Иеремия 32 глава

Книга пророка Иеремии
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Слово, которое было от Господа к Иеремии в десятый год Седекии, царя Иудейского; этот год был восемнадцатым годом Навуходоносора.
2 Тогда войско царя Вавилонского осаждало Иерусалим, и Иеремия пророк был заключён во дворе стражи, который был при доме царя Иудейского.
3 Седекия, царь Иудейский, заключил его туда, сказав: «зачем ты пророчествуешь и говоришь: так говорит Господь: вот, Я отдаю город сей в руки царя Вавилонского, и он возьмёт его;
4 и Седекия, царь Иудейский, не избегнет от рук Халдеев, но непременно предан будет в руки царя Вавилонского, и будет говорить с ним устами к устам, и глаза его увидят глаза его;
5 и он отведёт Седекию в Вавилон, где он и будет, доколе не посещу его, говорит Господь. Если вы будете воевать с Халдеями, то не будете иметь успеха?»
6 И сказал Иеремия: таково было ко мне слово Господне:
7 вот Анамеил, сын Саллума, дяди твоего, идёт к тебе сказать: «купи себе поле моё, которое в Анафофе, потому что по праву родства тебе надлежит купить его».
8 И Анамеил, сын дяди моего, пришёл ко мне, по слову Господню, во двор стражи и сказал мне: «купи поле моё, которое в Анафофе, в земле Вениаминовой, ибо право наследства твоё и право выкупа твоё; купи себе». Тогда я узнал, что это было слово Господне.
9 И купил я поле у Анамеила, сына дяди моего, которое в Анафофе, и отвесил ему семь сиклей серебра и десять сребреников;
10 и записал в книгу и запечатал её, и пригласил к тому свидетелей и отвесил серебро на весах.
11 И взял я купчую запись, как запечатанную по закону и уставу, так и открытую;
12 и отдал эту купчую запись Варуху, сыну Нирии, сына Маасеи, в глазах Анамеила, сына дяди моего, и в глазах свидетелей, подписавших эту купчую запись, в глазах всех Иудеев, сидевших на дворе стражи;
13 и заповедал Варуху в присутствии их:
14 так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: возьми сии записи, эту купчую запись, которая запечатана, и эту запись открытую, и положи их в глиняный сосуд, чтобы они оставались там многие дни.
15 Ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: домы и поля и виноградники будут снова покупаемы в земле сей.
16 И, передав купчую запись Варуху, сыну Нирии, я помолился Господу:
17 о, Господи Боже! Ты сотворил небо и землю великою силою Твоею и простёртою мышцею; для Тебя ничего нет невозможного;
18 Ты являешь милость тысячам и за беззаконие отцов воздаёшь в недро детям их после них: Боже великий, сильный, Которому имя Господь Саваоф!
19 Великий в совете и сильный в делах, Которого очи отверсты на все пути сынов человеческих, чтобы воздавать каждому по путям его и по плодам дел его,
20 Который совершил чудеса и знамения в земле Египетской, и совершаешь до сего дня и в Израиле и между всеми людьми, и соделал Себе имя, как в сей день,
21 и вывел народ Твой Израиля из земли Египетской знамениями и чудесами, и рукою сильною и мышцею простёртою, при великом ужасе,
22 и дал им землю сию, которую дать им клятвенно обещал отцам их, землю, текущую молоком и мёдом.
23 Они вошли и завладели ею, но не стали слушать гласа Твоего и поступать по закону Твоему, не стали делать того, что Ты заповедал им делать, и за то Ты навёл на них всё это бедствие.
24 Вот, насыпи достигают до города, чтобы взять его; и город от меча и голода и моровой язвы отдаётся в руки Халдеев, воюющих против него; что Ты говорил, то и исполняется, и вот, Ты видишь это.
25 А Ты, Господи Боже, сказал мне: «купи себе поле за серебро и пригласи свидетелей», тогда как город отдаётся в руки Халдеев.
26 И было слово Господне к Иеремии:
27 вот, Я Господь, Бог всякой плоти; есть ли что невозможное для Меня?
28 Посему так говорит Господь: вот, Я отдаю город сей в руки Халдеев и в руки Навуходоносора, царя Вавилонского, и он возьмёт его,
29 и войдут Халдеи, осаждающие сей город, зажгут город огнём и сожгут его и домы, на кровлях которых возносились курения Ваалу и возливаемы были возлияния чужим богам, чтобы прогневлять Меня.
30 Ибо сыновья Израилевы и сыновья Иудины только зло делали пред очами Моими от юности своей; сыновья Израилевы только прогневляли Меня делами рук своих, говорит Господь.
31 И как бы для гнева Моего и ярости Моей существовал город сей с самого дня построения его до сего дня, чтобы Я отверг его от лица Моего
32 за всё зло сыновей Израиля и сыновей Иуды, какое они к прогневлению Меня делали, они, цари их, князья их, священники их и пророки их, и мужи Иуды и жители Иерусалима.
33 Они оборотились ко Мне спиною, а не лицом; и когда Я учил их, с раннего утра учил, они не хотели принять наставления,
34 и в доме, над которым наречено имя Моё, поставили мерзости свои, оскверняя его.
35 Устроили капища Ваалу в долине сыновей Енномовых, чтобы проводить через огонь сыновей своих и дочерей своих в честь Молоху, чего Я не повелевал им, и Мне на ум не приходило, чтобы они делали эту мерзость, вводя в грех Иуду.
36 И однако же ныне так говорит Господь, Бог Израилев, об этом городе, о котором вы говорите: «он предаётся в руки царя Вавилонского мечом и голодом и моровою язвою», —
37 вот, Я соберу их из всех стран, в которые изгнал их во гневе Моём и в ярости Моей и в великом негодовании, и возвращу их на место сие и дам им безопасное житие.
38 Они будут Моим народом, а Я буду им Богом.
39 И дам им одно сердце и один путь, чтобы боялись Меня во все дни жизни, ко благу своему и благу детей своих после них.
40 И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня.
41 И буду радоваться о них, благотворя им, и насажду их на земле сей твёрдо, от всего сердца Моего и от всей души Моей.
42 Ибо так говорит Господь: как Я навёл на народ сей всё это великое зло, так наведу на них всё благо, какое Я изрёк о них.
43 И будут покупать поля в земле сей, о которой вы говорите: «это пустыня, без людей и без скота; она отдана в руки Халдеям»;
44 будут покупать поля за серебро и вносить в записи, и запечатывать и приглашать свидетелей — в земле Вениаминовой и в окрестностях Иерусалима, и в городах Иуды и в городах нагорных, и в городах низменных и в городах южных; ибо возвращу плен их, говорит Господь.

Толкование Далласской семинарии

2. СИМВОЛИЧЕСКОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ГРЯДУЩЕГО «ВОССТАНОВЛЕНИЯ» ИЗРАИЛЯ И ИУДЕИ (глава 32)

а. Приобретение земли Иеремией; символический смысл этой акции (32:1−12)

1) Об исторической обстановке и о личных обстоятельствах Иеремии (32:1−5).

Иер 32:1−2. Иеремия точно указывает время, когда произошло то, о чем рассказывается в этой главе, — вероятно, по причине особой значимости полученного им откровения. Это было в десятый год Седекии, царя Иудейского, и в восемнадцатый год пребывания у власти Навуходоносора. Высчитано, что 10-ый год Седекии завершился 17 октября 587 года до Р. Х. (если следовать иудейскому календарю, согласно которому год начинался в месяце тишри, или октябре).

В то же время 18-ый год Навуходоносора начался 23 апреля 587 г. (согласно «вавилонскому году», длившемуся от апреля до апреля). Следовательно, откровение было получено Иеремией где-то между 23 апреля и 17 октября 587 г. до Р. Х. Иерусалим был в это время осажден вавилонской армией (эта осада продолжалась от 15 января 588 го года до 18 июля 586 года). Двор стражи, на котором содержался в заключении Иеремия, был не темницей, а скорее казармой, где жили царские гвардейцы, охранявшие дворец.

Иер 32:3−5. Сообщается о причине ареста Иеремии. Вкратце излагаются его речи, направленные против «антивавилонской» политики Седекии, восстановившие этого царя против пророка (21:3−7; 34:2−6; 37:17).

2) О приобретении земли (32:6−12).

Иер 32:6−9. В это мрачное время Бог сообщает пророку, что в заключении его посетит его двоюродный брат Анамеил с предложением к Иеремии купить участок земли в Анафофе. (Поле это, очевидно, лежало за стенами Анафофа и было одним из пастбищ, отведенных левитам; Чис 35:2−3.) Анамеил действовал согласно Моисееву закону, который предписывал: при необходимости продать землю ее надлежит купить (в значении «выкупить») у того, кто продает ее, его ближайшему родственнику — по праву родства (вероятно, пророк Иеремия и был ближайшим родственником Анамеила).

Делалось это с тем, чтобы земля не переставала быть владением рода (Лев 25:25−28; Руфь 4:1−6). (Заметим, что из Лев 25:34 можно сделать вывод, что землю левитам вообще запрещено было продавать, но, думается, это касалось продажи ее евреям из других колен.) Возможно, в условиях вражеской «оккупации» и осады иудейской столицы Анамеил испытывал крайнюю нужду в деньгах. С другой стороны: не выглядело ли это сущей бессмыслицей — продавать землю, тебе в сущности уже не принадлежащую (ибо городок Анафоф, по всей видимости, находился к тому времени под контролем халдеев)!

Именно в виду этой «бессмысленности» и предупредил Бог Иеремию о предстоящем визите к нему Анамеила, чтобы пророк узнал в том, что произойдет, «руку Божию». И Анамеил, сын дяди моего, пришел ко мне, по слову Господню, читаем в стихе 8. И сделка состоялась. Иеремия уплатил двоюродному брату семнадцать сиклей серебра (около 500 граммов); цена земли в Анафофе была явно небольшой (сравните Быт 23:12−16), но ведь нам не известен размер этого участка, да и земля, как уже говорилось, хозяину своему в то время в сущности не принадлежала.

Иер 32:10−12. Сделка была, однако, совершена по всем правилам тех дней, в присутствии свидетелей. Было изготовлено два экземпляра «купчей записи». Один из них был запечатан, т. е. обвязан шнурком (или веревкой) с куском глины на нем, к которому Иеремия приложил свою печать (таковая имелась у каждого сколько-нибудь именитого или состоятельного иудея; о «перстне с печатью» читаем, в частности, в Иер 22:24). Другой экземпляр «записи» остался «открытым», чтобы всегда можно было удостовериться в том, кому принадлежит указанное «поле». Оба экземпляра Иеремия отдал — в присутствии Анамеила и свидетелей, подписавших эту купчую, — своему ученику и самому близкому другу Варуху (36:4, 8, 26).

б. Пояснение смысла сделки (32:13−15)

Иер 32:13−15. Тут же, в присутствии многих, очевидно, лиц, Иеремия пояснил Варуху символическое значение состоявшейся сделки. Ему, ученику пророка, предстояло обеспечить сохранность обеих «записей» на многие дни. Ибо много дней и лет пройдет прежде чем народ сможет возвратиться домой и «востребовать» назад свои земельные наделы. Но, приобретая землю у Анамеила, Иеремия преследовал ту именно цель, чтобы засвидетельствовать согражданам, по слову Господа Саваофа: наступит время, когда домы и поля и виноградники будут снова покупаемы в земле сей (стих 15).

в. Молитва Иеремии (32:16−25)

Иер 32:16−25. В этой молитве пророк выражает свое благоговение перед всемогуществом и мудростью, справедливостью и милостью Творца. Цели, которые ставит Господь, и дела, которые Он совершает, — грандиозны (Великий в совете и сильный в делах, и все пути сынов человеческих открыты перед Ним (стих 19). В стихах 20−23 — краткий обзор исхода евреев из Египта, которому сопутствовали многие чудеса и знамения, и того, что произошло после вступления их в землю обетованную.

Молясь в присутствии свидетелей, Иеремия напоминал и им, что чудеса Господни продолжают совершаться в Израиле (в Иудее) и между всеми людьми по сей день, и слава Господа Саваофа, немеркнувшая в прошлом, не меркнет и сегодня (таков смысл фразы и соделал Себе имя, как в сей день).

При великом ужасе в стихе 21 надо понимать в значении «ужаса», который настигал народы при виде исхода евреев из Египта и их триумфального продвижения по землям Палестины. И вот они… завладели землей, текущей молоком и медом, которую дать им клятвенно обещал Господь отцам их. Но после этого не стали слушать голоса Божьего и поступать по закону, который им дал Бог, с горечью признает пророк. В результате многие бедствия постигали их одно за другим, включая и это последнее (стихи 22−23).

И вот уже насыпи, возводимые осаждающими иудейскую столицу, подступают под стены ее, и город Иерусалим отдается в руки Халдеев, потому что Господь предупреждал об этом, и Он это видит (стих 24). На мгновение душевные силы изменяют пророку: зачем же Ты, Господи Боже, велел мне купить себе поле за серебро в присутствии этих свидетелей, раз город отдается в руки Халдеев! — восклицает он (стих 25). В этих словах, однако, скорее следует видеть смятение пророка, не представлявшего, как Господь после такого тотального разрушения все здесь восстановит, чем сомнение в том, что Он это сделает.

г. Ответ Господа Иеремии (32:26−44)

1) Город будет разрушен (32:26−35).

Иер 32:26−29. Господь подтверждает, что в настоящем горькая участь постигнет от руки Навуходоносора… город сей и обитателей его, постоянно поклонявшихся чужим богам и не боявшихся Его гнева.

Иер 32:30−35. Господь «в свою очередь» напоминает пророку, что как сыновья Израилевы, так и сыновья Иудины, неизменно творили зло перед глазами Его. И первые уже поплатились за это, подразумевает Он, вторым же расплата предстоит теперь. Ибо город сей (Иерусалим) изо дня в день жил такой жизнью, словно задался целью быть отвергнутым от лица Господа. Обратившись к Нему спиною, сыновья всех 12 колен, включая их царей, князей, священников и пророков, и в настоящее время — мужи Иуды и жители Иерусалима, не желали и не желают принимать наставления Господа. в стихе 34−35 — перечисление всех грехов, связанных с идолопоклонством.

2) Город будет восстановлен (32:36−44).

Иер 32:36−41. Но… мрак отчаяния озаряется лучом надежды. Ибо Господь сказал Иеремии, что на этом история народа, избранного Им, не закончится: Он вновь соберет его из всех стран его рассеяния и возвратит на место сие и даст им безопасное житие (сравните Иез 37:1−14). И еще Он даст всему народу как бы одно сердце, боящееся Бога, ко благу евреев и всех их потомков (стих 39).

Вечный завет в стихе 40 — то же, что «новый завет» (толкование на 31:31−34). Он назван «вечным» (олам), чтобы подчеркнуть долговременность его. После дарования евреям этого завета Господь уже не отвернется от них, как и они не будут более отступать от Него, и Он неизменно будет благотворить им (стих 40).

Иер 32:42−44. Подтверждение символического смысла того акта (приобретения земли), который Бог повелел совершить Иеремии, — в знак того, что Он, Господь, в ближайшей перспективе возвратит иудеев из вавилонского плена.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.