Библия » Еврейский НЗ Комментарии Давида Стерна

Откровение 14 Откровение Йоханана 14 глава

1 Затем я взглянул, и вот, Ягнёнок стоит на горе Цийон; а с ним сто сорок четыре тысячи, на лбах у которых начертано его имя и имя его Отца.

Закланный Ягнёнок (5:6 и ком. виден на горе Цийон (Сион), наивысшей точке Иерусалима. В 3 Ездры автор получает объяснение видения:

'Это тот, которого Всевышний хранит многие времена, который самим собою избавит творение Своё. Он же [Мессия] станет на верху горы Сиона. И Сион придёт и покажется всем приготовленный и устроенный, как ты видел гору, изваянную без рук. Сын же Мой обличит нечестия изобретённые этими народами.' (3 Ездры 13:26.35−37).

Здесь «Сион» относится к небесному Иерусалиму; см. Евр. 12:22 и ком.

Сто сорок четыре тысячи — это мессианские евреи из 7:4 и ком. На лбах у них «печать» (7:2−3 и ком., 9:4) с именем Ягнёнка и именем его Отца (противопоставьте 13:16−17). Один из двух тфиллин надевается на лоб и действительно содержит имя Отца, ЙГВГ (см. ком. к 13:16−17): он символизирует полное посвящение и открытое исповедание. Сто сорок четыре тысячи также будут открыты и преданы Богу в провозглашении имени Ягненка, Йешуа.

2 Я услышал звук с небес, подобный звуку несущихся вод и подобный звуку рокочущего грома; звук, услышанный мною, напоминал также звук арфистов, играющих на арфах. 3 Они пели новую песню перед троном и перед четырьмя живыми существами и старцами, и никто не мог научиться этой песне, кроме ста сорока четырёх тысяч, искупленных из мира. 4 Это те, которые не осквернились с женщинами, ибо они девственники; они следуют за Ягнёнком, куда бы он ни шёл; они искуплены из среды человечества как первые плоды для Бога и Ягнёнка;

Те, которые не осквернились с женщинами, ибо они девственники. Здесь не имеются в виду мужчины, давшие обет безбрачия, не смотря на упоминание о женщинах. Скорее, речь идёт об обоих полах, о тех, кто верен Богу и Его Сыну, что становится ясно из ст. 4−5. Блуд — распространённая библейская метафора, означающая идолопоклонство. Примеры Танаха можно найти в Книге Иезекииля 16, 23 и в Книге Осии 1−5. Здесь, в Книге Откровения, поклонение чему-либо кроме Бога ясно названо блудом в ст. 8 ниже, а также в 17:2, 4; 18:3, 9; 19:2.

О самом целибате (от лат. caelibatus — "безбрачие мужчины", от caelebs — "неженатый") Р.Г. Чарльз пишет «Превосходство жизни в безбрачии, хотя идея эта не еврейская и не христианская, было признано гностиками и другими христианскими еретиками», такими как Маркион, а также религиями Изиды, Митры и культом весталок (жрицы богини Весты) в Риме («Откровение», том 2. с.9).

Больше на эту тему см. в 1 Кор. 7:1−9 и ком.

5 в устах их нет лжи — они непорочны.

В устах их нет лжи. Это же предсказано о Йешуа в Книге Исайи 53:9 и об остатке Израиля в Книге Софонии 3:13.

6 После этого я увидел ещё одного ангела, летящего посреди небес с вечной Доброй Вестью, чтобы провозгласить её всем живущим на земле — всем народам, коленам, языкам и племенам. 7 Громким голосом он сказал:
"Бойтесь Бога,
воздавайте Ему славу, ибо настал час,
когда Он свершит суд!
Поклонитесь Создавшему небеса и землю, море и источники вод!"

Стихи 6−7. Добрая Весть, упомянутая в этом стихе — это то, о чём говорит ангел в ст. 7. Это не вся Добрая Весть, но только один её аспект, имеющий отношение к происходящему здесь.

8 3а ним следовал другой ангел, говоривший:
"Пал, пал Вавилон [великая блудница]!
Из-за неё все народы выпьют вино Божьей ярости, вызванной её блудом!"

Пал, пал Вавилон [великая блудница]! Этот возглас, объединяющий в себе отрывки из Книги Исайи (21:9) и Книги Даниила (4:21), повторяется в 18:2, когда разрушение Вавилона описывается в подробностях (главы 17−18). В Танахе Вавилон — воплощение зла. Уже в Книге Бытия 11 мы видим его как то место, на котором возводилась Вавилонская башня. В Книге Исайи 14 за образом царя Вавилона просматриваются очертания Сатана (особенно Исайя 14:12−16). Ниже приводится обзор четырёх возможных толкований слова «Вавилон», употреблённого здесь и в 16:19; 17:5; 18:2, 10, 21:

1) Буквальный Вавилон. Вавилон был расположен на реке Евфрат (16:12) и пересекался крест-накрест многочисленными каналами («сидящей у многих вод». 17:1, ссылка на кн. Иеремии 51:13: «О, ты, живущий при водах великих, изобилующий сокровищами! Пришёл конец твой, мера жадности твоей»). Однако против буквального толкования выступает 17:15, где «воды» понимаются образно, а пророчество Иеремии говорит о том, что земля эта будет «вечною пустынею» (Иеремия 25:12; также Исайя 13:19−22 и, наиболее подробно, Иеремия 50:1 — 51:64). Кроме того, в первом веке нашей эры Вавилон вряд ли удостоился бы повышенного внимания со стороны Йоханана, поскольку он не был ни центром распространения Евангелия (см. ком. к 1 Кеф. 5:13), ни великой империей, как некогда ранее.

2) Рим. Аргументы в пользу того, чтобы толковать Вавилон как зашифрованное обозначение Рима, весьма убедительны. Рим был широко известен как город, расположенный на семи холмах (17:9). Осторожность требовала воздержаться от слишком прямого изображения римского гнёта. Термин «Вавилон» часто употреблялся как эвфемизм слова «Рим» в псевдоэпиграфах (2 Баруха 11:1, 67:7; Предсказания Сивилл 5:143, 159) и в трудах раввинов. Мидраш Рабба на Песнь Песней 1:6 прямо говорит: «Рим называют "Вавилоном"». Йехиэль Лихтенштейн в примечании к 1 Кеф. 5:13 отмечает: «Рим называют Вавилоном, потому что он всегда описывается как наихудшее из царств». Поскольку политическая власть Рима весьма ослабла с момента написания Книги Откровения, и буквальное понимание Рима как Вавилона уже не столь уместно, некоторые протестанты видят Вавилон в римском католицизме, превращая тем самым отрывок в антикатолическую полемику.

3) Порочная система этого мира, которой в духовной сфере правит Сатан, а в физической — Анти-Мессия. Аллегорическое толкование Вавилона как системы зла согласуется с подробным описанием правления Анти-Мессии в главах 12−13 и с непосредственным контекстом ст. 9−11, где мы вновь видим этот образ.

4) Нечестивые в целом. Такое обобщённое понимание Великого Вавилона как совокупности нечестивых людей земли, противостоящих праведникам, можно извлечь при помощи герменевтики, объясняющей всю книгу подобным иносказательным образом (см. ком. к 1:1). Вино Божьей ярости, здесь и в ст. 10; см. ком. к ст. 14−20 ниже.

9 Третий ангел последовал за ними и сказал громким голосом: "Всякий, кто станет поклоняться зверю и его образу и примет метку на лоб или правую руку, 10 непременно будет пить вино ярости Божьей, вино неразбавленное, изливающееся в чашу Его гнева. Он будет мучим огнём и серой перед святыми ангелами и перед Ягнёнком,

Огонь и сера. Это выражение иногда используется христианскими проповедниками, пугающими слушателей яркими изображениями адских мук, а потому чуждо иудаизму. Но на самом деле, участь творящих зло описывается подобным образом на протяжении всего Танаха. Вот четыре примера: Бытие 19:24 (Бог уничтожает Содом). Исайя 34:8−10 («день мщения» Эдому). Иезекииль 38:22 (пророчество о Гоге) и Псалом 10:6 (участь нечестивых). Фраза встречается в Книге Откровения также в 9:17−18, 19:20, 20:10, 21:8. См. ком. к 19:20.

11 и дым их мучения восходит вовеки веков. Ни днём, ни ночью не имеют покоя поклоняющиеся зверю и его образу и принимающие знак его имени".

Стихи 10−11. Перед святыми ангелами... вовеки веков. Идею о том, что суд над нечестивыми производится на глазах у праведников, можно обнаружить в 1 Еноха, еврейском псевдоэпиграфе:

'Эта проклятая долина [Гей-Гином (геенна, ад; см. ком. к Мат. 5:22)] предназначена для тех, кто навеки проклят... Здесь всех их соберут и здесь будет место суда над ними. В последние дни над ними будет произведён праведный суд, осуществляемый вовеки на глазах у праведников.' (1 Еноха 27:1−3)

12 Тогда Божьему народу необходима будет стойкость, всем тем, кто соблюдает Его заповеди и проявляет верность Йешуа. 13 3атем я услышал голос с небес, говоривший: "Запиши: 'Отныне благословенны мёртвые, умершие в единстве с Господом! 'Да, — говорит Дух, — теперь они могут отдохнуть от своих трудов, ибо всё, чего они достигли, следует за ними'".

Всё, чего они достигли, следует за ними. В Мишне это выражено следующим образом:

'В смертный час не сопровождают человека ни золото, ни серебро, ни драгоценные камни и жемчуга, а лишь учение [Тора и добрые дела].' (Авот 6:9)

Стихи 6−13. Три ангела призывают Божий народ оставаться верным Богу (ст. 6−7, 12; сравните 13:9, 10), чтобы избежать суда над Великим Вавилоном (ст. 8−11, ком. к ст. 8). Верующие должны соблюдать Божьи мицвот и проявлять верность Йешуа (ст. 12), то есть ту верность, которую имел сам Йешуа (см. Рим.3:22 и ком., Гал.2:16 и ком.). Отметьте, что дела и вера идут рука об руку (Рим. 3:27−28 и ком., Еф. 2:8−10 и ком., Яак. 2:14−26 и ком.), и что дела праведников «следуют за ними» для получения награды (ст. 13; сравните Рим. 2:6−16, 1 Кор. 3:8−15). Стих 13 предлагает утешение всем умершим верующим.

14 3атем я взглянул, и вот, передо мной находилось белое облако. На облаке был некто, видом напоминавший Сына Человеческого с золотой короной на голове и острым серпом в руке.

На облаке был некто, видом напоминавший Сына Человеческого. Пророчество из Книги Даниила 7:13, таким образом, здесь относится к Йешуа; сравните Мат. 24:30−31 и ком. Map. 14:61−62 и ком.

15 Ещё один ангел вышел из Храма и прокричал сидящему на облаке: "Бери серп свой и начни жать, потому что настало время жатвы — урожай земли созрел!" 16 Сидящий на облаке прошёлся своим серпом по всей земле, и урожай земли был собран. 17 Другой ангел вышел из Храма на небесах, и у него также был острый серп. 18 3атем из жертвенника вышел ещё один ангел, отвечавший за огонь, и он громким голосом прокричал имевшему острый серп: "Воспользуйся своим острым серпом и собери виноградные грозди с виноградной лозы земли, ибо они созрели!" 19 Ангел прошёлся своим серпом по земле, собрал грозди земли и бросил их в огромную давильню Божьей ярости. 20 Давильня была истоптана за пределами города, и потекла из неё кровь высотой до узд конских и протяжённостью в триста двадцать километров.

За пределами города Иерусалима, в долине Йегошафата (имя означает «Бог судит»), упомянутой у Иоиля в 3:2, 12. Еврейские авторитеты понимают это как Кидронскую Долину (Йн. 18:1) или долину Гинома (см. ком. к 10−11 и к Мат. 5:22).

Потекла... кровь высотой до узд конских и протяжённостью в триста двадцать километров. Сравните Мидраш Рабба:

'Они [римляне при правлении Адриана] умерщвляли жителей [Бетара, после того, как погиб Бар-Косиба, его защитник], пока лошади не стали идти по ноздри в крови, и кровь переливалась через камни размером в сорок см и затекала в море на несколько километров.' Плач Иеремии Рабба 2:2:4.

Стихи 1−20. В данной главе показывается, как Бог трудится за кулисами истории, подготавливая награды для Своего народа и наказания для непокорных Ему. Верующих предупреждают об опасности отпасть и поощряют сохранять верность.

Стихи 14−20. В целом, отрывок вторит Книге Иоиля 3:9−13, где сбор винограда и изготовление вина — метафоры, изображающие суд в контексте эсхатологической войны, и Книге Исайи 63:1−6, где Бог в гневе Своём попирает давильню, и кровь людей выливается на землю. Та же метафора присутствует в Книге Иеремии 25:15, 28−31.

Сбор урожая также символизирует суд в Иер. 61:33 и Ос. 6:11. См. также притчу Йешуа о плевелах и пшенице, особенно Map. 4:29 и Мат. 13:39−42; и там и здесь Мессия — это жнец во время окончательного суда, использующий в качестве своих орудий ангелов. Кроме того, здесь именно Мессия попирает давильню (см. ниже. 19:15).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Откровение Иоанна Богослова, 14 глава. Комментарии Давида Стерна.

ПОДДЕРЖАТЬ ДЕНЬГАМИ

Откровение 14 глава в переводах:
Откровение 14 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Толкования Августина
  7. Новый Библейский Комментарий
  8. Лингвистический. Роджерс
  9. Комментарии Давида Стерна
  10. Библия говорит сегодня
  11. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.