Откровение Иоанна 12 глава » Откровение 12:1 — толкование отцов церкви.

Толкование на Откровение 12:1

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Откровение 12:1 / Откр 12:1

Откровение Иоанна 12 стих 1 — синодальный текст:
И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд.

Андрей Кесарийский (ок. VII в.)

И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, а на главе ее венец из двенадцати звезд

Под женою, облеченною в солнце, некоторые всецело разумели Пресвятую Богородицу, потерпевшую еще прежде, чем познан был ее Божественный Сын. Но как Господь наш родился за долго пред сим, то великий Мефодий, считая сказанное несоответствующим Владычнему рождению, принимает жену за Святую Церковь. Не излишне привести здесь и самые слова блаженного Мефодия, который в сказанной беседе от лица девы Проклы говорит: «Жена, облеченная в солнце, есть Церковь; и что для нас одежда, то для нее свет, и что для нас золото и блестящие драгоценные камни, то для нее звезды, — звезды лучшие и светлейшие. Она взошла на луну. Так как от луны зависит влажность в природе, то иносказательно здесь под луною разумею веру банею очищаемых и освобождаемых от тления. Она болит, перерождая душевных в духовных и видом и образом преобразуя их по подобию Христову». И далее: «Не следует считать под вновь рождаемым Самого Христа, ибо за долго до откровения Иоаннова исполнилась тайна воплощения Божественного Слова. Иоанн же говорит и пророчествует о настоящем и будущем». За сим продолжает: «Итак, самая необходимость заставляет признать, что болящая и рождающая искупленных есть Церковь, как свидетельствует у Исаии Дух: прежде неже чревоболети ей, роди, прежде неже npiити труду, чревоболения избеже, и породи мужеск пол (Исаия 66, 7). От кого убежала? — Во всяком случае, от змея, чтобы родить людей — умный Сион мужескаго пола. — Далее: «Итак в каждом из нас духовно раждается Христос; а посему Церковь повивает пеленами и болезнует, пока не вообразится в нас родившийся Христос, чтобы каждый, соединившись со Христом, соделался Христом». Таким образом, Церковь оделась солнцем правды Христом. «Ибо законный свет ночного светила луны имеет под ногами и мiрскую жизнь, подобно луне изменяющуюся». — Глава ея увенчана венцом Апостольских догматов и добродетелей. — Тот же Мефодий говорит: «поелику от луны зависит влажность, то ею означается, иносказательно называемое морем, крещение, спасительное для рождаемых и пагубное для демонов».

Источник: Толкование на Апокалипсис

Кесарий Арелатский (470−543)

И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд

Иоанн говорит, что Церковь на одной своей части — то есть на мнимых и дурных христианах — стоит ногами. И на главе ее венец из двенадцати звезд. Под этими двенадцатью звездами могут пониматься двенадцать апостолов. Облаченная же в солнце [жена] означает надежду воскресения. Поэтому написано: тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф 13:43).

Источник: Изложение Откровения.

Димитрий Ростовский (1651−1709)

И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд

Брань — жизнь наша, и эта брань «против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф 6:12). Победа же над ними есть вещь весьма добрая, но нелегкая. Добрая — потому что приносит венец, а нелегкая — потому что злоба супостата нашего велика, сила его крепка, а естество наше страстно и сила наша немощна.

Но не бойся, человек, не отчаивайся, ибо имеешь помощницей Пресвятую Деву, Воеводу Возбранную, Ей же мы и «благодарственная восписуем». Ее в помощь призови, ибо говорит: «Призови Меня в день скорби твоей, и избавлю тебя, и ты прославишь Меня» (Пс 49:15). С Нею помогающей увидишь ты врага побежденным. В утверждение этой истины скажу нечто из Писания: «Шея твоя — как столп Давидов, тысяча щитов висит на нем — все щиты сильных» (Песн 4:4).

Что означает тот столп, как не крепость Девы во спасение наше, столп крепости от врага? Что те щиты, как не защита? Что те стрелы, как не победа над врагами? Когда враг на нас нападает, Она щитами нас заслоняет. Когда мы против врага воюем, Она нам стрел крепких добавляет. Когда ослабеваем, Она, как столп, нас подпирает, чтобы не упали. Таковую Воеводу имея в брани, кто врагов убоится? Горе тем, кто без Нее хочет сойтись с супостатом. Но Ты, Владычица, воинам Своим, верно Тебе служащим, не попускаешь одним остаться в брани, всегда Ты с ними, подвиг их блюдешь и им помогаешь.

Уверяюсь в этом, взирая на Твое знамение, на небесах явленное, солнцем облеченное, которое тогда явилось, когда всей твари разорение было показано, как пишется: «Произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град» (Откр 11:19), и вот, «явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце» (Откр 12:1).

Кто не знает, что та явленная Жена предзнаменовала Пресвятую Деву, в чем есть многое согласие церковных учителей. И смотри: почему та Жена не явилась прежде блистаний, громов, гласов, землетрясений и града, когда еще все стихии были в покое, но в само то страшное смятение небес и земли? Потому, чтобы показать, что Пресвятая Дева с нами в самой лютой брани, в самый злой час, когда с супостатом нашим боремся, когда на нас нападает враг — то блистанием «похоти очей», то гласом «гордости житейской» (1 Ин 2:16), то градом внезапных страстей и бесчисленных наветов, то громом страхов, то потрясением отчаяния.

Тогда Она, словно солнце, восходит в помощь, чтобы, если кто побеждается, того утвердить; если кто уязвляется, того исцелить. Если кто упадет, того воздвигнет. Если кто уже и умер душой, в брани люто побежденный, но в помощи Ее не отчаялся, — того воскресит и снова к подвигу вооружит. Если же кто крепко подвизается, тому будет помогать в брани и за подвиг награду уготовит.

Во все же то бранное время, — чтобы ночь темной области не покрыла борющихся, — является «облеченною в солнце», просвещая тьму нашу. Так Возбранная Победительница всегда со Своими на брани. И кто не встанет против греха, имея готовую помощь — Пресвятую Деву?

О, Всесильная! «Обитель Твою сохраняй, в Тебе бо сия верно и́иночествует, в Тебе и утверждается, и Тобою побеждающи, вышша есть всякаго искушения: и пленяет враги, и проходит послушание» (Андрей Критский, Великий канон, песнь 9).

Источник: Руно орошенное.

Викторин Петавийский († 303/4)

И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд

Это древняя Церковь отцов, пророков и святых апостолов, потому что она претерпела скорби и мучения томления, пока не появился некогда обещанный [пророками] из ее народа и в ее плоти. Облаченная в солнце указывает на надежду воскресения и обетование славы. Под ногами ее луна: освобождение (casus) тел святых от оброка смерти, потому что она не знает полного затмения. Ведь как жизнь человека убывает, так она и прибывает, и надежда усопших никогда не гаснет полностью, как думают некоторые, но они всегда имеют во тьме свет, подобный луне. Венец из двенадцати звезд означает венец отцов, от которых Дух, согласно рождению [Христа] по плоти, собирался получить плоть.

Источник: Толкование на Апокалипсис

Ипполит Римский

И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд

Под женщиной, облеченной в солнце, он самым ясным образом обозначил Церковь, облеченную в Слово Отца, блистающее ярче солнца. Говоря же о луне под ногами ее, (он разумеет), что Церковь, подобно луне, украшена небесной славой. А выражение: на главе ее венец из двенадцати звезд, указывает на двенадцать апостолов, чрез посредство которых утверждена Церковь.

Источник: Об антихристе.

Мефодий Патарский

И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд

Явившаяся на небе жена, облеченная в солнце и увенчанная двенадцатью звездами, которой подножием служила луна, и имевшая во чреве и кричавшая от болей и мук рождения, — это в собственном и точном смысле есть Мать наша, Дева, некоторая сила, сама по себе отличная от детей своих, которую пророки, ввиду приписываемых ей свойств, называли то Иерусалимом, то Невестою, то горою Сионскою, то Храмом и скиниею Божиею. Она есть сила, стремящаяся к просвещению.

По словам пророка: светись [Иерусалим], — как взывал к ней Дух, — ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак — народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари — к восходящему над тобою сиянию. Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе; сыновья твои издалека идут и дочерей твоих на руках несут (Ис 60:1−4).

Это есть Церковь, дети которой все вместе придут к ней по воскресении, стекшись к ней отовсюду; а она, достигнув невечернего света и облекшись сиянием Слова, как бы одеждою, будет радоваться. Ибо каким другим драгоценнейшим или достойнейшим украшением надлежало бы украшаться царице, которая облекается в свет, как в одежду, чтобы сделаться невестою Господа, для чего она и призвана Отцом?

Приступите же, возвысившись умом, посмотрите, подобно как [смотрите] на брачных дев, на эту великую жену, которая сияет чистою и непорочною, всецелою и неувядающею красотою, ни в чем не уступающею сиянию света, вместо одежды облеченную в самый свет, вместо драгоценных камней украшенную на голове сияющими звездами. Ибо что для нас одежда, то для нее — свет; что для нас золото, или блестящие камни, то для нее — звезды: не такие, какие находятся на видимом своем месте, но лучшие и блистательнейшие, так что здешние могут считаться не более, как их образами и подобиями.

Источник: Пир десяти дев.

Примасий

И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд

Это также то, что ныне явлено в Церкви, а именно: действием Святого Духа человеческая природа соединилась с Премудростью Божьей, и из двух один и Тот же Христос-посредник возник, возвещен и принят в вере. Как Он Сам сказал: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его (Ин 2:19), и евангелист добавляет: Он говорил о храме тела Своего (Ин 2:21).

Жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна. Обычно говорится, что род разделен на многие виды, которые суть одно, ибо то, что является небесами, здесь — храм на небесах, или — жена, облаченная в солнце с луной под ногами, то есть Церковь, одетая во Христа, ради любви попирающая все преходящее. Ибо не захвачена этими преходящими вещами та, которая, скрепленная непреходящим благом, говорит правдиво: А мне благо приближаться к Богу! (Пс 72:28). Отсюда те восклицания по поводу Церкви, которые мы читаем: прекрасная, как луна, совершенная, как солнце (Песн 6:10), и еще: и, как луна совершенна вовек, и свидетель на небесах верный (Пс 88:38). Он разумно говорит, что Церковь — странница, ибо после человеческого рождения Христа мы увидели, что еретиками высказывались многие ложные мнения. Ибо об этом храме говорили ересиархи, измышляя по собственному желанию — иное Валентин, иное Вардесан, иное Аполлинарий, иное Несторий, иное Евтихий, иное Тимофей Элур. Истина как бы возникла из земли, и за этим последовали распри. В результате православные и верные приобрели награду, в то время как еретики за дурные суждения о воплощении Христа подверглись наказанию вечного осуждения.

Источник: Комментарий на Откровение.

Экумений († X в.)

И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд

Видение желает нам более полно описать все обстоятельства, связанные с антихристом <…> Поскольку вочеловечение Господа, усвоившего и подчинившего мир, стало поводом для пробуждения антихриста и приуготовления его сатаной — ради того пробудился антихрист, чтобы мир вновь отступил от Христа и чтобы убедить его опять перейти на сторону сатаны, — а также поскольку плотское зачатие и рождение Господа стали началом вочеловечения Его, сочинение [Иоанна], устанавливая некий порядок и связность для вещей, о которых оно собирается говорить дальше, плотским зачатием Христа полагает начало повествованию и Богородицу нам изображает. Ибо что оно говорит? — И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна. Как было сказано, речь идет о Матери Спасителя. Конечно, видение описывает Ее на небе, а не на земле как чистую душой и телом, как равноангельскую, как обитательницу небес, как вместившую Бога и давшую плоть Ему, покоящемуся на небе, — ибо сказал, что небо — престол Мой (Ис 66:1; Деян 7:49), — и как не имеющую ничего общего с землей и злом на ней, но обладающую всем величием, всякой славой небесной, хотя и будучи нашей человеческой природы и сущности. Ибо Дева — единосущна нам Поэтому порочное учение Евтихия, пустословящее о том, что Дева отлична от нас по сущности, вместе с прочими его догматами, за пределы веры божественных чертогов пускай будет выброшено.

Что имеется в виду, когда говорится, что она облечена в солнце и под ногами ее луна? Божественный пророк Аввакум, пророчествуя о Господе, говорит: Солнце возвысилось, а луна остановилась в чине своем в свете (Авв 3:11). Он называет солнцем правды (Мал 4:2) Спасителя нашего Христа или, по крайней мере, евангельскую проповедь. Имеется в виду, что когда евангельская проповедь была возвышена и прославлена, луна, то есть закон Моисея, остановилась и не приняла никакого прибавления. Ибо после явления Христа уже не принимали прозелитов из язычников, как прежде, но было уменьшение и исчезновение. Потому ты должен здесь обратить внимание еще и на то, что Святая Дева покрыта умопостигаемым солнцем. Ибо так пророк именует Господа, когда об Израиле говорит: Пал огонь на них и не увидели солнца (Пс 57:9).

Луна, то есть священнодейство, осуществляющееся по закону, и государство, которое руководствуется законом, словно опустившись и сделавшись много меньше себя, лежит под ногами, побежденная евангельским светом. Хорошо он подзаконное назвал луной, поскольку оно солнцем, то есть Христом, освещается, как и чувственная луна — чувственным солнцем. Относительно сказанного было бы сообразнее сказать не то, что жена была облечена в солнце, а что она облекла солнце, которое имело во чреве. Но для того, чтобы из видения стало ясно, что Господь, сущий во чреве, был покровом Своей Матери и всякого создания, апостол сказал, что «Он облек жену». То же самое сказал ангел Божий Святой Деве: Дух Святый найдет на Тебя, и ста Всевышнего осенит Тебя (Лк 1:35). Ибо осенять, покрывать и облекать — по смыслу тождественные выражения.

Источник: Комментарий на Откровение.

Лопухин А.П. (1852−1904)

И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд

Пред глазами тайнозрителя явилось на небе великое знамение. «Явилось» употреблено в смысле «оказалось пред глазами», «внезапно стало видимым». Знамение есть такой символ, такое символическое явление, которое имеет знамение не только в отношении к цели, с которою оно употреблено, но и само по себе и в себе (2Кор ХII:12). Знамение — небесного происхождения, и должно быть понимаемо и принимаемо как особенный способ откровения Бож. воли. Знамение это есть жена. — Самым справедливым мнением может быть признано то, которое принимается большинством толкователей и которое состоит в понимании под образом жены Христианской Церкви и притом на всем протяжении ее истории, от первых дней апостолов и кончая временем господства антихриста. Жена — это именно святая и славная Христова Церковь, какою она была с самого своего начала и какою она должна остаться до конца мира, — Церковь победоносная, Церковь всех и все освящающая божественною благодатью, Церковь, как верная жена, состоящая в неразрывном брачном союзе с Господом Иисусом Христом и постоянно рождающая новых и новых чад не только через обращение неверующих, но и через таинства крещения и покаяния. — Одеяние жены в солнце есть выражение высшей славы, чистоты и совершенства жены — Церкви. Луна при жене — с тою же целью, т.е. для придания ей большего света и большего блеска, для более очевидного обозначения ее прославленности и близости к небу. Этой цели служат и звезды, окружающие голову жены в виде (не короны) венца, говорящий о том, что ее слава есть следствие её победы, её личного достоинства. А то, что венец этот состоит именно из 12 звезд, ясно указывает на то, что Церковь Христова украшается двенадцатью апостолами.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.