Иеремия 49 глава

Книга пророка Иеремии
Под редакцией Кулаковых → Новый русский перевод

 
 

Об аммонитянах1 так говорит ГОСПОДЬ: «Разве нет у Израиля сыновей или наследника нет у него? Так почему же идол аммонитян Милхом захватил владения Гада и народ его в городах Гада поселился?
 
Об аммонитянах. Так говорит Господь: «Разве нет у Израиля сыновей? Разве нет у него наследника? Почему же Гадом завладел Молох[167] [168], и народ его живет в городах Гада?

Придет время, — говорит ГОСПОДЬ, — когда Я повелю клич боевой издать, призывающий на войну против Раввы, против города сыновей Аммона; и превратится он в груду развалин, и дочери его2 в огне сгорят, и возвратит Израиль земли свои,3 — говорит ГОСПОДЬ. —
 
Но настанут дни, — возвещает Господь, — когда по Моей воле прозвучит боевой клич под аммонитской столицей Равва. Она превратится в груду развалин, и окрестные селения сгорят дотла. Тогда Израиль прогонит тех, кто прогнал его, — возвещает Господь. —

Рыдай, Хешбон, ибо опустошен Ай, стенайте, дочери Раввы, препояшьтесь вретищем, рыдайте, в смятении будете метаться, словно овцы в загоне,4 потому что уведут Милхома в плен, и жрецов его, и всю знать.
 
Плачь, Хешбон, так как разрушен Гай! Голосите, дочери[169] Раввы! Оденьтесь в рубище, рыдайте и ходите вдоль стен, потому что Молох уходит в плен со своими священниками и знатью.

Что ты хвалишься своими долинами? Иссякнет сила твоя, дочь-отступница. Ты полагалась на сокровища свои, говорила: „Кто выступит против меня?“
 
Что ты хвастаешься долинами? Что ты кичишься плодородными долинами?[170] Дочь-отступница, ты уповаешь на сокровища, говоря: „Кто против меня выступит?“

Но Я подвергну тебя ужасному бедствию, — говорит Владыка, ГОСПОДЬ Воинств, — придет оно к тебе через тех, кто окружает тебя, — все вы изгнаны будете, повсюду рассеяны, и не найдется того, кто собрал бы воедино странников.
 
Я нагоню на тебя страх со всех сторон, — возвещает Владыка, Господь Сил, — всех вас разгонят, и никто не соберет бегущих.

Но после этого верну Я аммонитянам всё утраченное ими», — это слово ГОСПОДНЕ.
 
Но после этого Я верну аммонитянам благополучие», — возвещает Господь.

Об Эдоме так говорит ГОСПОДЬ Воинств: «Разве нет более мудрости на Темане,5 или здравые советы перевелись у разумных, или же мудрость покинула их?6
 
Об Эдоме. Так говорит Господь Сил: «Разве нет больше мудрости в Темане[171], и нет рассудка у разумных, что их мудрость оскудела?

Поверните назад и бегите, укройтесь в ущельях, жители Дедана! Я подвергну его бедствиям Исава, пришло время, и Я взыщу с него.
 
Повернитесь, бегите и скройтесь в глубоких пещерах, жители Дедана, так как Я наведу на Исава[172] бедствие, когда придет время его наказать.

Когда бы твой виноградник обирали, разве не оставили бы хоть немного ягод? И если бы воры ночные пришли, они украли бы столько, сколько им нужно.
 
Если придут к тебе собиратели винограда, разве не оставят они нескольких несобранных виноградин? Если ночью явятся воры, разве они не украдут лишь столько, сколько им нужно?

Я же донага раздел Исава, обнаружил тайники его, он нигде не может укрыться; истреблены и потомки, и братья его, и соседей у него не осталось.
 
А Я донага оберу Исава, открою его тайные места, и он не сможет укрыться. Его дети, сородичи и соседи погибнут, и не станет его.

Но оставь сирот своих, Я сохраню им жизнь, и вдовы твои на Меня пусть уповают».
 
Оставь своих сирот, Я защищу их; твои вдовы могут надеяться на Меня».

Так говорит ГОСПОДЬ: «Даже те, кто не заслужил испить эту чашу, вынуждены испить ее; так неужели ты избегнешь наказания? Нет, не избегнешь ты наказания — выпьешь ее до самого дна.
 
Так говорит Господь: «Если даже те, кто не заслужил пить из чаши, должны будут испить из неё, то уйдешь ли ты безнаказанным? Не уйдешь безнаказанным: непременно изопьешь до дна.

Ибо Я поклялся, — это слово ГОСПОДНЕ, — что Боцра7 будет наводить на окружающих ужас, станет посмешищем, руинами, проклятьем, и все города ее превратятся навеки в развалины».
 
Клянусь Самим Собой, — возвещает Господь, — что ужасом, посмешищем, запустением и проклятием станет Боцра[173], а все её города придут в вечное запустение».

Слышал я весть от ГОСПОДА, и вестник был послан к народам: «Собирайтесь и наступайте на Эдом, поднимайтесь на бой!
 
Я слышал от Господа весть, что посланник отправлен к народам сказать: «Сходитесь, чтобы напасть на него! Поднимайтесь на битву!»

Знай, Я сделаю тебя наименьшим средь народов, презираемым средь людей.
 
«Я сделаю тебя малым среди народов, презренным среди людей.

Ты думал, что внушаешь ужас, но обольстило тебя гордое сердце твое, живущий в расселинах скал обладатель горных высот. Свей ты гнездо свое так высоко, как орел, низвергну тебя и оттуда, — это ГОСПОДА слово. —
 
Страх, что внушаешь ты, и гордость сердца твоего обманули тебя, тебя, живущего среди расщелин скал, правителя вершин холмов. Хоть ты и вьешь себе гнездо высоко, как орел, но и оттуда Я низвергну тебя», — возвещает Господь.

Сделает Эдом свою страну устрашением для других, и всякий прохожий ужаснется и присвистнет, увидев, какие наказания8 они понесли ».
 
«Ужасом станет Эдом; каждый, кто пройдет мимо, ужаснется и поиздевается над всеми его ранами.

Так же было, когда ГОСПОДЬ уничтожил Содом и Гоморру и окрестные города, и сказал ГОСПОДЬ: «Да не поселится там человек, и никто уж не будет искать там пристанища.
 
Как были уничтожены Содом и Гоморра с окрестными городами, — возвещает Господь, — так никто не будет жить и там, ни один человек не поселится.

Подобно льву, что поднимается от верховьев Иордана к сочным лугам, Я всполошу, разгоню их, а избранника Своего поставлю над ним. Ибо кто Мне подобен? Кто потребует от Меня ответа? И какой пастырь противостанет Мне?»
 
Словно лев, который выходит из зарослей у реки Иордан на роскошные пастбища, Я в мгновение ока изгоню Эдом из его земель и поставлю над ним того, кого изберу. Кто подобен Мне? Кто спросит с Меня? Какой пастух может противостоять Мне?»

Потому послушайте о замысле ГОСПОДА, что Он задумал об Эдоме, и о намерении Его, что Он решил о жителях Темана: непременно похитят ягнят из стада сего, и вся паства будет поражена участью, их постигшей.9
 
Слушайте же замысел Господа об Эдоме и намерения, которые Он задумал против жителей Темана: молодняк отар будет угнан прочь, и погубит Он их пастбища.

От звука паденья их задрожит земля, а крик их слышен будет до самого Красного моря.
 
От шума их падения вздрогнет земля; их крик будет слышен у Красного моря.

Он взмоет ввысь, как орел, и будет парить, простирая крылья над Боцрой, и сердца эдомских воинов в тот день затрепещут, как сердце роженицы.
 
Он, как орел, поднимется и налетит, простирая крылья свои над Боцрой. В тот день сердца воинов Эдома затрепещут, словно сердце роженицы.

О Дамаске. «Трепет охватил Хамат и Арпад,10 ибо дошли до них слухи о бедствии, мечутся они в страхе,11 подобно волнующемуся морю, что стихнуть никак не может.
 
О Дамаске: «Пали духом Хамат и Арпад, услышав плохие вести; мечутся от страха, тревожатся, словно море,[174] и покоя себе не находят.

Сник Дамаск, задрожал, приготовился к бегству. Мука и боль объяла его, как роженицу.
 
Дамаск обессилел, повернулся, чтобы бежать, охватил его страх; пронзили его муки и боль, боль, как у женщины в родах.

Как оказался заброшен город, столь восхваляемый раньше, поселенье отрады Моей?
 
Разве не брошен город прославленный, город Моей радости?

Падут его юноши на площадях, и все воины его погибнут в тот день, — говорит ГОСПОДЬ Воинств. —
 
Итак, его юноши падут от меча на улицах; все его воины умолкнут в тот день, — возвещает Господь Сил. —

Я предам огню стены Дамаска, и пожрет он чертоги Бен-Хадада».12
 
Я зажгу огонь на стенах Дамаска; он пожрет крепости Венадада[175]».

О Кедаре и царствах Хацора,13 которые разбил Навуходоносор, царь вавилонский, так говорит ГОСПОДЬ: «Восстаньте, наступайте на Кедар, разорите сынов Востока!
 
О Кедаре и царствах Хацора[176], куда вторгся Навуходоносор, царь Вавилона. Так говорит Господь: «Вставайте, идите против Кедара! Губите народ Востока!

Отнимите у них шатры и стада, покрывала их и всю утварь, заберите их верблюдов. Пусть кричат им: „Ужас кругом!“
 
Их шатры и стада отберут у них; их завесы, и всё добро, и верблюды будут отняты. Им будут кричать: „Ужас со всех сторон!“

Бегите, скитайтесь вдали, укройтесь в отдаленных ущельях, жители Хацора, — это ГОСПОДА слово, — ибо Навуходоносор, царь вавилонский, имеет замысел против вас и намерение свое решил осуществить.
 
Бегите скорее! Селитесь в глубоких пещерах, жители Хацора, — возвещает Господь. — Царь Вавилона Навуходоносор принял о вас решение и обдумал свой замысел о вас.

Поднимайтесь, выступайте против народа благополучного, живущего беспечно, — говорит ГОСПОДЬ. — Нет у них ни дверей, ни запоров, живут они от всех в стороне.
 
Вставайте, идите против беспечного народа, который живет беззаботно, — возвещает Господь, — у которого нет ни дверей, ни засовов, против народа, который живет отдельно.

Но похищены будут верблюды их, несметные стада их добычей станут, на все четыре стороны14 развею Я народ с выстриженными висками и со всех сторон обрушу на них бедствия, — говорит ГОСПОДЬ. —
 
Их верблюды станут чужой добычей, и множество их стад будет расхищено. Я развею по всем ветрам тех, кто стрижет волосы на висках, и со всех сторон пошлю на них гибель, — возвещает Господь. —

И станет Хацор прибежищем для шакалов, вечным запустением, так что не поселится там человек и никто не будет искать там пристанища».
 
Хацор превратится в логово шакалов, запустеет навеки, и никто не будет в нём жить, ни один человек не поселится».

Слово ГОСПОДНЕ, которое было пророку Иеремии об Эламе.15 В начале правления Седекии, царя иудейского, сказано было ему:
 
Слово Господне, которое было к пророку Иеремии о Еламе в начале правления иудейского царя Цедекии[177].

«Так говорит ГОСПОДЬ Воинств: „Я переломлю лук Элама, главную силу его.
 
Так говорит Господь Сил: «Я сломаю лук Елама, опору его могущества.

Пошлю на Элам четыре ветра с четырех сторон небес и развею его по всем этим ветрам, и не будет такого народа, к которому бы не бежали изгнанники Элама.
 
Я пошлю на Елам четыре ветра с четырех краев небес; Я развею его по четырем ветрам и не будет такого народа, к которому не пошли бы изгнанники-еламиты.

Я повергну Элам в ужас пред их врагами и перед теми, кто жаждет их смерти, подвергну их бедствию, ярости гнева Моего, — это ГОСПОДА слово. — И пошлю меч им вслед до полного их истребления.
 
Я разобью Елам перед его неприятелями, перед теми, кто желает его смерти; Я нашлю на него беду и даже Мой пылающий гнев, — возвещает Господь. — Я буду преследовать их мечом, пока не истреблю их окончательно.

И возведу престол Мой в Эламе, а царя и знать уничтожу, — говорит ГОСПОДЬ. —
 
Я поставлю в Еламе Свой престол и погублю его царя и приближенных, — возвещает Господь.

Но в последние дни Я верну Эламу всё утраченное им“», — таково слово ГОСПОДА.
 
Но в будущем Я верну Еламу благополучие», — возвещает Господь.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Аммон был небольшим царством к северо-востоку от Моава, которое постоянно вступало в военные конфликты в Заиорданье с племенами Рувима, Гада и Манассии из-за территориальных прав на земли к северу и к югу от потока Яввок. Центром Аммона был город Равва (современный Амман). После выселения израильтян из Заиорданья в 733 г. до Р. Х. аммонитяне завладели их городами (49:1). Как и Моав, Аммон сначала подчинялся Навуходоносору и поддерживал его в походах против Иудеи (4Цар 24:2). Но в 594 г. до Р. Х. он вместе с Моавом и Эдомом восстал против Вавилона (27:3). Согласно Иосифу Флавию, Аммон был побежден Навуходоносором в 582 г. до Р. Х.
2  [2] — Или: дочерние поселения. В таргумах и Пешитте: поселения ее, в LXX: жертвенники.
2  [3] — Здесь присутствует игра слов: «отнимет у того, кто раньше отнял».
3  [4] — Друг. чтение: бродите с порезами (на теле).
7  [5] — Теман — имя одного из потомков Исава и одного из родов эдомитян. Этим именем также называлась северная часть страны Эдом, в которой проживали потомки этого рода (ср. Быт 36:11,15,34). Здесь Теман — символ всей страны Эдом, как и Боцра (см. ст. 13, ср. также Иер 49:20; Иез 25:13).
7  [6] — Букв.: испорчена / прогнила.
13  [7] — Вместо «Боцра» LXX переводит «внутри него», т. е. Эдома.
17  [8] — Букв.: удары.
20  [9] — Или: Я опустошу их пастбища из-за них.
23  [10] — Букв.: в стыде Хамат и Арпад. Г. Хамат на р. Оронт в 183 км севернее Дамаска и г. Арпад, расположенный на 158 км дальше к северу, лежали на пути завоевателей с севера, Ассирии и Вавилона.
23  [11] — Букв.: растаяли / оробели.
27  [12] — Речь идет о царской династии, правившей Арамеей с 843 г. до Р. Х. (ср. 4Цар 8:7−15), и о сыне Хазаэля, Бен-Хададе (4Цар 13:3,24). Такое же имя носил ряд царей Сирии.
28  [13] — LXX: царица двора. Кедар и Хацор служат здесь для обозначения кочевых арабских племен.
32  [14] — Букв.: по всем ветрам.
34  [15] — Элам — страна с восточной стороны р. Тигр (на юго-западе современного Ирана) со столицей в г. Сузы.
 
Новый русский перевод
1 [167] — Или: их царь. Имя аммонитского бога. Следуя ритуалу, люди приносили своих детей в жертву Молоху, аммонитскому богу. Поклонение этому лжебогу было строго запрещено евреям.
1 [168] — Или: их царь. Также см. Лев 18:21; Лев 20:2-5.
3 [169] — Или: предместья.
4 [170] — Или: « Твоя долина погибла», т. е. уничтожена, либо: « Потекла твоя долина кровью» или « Утекает сила твоя».
7 [171] — Важный город эдомитян, получивший свое название от имени внука Исава, родоначальника Эдома (см. Быт 36:15). Здесь под названием Теман подразумевается вся страна Эдом.
8 [172]Исав. Прародитель эдомитян, представляющий здесь всю страну Эдом. См. Быт 25:25, 30.
13 [173] — Важный город эдомитян, представляющий здесь всю страну Эдом.
23 [174] — Или: на море тревога.
27 [175]Венадад. Известный титул царей Арама, означающий: сын Гадада.
28 [176]Кедар и Хацор— районы в Аравии, где жили кочевые племена.
34 [177] — Цедекия правил Иудеей с 597 по 586 гг. до н. э.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.