Судьи 8 глава

Книга Судей израилевых
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Ефремляне были в негодовании и упрекали Гедеона: «Почему ты с нами так поступил? Почему не позвал нас, когда пошел войной на мидьянитян?»
2 А Гедеон ответил им: «Что я такого свершил в сравнении с вами? Ведь даже те последние гроздья, которые подбирал Ефрем, лучше, чем весь урожай винограда у Авиэзера!
3 Это в ваши руки Бог предал мадиамских князей Орева и Зеэва. А что же такое удалось свершить мне в сравнении с вами?» И их негодование утихло, когда он дал им такой ответ.
4 И Гедеон в сопровождении трехсот своих воинов добрался до Иордана и перешел его, но погоня изнурила их.
5 И Гедеон попросил жителей Суккота: «Прошу вас, дайте моим людям лепешек: мы совсем обессилели, пока гнались за Зевахом и Цалмунной, царями мидьянскими».
6 На это знатные люди Суккота ответили ему: «Разве Зевах и Цалмунна уже у тебя в руках? С чего это мы будем давать хлеб твоему войску?»
7 И тогда Гедеон сказал им: «Вот предаст Господь в мои руки Зеваха и Цалмунну — и пущу я вас в обмолот: пройдусь по вашим спинам терновником пустынным и колючками!»
8 Оттуда он отправился в Пенуэль и там повторил свою просьбу, но жители Пенуэля отвечали то же, что и жители Суккота.
9 Тогда он и им пообещал: «Когда вернусь с победой,1 то разрушу вашу башню!»
10 А Зевах и Цалмунна стояли лагерем в Каркоре, и с ними пятнадцать тысяч воинов — всё, что осталось от войска восточных племен (пали у них в бою сто двадцать тысяч воинов).2
11 Отправился Гедеон тропами кочевников на восток от Новаха и Йогбохи и напал на мидьянитян, когда никто в лагере не ожидал этого.
12 Зевах и Цалмунна бежали, но он погнался за ними и захватил обоих царей мидьянских — Зеваха и Цалмунну, а весь их лагерь привел в замешательство.
13 С войны Гедеон, сын Йоаша, возвращался по Харесским отрогам.
14 Там он захватил и допросил молодого жителя Суккота, и тот написал ему имена знатных людей и старейшин Суккота — всего семьдесят семь человек.
15 Пришел Гедеон к жителям Суккота и объявил: «Вот Зевах и Цалмунна — а вы насмехались надо мной, говоря, что, мол, пока Зевах и Цалмунна не будут у меня в руках, вам не за что давать хлеб моим изнуренным воинам».
16 Он взял старейшин этого селения, велел принести терновник пустынный и колючки и наказал ими людей Суккота.
17 А в Пенуэле он разрушил башню и перебил жителей селения.
18 Зеваха и Цалмунну Гедеон спросил: «Как выглядели те, кого вы убили на Фаворе?» Те ответили: «Они были похожи на тебя, выглядели как царские сыновья».
19 Гедеон сказал: «Это были мои братья, сыновья моей матери. Жив ГОСПОДЬ! Если бы вы сохранили им жизнь, то и я бы не стал вас убивать».
20 И он сказал своему первенцу Етеру: «Иди убей их!» Но юноша даже не обнажил меча — он был совсем молод и потому оробел.
21 На это Зевах и Цалмунна сказали Гедеону: «Подойди и убей нас сам — не всякому это по силам!»3 Гедеон подошел, убил Зеваха и Цалмунну и забрал себе медальоны-полумесяцы4 с их верблюдов.
22 Израильтяне сказали Гедеону: «Правь нами и передай правление сыну и внуку своему, ведь ты избавил нас от мидьянитян!»
23 Гедеон же ответил им: «Ни я, ни сын мой не будем править вами. Сам ГОСПОДЬ будет править вами!»
24 И добавил: «Вот какая у меня к вам просьба: дайте мне каждый из своей добычи по серьге».5побежденных было много золотых серег, как принято у измаильтян.)
25 Израильтяне охотно согласились, расстелили накидку, и каждый бросал туда по серьге из своей добычи.
26 Все серьги, которые Гедеон получил,6 весили тысячу семьсот шекелей золота — и это не считая полумесяцев, подвесок и пурпурных одежд, которые были на мидьянских царях, и не считая цепочек, что были на шее их верблюдов.
27 Из всего этого Гедеон сделал эфод7 и поместил его в родном селении, в Офре. Совратился из-за этого эфода в идолопоклонство весь Израиль, и Гедеону и его роду он стал западней.
28 Мидьянитяне склонились перед израильтянами и не смели более поднять головы. Во дни Гедеона прекратились войны в этой стране, сорок лет был мир.
29 После этого Еруббааль, сын Йоаша, отправился в Офру и жил там в своем доме.
30 У Гедеона родилось семьдесят сыновей, потому что у него было много жен.
31 И его наложница в Шехеме тоже родила ему сына, которого он назвал Авимелех.
32 Гедеон, сын Йоаша, умер в глубокой старости и был похоронен в гробнице своего отца Йоаша в Офре Авиэзеровой.
33 Когда Гедеон умер, израильтяне снова стали блудить, почитая ваалов; сделали они себе богом Баал-Берита.
34 Не помнили уже израильтяне о ГОСПОДЕ, Боге своем, Который избавил их от всех окрестных врагов.
35 Не отплатили они роду Еруббааля, то есть Гедеона, добром за всё, что сделал тот для Израиля.

Толкование Далласской семинарии

11) Дипломатическая тактика Гедеона в отношении ефремлян.

Суд 8:1−3. Ефремляне выразили, однако, Гедеону резкое недовольство тем, что не призвал их с самого начала для участия в битве у горы Море (7:1). Дав им «кроткий ответ» (сравните Притч 15:1), Гедеон даже польстил ефремлянам: они, мол, достигли большего в этой войне чем он (8:2). Он сделал умный дипломатический ход, успокоив ревность ефремлян и предотвратив межплеменную войну (сравните с Суд 12:1−6, где реакция Иеффая на претензии ефремлян явилась враждебной).

12) Преследование мадианитян в Трансиордании (8:4−21).

Суд 8:4−9. Хотя большая часть убегавших мадианитян была уничтожена израильтянами, значительной группе их, включавшей двух царей — Зевея и Салмана — удалось перейти через Иордан, чтобы продолжить бегство в юго-восточном направлении. Гедеон и его триста человек гнались за ними. Но устали и проголодались и стали просить пищи у жителей Сокхофа (стих 5), а затем у жителей Пенуэла (стихи 8−9); эти два израильских города находились в Трансиордании, на территории Гада (Быт 32:22, 30; Нав 13:27).

Оба они отказали Гедеону в помощи, возможно, опасаясь мести со стороны мадианитян. Но какова бы ни была причина их отказа, он означал, что Сокхоф и Пенуэл приняли сторону врага в его борьбе против Господа и назначенного Им освободителя. Прежде в подобной ситуации пророчица Девора произнесла проклятие на город Мероз (Суд 5:23). Аналогично этому прозвучало обещание лютой казни предателям из уст Гедеона. О совершении ее говорится в стихах 16−17.

Башня в Пенуэле, которую обещал разрушить Гедеон, была, очевидно, крепостью, где горожане укрывались в случае военной угрозы (сравните с Сихемской башней в 9:46−49 и с башней в Тевеце — 9:50−51).

Суд 8:10−12. Два царя (Зевей и Салман) с остатками войска мадиамского — около пятнадцати тысяч человек, что составляло 11% от первоначальной силы мадианитян в 135 тысяч человек, разбили лагерь в Каркоре (место — не известно; предполагают, что Каркор находился близ пересохшего русла реки Сирхан, значительно восточнее Мертвого моря).

Гедеон неожиданно появился у этого лагеря, воспользовавшись караванной дорогой кочевников и, обойдя с востока (именно так следует, видимо, понимать стих 11а) Нову (возможно, Канават в восточной части Васана) и Иогбегу (современный эль-Хубейхат, километрах в 20 на юго-восток от Пенуэла), поразил стан, стоявший беспечно. На этот раз Зевею и Салману не удалось уйти от победителя.

Суд 8:13−17. Начало стих 13 в разных переводах звучит по-разному. Полагают, в частности, что Гедеон… возвратился… с войны, сойдя с гор Галаадских (возвышенность Хереса могла находиться неподалеку от Сокхофа). И захватил юношу из жителей Сокхофа и заставил его написать ему имена всех их князей и старейшин… семьдесят семь человек. И предал их казни, о которой говорил (стих 7). И Пенуэл с жителями его предал разрушению и смерти (сравните стих 9).

Суд 8:18−21. Захваченных им царей Гедеон допросил по поводу инцидента, прежде нигде не записанного, — относительно убийства родных его братьев… на Фаворе (небольшая конусообразная возвышенность на север от горы Море). Остается не известным, были ли братья Гедеона убиты в процессе последнего вторжения мадианитян в Изреельскую долину, или в какое-то из предыдущих их вторжений. Судя по тому, что здесь Гедеон выступает как совершитель кровной мести (сравните Втор 19:6, 12), братья его были, вероятно, убиты у себя в шатрах или на поле, но не в битве.

Убить мадиамских царей Гедеон предложил своему старшему сыну Иеферу; это считалось почетным делом, совершить которое юноша не был, однако, готов (для царей это было бы, напротив, бесчестием — пасть от руки неопытного противника). И они просили Гедеона — оказать им честь, сразив их собственноручно. Что он и сделал. Пряжки (или цепочки, украшения, вероятно, из драгоценного металла), бывшие на шеях верблюдов их, Гедеон взял в качестве военного трофея.

13) Отказ Гедеона стать царем.

Суд 8:22−23. Вслед за этой решающей победой Израильтяне стали просить Гедеона, чтобы стал царем над ними и положил начало царской династии (владей нами ты и сын твой и сын сына твоего). Гедеон не принял ни того ни другого предложения. (Однако сын его Авимелех позднее сам «предложил себя в цари»; 9:1−6.) Возможно, Гедеон и сам не вполне осознал смысл и значение произнесенных им здесь слов, которыми провозгласил теократическое правление Самого Иеговы: Господь да владеет вами.

14) Ефод Гедеона становится «сетью» для него (8:24−27).

Суд 8:24−26. Хотя и отказавшись от царского звания, Гедеон обложил израильтян «данью», попросив у них по золотой серьге из военной добычи; всего таким образом он получил тысячу семьсот золотых сиклей (примерно 20 кг. золота). (Измаильтянами назывался первоначально кочевой народ, происходивший от Агари; Быт 16:15. Но впоследствии употребление этого термина расширилось, так что здесь, к примеру, «измаильтянами» названы мадианитяне.)

Суд 8:27. Из этого золота сделал Гедеон ефод, и положил его в своем городе, в Офре. Каковы бы ни были при этом его намерения, результат оказался плачевным, ибо ефод Гедеона стал предметом поклонения всех израильтян. И сделался он сетью Гедеону и всему дому его.

Характер и назначение этого ефода не вполне ясны. Он мог быть сделан наподобие короткой верхней одежды первосвященника (Исх 28:6−30; 39:1−21; Лев 8:7−8). Высказывается соображение, что он явился облачением к жертвеннику, поставленному Гедеоном в Офре, вместо Силома, где была скиния. Может быть, ефод превратили в подобие идола.

Так или иначе, каким-то образом была узурпирована первосвященническая функция или, как уже упомянуто, основан центр поклонения в противопоставление скинии. Однако в конце-концов Гедеон, видимо, возвратился к единому теократическому сообществу, из которого, в свое время, Господь призвал его как освободителя Израиля.

г. Продолжительность мира (8:28)

Суд 8:28. В результате победы, одержанной Гедеоном над мадианитянами, покоилась земля сорок лет. Из записанных в книге Судей это был последний период мира. Создается впечатление, что последующая деятельность Иеффая и Самсона мира земле не приносила, как не удержала она от дальнейшего упадка народ Израиля.

д. Смерть Гедеона (8:29−32)

Суд 8:29−32. Отказавшийся стать царем Иероваал (т. е. Гедеон; 6:32; 7:1) жил «по-царски», по крайней мере, в том смысле, что имел много… жен и от них семьдесят сыновей, а также наложницу… в Сихеме (жившую, видимо, в доме своих родителей), которая родила ему сына, названного Авимелех.

В истории отступничества Израиля Авимелех сыграл заметную роль, ибо «подготовил почву» для дальнейшего сползания народа «вниз по спирали», каковое и началось после смерти Гедеона.

6. СУДЕЙСТВО ФОЛЫ И ИАИРА И ПОСЛЕДУЮЩИЙ НЕЗАКОННЫЙ ЗАХВАТ ВЛАСТИ АВИМЕЛЕХОМ (8:33 — 10:5)

Примечательно, что ни одно из последующих «судейских правлений», зафиксированных в книге Судей, не вело к миру (сравните с 3:11, 30; 5:31; 8:28). Это, по-видимому, соответствовало общему нарастанию упадка — как политического и общего, так и в сфере морали, о чем свидетельствует дальнейшее повествование.

Событием, положившим начало этому периоду упадка, явился насильственный захват власти Авимелехом, сыном Гедеона от его сихемской наложницы, который судьей в книге не назван. Его правление было сопряжено с несправедливостями и притеснением, и конец этому был положен лишь его смертью и вступлением на место судьи Фолы, личности несравненно более положительной (Фола жил на том же центральном нагорьи).

а. Отступление Израиля (8:33−35)

Суд 8:33−35. Итак, по смерти Гедеона израильтяне вновь стали идолопоклонниками (сравните 2:19). Вместо того, чтобы поклоняться Иегове, благодаря Его за все Его милости и избавления от врагов, они учредили культ Ваалверифа, которого сделали своим богом; святилище его было в Сихеме, откуда родом была мать Авимелеха (9:3−4; сравните 9:46). Этому сопутствовала и проявленная израильтянами неблагодарность к дому Иероваалову, или Гедеонову (6:32; 7:1; 8:29); имеется, возможно, в виду, что они не воспрепятствовали расправе Авимелеха с сыновьями Гедеона (9:5).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
9  [1] — Букв.: в мире.
10  [2] — Букв.: обнажавших меч.
21  [3] — Букв.: каков муж, такова сила его.
21  [4] — Ср. Ис 3:18.
24  [5] — Букв.: по кольцу — имеется в виду кольцо для уха (серьга) или для носа; то же в ст. 25, 26.
26  [6] — Букв.: он попросил.
27  [7] — Эфод — тканный золотом передник или верхняя короткая риза первосвященника; здесь это, скорее, некий культовый предмет или даже статуя, изготовленная, возможно, по инициативе самого Гедеона и установленная в Офре (ср. Исх 32:2−4).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.