Даниил 9 глава

Книга пророка Даниила
Синодальный перевод → Комментарии Скоуфилда

Синодальный перевод

1 В первый год Дария, сына Ассуирова, из рода Мидийского, который поставлен был царём над царством Халдейским,
2 в первый год царствования его я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима.
3 И обратил я лицо моё к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле.
4 И молился я Господу Богу моему, и исповедывался и сказал: «Молю Тебя, Господи, Боже великий и дивный, хранящий завет и милость любящим Тебя и соблюдающим повеления Твои!
5 Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих;
6 и не слушали рабов Твоих, пророков, которые Твоим именем говорили царям нашим, и вельможам нашим, и отцам нашим, и всему народу страны.
7 У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд, как день сей, у каждого Иудея, у жителей Иерусалима и у всего Израиля, у ближних и дальних, во всех странах, куда Ты изгнал их за отступление их, с каким они отступили от Тебя.
8 Господи! у нас на лицах стыд, у царей наших, у князей наших и у отцов наших, потому что мы согрешили пред Тобою.
9 А у Господа Бога нашего милосердие и прощение, ибо мы возмутились против Него
10 и не слушали гласа Господа Бога нашего, чтобы поступать по законам Его, которые Он дал нам через рабов Своих, пророков.
11 И весь Израиль преступил закон Твой и отвратился, чтобы не слушать гласа Твоего; и за то излились на нас проклятие и клятва, которые написаны в законе Моисея, раба Божия: ибо мы согрешили пред Ним.
12 И Он исполнил слова Свои, которые изрёк на нас и на судей наших, судивших нас, наведя на нас великое бедствие, какого не бывало под небесами и какое совершилось над Иерусалимом.
13 Как написано в законе Моисея, так всё это бедствие постигло нас; но мы не умоляли Господа Бога нашего, чтобы нам обратиться от беззаконий наших и уразуметь истину Твою.
14 Наблюдал Господь это бедствие и навёл его на нас: ибо праведен Господь Бог наш во всех делах Своих, которые совершает, но мы не слушали гласа Его.
15 И ныне, Господи Боже наш, изведший народ Твой из земли Египетской рукою сильною и явивший славу Твою, как день сей! согрешили мы, поступали нечестиво.
16 Господи! по всей правде Твоей да отвратится гнев Твой и негодование Твоё от града Твоего, Иерусалима, от святой горы Твоей; ибо за грехи наши и беззакония отцов наших Иерусалим и народ Твой в поругании у всех, окружающих нас.
17 И ныне услыши, Боже наш, молитву раба Твоего и моление его и воззри светлым лицом Твоим на опустошённое святилище Твоё, ради Тебя, Господи.
18 Приклони, Боже мой, ухо Твоё и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено имя Твоё; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твоё великое милосердие.
19 Господи! услыши; Господи! прости; Господи! внемли и соверши, не умедли ради Тебя Самого, Боже мой, ибо Твоё имя наречено на городе Твоём и на народе Твоём».
20 И когда я ещё говорил и молился, и исповедывал грехи мои и грехи народа моего, Израиля, и повергал мольбу мою пред Господом Богом моим о святой горе Бога моего;
21 когда я ещё продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы
22 и вразумлял меня, говорил со мною и сказал: «Даниил! теперь я исшёл, чтобы научить тебя разумению.
23 В начале моления твоего вышло слово, и я пришёл возвестить его тебе, ибо ты муж желаний; итак, вникни в слово и уразумей видение.
24 Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святой святых.
25 Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ, и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.
26 И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придёт, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения.
27 И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределённая гибель постигнет опустошителя».

Комментарии Скоуфилда

24 «Седьмины» — в данном случае семилетия; Гавриил истолковывает период состоящий из семидесяти седьмин по семь лет каждая. В течение этого срока общенародное наказание Израиля закончится и народ будет восстановлен в его «вечной правде» (ст. 24). Семьдесят седьмин (или седьмиц) по семь лет каждая равняются 490 годам; шестьдесят две седьмины равны 434 годам (ст. 25−27). За семь седьмин (49 лет) Иерусалим должен отстроиться «в трудные времена». Это исполнилось во дни Ездры и Неемии, что и описано в их книгах. Шестьдесят две седьмины (434 года) спустя должен был прийти Мессия (ст. 25). Это также исполнилось, выразившись в рождении и явлении Христа. Ст. 26 указывает период неопределенный. Дата распятия не дается точно, говорится лишь, что оно произойдет после шестидесяти двух седьмин. Это первое событие в 26 ст. Второе событие — разрушение города, что исполнилось в 70 г. н. э. Затем «до конца» — прошел уже период почти 2000-летний. Даниилу было открыто только то, что «войны и опустошения» будут продолжаться. (Ср. с Мф 24:6−14). Новый Завет открывает то, что было сокрыто от ветхозаветных пророков (Мф 13:11−17; Еф 3:1−10), а именно, что в этот период совершатся тайны Царства Небесного (Мф 13:1−50), и произойдет созидание Церкви (Мф 16:18; Рим 11:25). Нам не открыто, когда окончится период Церкви и начнется последняя седьмина, но продолжительность ее может быть только семилетней. Ее удлинение нарушало бы уже подтвержденный неоднократно прошлыми свидетельствами принцип интерпретации. Ст. 27 относится к последней седьмине. «Вождь» (ст. 26) и «опустошитель» (ст. 27), «который придет» (ст. 26), тот, чей народ (Рим) разрушил храм в 70 г. н. э. Он же тот, у кого «небольшой рог» в 7-й гл. Он договорится с евреями о восстановлении жертвоприношений в храме на одну седьмину (семь лет), но затем нарушит договор и исполнит то, что говорится в Дан 12:11; 2Фес 2:3−4. Между 69-й седьминой, после которой был распят Мессия и семидесятой седьминой, в которую «небольшой рог» Дан 7 будет совершать свои гнусные дела, вклинивается весь период Церкви. Ст. 27 говорит о последних трех с половиной годах из семи, которые именуются в Писании «великой скорбью» (Мф 24:15−28); и «временем тяжким» в Дан 12:1 и «годиной искушения» в Откр 3:10. (См. «Великая скорбь», Пс 2:5; Откр 7:14).

9:24 В Ветхом Завете нет слова, которое бы правильно передавало смысл еврейского термина «примирение». Близкие по значению слова применяются в разных текстах Писания. Напр., в 1Цар 29:4 фигурирует слово «умилостивить»; 2Пар 29:24 говорит «загладить»; Лев 6:30; 8:15 и 16:20 применяет слово «очищение», равно как и Иез 45:15, 17 и 20; у Дан 9:24 употребляется слово «заглажены» о беззакониях. Но ни одно из этик слов не передает истинного смысла описываемого в Писании действия. Наиболее точно значение его передает слово «очищение». «Примирение» — это Новозаветное учение (Рим 5:10; Кол 1:21, примечание).

25 В Библии документированы три указа: указ Кира в 536 г. до Р. Х. (Ушер) о восстановлении «дома Господа, Бога Израилева» (2Пар 36:22−23; Езд 1:1−3); указ Дария (Езд 6:3−8; 521−486 до Р. Х.); и указ Артаксеркса изданный в седьмой год его царствования (Езд 7:7; 458 до Р. Х.). В двадцатый год своего царствования в 444 г. (по Яну и Хейльсу), или в 446 г. (по английской версии), или в 454 (по Ушеру и Хенгстенбергу) Артаксеркс позволил восстановить «город», то есть Иерусалим (Неем 2:1−8). Последний указ тот самый, от которого начинают отсчитывать «семь седьмин» (49 лет). Возможно также, что под «повелением восстановить» и т. д. подразумевается Божий указ в Дан 9:23. При нынешнем состоянии Библейской хронологии указ Артаксеркса невозможно безапелляционно датировать иначе как ссылаясь на то, что он был издан между 454 и 444 годами до Р. Х. В любом случае эти даты подводят нас ко времени Христа. Пророческое время с одной стороны настолько неизменно, что заставляет нас постоянно быть на страже и вместе с тем и настолько непредсказуемо, что не даёт удовлетворения простому любопытству. (Ср. с Мф 24:36; Деян 1:7). 434 года следует, конечно, отсчитывать от конца семи седмин, так что весь временный отрезок от «повеления восстановить» и т. д. и до Христа (Мессии) равняется шестидесяти двум семилетиям или 483 годам.

27 «Мерзость» (отвращение). Ср. с Мф 24:15. В книге Даниила это выражение встречается трижды. В Дан 9:27 и 12:11, когда речь идет о «Звере», «человеке греха» (2Фес 2:3−4); то же самое в Мф 24:15. В Дан 11:31 речь идет о действиях Антиоха Епифана, прообраза человека греха, вошедшего во Святое Святых и принесшего на жертвенник свинью.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.