Jesaja 23 глава

Jesaja
Schlachter Bibel 1951 → Толкование Далласской семинарии

Schlachter Bibel 1951

1 Weissagung wider Tyrus: Heulet, ihr Tarsisschiffe! Denn sie ist zerstört, ohne Häuser und ohne Einfahrt. Aus dem Lande Chittim zurückgekehrt ist es ihnen kundgeworden.
2 Schweigt, ihr Bewohner der Küste! Die zidonischen Kaufleute, die das Meer befahren, haben dich erfüllt,
3 und auf dem großen Wasser ward die Saat des Sihor, die Ernte des Niltales, ihr zugeführt, und sie war der Markt der Nationen.
4 Schäme dich, Zidon; denn das Meer, die Meeresfeste spricht: «Ich habe keine Wehen gehabt, noch geboren, noch Jünglinge großgezogen, noch Jungfrauen ausgebildet!»
5 Wie ob der Kunde von Ägypten, so werden sie sich winden ob der Kunde von Tyrus.
6 Fahret hinüber nach Tarsis, heulet, ihr Bewohner der Küste!
7 Ist es so ergangen eurer freudenreichen Stadt, deren Ursprung in altersgrauer Vorzeit liegt, deren Füße sie in ferne Länder trugen, sich daselbst anzusiedeln?
8 Wer hat solches über Tyrus beschlossen, die Kronenspenderin, deren Kaufleute Fürsten und deren Händler die Vornehmsten der Welt waren?
9 Der HERR der Heerscharen hat es beschlossen, um den Stolz wegen all ihrer Pracht tödlich zu verwunden und alle Vornehmen der Welt zu erniedrigen.
10 Fahre hinüber in dein Land, du Tochter Tarsis! Es ist kein einziger Gürtel mehr zu haben!
11 Er hat seine Hand über das Meer ausgestreckt, er hat Königreiche erschüttert; der HERR hat über Kanaan Befehl gegeben, daß seine Festungen zerstört werden sollen.
12 Und er hat gesagt: Du sollst dich hinfort nicht mehr freuen, du vergewaltigte Jungfrau, Tochter Zidon! Fliehe zu den Chittäern hinüber! Auch dort wird man dir keine Ruhe lassen!
13 Siehe, das Land der Chaldäer, dieses Volk, das nicht war (Assur hat es für die Wüstenbewohner gegründet), sie haben ihre Belagerungstürme errichtet, die Paläste zerstört, sie zu Trümmerhaufen gemacht.
14 Heulet, ihr Tarsisschiffe, denn eure Feste ist zerstört!
15 An jenem Tage wird Tyrus für siebzig Jahre in Vergessenheit geraten, solange ein König regieren mag. Nach siebzig Jahren aber wird es Tyrus ergehen, wie es im Liede von der Dirne heißt:
16 «Nimm die Harfe, ziehe in der Stadt herum, du vergessene Dirne! Spiele gut, singe viel, daß man deiner wieder gedenke!»
17 Also wird es nach Verlauf der siebzig Jahre gehen; der HERR wird Tyrus heimsuchen, und sie wird wieder zu ihrem Verdienste kommen und wird buhlen mit allen Königreichen der Welt auf dem ganzen Erdboden.
18 Aber ihr Erwerb und Verdienst wird dem HERRN geweiht werden; er wird nicht angesammelt noch aufgespeichert werden, sondern ihr Erwerb wird denen, so vor dem Angesichte des HERRN wohnen, zur Nahrung und zur Sättigung und zu stattlicher Bekleidung dienen.

Толкование Далласской семинарии

11. 0 ТИРЕ (глава 23)

а. Пророчество о падении Тира (23:1−14)

Темой этого — так же, как и других пророчеств (главы 13−22), — является предстоявшая агрессия ассирийцев, в данном случае — их нападение на Тир (главный город Финикии). Исследователи книги Исаии расходятся лишь во мнении о том, какое именно вторжение ассирийцев предвозвещал здесь пророк, и — соответственно — когда было произнесено пророчество. Оно могло относиться к самому концу 8-го века (в 701 г. в Финикию вторгся Сеннахирнм), либо ко времени значительно более раннему — и — в этом случае предвозвещать осаду Тира Салманассаром (правившим с 727 по 722 гг до Р. Х.).

Ис 23:1. Полагают, что в древности Фарсисом (еврейское название) именовали Испанию. Тартессисом греки и римляне называли Гвадалквивир и город, располагавшийся в устье этой испанской реки; всю же прилегавшую к ним территорию, населенную таинственным племенем этрусков, но не только ими, они называли Тартесснс (то же, по всей видимости, что Фарсис, или Таршиш). Носившая это имя страна, располагавшаяся на дальнем западе древнего мира, славилась торговлей и мореходством. По поводу «кораблей Фарсиса» толкование на Иез 27:25 (сравните с Ис 60:9).

Исаия видит, как из западной финикийской колонии — Фарсиса плывут корабли в Тир, но из земли Киттийской (так назывались острова Средиземного моря и в первую очередь — Кипр, находившийся примерно в 220 км на северо-запад от Тира, где, очевидно, приставали эти корабли по пути), им «возвещают», что Тир разрушен. Стих 1 может быть передан так: «Рыдайте, мореходы и купцы из Фарсиса, потому что порта вашего назначения более не существует!»

Ис 23:2−5. Сидон был вторым после Тира главным городом Финикии; здесь, как и в стихе 4, 12, он символизирует Финикию в целом. Залогом экономического процветания финикийцев, с их международными портами Тиром и Сидоном, была морская торговля. Но, естественно, и те, кто торговали с финикийцами, включая «земли Киттийские», обогащались за счет этой торговли.

Умолкните в стихе 2 — это в сущности обращение к уже умолкнувшим обитателям острова (точнее, взморья: еще недавно оно оглашалось неумолчным шумом и разноязычным говором продающих и покупающих, но теперь жизнь замерла там. Речь идет все о том же Тире, в котором «вчера» еще было множество купцов финикийских (сидонских), как бы «наполнявших» его собой и привозимыми ими богатствами.

В раннюю пору израильской истории Сидон был самым могущественным государством Востока. Тир «восстал» позже. В стихе 3 Тир назван торжищем народов. «Великие воды» (стих 3) — это Средиземное море; «большая река» — Нил, Сихором (Нав 13:3; 1Пар 13:5) назывались территория в восточном Египте и, вероятно, один из протекавших там притоков Нила. Семена Сихора — это зерно, взращенное на плодородных египетских землях, которое доставлялось в Тир по воде.

Крепость морская в стихе 4 олицетворяет море, которое как бы породило этот великий морской порт — Тир. В стихах 4−5 оно сравнивается с матерью, потерявшей своих детей. «Скорбь» моря — это скорбь самой Финикии (Сидона), потерявшей Тир. При вести об этом содрогнутся и египтяне.

Ис 23:6−9. В стихе 6 — речь о бегстве финикийцев из разоренного Тира; пророк «предлагает» им искать убежище в колониях, в том же Фарсисе.

Начало Тира — от дней древних (стих 7). По свидетельству Геродота (древнегреческого историка, которого называют «отцом истории») город этот был основан примерно в 2700 г. до Р. Х. Во второй фразе стих 7 — продолжение мысли о необходимости для тирян искать убежище. Да осознают они, что такую участь определил… Тиру… Господь Саваоф… чтобы посрамить надменность его (стихи 8−9), что ассирийцы — всего лишь орудие в руках Его.

Тир раздавал венцы (стих 8). Сильный город этот не только ставил угодных ему правителей в своих колониях (в числе которых был и знаменитый Карфаген), но, вероятно, и «государственные перевороты» в других странах происходили не без его участия.

Ис 23:10−14. В стихе 10 речь о том, что Фарсис освободился, перестал быть колонией, так как Тира, которому он подчинялся, больше нет. Господь простер руку Свою на Средиземное море (здесь подразумевается, на Тир, который стоял на берегу его). Под «царствами ханаанскими», которые потряс… Господь (стих 11), по-видимому, в первую очередь, понимались прибрежные средиземноморские (помимо Финикии) территории, на которые обрушились ассирийцы.

«Посрамленной девицей» (стих 12) назван Тир, завоеванный врагами. «Дочерью Сидона» — все, вероятно, население Финикии, включая тирян. В окончании стиха повторение мысли о необходимости для них бежать, спасаться. Впрочем, нигде им не будет… покоя.

Крайне сложен для прочтения стих 13, который понимается по-разному. Халдеей обычно называли Вавилон, но в дни, когда Исаия произносил свое пророчество, Вавилон был частью Ассирийской империи и как о самостоятельном государственном образовании он не мог говорить о нем. Некоторые исследователи книги Пророка Исаии предполагают, что земля Халдеев служит тут обозначением самой Финикии: мол, народ ее (происхождение которого не вполне ясно) взялся «неизвестно откуда», возможно, пришел из земли древних халдеев. Пророку видится, как Ассур положил Финикии «новое» начало, населив ее диким зверьем пустыни. Оно-то и «строит» там «жилища» себе (башни), а прежние чертоги постепенно разрушаются, окончательно превращаясь в развалины.

Рыдайте, мореходы Фарсисские! Ибо твердыня ваша (порт, куда вы стремились) разорена (стих 14).

б. Пророчество о будущем Тира (23:15−18)

Ис 23:15−18. Семьдесят лет, о которых Исаия говорит в стихе 15, может быть, относились к периоду с 700 по 630 гг.до Р. Х., когда финикийская торговля в тогдашнем мире была сильно ограничена ассирийцами. Примерно к 630 году, с ослаблением Ассирии, Тир вновь начал обретать самостоятельное торговое и политическое значение.

Срок, названный в начале стих 15, приравнивается к сроку жизни (мере дней) одного царя («70 лет», вероятно, приведены в значении средней продолжительности человеческой жизни). Далее (окончание стих 15 — стих 16) Тир сопоставляется с блудницей, о которой все забыли, но, вот, она опять напоминает о себе, вновь начав расхаживать по городу с пением и игрой на цитре.

Блудодействовать в стихе 17, вероятно, употреблено в значении «торговать» (такой необычный образ может быть объяснен тем, что торговые операции предусматривают общение, подчас неразборчивое, со многими людьми, — в целях наживы). В стихе 18 Исаия, однако, оговаривается, что плоды этого «блудодейства» будут (после семидесяти лет) посвящаемы Господу. Понять, что он имел в виду, нелегко, и предположения на этот счет высказываются разные. Вот одно из них.

В сущности предсказания Исаии, Иеремии, Иезекииля о полном разрушении и опустошении Тира исполнились лишь долгое время спустя. После неоднократных, временных, так сказать, разрушений он каждый раз восстанавливался, и даже в дни Христа был еще весьма значительным торговым городом. В обращении Тира к христианству (Деян 21:3−4) и в том, в частности, что материально благополучие тирских христиан, несомненно, зависело от общего благосостояния Тира, видят некоторые богословы объяснение слов Исаии в стихе 18.

г. О неизбежном наказании и о грядущем веке Царства (главы 24−27)

Историческая реальность «Божиих судов» над народами, орудием которых стали агрессоры-ассирийцы, в то же время была и остается (!) прообразом последнего Божиего суда над всем миром (24:1, 4; сравните со словами Павла в Первом послании Коринфянам (10:6, 11) о скитании и «поражении» евреев в пустыне как об «образе» для будущих поколений: «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам»).

В главах 24−27, называемых богословами «апокалипсисом Исаии», описывается как то, что произойдет в годы великой скорби (катастрофа, которая постигнет всю землю), так и благословения, которые придут на землю и на выжившую часть человечества после этого — в Тысячелетнем царстве Христа.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.