Библия » Еврейский НЗ Комментарии Давида Стерна

Откровение 12 Откровение Йоханана 12 глава

1 И вот, великое знамение появилось в небесах — женщина, облачённая в солнце, и луна под ногами её, а на голове её корона из двенадцати звёзд.

Женщина — это не Мирьям, мать Йешуа, но Израиль, в общепринятом смысле, еврейский народ. Образ взят из книги Исайи 66:7−10 (сравните Исайя 26:17, Михей 4:10). По причине ст. 17 это не может быть «духовный Израиль», включающий христиан-неевреев (см. ком. к 7:4 о фразе «из каждого колена сынов Израиля»).

Хотя Израиль находится на земле, Йоханан видит его в небесах. Это символизирует тот факт, что Бог хранит и оберегает еврейский народ: это ещё яснее видно в ст. 6, 13−16. Кроме того, Михаэль — ангел, покровительствующий Израилю (ст. 7 и ком.). Существует явное сходство между женщиной и «небесным Иерусалимом» (Гал. 4:26, Евр. 12:22−24).

Из двенадцати звёзд. Некоторые полагают, что это двенадцать зодиакальных созвездий. Хотя авторы обычно черпают материал для своих трудов из собственной культуры, а иудаизм действительно вобрал в себя элементы астрологии задолго до того, как жил Йоханан, очевидно, что его цель в данном отрывке не имеет с астрологией ничего общего. В 21:12−14 число двенадцать относится к коленам Израиля и к посланникам Йешуа, такое понимание вполне согласуется с контекстом и в данном случае.

Она кричала от родовых мук. См. ком. к 24:8 о «родовых муках» Мессии.

2 Она была беременна и вскоре должна была родить, и она кричала от родовых мук. 3 Ещё одно знамение было видно в небесах — огромный красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его по семь царских венцов. 4 Хвост его смёл треть звёзд с небес и поверг их на землю. Он стоял перед женщиной, которая вот-вот должна была родить, чтобы пожрать ребёнка в тот момент, как он появится на свет.

Стихи 3−4. Дракон с семью головами и десятью рогами — это Сатан. Противник (см. ком. к ст. 9); количество голов и рогов позволяет отождествить его с «четвёртым зверем» Книги Даниилу 7:7, 24 (см. ком. к 13:1). Он стоял перед женщиной, противостоя Йешуа, готовый пожрать ребёнка в тот момент, как он появится на свет.

Звёзды. Возможно, обычные звёзды (6:13, 8:12; Мат. 24:29), но более вероятно, что это «его ангелы» (ст. 7; ср. 1:20, 9:1), восставшие вместе с ним против Бога (см. ком. к 2 Кеф. 2:4).

5 Она родила сына, мальчика, который будет править всеми народами железным жезлом. Но сын её был унесён к Богу и Его трону;

Мальчика. Ср. Книгу Исайи 66:7; см. ст. 17 и ком. Который будет править всеми народами железным жезлом. Фраза, относящаяся к Мессии, взята из Псалма 2. Она также цитируется в 2:26−27 и ком., и 9:15; см. также 11:18 и ком.

Стихи 1−5. Какому бы толкованию Книги Откровения, буквальному или образному, мы ни отдавали предпочтение, почти все комментаторы соглашаются с тем, что эти стихи описывают рождение Мессии Йешуа и его вознесение на небеса после воскресения. Это означает, что Книга Откровения содержит не только описания грядущих событий в хронологическом порядке, поскольку данный отрывок возвращает нас к прошлому.

6 и она бежала в пустыню, где Бог подготовил для неё место, чтобы заботились о ней тысячу двести шестьдесят дней.

См. ст. 14−17 и ком.

7 3атем произошла битва на небесах — Михаэль и его ангелы сражались с драконом, а дракон со своими ангелами сражался против него.

Михаэль (см. ком. к 1 Фес. 4:16, Йег. 9 и ком.), один из правящих ангелов. По мнению многих несведущих в иудаизме евреев, ангелы являются христианским изобретением, отражающим уход от чистого монотеизма. На самом деле, ангелы часто упоминаются в Танахе, хотя только Михаэль (Михаил) и Гавриэль (Гавриил; см. ком. к Лук. 1:19) называются по имени. Иудаизм послебиблейских времен разработал ангелологию — сложное учение об ангелах.

В Книге Даниила 10:13 говорится, что после того, как Даниил попостился три недели, он увидел Гавриэля, и тот объяснил ему причину своей задержки: «Князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаэль, один из первых князей, пришёл помочь мне, и я остался там при царях Персидских». Дальше, в 10:21, Гавриэль упоминает «Михаэля, князя вашего», то есть Михаэль — князь, ангел-хранитель еврейского народа сражающийся вместе с Гавриэлем против ангелов Персии и Греции. В 12:1, Даниил, говоря о Конце Дней, добавляет: «И восстанет в то время Михаэль, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге». (Ссылка на этот стих есть в 20:15, Мат. 24:21). Здесь Михаэль изображён вместе с небесными воинствами, поражающими дракона.

Агада упоминает и многих других ангелов, например, Рафаэля и Азазэля на которых есть ссылка в цитате из Книги Еноха в комментарии к 2 Кеф. 2:4. (См. также ком. к 1:4 о «семисложном духе» и ком. к 8:2). Кроме того, традиция наделяет Михаэля и Гавриэля более широкими функциями.

Согласно Песикте Раббати 46:3, они двое из четырёх ангелов, стоящих вокруг Божьего престола; однако Талмуд утверждает, что Михаэль более велик, чем Гавриэль (Брахот 46). Михаэль был тем самым ангелом, который остановил Аврагама, готового принести Йицхака в жертву (Мидраш Ва-Йошо, относящийся к Книге Бытия 22:11, в А. Йеллинек, Бейт-ГаМидраш 1:38). Согласно Исход Рабба 18:5, именно Михаэль наголову разбил Сеннахирима и армию ассирийцев (4 Царств 19:35):

в отрывке далее говорится:

'Михаэль и Саммаэль (отождествляемый с Сатаном; см. ком. к Йег. 9) вдвоём стоят перед Шхиной: Сатан обвиняет, а Михаэль указывает на добродетели Израиля, и когда Сатан вновь желает говорить, Михаэль заставляет его замолчать.'

В Есфирь Рабба 7:12 говорится, что не кто иной, как Михаэль защищал Израиль от всех обвинений Амана. Когда придёт Мессия, Михаэль и Гавриэль будут сопровождать его и вместе с ним сражаться против нечестивых («Алфавитный Мидраш раби Акивы»).

Один из наиболее захватывающих отрывков можно обнаружить в конце книги Мидраш Рабба. Когда настало время Моисею умереть, Саммаэль, ангел смерти, пришёл, чтобы забрать его душу. Однако Моисей возражал и привёл целый перечень своих заслуг, чтобы доказать, что он не может отдать свою душу Саммаэлю. В конце концов, Сам Бог спустился с высших небес, чтобы забрать душу Моисея, а с Ним были три ангела-служителя: Михаэль, Гавриэль и Загзагэль. Михаэль приготовил носилки, Гавриэль расстелил чистое льняное полотно и положил подушку ему под голову, а Загзагэль положил другую у его ног. Затем Михаэль встал по одну сторону, а Гавриэль — по другую. Святой, да будет Он благословен, призвал душу Моисея, но та отвечала: «Владыка Вселенной, умоляю Тебя, позволь мне остаться в теле Моисея». После чего Бог поцеловал Моисея, забирая его душу из него через поцелуй в уста: и Бог, если можно так выразиться, заплакал. И Руах ГаКодеш сказал: «С тех пор не было в Израиле пророка, подобного Моисею» (Второзаконие 34:10). Да будет благословен Господь вовеки веков. Амен и амен. (Сокращено из Втор. Рабба 11:10)

Хотя Мидраш Рабба составлялся в четвёртом веке н.э., его авторы не признавали тот факт, что Йешуа был «пророком, подобным Моисею», который уже появился в Израиле; см. ком. к Деят. 3:22−23. В письме Йегуды 9 есть ссылка на традицию, согласно которой Михаэль присутствовал при смерти Моисея; см. примечания там и в 11:3−6 выше.

В каббалистической литературе статус Михаэля ещё более высок. Он ассоциируется и даже отождествляется с ангелом Метатроном, который, в свою очередь, иногда приравнивается к Мессии. Михаэлю отведена роль избавителя, он также является олицетворением Божьей милости. Иногда его изображают как ангела, приносящего Богу души праведников (см. 6:9 и ком.).

8 Но он был недостаточно силён, чтобы взять верх, так что не осталось для него места на небесах. 9 И был сброшен великий дракон, этот древний змей, называемый также Диаволом и Сатаном [Противником], тот, кто вводит в заблуждение весь мир. Он был повержен на землю, и ангелы его были повержены вместе с ним. 10 3атем я услышал громкий голос в небесах, говоривший:
"Теперь одержана победа Божья,
сила и царствование,
и власть Мессии Его,
так как Обвинитель наших братьев,
обвиняющий их перед Богом день и ночь,был низвергнут!

Стихи 9−10. Неужели Новый Завет — адаптация греческой мифологии? Если нет, то почему в нём целая глава повествует о каком-то «великом драконе»? Ответ даёт сам Йоханан здесь и в 20:2, показывая, что дракон (греч. драко) в еврейской терминологии — это:

1) Этот древний змей, греч. офис, использованное в Септуагинте Бытие 3, при переводе ивритского нахаш, змей из Эдемского сада.

2) Дьявол. греч. биоболос, «клеветник», «обвинитель», в Септуагинте используется для перевода слова Сатан: именно этим и занимается Противник в Книге Иова 1−2.

3) Сатан Противник. Я дважды использую это слово в тексте; см. ком. к Мат. 4:1.

4) Тот, кто вводит в заблуждение весь мир. Сравните 20:2−3 ниже.

5) Обвинитель наших братьев. Традиционному иудаизму известна идея о том, что Сатан обвиняет Божий народ. Можно сказать, что антисемитизм является одним из проявлений подобного обвинения. Кроме того, в Танахе есть и другие термины, использующиеся по отношению к Сатану:

(1) Рагав (Раав — термин никак не связан с женщиной, укрывшей соглядатаев в Иерихоне), подразумевающий Египет, за которым стоит сила Сатана (Исайя 51:9, Псалом 38:10, Иов 26:13).

(2) Левиатан («левиафан», морское чудовище; Исайя 27:1; Псалмы 73:14, 103:26; Иов 40:25 — 41:26); описание в последнем абзаце ясно показывает, что левиафан — больше, чем просто морское существо.

(3) Бегемот («бегемот», «гиппопотам»; однако в Книге Иова 40:15−24 имеется в виду некое сверхъестественное существо).

(4) Танин («дракон», «крокодил»; Исайя 51:9, Псалом 73:13, Иов. 7:12).

(5) Нахаш («змей» Бытие 3:1−19, Исайя 27:1, Амос 9:3, Иов 26:13).

В Септуагинте слово дракон часто используется при переводе танин, нахаш и ливиатан.

В ст. 3, выше, этот дракон отождествляется с "четвёртым зверем" из Книги Даниила 7:7, 24.

И был сброшен великий дракон. Сравните Лук. 10:18, где Йешуа говорит: «Я видел, как Сатан упал с небес, подобно молнии».

Он был повержен на землю. И что же он делает здесь, на земле? Ответ: «Ваш враг, Противник, ходит крадучись, словно рычащий лев, ища, кого поглотить» (1 Кеф. 5:8). Это подтверждается в ст. 12−17, 13:7. Что же нам делать в этой связи? «Дайте ему отпор...» (1 Кеф. 5:9−10, Яак. 4:7; сравните Еф. 6:10−17, также 13:10 и 14:12 ниже).

Победа Божья (или «спасение»; см. ком. к 7:10) — тема следующих шести глав; возглас повторяется в 19:1.

11 Они победили его кровью Ягнёнка и словами своего свидетельства. Даже перед лицом смерти они не стремились во что бы то ни стало сохранить жизнь.

Наши братья победили Сатана, Обвинителя, благодаря Божьей милости, дарованной человечеству, которая заключалась в пролитии крови Ягнёнка (см. ком. к Рим. 3:25). Со своей стороны, они победили его словами свидетельства, бесстрашно говоря о том, что совершил Бог, и о Его сыне Йешуа даже перед лицом смерти. См. ком. к Деят. 7:59−60 о мученической смерти аль кидуш ГаШем.

12 Потому, веселитесь, небеса, и живущие на них! Но горе вам, земля и море, поскольку к вам сошёл Противник, исполненный ярости, так как знает, что времени ему остаётся немного!"

Времени ему остаётся немного. После неопределённого количества столетий, проведённых на небесах (Исайя 14:11−15), Противник находится относительно недолгое время на земле перед тем, как его «бросят в озеро огня и серы» (20:10), в «огонь, приготовленный Противнику и его ангелам» (Мат. 25:41). Всё это время он исполнен ярости — см. 1 Кеф. 5:8 и ком. к ст. 9−10 выше.

13 Когда дракон увидел, что он низвергнут на землю, он стал преследовать женщину, родившую мальчика. 14 Но женщине были даны два крыла огромного орла, чтобы она полетела в пустыню к своему месту, где о ней будут заботиться срок, два срока и полсрока, прочь от лица змея. 15 И вслед женщине змей изрыгнул из пасти воду, как реку, чтобы увлечь её в потоке; 16 но земля пришла ей на помощь — она раскрыла уста и поглотила реку, которую дракон изрыгнул из своей пасти.

Стихи 13−16. Он стал преследовать женщину, то есть еврейский народ (ком. к ст. 1), а возможно, конкретно мессианских евреев. Точное значение всех деталей неизвестно; общий смысл в том, что Бог расстраивает все планы Сатана уничтожить Израиль.

17 Дракон рассвирепел на женщину и отправился сражаться с остальными её детьми, которые соблюдают заповеди Бога и несут свидетельство о Йешуа.

С остальными её детьми, то есть с христианами-неевреями. Они соблюдают заповеди Бога, не 613 мицвот, а Тору с необходимыми изменениями (Евр. 7:11, 8:6; Деят. 15:22−23; Йн. 13:34; Рим. 13:8−10), которые раскрывают «истинный смысл Торы, раскрываемый Мессией» (Гал. 6:2). См. примечания к этим отрывкам.

Также, подобно мессианским евреям, они несут свидетельство о Йешуа (см. ком. к ст. 11). Р.X. Чарльз использует извилистые рассуждения, отождествляя женщину с церковью, а «остальных её детей» — со всеми верующими. Тем не менее, даже он говорит, что фраза «первоначально» означала «христиан из язычников». («Откровение», том 1. с. 315.) См. также кн. Исайи 66:8.

18 Тогда дракон встал на морском берегу...

Дракон встал на морском берегу, чтобы призвать к себе двух зверей (13:1. 11), которые были его орудиями в преследовании Израиля и верующих неевреев.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Откровение Иоанна Богослова, 12 глава. Комментарии Давида Стерна.

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ

Откровение 12 глава в переводах:
Откровение 12 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Толкования Августина
  7. Новый Библейский Комментарий
  8. Лингвистический. Роджерс
  9. Комментарии Давида Стерна
  10. Библия говорит сегодня
  11. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.