„Кто обречен на смерть, пойдет на смерть,
кому уготован меч, пойдет под меч,
кому суждено голодать, будет голодать,
кому предначертан плен, пойдет в плен“.
Да и кто пожалеет тебя, Иерусалим,
кто будет плакать3 о тебе?
Кто свернет с дороги,
чтобы расспросить тебя
о благополучии твоем?4
Ты отвергла Меня, —
говорит ГОСПОДЬ, —
ты продолжаешь пятиться,
и простер Я руку Мою над тобой
и погубил тебя.
Я устал жалеть тебя!
Я провеял их вилами
у ворот страны,5
Я лишал их детей,
гибели подвергал,
но они не свернули с пути своего.
Вдов у них стало больше,
чем морского песку.
На матерей воинов6 их
Я навел разрушителя в полдень
и вызвал в них страх и трепет.
Изнемогла родившая семерых,
жизнь покидает ее.
В разгар дня зашло ее солнце,
пристыжена она и опозорена.
А всех, кто остался в живых,
предам мечу врагов их»,7 —
говорит ГОСПОДЬ.
Ты, ГОСПОДИ, всё знаешь,
вспомни обо мне, вступись за меня,
воздай за меня преследователям моим.
Не отнимай жизнь мою,
ведь терпение Твое велико.
Знай, за Тебя я терплю хулу.
Обрел я слова Твои и ими насытился,9
стали они для меня радостью,
ликованием моего сердца,
потому что именем Твоим я назван —
именем ГОСПОДА, Бога Воинств.
Я не сидел среди насмешников
и не веселился,
под сенью руки Твоей я сидел один,
ведь Ты преисполнил меня негодованием.
Почему боль моя не утихает
и рана моя неизлечима, неисцелима?
Станешь ли Ты для меня подобен
ручью иссякшему,10
источнику ненадежному?
Поэтому так говорит ГОСПОДЬ:
«Если ты возвратишься ко Мне,
Я приму тебя,
и ты будешь служить Мне.11
И если ты изберешь12
драгоценное, а не пустое,
то уподобишься устам Моим.
Не тебе надобно будет
возвращаться к гонителям твоим —
они сами к тебе вернутся.
Я же сделаю тебя для этого народа
неприступной медной стеной.
Они пойдут на тебя войной,
но не смогут одолеть тебя,
ибо Я буду с тобой
и от бед избавлю тебя, —
таково было слово ГОСПОДНЕ. —
Спасу тебя от рук злодеев
и избавлю от власти притеснителя».
15:1 Моисей и Самуил. Господь напоминает о великих заступниках израилевых (Исх 32:11−14; 1Цар 12:23) и снова воспрещает Иеремии просить за свой народ (7:16; 11:14), отвергая только что произнесенную молитву пророка (14:19−22).
15:3 меч... псов... птиц... зверей. См. 7:33; 14:16; ср. 3Цар 21:23.
15:4 за Манассию. Сын царя-преобразователя Езекии Манассия был одним из самых нечестивых царей Иудеи. Его дела, которые не могли загладить даже последующие реформы его внука Иосии, послужили главной причиной постигших Иудею судов, в том числе и изгнания (4Цар 23:26).
15:6 отступил назад. См. 3:22.
Я устал миловать. См. 31:20.
15:7 развеваю их веялом. См. 4:11. Образ, символизирующий наказание. Ср. Ис41:16.
15:8 более, нежели песку в море. Образ, ранее служивший символом благословения, теперь заключает в себе угрозу (см. Быт 22:17; ср. Ис 10:22).
15:9 остаток их предам мечу. Даже те, кого минует разрушение, погибнут в свой черед (см. Ис 6:14).
15:12 может ли железо сокрушить железо..? Иными словами, разве может Иеремия надеяться на то, что ему удастся превозмочь упрямство Иудеи (см. 13:23 и ком.)?
северное. Эти слова напоминают о том, что недруги Иеремии столь же сильны, сколь и враги Иудеи, т.е. вавилоняне (см. 6:1).
15:14 отправлю с врагами твоими. См. 43:4−7.
15:16 слова твои, и Я съел их. См. Иез 3:1−3.
имя Твое наречено на мне. Те же слова относятся ко всему народу в 14:9.
15:17 под тяготеющею на мне Твоею рукою. Ср. Ис 11:8.
сидел одиноко. Образ одинокого пророка, который ни для кого не был желанным гостем (ср. 3Цар 19:10 и Мф 26:37−38).
15:18 рана моя так неисцельна. Этой раной является Иудея (см. 14:17); те же слова в 30:12 соединяются с обещанием исцеления (ст. 16:17). См. также 10:19.
обманчивым источником. Ср. 20:7.
15:21 спасу тебя. Обетование спасения Иеремии предвещает спасение всей Иудеи.