Под редакцией Кулаковых
1 Вот слово, которое послано было Иеремии от ГОСПОДА:
2 «Иди в Храм1 ГОСПОДЕНЬ, встань у самых ворот его и провозгласи там эту весть, скажи: „Внимай слову ГОСПОДА, вся Иудея, все, кто входит этими воротами, чтобы поклониться ГОСПОДУ.
3 Так говорит ГОСПОДЬ Воинств, Бог Израиля: „Измените жизнь свою, творите добрые дела,2 и тогда Я позволю вам остаться на этом месте.3
4 Не полагайтесь на речи лживые, когда говорят вам: „Здесь Храм ГОСПОДЕНЬ, Храм ГОСПОДЕНЬ, Храм ГОСПОДЕНЬ“.
5 Если вы воистину измените жизнь свою и будете творить добрые дела, если будете вершить правый суд между ближними,
6 притеснять не будете переселенца, сироту и вдову, перестанете проливать здесь невинную кровь и поклоняться чужим богам себе на беду,
7 тогда Я позволю вам остаться во веки веков на этой земле, которую Я дал еще праотцам вашим.
8 А вы по-прежнему полагаетесь на лживые слова, что не приносят пользы.
9 И что же? Вы будете и впредь воровать, убивать и прелюбодействовать, клясться ложно, кадить Ваалу и поклоняться чужим богам, которых вы не знали?
10 И тут же будете приходить в Храм Мой, который носит имя Мое, и говорить: „Мы спасены!“, продолжая при этом совершать все эти мерзости?
11 Не стал ли Храм сей, который носит имя Мое, вертепом разбойников? Я ведь вижу всё это, — это слово ГОСПОДНЕ. —
12 Ступайте же в Силом, где пребывало имя Мое вначале, прежде там было Святилище, и посмотрите, что Я сделал с Силомом за злодеяния народа Моего, Израиля.4
13 Ныне из-за всего содеянного вами, — говорит ГОСПОДЬ, — и из-за того, что вы не слушали, хотя Я обращался к вам настойчиво, и не ответили, хотя Я звал вас,
14 Я поступлю с Храмом, который носит имя Мое и на который вы полагаетесь, и с местом, которое Я дал вам и отцам вашим, так же, как Я поступил с Силомом.
15 Я отвергну вас, как отверг всех братьев ваших, всё потомство Ефрема“.
16 Ты уже более не проси за народ этот, не возноси за них ни прошений, ни молитв и не заступайся за них передо Мной — слушать тебя Я не стану.
17 Разве ты не видишь, что они творят в городах Иудеи и на улицах Иерусалима?
18 Дети собирают дрова, отцы разжигают огонь, а женщины замешивают тесто, чтобы выпекать жертвенный хлеб для Владычицы небесной.5 Совершают они возлияния другим богам и тем огорчают Меня.
19 „Но Меня ли они огорчают? — вопрошает ГОСПОДЬ. — Не себе ли делают хуже, навлекая на себя позор?“
20 Поэтому так говорит Владыка ГОСПОДЬ: „Пылающий гнев Мой изольется на место это, на людей и скот, на деревья полевые и плоды земные, возгорится он и не угаснет“.
21 Так говорит ГОСПОДЬ Воинств, Бог Израиля: „Что же, продолжайте, приносите всесожжения вместе с другими жертвами и сами ешьте мясо этих жертв. 6
22 Когда Я выводил прародителей ваших из Египта, Я не говорил им о всесожжениях и не давал указаний о жертвоприношениях.7
23 Но вот какую заповедь Я дал им: „Голосу Моему повинуйтесь, и тогда Я буду Богом вашим, а вы — Моим народом; если будете жить так,8 как Я вам заповедую, будете пребывать в благополучии“.
24 Но они не слушались и не внимали, а проявляли своеволие9 по упрямству злых сердец своих и, вместо того чтобы смотреть вперед, оборачивались назад.10
25 С тех самых пор, как праотцы ваши вышли из Египта, и доныне посылал Я вам неизменно, изо дня в день, слуг Своих, пророков.
26 Но вы не слушались Меня и не внимали, а проявляли упрямство11 и поступали хуже своих праотцев“.
27 И когда ты будешь говорить им всё это и они не послушают тебя, когда ты будешь звать их и они не откликнутся,
28 скажешь им: „Вот народ, который не послушался ГОСПОДА, Бога своего, и не внял вразумлению, — у них правды не сыщешь. Нет ее у них на устах“.12
29 Остриги свои длинные волосы
и выбрось их,
плач подними на вершинах холмов,
потому что отверг ГОСПОДЬ
и покинул это поколение,
вызывавшее у Него ярость.
30 „Ибо зло сотворили предо Мной дети Иудеи, — это слово ГОСПОДНЕ, — поставили в Храме, на котором наречено Мое имя, мерзких идолов своих и тем его осквернили.
31 Они продолжают устраивать места поклонения Ваалу в Тофете,13 что в долине Бен-Хинном, чтобы сжигать сыновей своих и дочерей в огне, делают то, что Я не повелевал им и о чем Я даже и не помышлял.
32 Но придет время, — говорит ГОСПОДЬ, — когда более не будут называть это место ни Тофетом, ни долиной Бен-Хинном, но нарекут его Долиной заклания. И будут хоронить в Тофете столько погибших, что и места для могил не останется.
33 Трупы же достанутся на съедение птицам небесным и зверям земным, и некому будет прогнать этих хищников прочь.
34 И Я сделаю так, что не услышат более в городах Иудеи и на улицах Иерусалима звуков веселья и радости, и умолкнут там возгласы жениха и невесты, ибо разорение постигнет страну“».
Новой Женевской Библии
7:1 — 10:25 Божий суд, на который народ иудейский обрек себя поклонением безжизненным идолам, неизбежен.
7:2 во вратах. Возможно, речь идет о вратах, которые вели во внутренний двор храма. Таким образом, Иеремия пребывает в средоточии иудейской религии, обличая ее лживость.
все Иудеи, входящие... на поклонение Господу. Возможно, имеется в виду один из великих праздников (Исх 23:14−18), участвовать в которых следовало «всему Израилю».
7:3 на сем месте. Т.е. на земле обетованной. Смысл проповеди Иеремии в том, что они не могут относиться к владению землей, как к чему-то само собой разумеющемуся.
7:4 обманчивые слова: здесь храм Господень. Лицемерие иудеев достигает высшей степени.
7:5−6 если... исправите... на беду себе. В этом богословском утверждении, устанавливающем взаимные обязательства Бога и народа, слышны отголоски завет Моисея (см. Втор 13:1−3; Втор 14:28−29).
проливать невинной крови. См. 19:4.
7:9 вы крадете... ходите во след иных богов. Здесь содержатся ссылки на пять из Десяти Заповедей (ср. Ос 4:2), причем особо подчеркивается нарушение первой (Исх 20:3).
7:10 в доме сем, над которым наречено имя Мое. См. Втор 12:5; 3Цар 8:43, где слово «место» означает иерусалимский храм. Господь нарекает его Своим именем в ознаменование того, что это место становится Домом Божиим (см. 3Цар 8:27).
мы спасены. Спасение, на которое люди надеются, поклоняясь ложным богам, обманчиво.
7:11 вертепом разбойников. См. Мф 21:13.
7:12 в Силом... имени Моему. Силом был важнейшей святыней Израиля до тех пор, пока Давид не перенес столицу в Иерусалим (Нав 18:1; 1Цар 1:9). К описываемому времени Силом уже не существовал (возможно, он был разрушен филистимлянами), т.е. место, которое Господь сделал обиталищем Своего имени, тем не менее не избежало Его суда.
7:13 вы не слушали. Невнимание к слову Божиему — одна из важнейших тем книги пророка (см. 6:17; 11:7−8; 25:3; ср. 4Цар 17:13−14).
7:16 Ты же не проси. Одна из обязанностей пророка — быть заступником перед Богом. См. Быт 20:7; Исх 32:11−14.
7:18 Дети... отцы... женщины. Языческие боги возымели над народом всеобъемлющую власть.
для богини неба. Так вавилоняне называли богиню Иштар (Астарту). Ср. 44:19, 25.
7:20 на людей и на скот... и на плоды земли. Крушение связей между Богом и Его народом затрагивает все мироздание (см. Ос 2:18).
7:21 ешьте мясо. Даже поедая мясо жертвенных животных (Лев 1:9), люди не смогут привлечь внимания Господа (см. 1Цар 15:22−23).
7:22−23 Приносимые в жертву животные не будут угодны Богу до тех пор, пока не будет принесена жертва послушания, основанная на вере и смирении (Быт 4:4−5 и ком.; Мих 6:6−8; Евр 11:4, 6).
Я буду вашим Богом, а вы... Моим народом. Эти слова отражают суть завета (см. Лев 26:12).
7:24 жили по внушению... злого сердца своего. Ср. 3:17; Быт 6:5. Иеремия твердо уверен в том, что человеческому сердцу присуща изначальная склонность ко злу.
7:29 Остриги волоса твои. Эти слова обращены к Иерусалиму, который персонифицируется с женщиной. Пострижение волос может быть связано с предписаниями для назореев, нарушивших религиозную чистоту (Чис 6:5−9).
7:30 в доме. При царе Манассии иноземные культы проникли даже в храм (4Цар 21:7), и хотя Иосия пресек их, можно предположить, что во времена Иоакима подобная практика возобновилась. Все это лишь подтверждает сказанное Иеремией об упорствующей во грехе Иудее.
7:31 высоты. Обычное название тех мест, где происходили языческие культы (см. 4Цар 23:8−9).
7:32 Тофетем. Букв.: «огненное место». Оно находилось в Енномовой долине, и именно там в жертву языческому богу Молоху приносили детей. Однако в Израиле человеческие жертвы «заменялись» жертвенными животными (Исх 13:2; Исх 34:19−20). Приношение в жертву детей было воспрещено (Лев 18:21; Лев 20:2, 5). Ср. также 4Цар 23:10 и ком.
долиною сыновей Енномовых. Эта долина находится к юго-западу от Иерусалима. От ее названия происходит греческое слово «геенна», означающее «ад» (Мф 18:9).