Судьи 20 глава

Книга Судей израилевых
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Тогда все израильтяне, вся община от Дана и до Беэр-Шевы, включая Гилад, собралась — пришли все как один — пред ГОСПОДОМ в Мицпе.
2 Сошлись все предводители народа, все колена Израилевы на собрание народа Божьего — четыреста тысяч пеших воинов, вооруженных мечами.
3 И вениаминитяне услышали, что израильтяне собрались в Мицпе. Израильтяне спросили: «Расскажите, как совершилось это злодеяние?»
4 Левит, муж убитой женщины, ответил: «Я со своей наложницей зашел переночевать в Гиву, что в колене Вениамина.
5 Поднялись против меня зажиточные горожане1 Гивы, окружили ночью дом, где я остановился. Меня они хотели убить, а мою наложницу насиловали, пока она не умерла.
6 И я взял тело своей наложницы, разрубил на части и разослал во все концы, по всем уделам Израилевым, — ведь в Израиле совершено было это безумное и постыдное злодеяние!
7 Подумайте, ведь все вы израильтяне, и дайте нам совет!»
8 Весь народ поднялся как один и сказал: «Никто теперь не пойдет в свой шатер, никто не вернется домой,
9 а с Гивой поступим так: соберем войско по жребию и выступим против них.
10 Выберем из всех колен Израилевых по жребию десяток из сотни, сотню из тысячи, тысячу из десяти тысяч, чтобы они снабдили войско продовольствием, и пойдем войной на Гиву Вениаминову — за то безумие, которое ее жители совершили в Израиле!»
11 Израильтяне все как один выступили против этого города.
12 Колена Израилевы передали мужам из колена Вениаминова: «Как вы допустили такое злодеяние?
13 Выдайте нам этих нечестивцев из Гивы, мы их казним и искореним зло в Израиле». Но вениаминитяне не стали слушать своих братьев израильтян
14 и из разных городов собрались в Гиву на войну с израильтянами.
15 Из разных селений сошлись тогда в Гиву двадцать шесть тысяч воинов, вооруженных мечами, а среди жителей Гивы насчитывалось2 семьсот отборных воинов.
16 Семьсот отборных воинов из этого народа были левшами, и каждый без промаха попадал камнем из пращи в волосок.
17 Израильтян, без колена Вениаминова, насчитывалось четыреста тысяч человек, вооруженных мечами, и все они были умелыми воинами.
18 Израильтяне отправились в Бет-Эль вопросить ГОСПОДА, какое из колен Израилевых должно первым идти войной на вениаминитян. ГОСПОДЬ ответил: « Идти первым Иуде».
19 Израильтяне выступили утром и стали лагерем против Гивы.
20 Расположившись строем против Гивы, они вступили в бой с вениаминитянами.
21 Вениаминитяне, выступившие на них из Гивы, положили в тот день убитыми двадцать две тысячи израильтян.
22 Но они собрались с силами и вновь расположились строем для боя на том же месте, что и в первый день.
23 ( Накануне израильтяне скорбели пред ГОСПОДОМ до самого вечера и вопрошали ГОСПОДА, идти ли им снова на бой с их братьями вениаминитянами, и ГОСПОДЬ ответил: «Идите!»)
24 На второй день израильтяне еще ближе подступили к городу вениаминитян.
25 Выступившие им навстречу из Гивы вениаминитяне положили в тот день убитыми восемнадцать тысяч израильтян, воинов, вооруженных мечами.
26 Тогда отправились израильтяне — всё войско их — пришли в Бет-Эль и сидели там, вопия пред ГОСПОДОМ. В тот день они постились до вечера, принесли ГОСПОДУ жертвы всесожжения и благодарственные жертвы.
27 Израильтяне вопрошали ГОСПОДА в Бет-Эле (ведь там находился тогда ковчег Завета,
28 и в те дни предстоял перед ним священник Финеес, сын Элеазара, внук Аарона): «Идти ли нам снова на бой с нашими братьями вениаминитянами или отступиться?» ГОСПОДЬ отвечал: «Идите, завтра Я предам их в ваши руки».
29 Тогда Израиль устроил возле Гивы засаду.
30 На третий день пошли израильтяне на вениаминитян, расположившись строем перед Гивой, как и прежде.
31 Вениаминитяне выступили им навстречу и удалялись от города, разя противников, как и прежде. Около тридцати израильтян пало, пока вениаминитяне гнались за ними по двум дорогам и по полям: одна дорога вела к Бет-Элю, а другая — к Гиве.3
32 Вениаминитяне говорили: «Не устоят они перед нами, как и прежде», а израильтяне отступали умышленно,4 чтобы этими дорогами увести их от города.
33 Так основные части израильтян5 отступили и расположились строем в Баал-Тамаре, а те воины, что были в засаде к западу6 от Гивы, ударили со своей стороны.
34 Десять тысяч отборных воинов, лучших во всем Израиле, двинулись на Гиву. Тяжелое это было сражение; не подозревали вениаминитяне, какая им грозит беда.
35 В тот день ГОСПОДЬ даровал Израилю победу над Вениамином: израильтяне сразили вениаминитян, положили двадцать пять тысяч сто человек, вооруженных мечами.
36 Увидели вениаминитяне, что терпят поражение, а израильтяне отступали перед ними только в расчете на засаду, поставленную близ Гивы.
37 Те воины, что были в засаде, спешно устремились к Гиве, ворвались в город и перебили всех жителей мечом.
38 Воины в засаде заранее условились с основными силами израильтян, что подадут им знак — клубы дыма над городом,
39 и тогда израильтяне начнут отступать с поля боя. Вениаминитяне, сразив около тридцати человек из них, решили: «Мы разобьем их наголову, как и прежде!»
40 В тот момент над городом показался столб дыма. Вениаминитяне обернулись и увидели, что весь город в пламени и дым возносится к небесам.
41 Израильтяне, развернувшись, двинулись на них, и вениаминитяне пришли в смятение, когда увидели, какая беда их постигла.
42 Они бежали от израильтян к пустыне, но преследователи продолжали сражаться с ними, а с другой стороны их убивали израильтяне, вышедшие из Гивы.7
43 Окружив вениаминитян, израильтяне гнали их, разя,8 до восточной окраины Гивы.
44 Из вениаминитян пало восемнадцать тысяч человек — все они были могучие воины.
45 Уцелевшие бежали в пустыню, к скале Риммон, и по дороге израильтяне уничтожили еще пять тысяч человек. Они гнались за вениаминитянами по пятам до Гидома, сразив из них еще две тысячи человек.
46 Всего из колена Вениаминова в тот день пало двадцать пять тысяч человек, вооруженных мечами, — все они были могучие воины.
47 Шестьсот человек бежали в пустыню к скале Риммон и четыре месяца жили на скале Риммон.
48 Израильтяне вернулись к вениаминитянам и поразили мечом всех жителей города, даже скот, — всех подряд, а все селения на своем пути сожгли.

Толкование Далласской семинарии

2. ВОЙНА ПРОТИВ КОЛЕНА ВЕНИАМИНОВА (ГЛ. 20)

К войне с вениамитянами, о которой рассказывается в этой главе, привело расследование обстоятельств смерти наложницы (глава 19). Необычайно темный час израильской истории отражен в ней.

а. Собрание Израиля в Массифе (20:1−11)

Суд 20:1−7. Итак, на призыв левита расследовать это жестокое и позорное преступление вениамитян откликнулись все сыны Израилевы… от Дана (крайний север Палестины) до Вирсавии (крайний юг ее), а также колена, жившие в Заиорданьи (в земле Галаадской). В Массифе (километрах в двенадцати на север от Иерусалима и примерно в шести на север от Гивы; не путать с Массифой в Галааде; 10:17; 11:29) «перед лицом Господа» собрались начальники всего народа, а также четыреста тысяч воинов. Лишь представители колена Вениаминова не были приглашены на эту встречу.

Левит рассказал собранию об обстоятельствах гибели женщины и вновь призвал Израиль к вынесению решения по этому беззаконному и срамному делу.

Суд 20:8−11. Вердикт был единодушным, и во исполнение его все Израильтяне… как один человек выступили против Гивы Вениаминовой, чтобы наказать ее.

б. Отвержение вердикта вениамитянами (20:12−13)

Суд 20:12−13. По всем селениям и кланам Вениаминовым послали израильтяне оповестить об отвратительном преступлении, совершенном их соплеменниками, требуя выдачи непосредственных виновников его для предания их смерти — дабы снять с Израиля «вину крови». Но вениамитяне не послушали голоса братьев своих, и тогда объединенные силы других племен пошли на них войною. Впрочем, сказано, что «военная инициатива» чуть ли не была у них перехвачена самими вениамитянами (стих 14).

е. Подготовка к сражению (20:14−18)

Суд 20:14−16. Сыны Вениаминовы… собрались… из всех своих городов в Гиву, и было их, вооруженных мечами, двадцать шесть тысяч человек, не считая семьсот отборных камнеметателей, вооруженных пращами; сказано, что, будучи левшами, они неизменно попадали в цель.

Суд 20:17−18. Как это следует из стиха 17 (а перед этим из стиха 2), 11 колен, выступивших против Вениамина, имели значительный численный перевес перед ним, насчитывая четыреста тысяч человек. Но прежде чем идти на войну, они отправились в дом Божий — вопросить Бога (вероятно, через первосвященника — посредством урима и туммима; Лев 8:8; Чис 27:21; Втор 33:8), какому племени первому выступить против Вениамина. И сказал Господь: Иуда пойдет впереди.

Поскольку скиния или подобное ей главное святилище, где можно было попросить совета у первосвященника, находилось в Силоме — как до (Нав 18:1), так и после (1Цар 1:9) этой междуусобной войны, некоторые богословы полагают, что именно туда отправились израильтяне (Суд 18:31, где сказано: «Дом Божий находился в Силоме»).

Есть, однако, основания думать, что они пошли в Вефиль (что и означает «дом Божий») — в то место, близ которого Авраам соорудил в свое время жертвенник Богу (Быт 12:8), и где Иаков видел во сне Бога и Его ангелов, после чего и дал этому месту название «Вефиль», вместо прежнего «Луз» (Быт 28:19; Суд 1:23). Вполне вероятно, что главное святилище неоднократно переносилось из Силома в Вефиль и обратно. Так что предпочтительнее думать, что в данном случае израильтяне пошли именно в Вефиль (стихи 18, 26), в город, стоявший при дороге, пересекавшей центральный горный хребет, в 13−15 км севернее Иерусалима.

г. Победы вениамитян (20:19−28)

Суд 20:19−23. Местоположение Гивы и рельеф местности благоприятствовали ее защитникам. И когда сыны Вениаминовы вышли из города, то в первый же день… положили… двадцать две тысячи Израильтян. Но, перегруппировавшись на том же месте израильтяне ободряли друг друга; в то же время их посланцы снова отправились в Вефиль и там, плача, целый день вопрошали Господа: идти ли им вновь в сражение со своими братьями, сынами Вениаминовыми. И Господь дал им четкий ответ: идите против него.

Суд 20:24−28. И снова повторилось, то, что произошло в первый день, но на этот раз от рук вениамитян пало меньше израильтян: «только» восемнадцать тысяч. Вторичное поражение заставило уже всю израильскую армию отправиться в Вефиль (обратите внимание на фразу: в то время ковчег завета Божия находился там); сидя при святилище, они плакали пред Господом и постились… до вечера, и вознесли всесожжения и мирные жертвы пред Господом (сравните 21:24).

Может быть, одна из причин, почему Господь допустил первоначальные поражения израильтян, заключалась в Его желании пробудить в них дух раскаяния в том, что стали пренебрегать уставами жертвоприношений. На этот раз, однако, на их вопрос, следует ли им продолжать войну с вениамитянами, Господь не только дал им утвердительный ответ: идите, но и пообещал им победу над ними на следующий же день (стих 28). Упоминание о Финеесе, сыне Елеазара и внуке Аарона, указывает на то, что война эта имела место недолгое время спустя после смерти Иисуса Навина.

д. Поражение вениамитян (20:29−46)

За сообщением о битве в общих чертах (стих 29:36а) следует дополнительный и более подробный рассказ о ней (стих 36б−46).

Суд 20:29−36а. Окрыленный обещанием Бога даровать ему победу, Израиль не преисполнился, однако, самонадеянности, но пересмотрел и изменил свою стратегию в лучшую сторону; вокруг Гивы им была устроена засада. Далее события развивались так: став в такой же, как прежде… боевой порядок пред Гивою, израильтяне нарочно затем побежали от вышедших за городские стены гивитян, чтобы отвести их подальше от города.

К схожей тактике прибег в свое время Иисус Навин в сражении против города Гая (Нав 8:1−29). Затем десять тысяч… отборных израильских воинов пошли во фронтальную атаку на Гиву, и Господь даровал им победу в битве. Вениамитяне потеряли в тот день двадцать пять тысяч сто человек — почти всю свою армию, насчитывавшую 26 700 человек (20:15).

Суд 20:36б−46. Эти стихи дополняют предыдущие подробным рассказом о засаде и о том, что последовало за главным сражением. Тогда как вениамитяне уходили все дальше от города (стихи 31−32), израильтяне, ожидавшие в засаде, ворвались в Гиву и, перебив население ее, подожгли город. (Дым… поднимавшийся из города, должен был стать знаком для возвращения к нему основной массы израильтян.) И тогда «оробевшие» вениамитяне, осознав постигшую их беду… побежали к пустыне, на восток (стих 43). Но лишь шестьсот воинов Вениамина сумели добежать до скалы Риммон (стих 45; сравните стих 47).

А двадцать пять тысяч человек из сынов Вениаминовых, т. е. почти все воины этого колена, погибли (более точная цифра — 25100 — приводится в стихе 35). Рассказчик «распределяет» число погибших по «стадиям» и местам битвы: восемнадцать тысяч (стих 44); пять тысяч убитых на дорогах, и во время погони — еще две тысячи человек (стих 45).

Суд 20:47−48. Всего шестьсот бойцов Вениамина достигли спасительного укрытия в скале Риммон (современный Рам-мун, километрах в шести на восток от Вефиля), где они оставались… четыре месяца (до того, как все общество израильское объявило им мир; 21:13−14). Эти «шестьсот» были, по всей видимости, единственными из колена Вениаминова, кто выжил, так как, судя по стихи 47−48, все их города были разрушены и сожжены, а люди в них и скот — убиты. Создается впечатление, что все «движимое и недвижимое» у Вениамина было предано заклятию, как в священной войне (толкование на 1:17).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
5  [1] — Букв.: хозяева / господа.
15  [2] — Или: …к жителям Гивы. (Среди них) насчитывалось
31  [3] — Или: …по двум дорогам: одна вела к Бет-Элю, а другая — к Гиве и (окрестным) полям.
32  [4] — Или: а израильтяне говорили: «Побежим прочь».
33  [5] — Букв.: все люди Израиля.
33  [6] — Так по друг. чтению, масоретский текст неясен. Друг. возм. пер.: в долине.
42  [7] — Букв.: из городов.
43  [8] — Или: окружили вениаминитян и гнали их, разя / попирая и не давая им оправиться; или: …гнали их, разя, от Нохи.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.