Исход 19 глава

Исход, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Толкования Августина

Синодальный перевод

1 В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую.
2 И двинулись они из Рефидима, и пришли в пустыню Синайскую, и расположились там станом в пустыне; и расположился там Израиль станом против горы.
3 Моисей взошёл к Богу, и воззвал к нему Господь с горы, говоря: так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым:
4 вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принёс вас к Себе;
5 итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля,
6 а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым.
7 И пришёл Моисей и созвал старейшин народа и предложил им все сии слова, которые заповедал ему Господь.
8 И весь народ отвечал единогласно, говоря: всё, что сказал Господь, исполним. И донёс Моисей слова народа Господу.
9 И сказал Господь Моисею: вот, Я приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобою, и поверил тебе навсегда. И Моисей объявил слова народа Господу.
10 И сказал Господь Моисею: пойди к народу, и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои,
11 чтоб быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдёт Господь пред глазами всего народа на гору Синай;
12 и проведи для народа черту со всех сторон и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве её; всякий, кто прикоснётся к горе, предан будет смерти;
13 рука да не прикоснётся к нему, а пусть побьют его камнями, или застрелят стрелою; скот ли то, или человек, да не останется в живых; во время протяжного трубного звука могут они взойти на гору.
14 И сошёл Моисей с горы к народу и освятил народ, и они вымыли одежду свою.
15 И сказал народу: будьте готовы к третьему дню; не прикасайтесь к жёнам.
16 На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане.
17 И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы.
18 Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошёл на неё в огне; и восходил от неё дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась;
19 и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом.
20 И сошёл Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошёл Моисей.
21 И сказал Господь Моисею: сойди и подтверди народу, чтобы он не порывался к Господу видеть Его, и чтобы не пали многие из него;
22 священники же, приближающиеся к Господу, должны освятить себя, чтобы не поразил их Господь.
23 И сказал Моисей Господу: не может народ взойти на гору Синай, потому что Ты предостерёг нас, сказав: «проведи черту вокруг горы и освяти её».
24 И Господь сказал ему: пойди, сойди, потом взойди ты и с тобою Аарон; а священники и народ да не порываются восходить к Господу, чтобы не поразил их.
25 И сошёл Моисей к народу и пересказал ему.

Толкования Августина

Стих 1

О пятидесяти днях сообщается и в Писании: не только в Евангелии, так как тогда сошел Святой Дух (14 Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: Деян 2:14) , но и в книгах Ветхого Завета. Ведь после того как они отпраздновали Пасху, убив агнца, отсчитываются те самые пятьдесят дней до того дня, когда на горе Синай слуге Божию Моисею был дан Закон, написанный перстом Божиим, а в Евангелии открыто говорится, что перст Божий обозначает Духа Святого (20 Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие. Лк 11:20).

Послания 55, CSEL 34.2:202

***

В Пятидесятницу, то есть на пятидесятый день после страдания и воскресения, Он, как и обещал, послал нам Святого Духа Утешителя (14 Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: Деян 2:14). Это будущее событие было обозначено еще в иудейской Пасхе, когда, на пятидесятый день после заклания агнца, Моисей получил на горе Закон, написанный перстом Божиим (18 И когда [Бог] перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим. Исх 31:18). Читайте Евангелие и найдите там Святого Духа, названного перстом Божиим (20 Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие. Лк 11:20) .

Источник: Против Фавста-манихея 32.12, CSEL 25:770

Стих 11

Они пришли в пустыню, где был дан Закон, и так говорит Писание: В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской (1 В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую. Исх 19:1). Господь сказал Моисею, чтобы те, кто получит Закон, очистили себя на третий день, когда Закон должен был быть дан. Значит, в начале третьего месяца на третий день требуется очищение.

Проповеди, Сl. 0284, 272B.MiAgl.384.30.

Стих 12

В этом удивительном совпадении есть большое различие: там народу под угрозой страшного наказания запрещается подходить к месту, где дается Закон, здесь Святой Дух нашел на тех, кто был собран вместе, ожидая исполнения этого обещания (1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. Деян 2:1)

Источник: О духе и букве 17.29, CSEL 60:182.

Стих 16

Тогда был дан Закон, а именно на третий день третьего месяца. Итак, считай от четырнадцатого дня первого месяца, когда была Пасха, до третьего дня третьего месяца и получишь семнадцать дней первого месяца, тридцать дней — второго, три дня — третьего, что составляет пятьдесят дней.

Послания 55, CSEL 34.2:204

Иное толкование

Так же обычно Бог производит молнии и гром. Но так как на горе Синай они происходили необычным образом и те звуки были произнесены не как бессвязный шум, но так, что было ясно по вернейшим указаниям, что даются определенные знаки, то это и было чудом.

О Троице, Cl.0329,SL50.3.59.

Никто не может быть столь неразумным, чтобы верить, что дым, огонь, облака и туман и что бы то ни было подобного рода является сущностью Святого Духа или Слова Премудрости Божией, которая есть Христос? Что же касается Бога Отца, то даже ариане никогда не осмеливались думать подобным образом. Следовательно, все это было создано посредством творения, служащего Творцу, и было представлено сообразно Божественному устроению человеческим чувствам. Все же поскольку сказано, что Моисей взошел в облако, в котором был Бог, некоторые плотским образом считают, что, в то время как народ видел облако, Моисей внутри облака видел своими плотскими глазами Сына Божия, Которого обезумевшие еретики желают видеть в Его сущности.

О Троице,Cl.0329,SL50.2.15.

Стих 18

Звук этого голоса и голубь в телесном виде (22 и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Лк 3:22) , и разделяющиеся языки, как бы огненные, которые почили на каждом из них (3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. Деян 2:3) , так же, как и страшные события на горе Синай и как этот столп дыма днем, а пламени — ночью (21 Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Исх 13:21) , — все это имело свое собственное значение. Здесь надо особенно остерегаться, чтобы кому-нибудь не показалось, что природа Бога или Отца, или Сына, или Святого Духа является переменчивой и изменяемой. И пусть никто не смущается, что иногда обозначающая вещь получает имя обозначаемой. Было сказано, что Святой Дух в телесном виде, как голубь, сошел и остался на Нем; так и скала — Христос, ибо обозначает Христа (4 и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. 1Кор 10:4)

Послания 169,CSEL 44:618

Примечания:

 
Синодальный перевод
17 в сретение — на встречу.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.