и они приговорят Его к смерти и отдадут Его в руки язычников.
 
яко, се, восходим во Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет архиереом и книжником, и осудят его на смерть, и предадят его языком:

И те будут глумиться над Ним, плевать в Него и бичевать Его. И убьют они Его, но через три дня15 Он воскреснет».
 
и поругаются ему, и уязвят его, и оплюют его, и убиют его: и в третий день воскреснет.

Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея, подошли к Иисусу и сказали: «Учитель, хотели бы мы, чтобы Ты исполнил нашу просьбу».
 
И пред него приидоста иаков и иоанн, сына зеведеева, глаголюща: учителю, хощева, да, еже аще просива, сотвориши нама.

Он же сказал им: «Что же вы хотите, чтобы [Я] сделал для вас?»
 
Он же рече има: что хощета, да сотворю вама?

«Позволь нам, — сказали они, — сесть по правую и по левую сторону от Тебя, когда будешь царствовать во славе Твоей!»
 
Она же реста ему: даждь нам, да един о десную тебе и един о шуюю тебе сядева во славе твоей.

Но Иисус сказал им: «Не знаете, чего просите. Можете ли вы пить чашу, которую Я пью, или принять крещение, которое Я должен буду принять?»
 
Иисус же рече има: не веста, чесо просита: можета ли пити чашу, юже аз пию, и крещением, имже аз крещаюся, креститися?

«Можем», — ответили они Ему. Тогда Иисус сказал им: «Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещение, которое Я приму, примете и вы.
 
Она же реста ему: можева. Иисус же рече има: чашу убо, юже аз пию, испиета, и крещением, имже аз крещаюся, креститася:

А кому сесть по правую сторону от Меня или по левую — не Я решаю. Эти места для тех, кому уготовано Отцом ».
 
а еже сести о десную мене и о шуюю, несть мне дати, но имже уготовано есть.

Услышав это, остальные десять учеников возмутились поступком Иакова и Иоанна.
 
И слышавше десять, начаша негодовати о иакове и иоанне.

Иисус подозвал их к Себе и сказал: «Вы знаете, что у всех народов те, кого зовут16 они вождями, господствуют над ними, и знатные среди них властвуют над людьми.
 
Иисус же призвав их, глагола им: весте, яко мнящиися владети языки, соодолевают им, и велицыи их обладают ими:

Но у вас не должно быть так. Кто хочет быть выше других, должен стать для всех слугой,
 
не тако же будет в вас: но иже аще хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга:

и кто между вами хочет быть первым, должен стать для всех рабом.
 
и иже аще хощет в вас быти старей, да будет всем раб:

Ведь Сын Человеческий пришел не для того, чтобы Ему служили, а чтобы Самому служить и отдать Свою жизнь как выкуп за многих».
 
ибо Сын Человечь не прииде, да послужат ему, но да послужит и даст душу свою избавление за многи.

Пришли они в Иерихон, и когда Он вместе с учениками Своими и множеством народа выходил из Иерихона, у дороги сидел слепой нищий, которого звали Вартимей (сын Тимея).
 
И приидоша во иерихон. И исходящу ему от иерихона, и учеником его, и народу многу, сын тимеов вартимей слепый седяше при пути, прося.

Услышав, что идет Иисус Назарянин, он стал кричать: «Сын Давидов, Иисус, сжалься надо мной!»
 
И слышав, яко Иисус назорянин есть, начат звати и глаголати: Сыне давидов Иисусе, помилуй мя.

Многие бранили его и требовали, чтобы он замолчал, но Вартимей кричал еще громче: «Сын Давидов, сжалься надо мной!»
 
И прещаху ему мнози, да умолчит: он же множае паче зваше: Сыне давидов, помилуй мя.

Иисус остановился и сказал: «Позовите его». Слепого позвали. «Не робей! — сказали ему. — Вставай, Он зовет тебя!»
 
И став Иисус, рече его возгласити. И возгласиша слепца, глаголюще ему: дерзай, востани, зовет тя.

И тот, сбросив с себя верхнюю одежду, вскочил и пошел к Иисусу.
 
Он же отверг ризы своя, востав прииде ко Иисусови.

Иисус спросил его: «Чего ты хочешь от Меня? Что для тебя сделать?» Слепой сказал Ему: «Раввуни, мне бы только видеть!»
 
И отвещав глагола ему Иисус: что хощеши, да сотворю тебе? Слепый же глагола ему: учителю, да прозрю.

Тогда Иисус сказал ему: «Ступай, вера твоя исцелила17 тебя». И в тот же миг слепой прозрел и пошел по дороге вслед за Иисусом.
 
Иисус же рече ему: иди: вера твоя спасе тя. И абие прозре и по Иисусе иде в путь.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Или: испытать/искусить Его.
4  [2] — Втор 24:1.
5  [3] — Или: бесчувственности/огрубелости сердца.
6  [4] — Быт 1:27,5:2.
8  [5] — Быт 2:24 (LXX).
9  [6] — Или: соединил.
13  [7] — Букв.: чтобы Он к ним прикоснулся.
13  [8] — В некот. рукописях: не допускали приносящих.
17  [9] — Букв.: унаследовать.
19  [10] — Некот. рукописи опускают: не обманывай.
19  [11] — Исх 20:12−16; Втор 5:16−20.
21  [12] — Некот. рукописи добавляют: взяв крест.
24  [13] — Некот. рукописи добавляют: надеющимся на богатство.
32  [14] — Здесь и в ст. 33 используется один и тот же греч. глагол: «подниматься вверх».
34  [15] — В некот. рукописях: на третий день.
42  [16] — Или: считают.
52  [17] — Или: спасла.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.