Иеремия 15 глава

Книга пророка Иеремии
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 ГОСПОДЬ сказал мне: «Даже если бы предо Мной предстали Моисей и Самуил, и тогда бы Я не сжалился над этим народом.1 Удали их от Меня, пусть уходят!
2 И если они спросят тебя: „Куда нам идти?“ — ответь им: „Так говорит ГОСПОДЬ:

„Кто обречен на смерть, пойдет на смерть,
кому уготован меч, пойдет под меч,
кому суждено голодать, будет голодать,
кому предначертан плен, пойдет в плен“.

3 Я пошлю на них четыре бедствия, — говорит ГОСПОДЬ, — губительный меч, псов, которые будут раздирать их на части, хищных птиц небесных и ненасытных зверей земных, которые будут поедать и уничтожать их.
4 Участью, им уготованной, Я устрашу2 все царства земные — за то, что совершил в Иерусалиме Манассия, сын Езекии, царь иудейский“.
5

Да и кто пожалеет тебя, Иерусалим,
кто будет плакать3 о тебе?
Кто свернет с дороги,
чтобы расспросить тебя
о благополучии твоем?4

6

Ты отвергла Меня, —
говорит ГОСПОДЬ, —
ты продолжаешь пятиться,
и простер Я руку Мою над тобой
и погубил тебя.
Я устал жалеть тебя!

7

Я провеял их вилами
у ворот страны,5
Я лишал их детей,
гибели подвергал,
но они не свернули с пути своего.

8

Вдов у них стало больше,
чем морского песку.
На матерей воинов6 их
Я навел разрушителя в полдень
и вызвал в них страх и трепет.

9

Изнемогла родившая семерых,
жизнь покидает ее.
В разгар дня зашло ее солнце,
пристыжена она и опозорена.
А всех, кто остался в живых,
предам мечу врагов их»,7
говорит ГОСПОДЬ.

10 Горе мне, мать моя: ты произвела меня на свет, чтобы вся земля судилась и враждовала со мной. А ведь я никому из них не давал взаймы и в долг ни у кого не брал. Однако все проклинают меня.
11 ГОСПОДЬ говорит: «Разве Я не освобождал тебя ради их блага? Разве Я не вступался за тебя перед врагами во время бед и во время скорби?8
12 Может ли железо твоего народа сокрушить железо и медь врагов твоих с севера?
13 Богатство и сокровища твои отдам Я на расхищение без выкупа, за все прегрешения твои во всех твоих землях.
14 И отдам вас в услужение врагам вашим в стране, которой не знаете. Ибо возгорится огонь гнева Моего и пылать он будет против тебя».
15

Ты, ГОСПОДИ, всё знаешь,
вспомни обо мне, вступись за меня,
воздай за меня преследователям моим.
Не отнимай жизнь мою,
ведь терпение Твое велико.
Знай, за Тебя я терплю хулу.

16

Обрел я слова Твои и ими насытился,9
стали они для меня радостью,
ликованием моего сердца,
потому что именем Твоим я назван —
именем ГОСПОДА, Бога Воинств.

17

Я не сидел среди насмешников
и не веселился,
под сенью руки Твоей я сидел один,
ведь Ты преисполнил меня негодованием.

18

Почему боль моя не утихает
и рана моя неизлечима, неисцелима?
Станешь ли Ты для меня подобен
ручью иссякшему,10
источнику ненадежному?

19

Поэтому так говорит ГОСПОДЬ:
«Если ты возвратишься ко Мне,
Я приму тебя,
и ты будешь служить Мне.11
И если ты изберешь12
драгоценное, а не пустое,
то уподобишься устам Моим.
Не тебе надобно будет
возвращаться к гонителям твоим
они сами к тебе вернутся.

20

Я же сделаю тебя для этого народа
неприступной медной стеной.
Они пойдут на тебя войной,
но не смогут одолеть тебя,
ибо Я буду с тобой
и от бед избавлю тебя, —
таково было слово ГОСПОДНЕ. —

21

Спасу тебя от рук злодеев
и избавлю от власти притеснителя».

Толкование Далласской семинарии

Иер 15:1−4. Мольба, признание своего нечестия, исповедь своего рода звучат в последних стихах предыдущей главы, и первые стихи этой могут быть восприняты как ответ на них свыше. Он страшен: грех, поразивший народ, настолько внедрился во все «поры» его (сравните с 13:23), что суд — неизбежен. Если бы даже Моисей и Самуил… предстали пред Господом с ходатайственной молитвой за этот народ, то и их молитву Он отверг бы, сказал… Господь. Упоминание именно Моисея и Самуила — не случайно.

Ведь первый, будучи ходатаем за народ, отвратил от него гнев Божий (Исх 32:9−14; Чис 14:11−20; Втор 9:18−20, 25−29), а второй своим вмешательством привел к поражению врагов евреев и тоже таким образом отвратил от иудеев наказание Божие (1Цар 7:5−11; 12:10−25). Но теперь судьба народа решена; одно из четырех наказаний ожидают каждого иудея: смерть (возможно, подразумевалась смерть от какой-то эпидемии; сравните с Иер 14:12), гибель от меча, гибель от голода и, наконец (для тех, кто выживут), — плен. Описание кровавого характера грядущих событий усугубляется в окончании стиха 3 (сравните с 16:4).

Судьба иудеев и они сами будут вызывать у других народов как бы дрожь страха и вместе отвращение — так правильнее читать первую фразу в стихе 4. Упоминание в нем царя Манассии по-разному понимается толкователями. Одни считают, что этот сын Езекии как бы знаменует — своими нечестивыми действиями — переход Иудой некоей черты в его отношениях с Богом (4Цар 21:1−18; 2Пар 33:1−20).

После чего возвращение к Нему иудеев как бы объявляется Им невозможным. (Напомним, что Манассия дошел в своем идолопоклонстве до того, что принес в жертву Ваалу собственного сына; он, как никто другой, осквернил Иерусалим духовно и тем «обусловил» неотвратимость его гибели (4Цар 21:10−15). Даже религиозные реформы царя Иосии могли лишь отсрочить эту гибель; 4Цар 22:16−20.) Но, возражают другие богословы, ссылаясь при этом на смысловое и даже словесное созвучие стиха 4 целому ряду стихов в 4-ой книге Царств (4Цар 21:11 и далее; 23:26; 24:3), едва ли Иеремия мог воспринять грехи одного из давних царей Иудеи как залог гибели всей этой страны уже в его время, тем более, что царь этот в свои дни покаялся в нечестии своем и даже был возвращен из плена (4Цар 21:11 и далее).

Упомянутое сходство слов Иеремии со сказанным в 4-й Царств скорее свидетельствует (по мнению этих богословов) о том, что в глазах пророка царь Манассия был неким образом, воплотившим в себе грех иудейского отступничества в крайнем его проявлении. Для Иеремии его современники сами навлекли на себя ярость Господню тем, что продолжали следовать примеру нечестивого Манассии.

3) Судьба Иерусалима (15:5−9).

Иер 15:5−7. Никто не облегчит страданий тех, кого наказывает Сам Господь. А Он устал миловать Свой жестоковыйный народ. Полагают (судя по еврейскому подлиннику), что в начале стих 7 правильнее читать «в воротах земли» (поскольку площадь при городских воротах была местом общественных собраний, то «ворота» могут символизировать город вообще, и здесь таким образом содержится мысль, что жители каждого из иудейских городов будут «развеяны» Богом, т. е. сметены с лица земли или изгнаны за ее пределы).

Иер 15:8−9. Продолжение описания предстоящего бедствия, в результате которого вдов в Иудее окажется более, нежели песку в море. Очевидно, мать юношей в стихе 8 — то же, что в стихе 9 родившая семерых (символ полноты, благополучия и безопасности). Но и она испускает дыхание свое, ибо нет защиты от Божьего суда. Она (заметим, что «мать» здесь, являясь прообразом всех матерей Иудеи, одновременно, вероятно, символизирует и столицу ее — Иерусалим) постыжена и посрамлена. Ибо, сознавая ее бессилие, «опустошитель» напал на нее среди бела дня (в полдень; сравните с еще днем закатилось солнце ее в стихе 9).

4) Сетование Иеремии (15:10−21).

Иер 15:10−11. Горько жалуется пророк на отношение к нему сограждан, проклинающих его за все, что он говорит им, о чем предупреждает. Он ненавистен им, как если бы был ростовщиком (сравните с Неем 5:1−13; Притч 22:7). В ответ Господь заверяет Иеремию, что в будущем его ждет признание со стороны тех, кто теперь его гонит. Когда бедствие и скорбь постигнут его врагов, они пойдут за советом к нему. Обещание это исполнилось вполне конкретно, когда к опальному пророку стал обращаться царь Седекия (Иер 21:1−7; 37:1−10, 17−20; 38:14−18).

Иер 15:12−14. Эти три стиха прерывают жалобу Иеремии. В них устами его говорит Господь, возвращаясь к теме грядущего наказания Иудеи. Вопрос в стихе 12 звучит риторически (подчеркивая гибельность близкой кары). Полагают, что правильнее его читать так: можно ли разбить (подразумевается, руками) железо, железо северное (т. е. то, которое добывали в северных горах, — оно славилось своей твердостью) и медь? Как это невозможно, так невозможно будет Иуде отразить нападение вавилонских полчищ. Воины-халдеи беспрепятственно (без платы) расхитят ее имущество… и сокровища (стих 13), потому что это будет им попущено Господом. И пойдет Его народ в землю, которой не знает (в Вавилон); стих 14.

Иер 15:15−18. И снова сетует Иеремия на невыносимость своей жизни: ради Тебя несу я поругание, «напоминает» он Иегове. Пророк не сомневается, что все попускаемое Господом, в частности, и его страдания, — целесообразно, потому что Он исходит из Своего абсолютного знания всего сущего; тем не менее, Иеремия молит о снисхождении к своей человеческой немощи. Своих врагов он воспринимает как врагов Иеговы и умоляет Его ускорить отмщение им, чтобы ему, Иеремии, не погибнуть, по долготерпению Божиему, от руки их.

Обретены слова Твои, и я съел их (стих 16; сравните с Иер 1:9). Слова, которые вложил в его уста Господь, были Иеремии в радость; он, будучи юношей, отказывался проводить время в собрании легкомысленных сверстников, ибо «веселием его сердца» было возвещать согражданам слово Божие. Но мрачный характер откровений, которые он получал свыше (образ «тяготеющей руки Божией» в стихе 17), постепенно все более вытеснял радость из его души и все более исполнял его негодования в адрес тех, которые слушать его не желали.

Сила духа, несмотря на Божию поддержку, изменяет пророку: он не может справиться со своей душевной болью, которая кажется ему непереносимой (ничто не облегчает ее — она отвергает врачевание) и бесконечной («упорной»). Он подходит к порогу сомнения в истинности Господних обетований. В последней фразе стиха 18 под «обманчивыми источниками» подразумеваются многочисленные в Палестине ручьи и речки, в которых вода имеется лишь в период дождей (сравните с Иов 6:15−20). В его горестном Неужели? (стих 18) сконцентрирована вся его человеческая слабость; в глубине души он не расстается с надеждой, что Бог верен слову Своему и не оставит его.

Иер 15:19−21. В ответе Господа не звучит желание «утешить» Иеремию, облегчить его боль, скорее «между строк» в нем читается упрек пророку в малодушии и в чрезмерной жалости к себе. В этом ему следует покаяться («если ты обратишься, то»; стих 19) для того, чтобы и дальше служить Иегове (стих 19а).

Фразу и если извлечешь драгоценное из ничтожного правильнее читать так: «и если только достойное будет исходить от тебя, — и ничего ничтожного, то… «. То только тогда сможет Иеремия оставаться «устами Божиими». (Как и в каждом человеке, в Иеремии были задатки и добрые и дурные. Непреходящий смысл сказанного в этом стихе — в том, что достойному служителю Божиему необходимо первые развивать в себе, а вторые — подавлять.) И тогда, продолжает Господь, они (сегодняшние твои гонители) сами станут обращаться к тебе. Он подтверждает Свое обещание спасать и избавлять Иеремию. Стихи 20−21 весьма созвучны с 1:18−19, где это обещание дано было пророку впервые, в момент его призвания на служение.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: не расположилось бы сердце Мое.
4  [2] — Букв.: нашлю их как устрашение
5  [3] — Букв.: качать головой (в знак скорби).
5  [4] — Букв.: справится у тебя о мире; друг. возм. пер.: поприветствует тебя.
7  [5] — Или.: Я разбросал их вилами (по ветру) до краев земли.
8  [6] — Букв.: юношей.
9  [7] — Или (ближе к букв.): на виду у врагов их.
11  [8] — Смысл евр. текста неясен.
16  [9] — Букв.: съел их.
18  [10] — Букв.: обманчивому — этим же словом назывался и пересыхающий (летом) ручей.
19  [11] — Букв.: предстанешь ты предо Мной.
19  [12] — Или: будешь возвещать.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.