Иеремия 3 глава

Книга пророка Иеремии
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 «Если1 муж разводится с женой своей,2

и она, уйдя от него, выйдет замуж за другого,
сможет ли он когда-либо снова с ней сойтись?
Не погрязнет ли тогда страна эта в скверне?
Ты же блудила со многими своими любовниками —
вернешься ли ты теперь ко Мне?» —
вопрошает ГОСПОДЬ.

2

«Взгляни на голые холмы
и посмотри, где только ты ни блудила?
У дорог ты сидела, случайных любовников подстерегая,
как араб одинокий в пустыне.
Осквернила ты землю
блудом своим и нечестием.

3

Потому весенних дождей не стало,
за это вам отказано в ливнях.
Но ты упорствуешь в своем блуде,
и стыд тебе неведом.

4

Не ты ли только что звала Меня:
„Отец мой, друг моей юности!

5

Разве Ты сердит на меня навеки,
разве Ты всегда будешь во гневе?“
Вот что говоришь ты,
а сама творишь беззакония,
какие только можешь».

6 И сказал мне ГОСПОДЬ (было это в годы правления царя Иосии):3 «Видел ли ты, что позволяла себе эта отступница, дочь Израиля? Как она ходила на всякую гору высокую и под деревья раскидистые и всюду блудила?
7 Думал Я, что она после всего, что сделала, вернется ко Мне, но она так и не вернулась. И видела это неверная сестра ее Иудея.
8 Видела она,4 что из-за прелюбодеяний отступницы, дочери Израиля, Я развелся с ней и дал ей свидетельство5 разводное. Но не испугалась вероломная сестра ее Иудея, а в свой черед предалась блуду.
9 Безоглядным блудом своим и она осквернила землю и прелюбодействовала с идолами из камня и дерева.
10 И всё же лживая сестра Израиля, Иудея, вернулась ко Мне не с чистым сердцем, лицемерно ведет себя », — возвещает ГОСПОДЬ.
11 И сказал мне ГОСПОДЬ: «Отступница, дочь Израиля, праведнее, чем вероломная Иудея.
12 Иди и передай Мою весть Северному царству, скажи ему:

„Вернись, отступница, дочь Израиля, —
увещевает ГОСПОДЬ. —
Не буду Я гневно смотреть на тебя,
ибо милостив Я, —
говорит ГОСПОДЬ, —
и негодовать вечно не буду.

13

Только признай вину свою,
потому что против ГОСПОДА, Бога твоего,
восстала ты
и блудила с чужеземцами6
под каждым раскидистым деревом,
а голоса Моего не слушала“», —
это слово ГОСПОДНЕ.

14

«Возвращайтесь, отступившие дети, —
призывает ГОСПОДЬ, —
ибо Я Властелин7 ваш.
Возьму вас по одному из каждого города
и по два из каждого рода и приведу на Сион.

15 И дам вам пастырей, что по сердцу Мне, и будут пасти вас мудро и здраво.
16 И в те дни, когда размножитесь и станете многочисленны в земле этой, — говорит ГОСПОДЬ, — не будете больше говорить про ковчег Завета ГОСПОДНЕГО.8 И не подумают более о нем и не вспомнят, не затоскуют по нему и не сделают новый.
17 В то время будут называть Иерусалим престолом ГОСПОДНИМ, соберутся в нем все племена во имя ГОСПОДА. И не будут более поступать по упрямству злого сердца своего.
18 В те дни пойдут рядом род Иуды и род Израиля, вместе придут из земли северной в землю, которую Я дал праотцам вашим в наследство».9
19

«И подумал Я:
„Как бы Мне хотелось
принять тебя как Свое дитя
и дать тебе землю желанную,
наследие прекрасное — лучше, чем у прочих народов.
Думал Я, ты станешь
называть Меня Отцом своим
и не отвернешься от Меня более.

20

Но ты поступил со Мной, род Израилев,
как жена, что изменяет своему супругу“», —
говорит ГОСПОДЬ.

21

Слышен крик на голых холмах —
это плач и мольба сынов Израиля,
ибо извратили они свои пути,
забыли ГОСПОДА, Бога своего.

22

«Возвращайтесь, отступники!
Я исцелю вас от неверности». —
«Вот, мы идем к Тебе, ибо Ты — ГОСПОДЬ, Бог наш.

23

Да, обманулись мы на холмах
и в горах в непристойных сборищах;
воистину только в ГОСПОДЕ, Боге нашем,
спасенье Израиля.

24 С юных наших дней мерзкий идол пожирал всё, что наши праотцы нажили: сыновей их и дочерей, стада их овец и коров.
25 Да постигнет нас позор и да покроет бесчестие, ведь пред ГОСПОДОМ, Богом нашим, грешили мы, как и праотцы наши, от самой юности нашей и вплоть до сего дня, а голоса ГОСПОДА, Бога нашего, слушать не желали».

Толкование Далласской семинарии

Иер 3:1−5. Обличением духовного блуда Иудеи заканчивает Иеремия свое первое послание. в стихе 1 он подразумевает положение о разводе, содержащееся в законе Моисея (Втор 24:1−4). Жена, «отпущенная» своим мужем по той или иной причине и вышедшая замуж за другого, не могла впоследствии возвратиться к первому мужу: это объявлялось мерзостью перед Господом. Иудея же в сущности рассталась со своим Мужем и постоянно оскверняла себя связями со многими любовниками.

Последнюю фразу этого стиха правильнее читать так: «и можешь ли теперь возвратиться ко Мне?» Ответ как будто бы подразумевается отрицательный. Но Иегова, по неземному Своему милосердию, все-таки примет назад Свою неверную «жену». Нынешнее отвержение ее — временно. Позднее Иеремия запишет обещание Господа «восстановить» Израиль (и Иудею) как народ — под действием нового завета (3:18; 31:31−33).

На «высотах» (стих 2) чаще всего возводили языческие капища. У дороги обычно сидели блудницы в ожидании прохожих (Быт 38:13−14, 20−21). Сравнение с кочевником (аравитянином) здесь, вероятно, подразумевает, что тому свойственно было поджидать в пустынном месте одинокого путника, чтобы броситься на него и ограбить: так и «блудница-Иудея» кидается на потенциальных любовников (лжебогов), одержимая жаждой блуда с ними.

Никакими наказаниями (в частности, «удержанием дождей»; поздние дожди, необходимые для созревания урожая, идут в Палестине в марте-апреле) не удается образумить блудницу, отбросившую стыд. Первую фразу в стихе 4 правильнее читать так: «Не взывала ли ты ко Мне только что: Отец мой!» Иеремия мог иметь в виду эмоциональную реакцию иудеев на обнаружение в храме свитка закона Моисеева (4Цар 22:8, 10−11; 23:2−3).

К сожалению, всплеск этого благочестия оказался поверхностным, и последовавшие за этим религиозные реформы царя Иосии не затронули народного сознания сколько-нибудь глубоко. Пророк подчеркивает, что Иудея ведет себя по отношению к небесному Супругу именно как блудодейная жена, которая молит мужа о снисхождении и прощении, обещает «исправиться», но продолжает творить привычное ей зло.

б. Призыв к раскаянию в свете грядущего суда (3:6 — 6:30)

Второе послание Иеремии было, по всей вероятности, составлено не в то же время, что первое. Но логически, по содержанию своему, оно примыкает к сказанному в 2:1 — 3:5 и воспринимается так, как если бы завершало первое послание. Устами Иеремии Бог призывает Иудею к раскаянию, сопоставляя греховное поведение и судьбу «двух сестер» — Израиля и Иудеи.

Заметим, что потомок первосвященника Илия, выходец из священнического рода, представители которого служили в древнем израильском святилище в Силоме и из поколения в поколение передавали связанные с этим традиции и воспоминания, Иеремия не мог не относиться с симпатией к Северному царству, в его время уже не существовавшему. Данное пророчество было произнесено «во дни Иосии царя» (стих 6), вероятно, где-то между 627 годом до Р. Х., когда началось служение Иеремии, и 621 годом, когда в храме был обнаружен свиток закона (сравните с 11:1−8).

1) Призывы к раскаянию (3:6 — 4:4).

Иер 3:6−11. Пророк начинает с описания духовных блудодеяний дочери Израиля в прошедшие века. Полагают, что «отступницей» она здесь названа потому, что именно в Северном царстве, в Вефиле, был учрежден центр неугодного Иегове поклонения Ему (3Цар 12:29; сравните Иер 48:13). Господь, через пророков, неоднократно призывал Израиль «возвратиться» к Нему, пока, наконец, не дал ей разводное письмо, т. е. не отвратил от Израиля лица Своего, результатом чего и был разгром Северного царства Ассирией (в 722 г. до Р. Х.).

Иудея не вынесла урока из горькой судьбы своей сестры, она не убоялась, но продолжала блудодействовать по примеру ее. В стихе 9 речь идет об Израиле, а не об Иудее. «Камень и дерево» подразумевают высеченные из них идольские изображения. В стихе 10 Господь… говорит о притворном (внешнем, не глубоком) раскаянии Иудеи во дни царя Иосии. В стихе 11 имеется в виду большая вина Иудеи (по сравнению с Израилем) — в том смысле, что Иудея не захотела сделать выводы из происшедшего с «сестрой»; кроме того, Иеремия мог подразумевать, что Иудея не знала незаконных богослужений (как в Вефиле и Дане), что в ее истории было немало благочестивых царей (в отличие от Израиля), и что она не имела недостатка в истинных пророках. Потому и подчеркивает Господь ее вероломство.

Иер 3:12−18. Иегова повелевает пророку призвать к раскаянию потомков тех, кто составляли некогда Северное царство (провозгласи слова сии к северу) — да осознают они, сколь милостив… Господь, Который не вечно негодует и прощает возвратившихся к Нему (сравните 7:3; 26:13). Да прочувствует это (готовность Господа прощать кающихся) тем глубже вероломная Иудея.

Слова по одному… по два в стихе 14, очевидно, относятся к «благочестивому остатку». Если и не все дети-отступники «возвратятся» к Господу, то хотя бы малую часть их Он приведет на Сион, в Иерусалим. И даст им пастырей (т. е. вождей и священников) по сердцу Своему (Иер 10:21; 23:1−2; сравните с Иер 23:4). И разрастутся они в числе (стих 16). «Ковчег завета» в стихе 16 символизирует внешнее богослужение. Будущее не за ним, прозревает пророк, но за таким богослужением, в основе которого будет глубинная внутренняя связь между Богом и верными Ему людьми.

Выражением его станет Иерусалим Тысячелетнего царства (ибо именно картина царства Божия на земле рисуется Иеремией в этих стихах); духовный центр его, Иерусалим весь наймется престолом Господа. сравните с Иез 43:7, где говорится о Иерусалимском храме Тысячелетнего царства. По всей видимости, Господь Иисус станет править из этого храма всеми народами, которые соберутся на территории Сиона (вероятно, в значении «объединятся вокруг него» как духовного и политического центра мира): они не будут более поступать по упорству злого сердца своего.

В стихе 18 — речь о будущем воссоединении дома Иудина с домом Израилевым (сравните с Иер 31:31−33; Иез 37:15−28), представители которых вместе станут возвращаться из земли северной (очевидно, из земель их рассеяния) в землю, обетованную их отцам. Напомним, что Израиль разделился на два царства — Северное и Южное — в 931 г. до Р. Х., и с тех пор объединения 12 колен под Божиим правлением более не существовало; обещание, о котором говорит Иеремия, осуществится во второе пришествие Христа.

Иер 3:19−20. Стих 19 лучше перевести так: «и Я говорил (прежде, всегда): как хотелось Мне поставить тебя на место сына и дать тебе вожделенную землю, лучшее из наследий, которые наследуют народы! И говорил Я: ты станешь называть Меня отцом… и не отступишь от Меня.» Горько сетует Иегова (стих 20), что до сих пор препятствием на пути к этому было поведение Израиля, подобное поведению вероломной жены.

Иер 3:21−25. Иеремии рисуется столь желанное ему раскаяние сынов Израиля: они плачут на высотах, где столь же долго, сколь и бесплодно, поклонялись идолам, о том, что… извратили путь свой, забыли Господа, Бога своего (стих 21). Сострадающий им Бог зовет их к Себе, мятежных Своих детей, и они, после горчайших испытаний, выражают искреннюю готовность возвратиться к Нему (стих 22). Дальнейшее повествование Иеремии свидетельствует, однако, что тогда этого не произошло. Произойти этому лишь предстоит, когда вновь придет на землю Мессия (Зах 12:10 — 13:1).

В стихах 23−25 народ выражает сожаление, что напрасно исповедывал чуждые культы, волнуясь и шумя (так ближе к еврейскому тексту) на холмах и горах (очевидно, подразумеваются громкие моления и вопли к идолам, возносившиеся оттуда). Ибо поистине… спасение Израилево лишь в Господе!

От начала своего существования (от юности нашей) каются израильтяне о соучастии своем в мерзких языческих оргиях и о принесении в жертву языческим богам имущества, нажитого трудами отцов; в окончании стиха 24 — речь о человеческих жертвоприношениях. В завершение этой главы пророк описывает чувство стыда, охватывающее тех, кто кается искренне.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Так в древн. переводах, масоретский текст: скажут: «Смотрите / Если…»
1  [2] — Букв.: отсылает жену свою, подробно см. Втор 24:1−4, согласно закону повторный брак с первым мужем невозможен.
6  [3] — Букв.: во дни царя Иосии — этот царь правил в 640−609 гг. до Р. Х.
8  [4] — Так в некот. евр. рукописях и древн. переводах, масоретский текст: Я видел.
8  [5] — Или: письмо.
13  [6] — Или (ближе к букв.): чужеземцам отдавалась.
14  [7] — Или: Супруг, т. е. Тот, Кто является главой семейства.
16  [8] — Ковчег назывался ковчегом Завета потому, что в нем хранились скрижали Закона, на которых в краткой форме были записаны обязанности вступившего в Союз (Завет) с Господом народа Божьего, ср. Исх 31:18; Исх 32:15; Исх 34:29.
18  [9] — Или: во владение.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.