Даниил 8 глава

Книга пророка Даниила
Синодальный перевод → Комментарии Скоуфилда

Синодальный перевод

1 В третий год царствования Валтасара царя явилось мне, Даниилу, видение после того, которое явилось мне прежде.
2 И видел я в видении, и когда видел, я был в Сузах, престольном городе в области Еламской, и видел я в видении, — как бы я был у реки Улая.
3 Поднял я глаза мои и увидел: вот, один овен стоит у реки; у него два рога, и рога высокие, но один выше другого, и высший поднялся после.
4 Видел я, как этот овен бодал к западу и к северу и к югу, и никакой зверь не мог устоять против него, и никто не мог спасти от него; он делал, что хотел, и величался.
5 Я внимательно смотрел на это, и вот, с запада шёл козёл по лицу всей земли, не касаясь земли; у этого козла был видный рог между его глазами.
6 Он пошёл на того овна, имеющего рога, которого я видел стоящим у реки, и бросился на него в сильной ярости своей.
7 И я видел, как он, приблизившись к овну, рассвирепел на него и поразил овна, и сломил у него оба рога; и недостало силы у овна устоять против него, и он поверг его на землю и растоптал его, и не было никого, кто мог бы спасти овна от него.
8 Тогда козёл чрезвычайно возвеличился; но когда он усилился, то сломился большой рог, и на место его вышли четыре, обращённые на четыре ветра небесных.
9 От одного из них вышел небольшой рог, который чрезвычайно разросся к югу и к востоку и к прекрасной стране,
10 и вознёсся до воинства небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звёзд, и попрал их,
11 и даже вознёсся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его.
12 И воинство предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие, и он, повергая истину на землю, действовал и успевал.
13 И услышал я одного святого говорящего, и сказал этот святой кому-то, вопрошавшему: «на сколько времени простирается это видение о ежедневной жертве и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы?»
14 И сказал мне: «на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится».
15 И было: когда я, Даниил, увидел это видение и искал значения его, вот, стал предо мною как облик мужа.
16 И услышал я от средины Улая голос человеческий, который воззвал и сказал: «Гавриил! объясни ему это видение!»
17 И он подошёл к тому месту, где я стоял, и когда он пришёл, я ужаснулся и пал на лицо моё; и сказал он мне: «знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени!»
18 И когда он говорил со мною, я без чувств лежал лицом моим на земле; но он прикоснулся ко мне и поставил меня на место моё,
19 и сказал: «вот, я открываю тебе, что будет в последние дни гнева; ибо это относится к концу определённого времени.
20 Овен, которого ты видел с двумя рогами, это цари Мидийский и Персидский.
21 А козёл косматый — царь Греции, а большой рог, который между глазами его, это первый её царь;
22 он сломился, и вместо него вышли другие четыре: это — четыре царства восстанут из этого народа, но не с его силою.
23 Под конец же царства их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве;
24 и укрепится сила его, хотя и не его силою, и он будет производить удивительные опустошения и успевать и действовать и губить сильных и народ святых,
25 и при уме его и коварство будет иметь успех в руке его, и сердцем своим он превознесётся, и среди мира погубит многих, и против Владыки владык восстанет, но будет сокрушён — не рукою.
26 Видение же о вечере и утре, о котором сказано, истинно; но ты сокрой это видение, ибо оно относится к отдалённым временам».
27 И я, Даниил, изнемог и болел несколько дней; потом встал и начал заниматься царскими делами; я изумлён был видением сим и не понимал его.

Комментарии Скоуфилда

1 Восьмая глава дает подробности относительно второго и третьего мировых царств: серебряного и медного в Дан 2; царств медведя и барса в Дан 7. Речь идет об исторических Мидо-Персидском и Македонском царствах. В эпоху Даниила первое царство близилось к концу (Дан 8:1). Валтасар был его последним царем.

9 Пророчество о «небольшом роге» исполнилось в Антиохе Епифане, который в 175 до Р. Х. осквернил храм и свирепо преследовал евреев. Его не следует смешивать с «небольшим рогом» в Дан 7, чье пришествие еще впереди, и чья власть будет относиться к эпохе великой скорби. См. «Зверь», Дан 7:8; Откр 19:20, примеч.; «Великая скорбь», Пс 2:5; Откр 7:14, примеч. Но Антиох — удивительный прообраз Зверя — «небольшого рога» последнего времени. Ст. 24 и 25 очевидно толкуют не о власти Антиоха, а относятся к «небольшому рогу» в Дан 7. Стихи 24 и 25 имеют в виду и Антиоха и Зверя, но главным образом Зверя. Очевидно, «небольшой рог» и Дан 7 не то же самое, что «небольшой рог» в Дан 8:9−13, 23. Первый выходит из десяти рогов, на которые делилась Римская империя (четвертая), а «небольшой рог» Дан 8 выходит из одного из четырех царств, на которые разделилось третье (Греческое) царство (ст. 23), «под конец их царства» (ст. 23−23). Это исторически верно в отношении Антиоха Епифана. Поступки обоих схожи в их ненависти к евреям, к Богу и в осквернении храма. Ср. 7:25 (Зверь) с 8:10−12 (Антиох).

10 Понимание этого текста (ст. 10−14) по общему признанию относится к самым трудным в данном пророчестве. Это затруднение усложняется структурой текста. Исторически предсказание исполнилось в Антиоке Епифане, но в смысле более широком, выходящем за пределы человеческой истории Антиох только первый этап, только начало того ужасного кощунства «небольшого рога», которое он совершит в будущем, Дан 7:8, 24−25; 9:27; 11:36−45; 12:12. В Дан 8:10−14 деятельность обоих «небольших рогов» таким образом сливаются в одно.

13 Слово «опустошение» упоминается в книге Даниила семь раз:
1) когда говорится о святилище (8:13), что случилось при Антиохе (175−170 до Р. Х.);
2) о святилище в Дан 9:17, его состоянии во дни Даниила, когда евреи находились в плену, а святилище их пребывало в запустении;
3) вообще о земле (9:18) во времена Даниила;
4) еще раз о святилище (см. 9:26), что исполнилось в 70 г. н. э. при разрушении города и храма после распятия Мессии (Лк 21:20); 5, 6, 7) и наконец о святилище в эпоху, когда опустошение совершит Зверь, 9:27; 11:31; 12:11. (Ср. с Мф 24:15; Мк 13:14; 2Фес 2:3, 8−12; Откр 13:14−15).

19 Здесь имеются в виду два «конца»:
1) исторически конец третьей, или Греческой, империи Александра Македонского, из одного разделения которого вышел небольшой рог (Антиох) в ст 9;
2) пророчески имеется а виду конец времен языческих (Лк 21:14; Откр 16:14), когда проявит себя «небольшой рог» из Дан 7:8, 24−26, то есть Зверь восстанет, что будет окончательным концом последнего времени (Дан 12:4, примечание).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.