Иеремия 27 глава

Книга пророка Иеремии
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 В начале правления Седекии, сына Иосии, царя иудейского, было Иеремии слово от ГОСПОДА.
2 Так сказал мне ГОСПОДЬ: «Сделай ярмо, приладь к нему ремни и надень его себе на шею.
3 Через послов, что пришли в Иерусалим к Седекии, царю иудейскому, передай весть1 царям Эдома, Моава, Аммона2 и царям Тира и Сидона.
4 Поручи послам возвестить своим владыкам: „Так говорит ГОСПОДЬ Воинств, Бог Израиля. Скажите владыкам вашим:
5 „Я — Тот, Кто силой Своей великой и рукой простертой сотворил землю, людей и животных, что обитают на ней, и отдаю Я ее во владение тем, кому пожелаю.
6 Ныне же Я отдаю все эти земли в руки Навуходоносора, царя вавилонского, слуги Моего, и даже диких зверей3 Я даю ему в услужение.
7 Все народы будут служить царю этому, и сыну его, и внукам до тех пор, пока не придет черед для его страны; тогда и его поработят многочисленные народы, цари великие.
8 Но если тот или иной народ или царство не станет служить Навуходоносору, царю вавилонскому, и не подставит своей шеи под ярмо царя вавилонского, Я буду наказывать тот народ мечом, голодом и моровым поветрием, — таково слово ГОСПОДА, — пока не истреблю их полностью рукой вавилонского царя.4
9 Вы же не слушайте ни пророков ваших, ни гадателей, ни сновидцев,5 ни прорицателей, ни колдунов, ни заклинателей, которые говорят вам: „Вы не будете служить царю вавилонскому!“
10 Ибо обманывают они вас своими пророчествами и тем обрекают на изгнание с земель ваших, потому Я должен буду изгнать вас — и вы погибнете.
11 Но если какой народ подставит шею под ярмо царя вавилонского и станет служить ему, Я оставлю тот народ на его земле, и будет он ее возделывать и жить на ней“, — таково слово ГОСПОДА».
12 Всё это я возвестил и Седекии, царю иудейскому, сказав ему: «Подставьте шею под ярмо царя вавилонского, покоритесь ему и его народу — и будете живы.
13 Зачем тебе обрекать себя и свой народ на смерть от меча, голода и морового поветрия, ведь ГОСПОДЬ предостерегал, что ни один народ не избежит гибели, если откажется служить царю вавилонскому?6
14 И не слушайте пророков,7 которые говорят вам: „Вы не будете служить царю вавилонскому!“ — потому что они возвещают вам ложь.
15 „Я не посылал их, — говорит ГОСПОДЬ, — но они, прикрываясь именем Моим, пророчествуют ложь, обрекая вас на изгнание. Ибо тогда Я должен буду изгнать вас, и погибнете вы и те пророки, что вам пророчествуют“».
16 Священникам и всему народу этому я сказал: «Так говорит ГОСПОДЬ: „Не слушайте пророков, которые предрекают вам: „Уже недолго осталось ждать, и священные сосуды Храма ГОСПОДНЯ будут возвращены из Вавилона“, ибо лживо это пророчество.
17 Не слушайте их. Служите царю вавилонскому — и будете живы. Зачем обрекать этот город на разрушение?
18 Но если они — пророки истинные и слово ГОСПОДНЕ пребывает с ними, пусть обратятся к ГОСПОДУ Воинств, чтобы утварь, что осталась еще в Храме ГОСПОДНЕМ и во дворце царя иудейского, не была вывезена в Вавилон“.
19 Но вот что говорит ГОСПОДЬ Воинств о столбах, о емкости для воды, называемой „морем“, о подставках и прочей утвари, оставшейся в Иерусалиме,
20 которую Навуходоносор, царь вавилонский, не забрал с собой, когда уводил в плен из Иерусалима в Вавилон Иехонию, сына Иоакима, царя иудейского, и всех знатных из Иудеи и Иерусалима.
21 Вот что ГОСПОДЬ Воинств, Бог Израиля, говорит о прочей утвари, оставшейся в Храме ГОСПОДНЕМ, и во дворце царя иудейского, и в Иерусалиме:
22 „Будет она вывезена в Вавилон и останется там до тех пор, пока Я не приду за ней, — таково слово ГОСПОДА, — лишь тогда Я заберу ее и верну на прежнее место“».

Толкование Далласской семинарии

2. КОНФЛИКТ С ЛЖЕПРОРОКАМИ В ИЕРУСАЛИМЕ (главы 27−28)

а. Пророчество Иеремии (глава 27)

Повеление обратиться к царям.

Иер 27:1−7. События, описанные тут, произошли в начале царствования Седекии. Именно Седекии, а не Иоакима, как в тексте (хотя в большинстве еврейских рукописей назван Иоаким. Ибо налицо так называемые «внутренние свидетельства» в пользу Седекии: царем назван он в стихе 3 и 12, и из 28:1 следует, что пророчество, помещенное в главе 27, было дано в его правление. Перед нами таким образом явная ошибка переписчика.

Итак, в этот раз Бог повелел Иеремии «возложить» себе на шею ярмо, какое надевают на пару волов, чтобы держать их в одной упряжке. И затем Он повелел ему такие же «узы» отправить царям соседних стран чрез послов их, пришедших в Иерусалим к Седекии. Возникает вопрос: зачем собрались эти послы в иудейскую столицу? Не затем ли, чтобы обсудить с царем Иудеи возможность совместного выступления против Навуходоносора? Предположение представляется логичным. Совещание их могло состояться между маем и августом 593 года до Р. Х. (судя по 28:1).

В пользу такого предположения говорит и запись, обнаруженная в вавилонских хрониках, о том, что за год с небольшим до этого мятеж вспыхнул в самом Вавилоне. По всей видимости, Навуходоносору удалось предотвратить попытку государственного переворота. Но неспокойная обстановка в пределах самой «метрополии» вполне могла побудить зависимые от нее страны еще раз «попытать счастья» и попробовать освободиться от вавилонского ига. Может быть, «делегаты» совещались секретно, но публичное выступление Иеремии сорвало с их переговоров покров секретности.

Давая повеление Своему пророку, Господь Сам объясняет символический смысл предписанных ему действий. Он, Господь, сотворивший землю и все, что на ней, вправе распоряжаться ею по Своему усмотрению, в частности, отдать под власть Навуходоносора всю территорию западной Азии, чтобы народы, населяющие ее, служили вавилонским царям, доколе не придет время и их земле и им самим.

В данном контексте фраза эта предполагает лишь продолжительность вавилонского пленения, которое не кончится прежде чем наступит время Божьего суда над самим Вавилоном; только тогда — и не раньше! — смогут другие народы освободиться от власти халдеев. Но трудно не «приложить» эту грозно и таинственно звучащую фразу к любому периоду человеческой истории, которая «осуществляется» под неизменным контролем небесного Владыки, следуя Ему лишь известным планам, целям и предначертаниям.

Иер 27:8−11. В развитие сказанного пророк предупреждает «царей» через их послов, собравшихся в Иерусалиме, что любой народ, который отказался бы служить… Навуходоносору (как это угодно в данный период истории Богу), будет Всевышним жестоко наказан. И лишь подчинившиеся Его воле останутся на земле своей. Да слушают они пророка, посылаемого Им, а не своих лжепророков, гадателей… сновидцев… волшебников и звездочетов, которые говорят им то, что они хотят слышать.

2) Обращение к Седекии.

Иер 27:12−15. С Грозным предупреждением, идентичным по смыслу предыдущему, обращается Иеремия к царю… Седекии, предостерегая и его не обольщаться «утешениями» лжепророков, которых Бог не посылал.

3) Таков же смысл и той части послания, которая адресована была священникам и всему народу.

Иер 27:16−22. Их внимание Иеремия привлекает к важной для них частности, относительно которой тоже лгали самозванные пророки. Они убеждали иерусалимлян, что священные сосуды, вынесенные халдеями из храма во время «депортации» царя Иехонии, скоро возвращены будут из Вавилона. Ложь это! — говорил Иеремия.

И пусть лучше эти пророки, если действительно «говорят с Господом» (имеют слово Его; стих 18), ходатайствуют пред Ним, чтобы все пока остающееся — ценное и священное — в храме и во дворце (стихи 18−20) не перешло в Вавилон. Ибо ему Господь… говорит, что и это все будет отнесено в Вавилон и останется там до конца пленения иудеев (стихи 21−22). 4Цар 25:13−17; Езд 1:7−11.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Букв.: отправь их.
3  [2] — Букв.: царю сынов Аммона.
6  [3] — Букв.: зверей полевых.
8  [4] — Или: не отдам их полностью ему в руки.
9  [5] — Букв.: снов своих, но, скорее всего, имеются в виду «сновидцы».
13  [6] — Или (ближе к букв.): зачем тебе и твоему народу умирать от меча, голода и морового поветрия, как предсказал Господь о всяком народе, который не станет служить царю вавилонскому?
14  [7] — Букв.: слов пророков; то же в ст. 16.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.