Екклезіаста 8 глава

Книга Екклезіястова (або Проповідника)
Переклад Хоменка → Толкование Далласской семинарии

Переклад Хоменка

1 Хто знає пояснення речей, як той мудрий? Мудрість людини освітлює її обличчя і відмінює суворість її виду.
2 Чини волю царя і це з-за присяги перед Богом.
3 Не квапся відійти від нього; в погану справу не втручайся, бо він що схоче, зробить.
4 Бо слово царя могутнє. Хто зважиться йому сказати: «Що чиниш?»
5 Хто береже наказ, той не дізнає лиха; серце мудрого час і суд розрізняє.
6 На всяку бо річ є час і суд, і лихо, що над чоловіком висить, тяжке,
7 бо він не знає, що буде; хто йому скаже, як воно настане?
8 Ніхто не має влади над вітром, щоб стримати його, і ніхто не має влади над днем смерти. Від бою відпустки немає, і зло не вирятує того, хто його коїть.
9 Усе це я бачив, прихиляючи увагу до всього, що діється під сонцем, у час, коли людина панує над людиною — їй на шкоду.
10 Бачив я далі, що грішників ховали, і вони входили до спочинку, а ті, що чесно чинили, відходили далеко від святого місця, і їх у місті забували. Це теж марнота.
11 Що вирок над лихим учинком не виконується швидко, тим то серце людське й повне бажання чинити зло.
12 І хоча б грішник сто раз чинив зло, і то довго, однак я знаю добре, що щасливі будуть ті, що бояться Бога, власне тому, що вони його бояться.
13 Безбожному ж не буде щастя, і мов тінь проминуть його дні, бо не боїться Бога.
14 Є й така марнота, що діється на землі: праведним стається те, що заслужили своїми вчинками безбожні, а безбожним трапляється те, що заслужили своїми вчинками праведні. Я сказав: І це теж марнота.
15 І я почав хвалити радість, бо нема щастя для чоловіка під сонцем, як їсти, пити й веселитись, і щоб це супроводжувало його при його праці за час його віку, який Бог дав йому під сонцем.
16 Коли я спрямував мій розум на те, щоб спізнати мудрість та щоб додивитись на справи, які діються на землі, — бо ні удень, ані вночі не бачать сну очі —
17 тоді побачив я, розглянувши всі діла Божі, що ніхто не може збагнути діл, які діються під сонцем. Як би чоловік не силкувався, не може їх дослідити. Та й мудрий теж, навіть коли думає, що знає, не може їх дослідити.

Толкование Далласской семинарии

3. БОЖИЕ ВОЗДАЯНИЕ — ЗАГАДКА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА (глава 8)

Еккл 8:1. Снова возвращается Екклесиаст к преимуществам, которые даются мудростью: кто понимает значение вещей столь глубоко, как понимает его мудрый, на котором мудрость оставляет печать благости и мира, просветляя и лице его!

Еккл 8:2−4. Мудрому (подразумевает автор) следует быть лояльным по отношению к царю — прежде всего во исполнение клятвы верности, которую он дал ему пред Богом (о клятве такого рода к примеру, в 4Цар 11:17), а также в свете его непререкаемой власти (выражающая эту идею в стихе 4 фраза кто скажет ему: «что ты делаешь»? в Иов 9:12 употреблена по отношению к Богу; сравните с созвучной ей (и тоже относящейся к Богу) в Ис 45:9). Фраза Не спеши уходить от лица его (стих 3) по-еврейски звучит как призыв не покидать службы у царя (сравните с 10:4). И не защищай худого дела (так звучит в англ. переводах вторая фраза в стихе 3) подразумевает: не принимай сторону тех, кто бунтует против царя.

Еккл 8:5−8. Под «заповедью» в стихе 5 более всего понимается «слово царское» (стих 2) и «слово царя» (стих 4), т. е. изданные царем законы. Хотя развивая свои мысли, Еккслесиаст по-видимому, придает заповеди расширительно-нравственное значение. Итак, мудрый человек, соблюдающий заповедь, предохранит себя от зла, потому что он живет, сознавая, что всему есть время и устав (т. е. что все совершается соответственно установленному порядку и подлежит суду в свое время; словом «устав» передано еврейское «суд»). И не пытается «плыть против течения».

Люди же в массе своей, мудростью не отличающиеся, не понимают того, что понимает «мудрый», продолжает Екклесиаст и поэтому подвергают себя «великому злу» (стих 6). Ибо они вступают в бесплодную борьбу (стих 8) с порядком вещей, назначения которого не понимают и изменить не могут (как не предвидят и того чем завершатся затеянные ими предприятия; стих 7). В первой части стих 8 — образ бессилия человека перед не им установленными законами жизни; к каким бы нечестивым (противозаконным) методам в… борьбе с ними он ни прибегал, они не спасут нечестивого.

Еккл 8:9. Все это… видел Екклесиаст наблюдая дела, какие совершаются под солнцем. Среди них и такое, когда человек властвует над другими во зло им. Бывает и такое время, печально констатирует он.

Еккл 8:10. Да, многих нечестивых побуждает творить зло безмерное властолюбие, присущее им. И честолюбие. Да, они достигают земной славы. И не страшатся приходить в храм (в переводах книги Екклесиаста на англ. язык первая часть стих 10 читается так: «Видел я, как хоронили нечестивых, которые прежде приходили к святому месту и отходили от него»), чтобы «задобрить» Бога своими жертвоприношениями, которые, не будучи искренни, «мерзость» в глазах Его. Но суетны и жизнь и кончина их, размышляет Екклесиаст наблюдавший, как вскоре после их погребения нечестивых забывали в городе, где они творили зло.

Еккл 8:11−14. Тема справедливого воздаяния за добро и зло, и загадочность действия этого принципа в жизни снова звучит в этих стихах. От того, что не скоро совершается суд над худыми делами, размышляет Екклесиаст люди не боятся делать зло. Но его собственная вера в конечное осуществление воздаяния остается непоколебимой. Его решительно звучащее в стихе 12, но относящееся и к стих 13, я знаю в этом контексте свидетельствует именно о факте веры, а не о том, что познано было на опыте.

Сколько зла ни совершит грешник, непрочными и скоропреходящими будут успехи того, кто не благоговеет пред Богом. И, напротив, благо будет боящимся Бога. Судя по фразе недолго продержится грешник (стих 13), Екклесиаст подразумевает воздаяние в пределах земной жизни. Непонятные ему «сбои» в действии закона воздаяния на земле, как бы нелогичность в осуществлении его (стих 14), Екклесиаст называет «суетой» именно в значении непонятности, загадочности их для человека.

Еккл 8:15−17. Примириться с этой загадочностью, как примирился с ней он сам, зовет Екклесиаст людей, вновь возвращаясь к утверждению, что нет лучшего для человека под солнцем (сравните с 3:11−13; 7:14а), как радоваться повседневными «малыми радостями», даруемыми ему Богом в облегчение трудов его. Ибо постигнуть смысла и назначения Божиих дел, которые делаются под солнцем… человек, даже и мудрец, сколько бы… ни трудился в исследовании их, не может.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.