„ Хотя ты дорог Мне как Гилад,
как вершина Ливана —
уподоблю тебя пустыне,
превращу в необитаемый город.3
На войну с тобой
соберу Я врагов-губителей,
придут они к тебе с топорами,4
вырубят лучшие из твоих кедров
и бросят их в огонь.
Не оплакивайте умершего,
не скорбите о нем,
но рыдайте об уведенном в плен,
ведь он уже не вернется
и не увидит родной земли.
Горе тому,
кто строит дом свой на неправедно нажитом
и возводит верхние покои, нарушая закон,
заставляет соседа работать даром
и не платит ему за труд.
Говорит он: „Построю себе большой дом,
с просторными комнатами наверху“;
делает широкие окна,
обшивает дом кедром
и красит его в алый цвет.
Станешь ли ты достойным правителем,
построив дворец из кедра?
Разве голодал твой отец,
поступая праведно и справедливо?
И он преуспел в этом.
Он вступался за обездоленного и бедного,
и было это всем во благо.
Не значит ли это, что он знал Меня? —
говорит ГОСПОДЬ. —
Но в твоих глазах и в сердце
одна лишь жажда наживы
да желание проливать невинную кровь,
угнетать и творить насилие“.
„Не будут его оплакивать, причитая:
„Какое горе, о брат мой, какое горе, о сестра!“
Не будут причитать, его оплакивая:
„Какое горе, о владыка наш, какое горе, о слава его!“
Похоронят его, как осла хоронят,
проволокут и бросят
за воротами Иерусалима.
Взойди на Ливан и рыдай там,
на Башане голоси,
и с Аварима пусть доносится плач твой,
ибо все союзники5 твои повержены.
Я обращался к тебе в счастливые дни твои,
но ты сказала: „Не буду слушать“.
Таков твой путь с юных лет —
словам Моим ты никогда не повиновалась.
Пастухов твоих будет ветер пасти,
союзники твои в плен пойдут,
и будешь ты пристыжена и опозорена
за все свои злодеяния.
Восседающая на Ливане,
устроившая гнездо свое среди кедров,
будешь стонать ты, сраженная болью,
подобной родовым схваткам.
Разве этот человек, Иехония,
был никчемным и разбитым горшком,
никому не нужным предметом?
Отчего же он и дети его
оказались отвергнуты, изгнаны
в чужую страну, которая им неведома?
О земля моя, земля моя, земля,
слушай слово ГОСПОДНЕ!
Так говорит ГОСПОДЬ:
„Запишите в летописи об этом человеке,
что он был бездетным,
напрасно прожил свои дни,
ибо никто из его потомства
не будет больше восседать на престоле Давида
и править в Иудее“».
22:2 входящие сими воротами. См. 17:19−20 и ком.
22:5 Мною клянусь. См. Быт 22:16; Ис 45:23 и ком.
дом сей... пустым. Дворец, как и храм (7:14), постигнет бедствие (ср. 17:27).
22:6 Галаад... Ливана. Обе области отличались плодородием (см. 8:22 и ком.). Хорошо орошаемый Ливан был богат лесными породами деревьев, в частности, кедром, использовавшимся при постройке иерусалимского храма (3Цар 5:6−10).
22:7 приготовлю. Букв.: «освящу». Образ Священной войны неожиданно возникает в описании битвы чужеземцев против народа Божиего (см. 6:4−5; 21:4−5).
22:10 об умершем... об отходящем в плен. Речь идет об Иосии и его сыне Иоахазе. Последний царствовал недолго и был уведен в египетский плен в 609 г. до Р.Х. (3Цар 23:30−34); возможно, к этому времени относится и само высказывание.
22:11 Саллум. Другое имя Иоахаза (см. ст. 10; 1Пар 3:15).
22:13−19 Эти стихи посвящены обличению Иоакима (см. 4Цар 23:35 — 24:7).
22:13 дом. Слово относится прежде всего к царскому дворцу, но предполагает также всю династию.
заставляет ближнего своего работать даром. Ср. Втор 24:14−15. См. также 1Цар 8:10−18.
22:15 быть царем ... ему было хорошо. В этом стихе — два противоположных понимания царской власти: как средство правосудия (Иосия) и как возможность стяжать богатство (Иоаким).
22:16 знать Меня. О знании Бога свидетельствует верность Его заповедям (см. Мих 6:6−8; Ин 14:15, 17).
22:17 твои. Т.е. Иоакима.
корысти и к пролитию невинной крови... насилие. Иоаким повинен во всех грехах, которые проклинает Иеремия (6:13; 7:6; 19:4; 21:12; ср. 26:20−23).
22:18 не будут оплакивать. Ср. 2Пар 34:24−25.
22:19 Ослиным погребением будет он погребен. Т.е. не будет погребен вовсе (см. 7:33; 8:1−2 и ком.; ср. 15:3).
22:20 на Ливан... на Васане... с Аварима. Названия гористых областей соответственно на севере, северо-востоке и юго-востоке Иудеи. Иерусалим изображен молящим о помощи своих бывших союзников, которые, будучи уже не в силах противостоять Вавилону, оставляют Иерусалим в скорбном одиночестве.
22:23 на Ливане. Это слово называет храм, построенный из ливанского кедр (см. ком. к ст. 6).
22:24−30 В царствование Иехонии, которому посвящены эти стихи, в Вавилон впервые было угнано значительное число людей.
22:24 перстнем. Перстень представлял собой личную печать его владельца.
22:26 тебя и твою мать. См. 13:18 и ком.
в чужую страну. Т.е. в Вавилон. Это пророчество исполнилось в 597 г. до Р.Х. (29:2; 4Цар 24:15).
22:28 Иехония... сосуд непотребный. См. 19:10−11. Символ разбитого кувшин непосредственно связывается с Иехонией и его потомками.
22:29 О, земля, земля, земля. В этом троекратном обращении к земле — сожаление Господа о Своем достоянии, которое осквернил грех Иудеи (2:7 и ком.; 12:4).
22:30 Детям Иехонии (1Пар 3:17−18) не довелось стать продолжателями династии Давида. Таким образом, обетованное царство потомков Давида (см., напр., 23:5−6) нужно понимать не как идущее на смену историческим царствам Израиля и Иудеи, а как царство Христа Сына Человеческого (см. Дан 7:13 и ком.) — величайшего из сыновей Давидовых (Мф 22:41−46).