Иеремия 44 глава

Книга пророка Иеремии
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Слово, которое было Иеремии обо всех иудеях, расселившихся в Египте: в Мигдоле, в Тахпанхесе, в Мемфисе и в земле Патрос:1
2 «Так говорит ГОСПОДЬ Воинств, Бог Израиля: „Вы видели бедствие, которому Я подверг Иерусалим и все города Иудеи, — они и поныне покинуты всеми, заброшены и лежат в руинах, —
3 из-за того зла, которое они совершали, вызывая гнев Мой, следуя за чужими богами, воскуряя им благовония и служа тем, кого не знали ни они, ни вы, ни ваши отцы.
4 Я неизменно, изо дня в день, посылал к вам слуг Моих, пророков, с увещеваниями: „Перестаньте творить эти мерзости, которые Я ненавижу“.
5 Они же не слушались и не внимали, не отказались от злодеяний своих и не перестали воскурять благовония чужим богам.
6 Излилась тогда ярость Моя и воспылал гнев Мой в городах иудейских и на улицах Иерусалима, превратились они в руины и пустыню, как это и есть ныне“.
7 „Зачем вы, — говорит ГОСПОДЬ, Бог Воинств, Бог Израиля, — причиняете себе такое великое бедствие? Зачем обрекаете на истребление мужчин и женщин, пришедших из Иудеи, и их детей и младенцев, — не бережете и малого остатка?2
8 Зачем вызываете вы гнев Мой делами своими,3 воскуряя благовония чужим богам в Египте, куда вы бежали и где поселились? Истребят вас и там — и все народы земли будут проклинать вас и глумиться над вами.
9 Неужели вы забыли злодеяния отцов ваших, злодеяния царей иудейских и жен их, злодеяния ваши и жен ваших, что творились в земле иудейской и на улицах Иерусалима?
10 И по сей день вы не смирились, не устрашились и не стали следовать Закону Моему и установлениям Моим, которые Я дал вам и отцам вашим“.
11 Потому так говорит ГОСПОДЬ Воинств, Бог Израиля: „Суд Свой свершу над вами4 на беду вам, чтобы истребить всех иудеев.
12 Я погублю оставшихся иудеев, которые решили бежать в Египет5 и поселиться там; все они погибнут, падут от меча и от голода в Египте, от мала и до велика умрут от меча и от голода. Будут они наводить ужас на всех, проклинать их будут, глумиться над ними и насмехаться.
13 И взыщу Я с живущих в Египте, как взыскал Я с Иерусалима, послав на них меч, голод и моровое поветрие.
14 Никто не спасется, не выживет из всех оставшихся иудеев, пришедших на поселение в Египет, некому будет вернуться в землю иудейскую; и хотя они мечтают вернуться и жить там, но не вернутся, кроме немногих спасшихся“».
15 Тогда все мужчины, которые знали, что их жены воскуряют благовония чужим богам, и все женщины, толпой стоявшие там, и весь народ, живший в Патросе, в земле египетской, сказали Иеремии:
16 «Мы не послушаем слова, что ты возвестил нам во имя ГОСПОДА,
17 но будем поступать по данному нами обету: будем воскурять благовония Владычице небесной6 и делать возлияния для нее, как это делали раньше мы и отцы наши, цари наши и вельможи в городах иудейских и на улицах Иерусалима, когда мы вдоволь ели хлеб, и всё у нас было хорошо, и беды мы не знали.
18 Но с того дня, как перестали мы воскурять благовония Владычице небесной и делать возлияния для нее, мы начали испытывать нужду во всем и погибать от меча и от голода».
19 А женщины сказали: «Да и когда мы воскуряли благовония для Владычицы небесной и делали возлияния для нее, разве совершали мы это без ведома наших мужей, приготовляя священный хлеб с изображением богини и делая возлияния для нее?»
20 И сказал Иеремия в ответ всему народу: мужчинам и женщинам — всем собравшимся там, которые пререкались с ним:
21 «Разве не те благовония, что вы воскуряли в городах иудейских и на улицах Иерусалима, вы и отцы ваши, цари ваши и вельможи и весь народ этой земли, — разве не их вспомнил ГОСПОДЬ, разве не о них Он подумал?
22 Не мог ГОСПОДЬ больше терпеть злодеяний ваших, мерзостей, что вы творили, потому и стала земля ваша пустыней, наводящей ужас; землей безлюдной, над которой глумятся, — так это и ныне.
23 Всё это потому, что воскуряли вы благовония и грешили против ГОСПОДА, не слушались Его7 и не поступали по Закону Его, повелениям и установлениям Его, оттого и постигло вас это бедствие — как это и есть ныне».
24 Продолжил Иеремия говорить всему народу и всем женщинам: «Слушайте слово ГОСПОДНЕ вы, иудеи, живущие в Египте:
25 „Так говорит ГОСПОДЬ Воинств, Бог Израиля: „И вы, и жены ваши сами дали обеты и сами их исполняли, полагая: „Мы непременно должны исполнить обеты наши — воскурять благовония Владычице небесной и делать ей возлияния“. Так соблюдайте же обеты свои, не забудьте их выполнить!“
26 Слушайте слово ГОСПОДНЕ вы, иудеи, живущие в Египте: „Я поклялся именем Своим великим, — говорит ГОСПОДЬ, — что отныне ни один человек из иудеев во всем Египте не будет более призывать имени Моего, говоря: „ Воистину жив Владыка ГОСПОДЬ“.
27 Теперь Я слежу за ними на беду им, а не во благо, и будут гибнуть иудеи в Египте от меча и от голода, пока не будут полностью уничтожены.
28 А те немногие, что спасутся от меча, вернутся из Египта в Иудею, и будет знать остаток Иудеи, ходивший в землю египетскую, чтобы там пожить какое-то время, чье слово сбылось — Мое или их.
29 Вот вам знамение того, — говорит ГОСПОДЬ, — что Я взыщу с вас в этом месте, чтобы вы знали, что Мои слова предостережения о грядущем бедствии исполнятся“.
30 Так говорит ГОСПОДЬ: „Я предаю фараона Хофру,8 царя египетского, в руки врагов его, желающих его смерти, так же как Я предал Седекию, царя иудейского, в руки врага его Навуходоносора, царя вавилонского, желавшего его смерти“».

Толкование Далласской семинарии

3) Предупреждение о Божием суде (глава 44).

Иер 44:1−10. Слово свыше прозвучало к Иеремии после того, как иудеи расселились по всей земле Египетской — как в Нижнем Египте (в Магдоле и Тафнисе, и в Нофе, или Мемфисе), так и в верхнем (в земле Пафрос). Это, конечно, не были только те иудеи, с которыми попали в Египет, против своего желания, Иеремия и Варух; так полагают, что в Магдоле с какого-то времени существовала, постепенно разростаясь, весьма многочисленная еврейская диаспора. (Речь эта, по всей видимости, была произнесена Иеремией долгие годы спустя после переселения в Египет, скорее всего, незадолго до падения Офры, около 570 года до Р. Х.) Поклонение «чужим богам», и в первую очередь, богине неба, или луны, — Астарте, получало среди египетских евреев все большее распространение. Многочисленное «народное собрание», к которому обратился «со словом от Господа» Иеремия, могло быть созвано и по случаю какого-то празднества в честь Астарты (но никак не по случаю одного из священных еврейских праздников).

В своей речи «ко всем иудеям» пророк напомнил им, что все бедствие, обрушившееся на опустевшие города Иудейские, включая Иерусалим, навел на них Господь Саваоф, Бог Израилев в гневе Своем на нечестие их; прежде и более всего, говорил Иеремия, они прогневили Бога тем, что не уставали «во след отцам своим» поклоняться чужим богам (выражено во фразе «которых… не знали»; стих 3), хотя Господь постоянно посылал к ним Своих пророков, чтобы «отучить» их от этого мерзкого в Его глазах дела (стих 4). Так говорит Господь, продолжал Иеремия: зачем вы и теперь продолжаете причинять это великое зло душам вашим, навлекая на себя погибель и проклятие? Ведь результатом пренебрежения законом Божиим и уставами Его станет для вас, как и прежде, истребление мужей и жен ваших, детей и младенцев, и постоянное преследование («поношение») иудеев в среде народов, между которыми они будут жить! (стихи 7−10)

Иер 44:11−14. Следует предсказание общей гибели египетских евреев: она постигнет всех, за исключением малого числа «беженцев» из Египта (окончание стиха 14).

Иер 44:15−19. Трудно сказать, неожиданным ли для Иеремии был общий «отпор» его обличительной речи со стороны собрания. И мужчины и женщины настолько растлились духовно, что «дружно» выступили в защиту богини неба, которой кадили (т. е. сжигали в ее честь хлебное приношение, перемешанное с ладаном) и «возливали возлияние». То же они непременно будут делать и впредь, заявили они, ссылаясь на издавна принятую в народе практику идолопоклонства, искоренить которую не удалось и благочестивым царям-реформаторам, таким, как Иосия.

Фраза что вышло из уст наших употреблялась при произнесении обетов; Чис 30:3, 13; Суд 11:36. Ссылались иудеи (преимущественно иудеянки) и на то, что пока служили богине неба, были сыты и счастливы, и беды! не видели. И мужья их, отвечали женщины пророку, не запрещали им этого (стих 19). Причину своих бедствий иудеи склонны были видеть в том, что на какое-то время перестали… кадить богине неба (стих 18).

Иер 44:20−23. Так ли? — возражает пророк. Не прямо ли наоборот? Не это ли каждение, которое усердно совершали по всем городам иудейским и на улицах Иерусалима вы и отцы ваши и все ваши правители, воспомянул (вам) Господь? Не оно ли распалило сердце Его гневом? Ибо не мог Он более терпеть… мерзостей… ваших, потому и превратил землю вашу в пустыню!

Иер 44:24−28. Горькой иронией звучат слова пророка, предлагавшего иудеям и их женам и впредь угождать богине неба во исполнение обетов, которые они ей дали. Но пусть сохранится в их памяти и слово Господне относительно кар свыше, которые последуют за это. Господь отвернется от египетских евреев и не будет на всей этой земле принимать поклонение Себе (стих 26). Наблюдать над ними Он будет к погибели их, а не к добру, и все они истребятся отсюда (стих 27). Под «все» подразумевалась «большая часть». Ибо малое число выживших, предсказал пророк, возвратится… в землю Иудейскую. Они-то и станут свидетелями того, чье слово сбудется — Господне или их.

Иер 44:29−30. Как знамение того, что так будет, следует предсказание о незавидной участи фараона Офры (Вафрия), который, подобно последнему иудейскому царю Седекии, будет предан в руки врагов его. Согласно греческому историку Геродоту, Офра был свергнут с престола в 570 г. до Р. Х. при следующих обстоятельствах: в армии вспыхнул мятеж, и на подавление его фараон отправил генерала Амазиса, своего зятя, но тот возглавил мятежников, провозгласивших фараоном его. Последовало сражение между Амазисом и Офрой, в котором, будучи побежден, Офра взят был в плен. Какое-то время спустя Амазис отдал его на расправу «искавшим души его», а именно египтянам, жаждавшим смерти бывшего фараона. Офра был, по свидетельству Геродота, задушен ими.

Что касается предсказания Иеремии об истреблении большей части египетских евреев, то оно, судя по историческим данным, не осуществилось. Ибо со временем число их в этой стране все возрастало; известно, что Александр Великий. И даже выделил для них большой квартал в основанной им Александрии. Из этого делают вывод, что предостерегающая речь Иеремии все-таки оказала благоприятное воздействие на его соплеменников.

Воздействие это могло усилиться в результате гибели Офры — ведь она была «обещана» им в предзнаменование их собственной погибели. Вполне вероятно, что после этого «идолопоклоннический пыл» иудеев стал угасать, и они все более обращались к служению Иегове. В начале нашего века в Египте были обнаружены «материальные свидетельства» этого: руины храма, посвященного Иегове и относящегося примерно к 4 веку до Р. Х.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Упоминаются города Северного, или Нижнего, Египта, а также Верхний Египет, который здесь называется «земля Патрос».
7  [2] — Букв.: зачем вы творите это великое зло против самих себя, удаляя / отсекая из среды (пришедших из) Иудеи мужчину и женщину, дитя и младенца
8  [3] — Букв.: делами рук своих.
11  [4] — Букв.: Я обращу лицо Свое против вас.
12  [5] — Или (ближе к букв.): устремили свой взор к Египту.
17  [6] — См. примеч. к 7:18.
23  [7] — Букв.: голоса Господа.
30  [8] — Хофра правил Египтом в 589−570 гг. до Р. Х., он побудил Седекию восстать против Навуходоносора и оказал иудеям небольшую помощь во время длительной осады Иерусалима (см. 37).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.